"Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации" весна 2018 года. Экологический рейтинг


"Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации" весна 2018 года

Общероссийская Общественная организация «Зеленый патруль»117630 Москва, ул. Воронцовские пруды, дом 3Тел.: 8 (495) 740-97-16, [email protected]

Пресс-релиз«Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации» по итогам весны 2018 года

05 июня, 2018 г., в Международный день защиты окружающей среды и в День эколога в РФ, Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала очередной «Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации» по итогам весны 2018 г, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Андрей Нагибин, Председатель Правления «Зеленого патруля», эксперт Центра мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защите леса, член Общественного совета при Росприроднадзоре РФ: «Разрешите в этот День поздравить наших коллег экологов, как государственных служащих, ученых, членов общественных организаций, так и всех неравнодушных граждан, кто задумывается о чистоте воздуха, питьевой воды, проблемах цивилизованной переработки и утилизации мусора, бездомных животных и других проблемах во взаимоотношениях людей с окружающей средой. Отгремел прошедший «Год экологии – 2017», регионы России отчитались о множестве мероприятий, проведенных в его рамках. Реальная экологическая ситуация в нашей стране за этот срок изменилась мало, но задачи, поставленные в Год экологии, можно сказать, открыли «ящик Пандоры» на ближайшие годы: теперь вопросы по правам граждан на благоприятную окружающую среду находятся далеко не на последнем месте. Это хорошо отражает сводный индекс в очередном «Экологическом рейтинге субъектов РФ». Весна 2018 года, в первую очередь, запомнилась многочисленными акциями протеста против функционирующих или планируемых для строительства мест под полигоны ТБО. Безусловный «антилидер» в этом, конечно, Московская область, где данная проблема «набухала» десятилетиями. Экологический рейтинг Подмосковья находится на 83 месте рядом с аутсайдерами - Челябинской и Свердловской областями. Так, весной этого года на «горячую линию» «Зеленого патруля» поступило рекордное количество жалоб от жителей Московской области на существование несанкционированных свалок, нарушения полигонами ТКО природоохранного законодательства, а также на загрязнение атмосферного воздуха свалочным газом».

Возглавляют экологический рейтинг РФ: Тамбовская область, Республика Алтай, Алтайский край, Курская область, Белгородская область, Мурманская область, Санкт-Петербург, Ульяновская область, Чувашская республика, Республика Коми.

Десятка «антилидеров» рейтинга по итогам весны 2018 года выглядит следующим образом. На последнем месте Свердловская область, далее, по мере возрастания рейтинга Челябинская область, Московская область, Иркутская область, Брянская область, Республика Бурятия, Нижегородская область, Красноярский край, Оренбургская область, Еврейская АО.

Роман Пукалов, директор природоохранных программ «Зеленого патруля»: «Весной 2018 года «Зеленый патруль» провел ряд экспедиций по различным регионам России. Их целью была не только проверка жалоб граждан на нарушения природоохранного законодательства, но и уточнение реального экологического рейтинга регионов. Так, «Вторая Крымская экологическая экспедиция» в марте-апреле 2018 г. полностью подтвердила низкие позиции в рейтинге Республики Крым и города Севастополь (69 и 71 места, соответственно). Здесь до сих пор не могут восстановить экологический ущерб, нанесенный украинским периодом власти на Крымском полуострове. Экспедиционные выезды в Волгоградской, Смоленской, Орловской областях позволили скорректировать позиции регионов в рейтинге на основании собственных исследований. Орел «рухнул» в экологическом рейтинге по итогам весны 2018 года с 37 позиции на 41-ю. Нерешенные проблемы с бытовым мусором - главная экологическая «головная боль» в регионе. Региональный оператор не выбран, свалки разрастаются, из мусоросортировочных заводов введены в эксплуатацию только две станции в Нарышкине и Мценске мощностью по 40 тысяч м.куб. мусора в год каждая. А в Орловской области нужно отсортировать не менее 400 тысяч кубометров. При этом на территории старой городской свалки города Орла разыгралась настоящая «мусорная» война за участки, в которую вовлечены уже не только арендаторы, но и администрация города, контролирующие органы. При этом до построенного на территории мусороперерабатывающего завода объёмом в 200 тыс. тонн, который уже сейчас может принять на себя основные объёмы для сортировки и переработки большей части мусора в регионе, власти нет дела. Необходимо напомнить, что захоронение мусора без извлечения из него полезных, пригодных для вторичной переработки компонентов, в нашей стране с 01.01.2019 года будет запрещено. Уже сейчас на примере Орловской области можно предсказать мусорный коллапс в нашей стране с наступлением следующего года. На свалках несортированный мусор принимать не будут, повезут в ближайшие овраги».

Андрей Нагибин: «Не лучше с мусорной проблемой обстоят дела и в других регионах. Из Калужской области к нам поступило обращение за подписью 2000 человек, жителей Дзержинского района, обеспокоенных реконструкцией полигона ТКО рядом с поселком Полотняный завод, считающих, что проведение таких работ приведет к загрязнению окружающей среды и существенно ухудшит качество их жизни. Из Смоленской области две жалобы собрали подписи 3400 человек с требованием о закрытии полигона ТКО рядом с деревней Ивашково и не допустить строительства полигона ТКО в Темкинском районе, куда по мнению жителей собираются вывозить мусор из Москвы. Экспедиция в Смоленскую область выявила множество нарушений именно Государственными унитарными предприятиями (ОГУП «Экология» и др.) всех возможных правил эксплуатации полигонов ТКО. Такая ситуация, естественным образом, негативно сказалась на рейтинге Смоленской области и отняла у нее несколько позиций. «Зеленый патруль» и дальше намерен контролировать ситуацию в указанных областях и отслеживать действия местных властей по устранению выявленных нарушений.

