Дом происхождение слова: ДОМ Происхождение слова СЛОВАРЬ «ГЛАГОЛЪ» история корень корнеслов корнесловный смысл суть этимологический этимология слово что значит значение толкование откуда глагол

ДОМ Происхождение слова СЛОВАРЬ «ГЛАГОЛЪ» история корень корнеслов корнесловный смысл суть этимологический этимология слово что значит значение толкование откуда глагол

« Назад

ДОМ – согласно данным современной этимологии,происходит от древнего корня *dem- «подчинять, создавать > строить». Этимологически однокоренными являются такие слова, как санскритское दम /dáma/ «строение, дом»; древнегреческие δόμος /dómos/ «дом», δέμω /démō/ «строить»; латинское domus /домус/ «дом, жилище». В латинском языке есть также однокоренное слово dominus /доминус/ «господин, хозяин, владелец дома». Современный глагол ДОМИНИРОВАТЬ, произошедший от ДОМ, означает «главенствовать, быть высшим в иерархии». По-моему, корень *dem- «подчинять, создавать > строить» является составным и происходит от сочетания двух древнейших первокорней: *deh- «малая часть» и *mey- «связывать воедино, подчинять одно другому». От корня*deh- «малая часть» происходит древнегреческий глагол δαίομαι /дэомэ/ «делить». От корня*mey- «связывать воедино, подчинять» происходит слово μόνος /монос/ «единый». Два образа порождают единое представление о доме, постройке, жилище: здание, построенное путем упорядочивания и соединения (связывания) разных строительных материалов и малых частей в большое единство. Если это предположение верно, то ДОМ корнесловно родствен таким словам, как δῆμος /демос/ «общество» и δημιουργός /демиург/ «гончар, ремесленник, творец». О слове ДЕМОС, однокоренном с ДОМ, следует особо заметить: в оригинальном тексте Евангелия этим словом называется не народ, как это написано в славянских переводах, а общество собравшихся вместе свободных людей. Народ состоит из разных родов предков и потомков, а общество – из граждан-современников. Народ как единый язык последовательно называется словом ЭТНОС, простой народ (простонародье) как слой общества – ОХЛОС. Демосом называют все собравшееся на площади или в зале собраний общество: и охломонов, и аристократов, и разночинцев. Таким образом, ДЕМОКРАТИЯ – это не власть народа-этноса, а власть собранного на выборы общества-демоса. ДЕМОС же, подобно ДОМУ, представляет собой доминирование высших кругов над низами и служит более интересам верхов, чем низов. «В назначенный день Ирод, одевшись в царскую одежду, сел на возвышенном месте и говорил к ним; а народ (δῆμος /ДЕМОС/) восклицал: это голос Бога, а не человека. Но вдруг Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер. Слово же Божие росло и распространялось» (Деяния апостолов, 12:21-24). «И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множество, так и из знатных женщин немало. Но неуверовавшие Иудеи, возревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою (в оригинале ὀχλοποιήσαντες /охлопоисантес/) и возмущали город и, приступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу (τὸν δῆμον /тон ДЕМОН/ — в отличие от беспорядочной толпы-охлоса, ДЕМОС – это более упорядоченное общество, судящее отдельных людей большинством голосов)» (Деяния апостолов, 17: 4-5). Как и дом, состоящий из разных уровней от подвала до потолка и крыши, демос-общество тоже устроено по принципу вертикального разделения на взаимозависимые низшие и высшие слои. На каждом уровне устанавливаются горизонтальные связи дружбы и родства, а также связи подчинения вышестоящим и доминирования над нижестоящими. Своевольная перепланировка дома жильцами, то есть подмена, ослабление или разрыв естественных связей влечет за собой разрушение всего ДОМА. Каждый человек представляет собой ДОМ: иерархически построенный организм, в котором постоянно происходит закономерный обмен между разделенными частями – органами, клетками, внутриклеточными структурами, бактериями и микробами. Если же порядок обмена веществ нарушается, дом начинает разрушаться. Бог, создавший человека, может отремонтировать ДОМ его организма, разрешая от порочных противозаконных и восстанавливая нарушенные закономерные связи: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить, и видеть. И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его? И если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют? Посему они будут вам судьями. Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.» (От Матфея, 12:22-30).