Хотелось бы отметить слабую разъяснительную работу, которая должна вестись руководством областей в регионах. Порой о проекте строительства нового полигона или мусорозжигательного завода люди узнают по «сарафанному радио» со страшилками от соседей, а это, как правило, и приводит к публичным конфликтам. «Пятерки» в «Экологическом рейтинге» мы поставить не можем ни одному региону страны. Позитивная динамика в уменьшении воздействия на окружающую среду, природоохранные мероприятия, экологическая ответственность бизнеса, гражданская активность населения в регионах лидерах рейтинга заслуживает только «твердой четверки». Показателен пример Москвы. Да, очень многое делается в городе по благоустройству, озеленению, снижению воздействия автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха, контролю за крупными предприятиями столицы. Но, всю весну регулярно в городе фиксируют превышения предельно допустимых концентраций по сероводороду. Людям на востоке столице периодически жить не комфортно. Поэтому, несмотря на все усилия, рейтинг Москвы ниже Санкт-Петербурга, который входит в десятку лучших регионов».

За дополнительной информацией вы можете обратиться по телефону: +7-903-763-05-18. 

Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации

Экологический рейтинг субъектов Российской федерации по Федеральным округам

www.greenpatrol.ru

"Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации" весна 2018 года

Общероссийская Общественная организация «Зеленый патруль»117630 Москва, ул. Воронцовские пруды, дом 3Тел.: 8 (495) 740-97-16, [email protected]

Пресс-релиз«Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации» по итогам весны 2018 года

05 июня, 2018 г., в Международный день защиты окружающей среды и в День эколога в РФ, Общероссийская общественная организация «Зеленый патруль» опубликовала очередной «Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации» по итогам весны 2018 г, реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Андрей Нагибин, Председатель Правления «Зеленого патруля», эксперт Центра мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защите леса, член Общественного совета при Росприроднадзоре РФ: «Разрешите в этот День поздравить наших коллег экологов, как государственных служащих, ученых, членов общественных организаций, так и всех неравнодушных граждан, кто задумывается о чистоте воздуха, питьевой воды, проблемах цивилизованной переработки и утилизации мусора, бездомных животных и других проблемах во взаимоотношениях людей с окружающей средой. Отгремел прошедший «Год экологии – 2017», регионы России отчитались о множестве мероприятий, проведенных в его рамках. Реальная экологическая ситуация в нашей стране за этот срок изменилась мало, но задачи, поставленные в Год экологии, можно сказать, открыли «ящик Пандоры» на ближайшие годы: теперь вопросы по правам граждан на благоприятную окружающую среду находятся далеко не на последнем месте. Это хорошо отражает сводный индекс в очередном «Экологическом рейтинге субъектов РФ». Весна 2018 года, в первую очередь, запомнилась многочисленными акциями протеста против функционирующих или планируемых для строительства мест под полигоны ТБО. Безусловный «антилидер» в этом, конечно, Московская область, где данная проблема «набухала» десятилетиями. Экологический рейтинг Подмосковья находится на 83 месте рядом с аутсайдерами - Челябинской и Свердловской областями. Так, весной этого года на «горячую линию» «Зеленого патруля» поступило рекордное количество жалоб от жителей Московской области на существование несанкционированных свалок, нарушения полигонами ТКО природоохранного законодательства, а также на загрязнение атмосферного воздуха свалочным газом».

Возглавляют экологический рейтинг РФ: Тамбовская область, Республика Алтай, Алтайский край, Курская область, Белгородская область, Мурманская область, Санкт-Петербург, Ульяновская область, Чувашская республика, Республика Коми.

Десятка «антилидеров» рейтинга по итогам весны 2018 года выглядит следующим образом. На последнем месте Свердловская область, далее, по мере возрастания рейтинга Челябинская область, Московская область, Иркутская область, Брянская область, Республика Бурятия, Нижегородская область, Красноярский край, Оренбургская область, Еврейская АО.

Роман Пукалов, директор природоохранных программ «Зеленого патруля»: «Весной 2018 года «Зеленый патруль» провел ряд экспедиций по различным регионам России. Их целью была не только проверка жалоб граждан на нарушения природоохранного законодательства, но и уточнение реального экологического рейтинга регионов. Так, «Вторая Крымская экологическая экспедиция» в марте-апреле 2018 г. полностью подтвердила низкие позиции в рейтинге Республики Крым и города Севастополь (69 и 71 места, соответственно). Здесь до сих пор не могут восстановить экологический ущерб, нанесенный украинским периодом власти на Крымском полуострове. Экспедиционные выезды в Волгоградской, Смоленской, Орловской областях позволили скорректировать позиции регионов в рейтинге на основании собственных исследований. Орел «рухнул» в экологическом рейтинге по итогам весны 2018 года с 37 позиции на 41-ю. Нерешенные проблемы с бытовым мусором - главная экологическая «головная боль» в регионе. Региональный оператор не выбран, свалки разрастаются, из мусоросортировочных заводов введены в эксплуатацию только две станции в Нарышкине и Мценске мощностью по 40 тысяч м.куб. мусора в год каждая. А в Орловской области нужно отсортировать не менее 400 тысяч кубометров. При этом на территории старой городской свалки города Орла разыгралась настоящая «мусорная» война за участки, в которую вовлечены уже не только арендаторы, но и администрация города, контролирующие органы. При этом до построенного на территории мусороперерабатывающего завода объёмом в 200 тыс. тонн, который уже сейчас может принять на себя основные объёмы для сортировки и переработки большей части мусора в регионе, власти нет дела. Необходимо напомнить, что захоронение мусора без извлечения из него полезных, пригодных для вторичной переработки компонентов, в нашей стране с 01.01.2019 года будет запрещено. Уже сейчас на примере Орловской области можно предсказать мусорный коллапс в нашей стране с наступлением следующего года. На свалках несортированный мусор принимать не будут, повезут в ближайшие овраги».

Андрей Нагибин: «Не лучше с мусорной проблемой обстоят дела и в других регионах. Из Калужской области к нам поступило обращение за подписью 2000 человек, жителей Дзержинского района, обеспокоенных реконструкцией полигона ТКО рядом с поселком Полотняный завод, считающих, что проведение таких работ приведет к загрязнению окружающей среды и существенно ухудшит качество их жизни. Из Смоленской области две жалобы собрали подписи 3400 человек с требованием о закрытии полигона ТКО рядом с деревней Ивашково и не допустить строительства полигона ТКО в Темкинском районе, куда по мнению жителей собираются вывозить мусор из Москвы. Экспедиция в Смоленскую область выявила множество нарушений именно Государственными унитарными предприятиями (ОГУП «Экология» и др.) всех возможных правил эксплуатации полигонов ТКО. Такая ситуация, естественным образом, негативно сказалась на рейтинге Смоленской области и отняла у нее несколько позиций. «Зеленый патруль» и дальше намерен контролировать ситуацию в указанных областях и отслеживать действия местных властей по устранению выявленных нарушений.

Хотелось бы отметить слабую разъяснительную работу, которая должна вестись руководством областей в регионах. Порой о проекте строительства нового полигона или мусорозжигательного завода люди узнают по «сарафанному радио» со страшилками от соседей, а это, как правило, и приводит к публичным конфликтам. «Пятерки» в «Экологическом рейтинге» мы поставить не можем ни одному региону страны. Позитивная динамика в уменьшении воздействия на окружающую среду, природоохранные мероприятия, экологическая ответственность бизнеса, гражданская активность населения в регионах лидерах рейтинга заслуживает только «твердой четверки». Показателен пример Москвы. Да, очень многое делается в городе по благоустройству, озеленению, снижению воздействия автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха, контролю за крупными предприятиями столицы. Но, всю весну регулярно в городе фиксируют превышения предельно допустимых концентраций по сероводороду. Людям на востоке столице периодически жить не комфортно. Поэтому, несмотря на все усилия, рейтинг Москвы ниже Санкт-Петербурга, который входит в десятку лучших регионов».

За дополнительной информацией вы можете обратиться по телефону: +7-903-763-05-18. 

Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации

Экологический рейтинг субъектов Российской федерации по Федеральным округам

www.greenpatrol.ru

Итоги "Года экологии - 2017" по версии "Зеленого патруля"

Общероссийская Общественная организация «Зеленый патруль»

Пресс релиз

Итоги "Года экологии - 2017" по версии "Зеленого патруля"

"Экологическому рейтингу субъектов Российской Федерации" - 10 лет.

09 февраля 2018 г., Москва. Общероссийская Общественная организация "Зеленый патруль" на торжественном мероприятии в Торгово-промышленной палате РФ подвела итоги 2017 года – "Года экологии" и обнародовала результаты расчета самого известного и широко обсуждаемого «Экологического рейтинга субъектов Российской Федерации», поддержанного Фондом Президентских грантов. "Зеленый патруль" представил свою версию "самого позитивного" и "самого негативного экологического события" прошедшего года, "персону года в сфере экологии". На мероприятии присутствовали Полномочные Представители Президента РФ в федеральных округах, главы и представители субъектов РФ – лидеры «Экологического рейтинга», руководители профильных министерств и департаментов, а также руководители общественных экологических организаций, деятели науки и эксперты.

Андрей Нагибин, председатель ОО «Зелёный патруль», Эксперт Центра мониторинга ОНФ по проблемам экологии и защиты леса, Член Общественного совета при Росприроднадзоре: "Единогласно "Персоной года в сфере экологии" экспертным советом "Зеленого патруля" был назван Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Именно его решение о проведении "Годе Экологии" в России, регулярное личное участие Президента в обсуждении наболевших экологических проблем во многих регионах страны, вплоть до вечернего звонка активисту протестного движения в Челябинской области, последовательная реализация государственной природоохранной политики во многих сферах хозяйственной деятельности позволили достичь заметных результатов на сегодняшний день. Главным из результатов "Года экологии - 2017" мы считаем на порядок возросшее внимание чиновников, бизнесменов, ученых, СМИ, общественных организаций и граждан России к проблемам охраны природы по всей стране. Большое количество возникших в 2017 году в России экологических групп инициативных граждан, активистов, добровольцев позволит нам надеяться, что объявленный в 2018 году "Год добровольца (волонтера)" успешно пройдет не только в связи со спортивными мероприятиями, но и поддержит развитие общественного экологического движения. Наша организация ввиду этого планирует реализацию в 2018 году масштабного волонтерской программы "Великая страна - чистая страна"".

"Самым позитивным событием в сфере экологии" 2017 года эксперты "Зеленого патруля" назвали запуск биологических очистных сооружений "Биосфера" на Московском нефтеперерабатывающем заводе.

Роман Пукалов, директор природоохранных программ "Зеленого патруля": "Технология очистки производственных стоков, внедренная при экологической модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода на биологических очистных сооружениях "Биосфера", является надежным, эффективным и высокотехнологичным решением для очистки загрязненных сточных вод, наилучшей доступной технологией. И до этого стоки Московского нефтеперерабатывающего завода не сбрасывались в Москва-реку, а отправлялись на городские очистные сооружения. С завершением строительства комплекса "Биосфера" на МНПЗ нагрузка на них будет существенно снижена, качество очистки стоков на предприятии - 99%. Считаю, что пример "Газпромнефти" должен быть подхвачен всеми нефтеперерабатывающими предприятиями России".

Помимо АО "Газпромнефть - МНПЗ", руководству которого еще 30.01.2018 г. было вручено Свидетельство «Зеленый Сертификат» - "Технология внедрена", на торжественном мероприятии были награждены хрустальными кубками следующие предприятия России, обладатели "Зеленых Сертификатов":

Группа компаний «Чистый город» (Волгоградская область), ПАО «Пигмент» (Тамбовская область), ОАО «Токаревская птицефабрика», ООО «Лидер» (г. Москва), Jurby WaterTech International (г. Москва).