В.С.

Дом: «строение» или «семья»? | О жизни слов

Слова, родственные русскому дом, есть во всех славянских языках, а также во многих других языках индоевропейской семьи. Вот некоторые примеры: украинское дiм, белорусское дом, старославянское домъ ‘дом’; древнерусское и церковнославянское домъ ‘жилище, жилое здание’, ‘хозяйство, домашнее устройство’, ‘семья, домочадцы’, ‘род’, ‘имущество’, ‘храм, церковь’; болгарское дом ‘дом, хозяйство’, ‘семья’, ‘родной дом’; чешское dům ‘дом, здание’, ‘родной дом’, ‘хозяйство’; польское dom ‘дом (как жилище, помещение)’, ‘кров над головой, жилье’; латинское domus ‘дом, семья’; древнеиндийское dáma- и греческое δόμος ‘дом’ и др.

У этих родственных лексем был общий «предок», слово, чью форму лингвисты реконструировали как *domus (domos). Что же оно означало?

Жилая постройка’

Обычно считается, что существительное *domus образовалось в праиндоевропейском языке от глагола *demo ‘строить, сооружать, складывать’. Иначе говоря, исходное значение слова *domus — ‘постройка’. Затем на базе этой изначальной семантики развивались переносные значения. Например, в такой последовательности: ‘постройка’ > ‘жилое строение, дом’ > ‘те, кто живет в одном доме’ > ‘семья, домочадцы’, ‘род’.

Но с середины ХХ века данная гипотеза поставлена под сомнение.

Семья, домочадцы’

Французский языковед Э. Бенвенист считал, что праиндоевропейское слово *domus изначально было не техническим, а социальным термином, и его значение развивалось не от ‘постройки’ к ‘семье’, а наоборот: ‘семья’ > ‘строение, в котором проживают члены одной семьи’. Соответственно, глагол *demo ‘строить’ не связан родством с *domus.

Такие выводы были сделаны на основе изучения значения слов, восходящих к праиндоевропейскому *domus. Оказалось, что во многих языках эти когнаты (так в лингвистике называются слова, происходящие от общего «предка» в праязыке) в первую очередь несут в себе семантику семьи, а не здания. Например, в латинском языке domus — это ‘дом’ как символ семьи, обозначение общественной единицы, а не постройки. Также в латинском отсутствует глагол, восходящий к праиндоевропейскому *demo ‘строить’ (но такой глагол есть в греческом языке). Похожая ситуация наблюдается в славянских языках. Например, в русском (как и в других славянских) не обнаружено глаголов, связанных с праиндоевропейским *demo ‘строить, складывать, возводить’. Зато существительное дом и производные от него в живом языке часто имеют социальную семантику. Вспомним «Домострой» — название произведения, в котором речь идет не о возведении жилища с помощью пилы и топора, а об обустройстве жизни в семье, о ведении домашнего хозяйства и о правилах общения с домочадцами. Также и наречия домой, до́ма означают в первую очередь ‘к себе’, ‘у себя’ или ‘на родине’, а не ‘в четырех стенах под крышей’.

Такие соображения выглядят разумно и логично. Их убедительность ослабляется лишь тем, что в языке термины для обозначения жилища и его частей очень легко получают социальное значение. Примеров немало: ни кола ни двора ‘бездомный, бедный’; иметь крышу над головой, иметь свой угол/кров ‘иметь жилье’; отгородиться стеной ‘замкнуться в себе’ и др.

Итак, история слова дом сложна и местами загадочна. В ней тесно переплелись два основных значения: ‘семья’ и ‘жилое строение’. Но какое из этих значений было исходным, а какое — вторичным, пока вопрос спорный.