Самым негативным событием в сфере экологии 2017 года экологи "Зеленого патруля" назвали ухудшение качества атмосферного воздуха в ближайших районах Московской области и прилегающим к ним восточных районах Москвы.

Андрей Нагибин: "Москва и Санкт-Петербург находятся в первой двадцатке экологического рейтинга, а Московская и Ленинградская области среди десятки худших регионов. Это не совсем верно с точки зрения реальной ситуации. Невозможно между такими субъектами, как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область поделить воздух, водные ресурсы по географическому принципу. За "Год экологии" Москва из за огромного количества жалоб горожан рухнула с 7 места на 11 позиций, в основном из-за загрязнения мегаполиса удушливым свалочным газом от подмосковного мусорного полигона "Кучино". При этом, большая часть московского мусора вывозится в Московскую область. Необходимо хотя бы в области охраны окружающей среды объединить усилия Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Москве и Московской области. Ведь общие проблемы не только в мусоре и загрязнении атмосферного воздуха, но и в вырубке лесов под дачи столичных жителей, нелегальных песчаных карьерах, качестве воды в общих источниках водоснабжения".Эксперты "Зеленого патруля" на торжественном мероприятии представили результаты расчета "Экологического рейтинга субъектов Российской Федерации". В десятку лидеров рейтинга вошли: Тамбовская область, республика Алтай, Алтайский край, Белгородская область, Курская область, Мурманская область, Ульяновская область, Санкт-Петербург, Чувашская республика, республика Коми.

Замыкают список рейтинга: Челябинская область, Свердловская область, Московская область, Иркутская область, Брянская область, республика Бурятия, Еврейская АО, Оренбургская область, Нижегородская область, Севастополь.

Андрей Нагибин: "Помимо подведения итогов "Года экологии", мне бы хотелось предложить всем вместе с нами отпраздновать 10-ти-летие "Экологического рейтинга субъектов Российской Федерации", который регулярно публикуется "Зеленым патрулем" с весны 2008 года. За эти годы расчет рейтинга был значительно модифицирован. Помимо статистической информации, публикаций в СМИ, жалоб жителей на "горячую линию" нашей организации и собственных экспедиционных исследований в регионах, в расчете рейтинга последние несколько лет обязательно учитываются ответы государственных органов власти на регулярные запросы по экологической проблематике, оперативные сводки Росгидромета о состоянии окружающей среды, сводки МЧС о природных и техногенных авариях и многое другое".

В торжественной обстановке памятные свидетельства были вручены руководителям и представителям пятнадцати регионов, лидеров "Экологического рейтинга субъектов Российской Федерации". Хрустальные кубки достались губернатору Тамбовской области, бессменному лидеру рейтинга на протяжении нескольких лет, руководителям Республики Алтай и Алтайского края, также не первый год входящих в тройку лидеров Экорейтинга.

Заметный подъем в рейтинге по итогам "Года экологии – 2017" продемонстрировали следующие регионы: Курская, Мурманская, Белгородская области, Карачаево-Черкесская Республика, Рязанская область, Кировская, Новгородская и Ивановская области.

Снизился рейтинг следующих регионов: г. Москва, Кемеровская и Волгоградская области, Ненецкий АО, Красноярский край.

Роман Пукалов: "В десятке лидеров рейтинга в основном представлены сельскохозяйственные субъекты РФ. Один из немногих промышленных регионов, Мурманская область впервые в 2017 году вошла в десятку лидеров "Экологического рейтинга" и занимает по итогам 6 место среди 85 субъектов РФ. Это произошло благодаря таким значимым событиям, как запуск мусоросортировочного комплекса в заполярье, реализация проекта по ликвидации несанкционированных свалок судов, благодаря экологической модернизации и природоохранным мероприятиям таких промышленных предприятий, как ГМК "Кольская", "Фосагро", "Мурманский торговый порт". А вот в Кемеровской области ситуация противоположная. Практический результат "Года экологии" (за исключением субботников, посадки саженцев и расчистки ручьев) здесь только один - многочисленные жалобы жителей, активистов, добровольцев на то, что "регион весь перепахан открытыми угольными разрезами и от сажи фонит даже снег", дошли до федерального центра. Надеюсь, что к многочисленным жалобам жителей Кемеровской области теперь прислушаются в Москве".

За дополнительной информацией вы можете обратиться по телефонам:

8 (495) 740-97-16

8-903-763-05-18.

Комментарии к экологическому рейтингу

Тамбовская область является абсолютным лидером в течение четырех лет. Республика Алтай, Алтайский край уже второй год входят в тройку лидеров. Эти три субъекта показали высокий уровень экологической ответственности, проведя многочисленные природоохранные мероприятия и образовательные акции. Также они отличились высоком уровнем экологической открытости, продемонстрировали готовность к взаимодействию с гражданским обществом в целях улучшения экологической обстановки.

Так, например, несмотря на то, что Тамбовская область является аграрным регионом, есть в ней и промышленные предприятия - потенциальные источники экологических проблем. В частности, по нашим данным за последнее время жители Тамбовской области жаловались на деятельность завода по производству лакокрасочных материалов. В 2017 году данное предприятие открыло для общественности свои двери и продемонстрировало мероприятия, которое оно проводит по экологической модернизации собственного производства. Все это стало возможным благодаря ответственному подходу природоохранных органов области, которые реагируют на замечания своих жителей и стараются привести к консенсусу интересы бизнеса и обычных граждан.

Этим же, например, не может похвастаться Владимирская область. В регионе в 2017 году с завидной частотой разгорались протесты среди граждан относительно строительства мусороперерабатывающего комплекса в Филипповском, строительства свинокомплекса под Суздалем, а власть региона при этом занимала достаточно пассивную позицию. Такое положение дел, естественно, негативно отразилось на позициях области в рейтинге.

В Год экологии в Республике Алтай открыли солнечную электростанцию с применением уникальных российских технологий. Вообще, республика является лидером в строительстве солнечных электростанций, не только поэтому, но в частности, благодаря таким событиям, она занимает заслуженное второе место в рейтинге.

Мурманская область в 2017 году показала уверенный рост и улучшила свои позиции на 9 пунктов, впервые войдя топ-10 экологического рейтинга. Это произошло благодаря таким значимым событиям, как запуск мусоросортировочного комплекса в заполярье, реализация проекта по ликвидации несанкционированных свалок судов, а также экологическая модернизация ряда промышленных предприятий, как ГМК "Кольская", "Фосагро", "Мурманский торговый порт".

Волгоградская область в 2017 году потеряла 8 позиций и продемонстрировала значительное падение. Несмотря на то, что в регионе строятся и запускаются современные полигоны ТКО, в области весьма остро стоит вопрос с закрытием несанкционированных свалок. Мы считаем, что властям региона необходимо уже прислушаться к жалобам жителей и предпринять необходимые меры для улучшения качества жизни своих граждан.

Не лучше обстоят дела и у Красноярского края, который за год потерял 8 позиций и расположился не так далеко от последней десятки в рейтинге. Целый год край буквально задыхался от смога. Власти региона пытались предпринимать меры, ограничивая деятельность промышленных предприятий в период нму, закупая станции для мониторинга за качеством атмосферного воздуха, но видимого результата все это не принесло.

Кемеровская область также скатилась в рейтинге. В 2016 году она была на 30 месте, а по итогам Года экологии переместилась на 39 место. Несмотря на то, что регион в 2017 году тщательнейшим образом отчитывался о количестве проведенных природоохранных мероприятий, как расчистка рек, озер, посадка саженцев деревьев, проблема существования угольных разрезов только разрасталась. Жители Кемеровской области митинговали и собирали подписи против открытия новых угольных предприятий, требовали отозвать лицензии на добычу угля открытым способом в Кузбассе и привлечь к ответственности чиновников «за сокрытие информации об угрозе жизни и здоровью людей от работы угольных разрезов».

На протяжении 2017 года в Челябинской области с незавидной частотой фиксировались превышения загрязняющих веществ в воздухе. Социальные сети, телефонные линии природоохранных ведомств просто разрывались от жалоб граждан на запах гари и смога. На горячую линию «Зеленого патруля» также поступали сотни жалоб от жителей с просьбами как-то повлиять на сложившуюся ситуацию. Так, нам писали жители Магнитогорска, которые, по их словам, живут в зоне экологического геноцида. Жители утверждали, что ряд промышленных предприятий города только на бумаге сокращают выбросы загрязняющих веществ. На деле же город находится в зловонном ядовитом облаке, а различные заболевания дыхательных путей и онкологические заболевания только продолжают расти. Вообще низкое качество атмосферного воздуха в области связывается с несколькими факторами: большим количеством промышленных предприятий-загрязнителей на территории области, низким качеством топлива, которым заправляют автомобили в регионе, а также неблагоприятными метеоусловиями, которые случаются в Челябинской области день через день и мешают вредным загрязняющим веществам рассеиваться в воздухе. Также определенной головной болью для жителей и региональных властей является Коркинский угольный разрез. На данном разрезе постоянно возникают эндогенные пожары, в результате чего в воздух попадают такие вещества, как формальдегид. В области неоднократно фиксировались двукратные превышения по ПДК данного вещества. На данный момент разрез не рекультирован, пока что только идут разговоры о планах по его рекультивации. В связи с этим в декабре 2017 года тысячи жителей митинговали и подписались под петицией в адрес президента РФ Владимира Путина с просьбой вмешаться в ситуацию с рекультивацией Коркинского угольного разреза. Водные и почвенные ресурсы Челябинской области также не избежали многократных загрязнений, в связи с этим область в «Экологическом рейтинге» так, к сожалению, и остается на последних местах.

Подробнее о проблемах Челябинской области в фильме-расследовании телеканала «Царьград» «Челябинск: опасная зона» https://www.youtube.com/watch?v=jBF-HQdZe38&feature=youtu.be

 

"Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации" подготовлен  с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов

 

 Приложение:

  1. «Экологический рейтинг субъектов Российской Федерации»

www.greenpatrol.ru

Оренбургская область | Зеленый патруль

Промышленная среда

Промышленная среда – индикатор, характеризующий уровень развития самого промышленного производства в конкретном регионе,- в первую очередь, а также уровень современности (отсталости) промышленных предприятий.

Нет оценок за этот период

Промышленная среда  

ТБО

ТБО - индикатор, характеризующий количество образующихся твердых бытовых отходов в регионе, степень их дальнейшей переработки или утилизации, количество и масштабность несанкционированных свалок, проблемы и наличие прогресса в практике обращения с ТБО. Индикатор показывает также проведение мероприятий по утилизации ТБО.

ТБО 

Наука и инновации

Наука и инновации – индикатор, демонстрирующий активность разработок современных природоохранных технологий в регионах страны, их опытного внедрения, активность обмена информацией в сфере природоохранных инноваций и т.д.

Нет оценок за этот период

Наука и инновации 

Экологическая модернизация

Экологическая модернизация – индикатор уровня практического промышленного внедрения современных экологичных технологий в хозяйственной деятельности. Технологий, отвечающих строгим нормативам допустимого воздействия на окружающую среду, снижающих уровень воздействия хозяйственной деятельности на природу и т.д.