Дом и дым

В литературе и обсуждениях в интернете можно встретить мнение, что слово дом этимологически связано с дым. В качестве доказательства приводят не только сходство звучания, но и цитаты из летописи «Повесть временных лет»:

По сихъ же лѣтехъ, по смерти братья сея, быша обидими деревляны и инѣми околными. И наидоша я козаре, сѣдящая в лѣсѣхъ на горах, и ркоша козарѣ: «Платите намъ дань». Здумавше же поляне и вдаша от дыма мечь…

В лѣто 6367. …А козаре имахуть на полянех, и на сѣверехъ, и на вятичихъ, имаху по бѣлѣ и вѣверици тако от дыма.

Перевод:

По прошествии времени, после смерти братьев этих, стали притеснять полян древляне и иные окрестные люди. И набрели на них хазары, на сидящих в лесах на горах, и сказали хазары: «Платите нам дань». Поляне, посовещавшись, дали от дыма по мечу. …

В год 6367 (859). …А хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма.

Здесь слово дым означает ‘жилище’, но значение это вторичное, переносное. Оно образовалось благодаря метонимии — переносу названия одного предмета на другой из-за их смежности. В данном случае перед нами смежность в пространстве: название части объекта (дым от очага) перенесено на целый объект (жилище). Это можно представить нагляднее, если вспомнить, что восточные славяне Х века часто жили в землянках. Заметить такое жилище издалека можно было только по поднимающемуся над поверхностью земли дыму.

В этимологическом плане слова дом и дым не связаны никаким родством, даже отдаленным. О праиндоевропейском *domus, от которого произошло наше существительное дом, мы уже сказали выше. А дым восходит к другому древнему слову, в котором начальный звук произносился с придыханием: *dhūmos (отсюда также латинское fumus ‘дым’). Существительное дым связано родством не с домом, а со словами дуть, душа, надменный и др. Подробнее о них можно прочитать в другой статье.

.

Литература:

Аникин А. Е. Русский этимологической словарь. — Вып. 14. — М., 2020.

Журавлев А. Ф. Эволюции смыслов. — М., 2016.

Трубачев О. Н. Этимологические исследования и лексическая семантика // Трубачев О. Н. Труды по этимологии: Слово. История. Культура. — Т. 1. — М., 2004.

Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов: Пер. с фр. — М., 1995.

дорога домой — Викисловарь

Содержание

  • 1 Английский
    • 1.1 Произношение
    • 1.2 Глагол
      • 1. 2.1 Синонимы
      • 1.2.2 Переводы

Английский [Редактировать]

произношение [РЕДАКТИРОВАТЬ]

  • Аудио (AU) (файл)

4. VERB [attiT]

4.0047 от третьего лица единственного числа простое настоящее

едет домой , причастие настоящего времени едет домой , простое прошедшее время ехал домой , причастие прошедшего времени везут домой )

  1. (переходный) Полностью задвинуть что-либо на место силой.
    • 1969 , Джеймс Планкетт, Strumpet City , стр. 396:

      Он хрюкнул, забивая гвоздей дом .

    • 1996 , Гарри Харрисон, One King’s Way , стр. 186:

      Карли встряхнулся, вбил домой последний гвоздь плоским камнем, выпрямился.

    • 2004 , Джудит Тарр, Королева амазонок , стр. 293:

      Как только Ионе начала замедляться, она отбросила меч Ионе, и отбросила свой собственный клинок дом .

  2. (образно, переходный) Подчеркивать (точку) ощутимой или мощной демонстрацией.
    • 1905 , Эдит Уортон, Глава 14, В Дом Мурта , Нью-Йорк, Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, OCLC 909409573 :

      . ее голова уткнулась туда, где недавно склонялась голова Селдена, в красоте покинутости, которая ехала домой , чтобы Герти ощутила неизбежность собственного поражения.

    • 1919 20 октября, Вирджиния Вулф, глава XXII, в Night and Day , London: Duckworth and Company […], OCLC 598428 :

      Лучше, чем спорить или думать, что угодно, она странная тишина которая гнала домой к ней расстояние между ними.