Нет оценок за этот период

Экологическая модернизация 

Продукция и услуги

Продукция и услуги – индикатор, характеризующий общее состояние экологического качества продукции в том или ином регионе РФ (в том числе – качество производства в регионе продукции с учетом минимизации вреда, наносимого окружающей среде). Также данный индикатор учитывает уровень качества услуг в сфере природопользования и охраны окружающей среды в конкретном регионе РФ.

Нет оценок за этот период

Продукция и услуги 

Ответственность бизнеса

Ответственность бизнеса – индикатор описывает состояние коммерческой атмосферы в том или ином регионе РФ с точки зрения добровольной реализации и внедрения новых природоохранных бизнес проектов, компенсации вреда окружающей среде при ведении бизнеса, благотворительные проекты бизнеса и т.д. Индикатор показывает также нарушения коммерческими организациями природоохранного законодательства.

Ответственность бизнеса 

Промышленные отходы

Промышленные отходы – индикатор, характеризующий ситуацию с образованием и накоплением промышленных отходов в регионе, отражающий политику и практику обращения с промышленными отходами, в том числе и с отходами, накопленными в предыдущие десятилетия.

Нет оценок за этот период

Промышленные отходы 

Промышленно-экологический индекс

Итого: 

www.greenpatrol.ru

Составлен экологический рейтинг регионов России по итогам весны 2018 года

Короткая ссылка

5 июня 2018, 07:02

Марина Тищенко

Регионами с самой благополучной экологической обстановкой стали Тамбовская область (1-е место), Республика Алтай (2-е) и Алтайский край (3-е). Об этом свидетельствуют данные Экологического рейтинга субъектов России по итогам весны 2018 года общественной организации «Зелёный патруль» (есть в распоряжении RT).

  • globallookpress.com
  • © Nikolay Gyngazov

Как отмечается, далее идут Курская (4-е место), Белгородская (5-е), Мурманская области (6-е), Санкт-Петербург (7-е), Ульяновская область (8-е) и Чувашская Республика (9-е). Замыкает десятку лучших Республика Коми (10-е место)

Председатель правления «Зелёного патруля» Андрей Нагибин назвал RT регионы, которые в будущем могут войти в топ-10 субъектов с наиболее благоприятной экологической обстановкой.

«Алтайские регионы активнее решают экологические проблемы и могут потеснить Тамбовскую область с первого места. На место в десятке лучших могут претендовать Краснодарский край, Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария», — отметил эксперт.

Сообщается, что в нынешнем рейтинге Москва занимает 23-ю строчку.

Рейтинг рассчитывается экологами с 2007 года и публикуется по итогам каждого сезона, четыре раза в год. 

Регионом с худшей экологической обстановкой стала Свердловская область (85-е место). По итогам 2017 года она занимала предпоследнее место. Лидером антирейтинга в прошлом году была Челябинская область, которая на данный момент занимает 84-е место.

Далее идёт Московская область (83-е место), которая попала в список из-за проблем со свалками.

Ранее «Зелёный патруль» составил Экологический рейтинг субъектов России по итогам 2017 года. Лидерами стали Тамбовская область, Республика Алтай и Алтайский край. В конце рейтинга оказались Челябинская область, Свердловская область и Московская область.

Ошибка в тексте? Выделите её и нажмите «Ctrl + Enter»

russian.rt.com

Экологические рейтинги

Экологические рейтинги

Одним из основных факторов воздействия на окружающую среду является деятельность промышленных предприятий, от безопасности которой  напрямую зависит и сохранность биоразнообразия на Планете, и здоровье, и жизнь человека.

Одним из основных инструментов повышения эффективности природоохранной деятельности предприятий и субъектов Российской Федерации являются системы рейтинговой оценки, которые представляют собой эффективное дополнение правовому регулированию.

Рейтинги позволяют:

  • отразить в простой и доступной для понимания общественности форме результаты природоохранной деятельности регионов и промышленных предприятий;
  • обеспечить доступ к достоверной экологической информации со стороны рыночных институтов и общества;
  • оказать влияние на выполнение принципов и совершенствование целевых показателей экологической политики со стороны промышленных предприятий и администрации регионов под воздействием общественного мнения и средств массовой информации;
  • поддерживать и развивать конструктивный диалог между контрольно-надзорными органами, администрацией региона, предприятиями и гражданским обществом для эффективного решения экологических проблем территорий.

Традиционно в основе рейтингов лежат четыре основных источника информации - статистическая отчетность промышленных предприятий; отчетность государственных надзорных органов, в том числе акты проверок и протоколы нарушений, а также данные о наложенных мерах и взысканиях; жалобы со стороны общественности, а также исследования и другие аналитические документы, в которых рассматриваются характеристики предприятий и их природоохранная деятельность.

Разработка и внедрение системы рейтингов предусматривает проведение инвентаризации российской экономики на предмет её экологической составляющей; другими словами, определение реальной эколого-экономическую ситуации, сложившейся в каждом регионе. Рейтинги, которые будут направляться на рассмотрение президенту, премьер-министру РФ и всем административным структурам, будут составляться не для усиления административного воздействия на предприятия, а для стимулирования модернизации производства.

Формирование системы рейтингов позволяет наладить партнерские отношения между бизнесом и государством в части выработки экономических методов стимулирования эффективного природопользования, а также одновременно обеспечить информирование гражданского общества о реальной ситуации в области охраны окружающей среды и рациональном природопользовании.

Основная идея рейтингов – переход от использования норм административного права к нормам экономического права.

В настоящее время механизм рейтингования приобрел особую актуальность в связи с вступлением России в ВТО И ОЭСР: в ближайшей перспективе  начнут работать международные нормы, в которых обязательна экологическая составляющая. Например, в ЕС ни один продукт не может быть размещен на рынке без экологической оценки, то есть любой производитель обязан показать, какова экологическая составляющая в себестоимости продукции. Еще одна причина - по Киотскому соглашению Российская Федерация, по сути, не получила ни рубля, а другие страны (например, Украина) возвращают себе очень большие суммы; это объясняется тем, что к рейтинговой экологической оценке привлекли международные аудиторские компании, работающие с Глобальным экономическим фондом.

Механизмы экологического рейтингования успешно реализуются за рубежом. Так, уже многие годы Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит работу над регистрами выбрасываемых и транспортируемых загрязняющих веществ. В настоящее время на смену таким (ресурсоемким в создании и поддержании) регистрам пришли более простые системы, заключающиеся в определении экологического рейтинга и обнародовании информации об экологической результативности. Существуют различные подходы к проектированию систем экологических рейтингов, которые в ряде случаев сводятся к перечням крупнейших загрязнителей или предприятий, систематически не соблюдающих природоохранные требования.

Влияние рейтингов на природоохранную деятельность предприятий является положительным еще и потому, что они представляют собой упрощенные системы мониторинга и оценки результативности на основе статистических показателей и сопряжены с низкими затратами. Большая часть действующих экологических рейтингов регионов или предприятий заключается в оценке природоохранной деятельности предприятий и ее результатов с использованием цветовых ярлыков. Результаты рейтинга распространяются через средства массовой информации и периодически обновляются, что дает предприятиям дополнительный стимул к совершенствованию своей экологической политики и достижению целевых экологических показателей.

Основной предпосылкой развития систем публичных экологических рейтингов является то, что предприятия беспокоятся о своей репутации в глазах общественности, и это позволяет выявить тех участников рынка, которые пытаются получить конкурентное преимущество, игнорируя нормативные требования. Напротив, высокий экологический рейтинг поощряет предприятия за вклад в соблюдение экологических нормативов и общее снижение нагрузки на окружающую среду, заботу о здоровье работников предприятия и населения региона присутствия. Наивысший показатель рейтинга означает, что достигнутые результаты соответствуют лучшим мировым практикам, а худший рейтинг означает отсутствие эффективной системы экологического управления и несоблюдение экологического законодательства.

Среди ключевых задач экологического рейтинга следует выделить: развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды, совершенствование системы государственного экологического мониторинга и развитие международного сотрудничества. Экологические рейтинги должны отражать экологическую эффективность деятельности государственных надзорных органов, органов исполнительной власти и предприятий - природопользователей на соответствующих территориях посредством критериев, определяемых на основе системы объективных показателей и индикаторов.

В конечном счете, система рейтинговой оценки нацелена на обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий. Такой подход должен основываться на учете абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов и энергии, негативного воздействия на окружающую среду, а также при оценке эффективности экономики в целом и по отраслям.

Системы рейтинговой оценки соответствуют принципам, заложенным рядом многосторонних экологических соглашений в области совершенствования природоохранного управления с Принципом 10 Декларации Рио, а также соответствуют положениям Орхусской Конвенции 1998 года ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию. Конвенция преследует цель создания окружающей среды, благоприятной для здоровья всех, защищая право каждого человека на доступ к экологической информации. Она четко обязывает государства обеспечить более активное участие общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, из чего следует вывод: экологические рейтинги работают в ключе целей Декларации Рио и на основе конкретных юридических обязательств.

Предприятия и регионы, участвующие в процессе экологического рейтингования будут демонстрировать современные подходы в области экологического управления, стремиться к снижению удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образованию отходов по видам экономической деятельности до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах.

Эти усилия будут сопровождаться совершенствованием процедуры и методологии оценки воздействия на окружающую среду и ее учету при принятии решений на всех уровнях, в том числе в соответствии с международными конвенциями и соглашениями и, в конечном счете, способствовать внедрению современных рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности. Такое направление совершенствования природоохранной практики создаст институциональные условия для поэтапного внедрения системы декларирования соблюдения экологических требований, широкого проведения экологического аудита на фоне повышения экологической и социальной ответственности бизнеса.

С другой стороны, система экологических рейтингов создаст стимулы для совершенствования системы государственного экологического мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основе внедрения методов учета негативного воздействия на окружающую среду с использованием автоматизированных систем, позволяющих своевременно получать достоверную информацию в режиме реального времени о состоянии окружающей среды.

Использование результатов экологических рейтингов создаст информационное поле при осуществлении мероприятий по охране окружающей среды, принятии решений о реализации намечаемой экономической и хозяйственной деятельности, при составлении прогнозов социально-экономического развития, а также при осуществлении государственного экологического надзора.

Развитие системы экологических рейтингов создаст стимулы для решения задач научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды через инициацию разработок и внедрения научно обоснованных и объективных показателей техногенного воздействия на окружающую среду и показателей экологической эффективности природоохранной деятельности.

Очерченные выше направления совершенствования практики эффективного природопользования через призму системы экологических рейтингов должны строиться при непосредственном участии граждан, общественных объединений, некоммерческих организаций и бизнес-сообщества. Проблематика повышения эффективности природоохранной деятельности может только тогда сыть раскрыта и всесторонне обсуждена, если при принятии решений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности принимают участие все представители гражданского общества.

В этой связи система экологических рейтингов будет служить надежным индикатором в процессе обеспечения открытости и доступности информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, о деятельности органов государственной власти и принимаемых ими решениях.

Система экологических рейтингов будет служить не только обеспечению публичности информации, но и давать оценку принятым целевым экологическим показателям, содержащимся в декларациях и разрешениях на воздействие на окружающую среду на локальном и региональном уровнях. Информационная открытость в части негативного воздействия на окружающую среду промышленных предприятий и предпринимаемых ими мер по снижению такого воздействия будет стимулировать развитие добровольных механизмов экологической ответственности, нацеленные на обеспечение экологической безопасности в соответствии с международными стандартами.