    • 2021 14 июня, Марк Лэндлер, «Глобальная Британия Бориса Джонсона делает шаткий старт на саммите G7», в The New York Times [1] , ISSN 0362-4331 :

      Срочная необходимость для вакцин было вытеснено домой из-за ожидаемой отсрочки в понедельник плана Великобритании по открытию, вызванной распространением варианта, известного как Дельта, среди непривитого населения.

  3. Используется не в переносном или идиоматическом смысле: см. диск, дом.

    Он решил не ехать домой сразу.

    Он боялся, что заснет на долгом пути домой .

Синонимы
  • ram home
  • Переводы
    • Китайский:
      Мандаринский диалект: 深化(訊息/論點/看法), 強調(訊息/論點/看法), 明確傳達(訊息/觀點/重點), 使入滨三刽, 使入滨三刽0082
    • Иврит: תָּחַב‎ (он)  м (тахав)
    • Маори: нгаху

    Происхождение и истинное значение слова «дом»

    Маркетинг

    Цитата лорда Байрона из «Дон Жуана» о том, что дом без сердец нереален, на самом деле коренится в самой ткани слова «дом». Понятие дома универсально, однако все мы определяем дом по-разному. Там могут быть некоторые сходства, но дом означает что-то свое для каждого из нас.

    Дэвид Марин

    18 апреля 2013 г.

    ПОДЕЛИТЬСЯ

    Цитата лорда Байрона из Дон Жуан о том, что дом без сердец нереален, на самом деле уходит своими корнями в саму ткань слова «дом». Понятие дома универсально, однако все мы определяем дом по-разному. Там могут быть некоторые сходства, но дом означает что-то свое для каждого из нас.

    Я хотел раскрыть коренное значение слова «дом» с точки зрения этимологии. Оказывается, эта идея о связи сердец и дома лежит в основе истории слова «дом».

    Английское слово «дом» происходит от древнеанглийского слова hām (не свинья)   , которое на самом деле относится к деревне или поместью, где собрано много «душ». Это подразумевает наличие физического жилища, но основная идея в том, что это собрание людей. В одном словаре, который я нашел в Интернете, была интерпретация современного определения дома, которая мне очень нравится. В нем говорится, что дом — это «пристанище привязанностей». Для меня это подводит итог, как ничто другое. Это не здание и не комната, а место, где обитает твоя любовь.

    Дом – это пристанище привязанностей.

    Латинский корень слова «дом» — это на самом деле то же слово, которое мы используем для обозначения человека, человека и людей. По сути, дом — это место, где находится не только ваше сердце, но и сердца тех, кого вы любите и кому доверяете. Вот почему большинство наших домов украшено фотографиями на стенах. Это тысячелетний обычай, связанный с тем, что люди вешали на стены портреты, чтобы показать посетителям, кто их предки и близкие когда-то жили в этом доме. Сегодня мы продолжаем эту традицию, но в большей степени, чтобы показать сердца и лица людей, которым рады в наших домах.

    Мой нынешний дом начался с трех сердец и вырос до шести, которые теперь постоянно живут под моей крышей. Хотя само жилище изменилось, став более тесным и значительно более шумным, я считаю это лучшим улучшением дома, о котором я когда-либо мог просить. Стены остались прежними, но люди внутри — это то, что определяет мой дом.

    Независимо от того, является ли ваш дом ранчо или колониальным, величественным или скромным, квартирой или таунхаусом, факт остается фактом: сердца, которые входят в его дверной проем, или то, что действительно определяет его как дом.

    #CBbelieves определение дон жуан дверной проем сердца дом лорд байрон цитата души мы верим

    Муж. Отец. Социализатор. Метс Лифер. Поклонник телевидения. Привлекатель потребителей.

    Дэвид Марин — директор по маркетингу в Coldwell Banker, где он курирует маркетинговую деятельность бренда и стратегию контента, в том числе выступает в качестве главного редактора блога Coldwell Banker и возглавляет работу по производству видео. В то время как директор по маркетингу днем, Дэвид управляет цирком с тремя аренами ночью, так как он отец 4 мальчиков.