Система экологического рейтинга требует учета нескольких аспектов - прежде всего то, что она должна быть построена на основе верифицируемых объективных единообразных параметров и являться источником более глубокого анализа и сравнения данных. На фоне стимулов к постоянному совершенствованию природоохранной практики, рейтинги показывают потенциал и перспективу перемещения в рамках структуры оценивания от худшей к лучшей оценке по нескольким возможным категориям. При этом, по возможности, следует избегать взвешивания параметров в виду их слабой корреляции, низкой степени верификации и необъективности.

В качестве основы системы составления экологических рейтингов должна существовать надежная система управления информацией, содержащая параметры, формирующие статистическую отчетность предприятия или региона. Эта система должна обеспечивать:

  • достоверность и хранение показателей;
  • возможность обмена информацией и обработку данных;
  • представление результатов в цифровом и графическом виде.

Анализ существующих рейтингов и рэнкингов, предназначенных для ранжирования территорий и предприятий исходя из различных аспектов их деятельности, показал, что по ряду причин критерий экологической эффективности недостаточно представлен в исследованиях рейтинговых агентств. Оцениваются энергетическая и технологическая эффективность, инвестиции в неправительственные «зеленые» организации, качество природной среды в безлюдных регионах и прочее, в то время как факторы экологической эффективности остаются недостаточно изученными.

Между тем, «экологическая эффективность» является сложным, многоаспектным понятием, которое характеризует: негативное воздействие на окружающую среду, состояние окружающей среды и природных ресурсов, природоохранную деятельность в их взаимосвязи. Соответственно, показатели экологической эффективности могут быть построены в виде системы и (или) интегрального индикатора экологической эффективности, описывающих взаимосвязь негативного воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и природных ресурсов, природоохранной деятельности. Теоретической основой построения такой системы показателей экологической эффективности может служить модель ОЭСР: «воздействие» – «состояние» – «отклик» [OECDKeyEnvironmentalIndicators. – Paris: OrganisationforEconomicco-operationanddevelopment, 2008. – 36 p.].

Учет рекомендаций ОЭСР в процессе разработки системы показателей экологической эффективности предприятий и использование ресурсно-компонентного подхода позволили создать иерархическую систему показателей экологической эффективности предприятий России, в основе которой лежит теоретическая модель ОЭСР «воздействие»–«состояние»–«отклик».

Применение методов снижения размерности для обработки первичных данных экологической статистики позволило отобрать наиболее информативные – частные показатели экологической эффективности предприятий с минимальным использованием экспертных субъективных оценок.

Использование описательных статистик позволило определить пороговые значения частных показателей экологической эффективности предприятий, стимулирующие мотивацию предприятий к снижению негативного воздействия на окружающую среду, сохранению природной среды и усилению природоохранной деятельности.

Анализ положения отдельного предприятия в рейтинге позволил продемонстрировать подходы к выявлению проблемных областей в обеспечении экологической эффективности этого предприятий и приоритетных направлений разработки мероприятий по устранению этих проблемных областей.

Несмотря на недостаток первичной информации, подлежащей обработке, разработанную методику удалось  в полной мере апробировать при оценке экологической эффективности регионов России. На основе данных, предоставленных несколькими нефтяными компаниями на условиях NDA (соглашений о неразглашении), с применением разработанной методики удалось построить и мини-рэнкинг близких по характеристикам компаний, который оказался востребованным  самими компаниями, поскольку позволил выявить определенные недочеты в их экологической политике.

Кроме того, по итогам проведенного мини-рэнкинга удалось выявить наиболее узкие места, проявляющиеся при рейтинговании предприятий, в том числе:

  • необходимость формирования механизма обеспечения оперативной первичной информацией по экологической составляющей деятельности предприятия в целях обеспечения актуальности рейтингов и возможности их  использования при принятии управленческих решений;
  • необходимость отбора и формирования значительного массива ретроспективных данных по ряду экологических характеристик предприятий в целях обеспечения возможности вычисления  отраслевых поправочных  коэффициентов, что позволит, основываясь на первичных данных, с высокой достоверностью компенсировать неполноту данных по конкретным предприятиям.

Практическое внедрение предлагаемого подхода к рейтингованию предприятий позволит обеспечить Федеральную службу по надзору в сфере природопользования научно-методическим инструментарием, позволяющим производить обобщённую экологическую оценку производственных объектов (предприятий) в целях более эффективного осуществления полномочий, предусмотренных  п. 5.5.10 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утверждённого  Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 400 (в редакции от 08.10.2012), согласно которому Росприроднадзор «ведёт государственный учёт объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредное воздействие на атмосферный воздух».

Боравский Б.В. - заместитель директора ЗАО «Инновационный экологический фонд»

rospromeco.com

Экологический рейтинг: 10 лучших регионов России

Москва, 11 декабря . "Зеленый патруль" составил "Экологический рейтинг субъектов РФ" по итогам осени 2017 г. Ниже представляем 10 регионов России с наиболее благоприятной экологической обстановкой.

1. Тамбовская область

Сводный экологический индекс: 68/32

По словам председателя "Зеленого патруля", члена Общественного совета Росприроднадзора Андрея Нагибина, тройка лидеров рейтинга остается неизменной уже на протяжении четырех лет.

Хорошую экологию этим субъектам обеспечивает отсутствие промышленных предприятий, загрязняющих окружающую среду.

2. Республика Алтай

Сводный экологический индекс: 61/39

Рейтинг рассчитывается экологами с 2007 года и публикуется по итогам каждого сезона, четыре раза в год.

Среди субъектов, демонстрирующих хорошие экологические показатели, традиционно находятся сельскохозяйственные регионы, тогда как в конце рейтинга располагаются промышленные области.

3. Алтайский край

Сводный экологический индекс: 58/42

Состояние атмосферного воздуха в значительной степени определяется размещением и концентрацией экологически активных отраслей материального производства, уровнем очистки производственных выбросов от загрязняющих веществ, сосредоточием и загруженностью транспортных магистралей.

На предприятиях края газоочистными установками улавливается 64 % выделяемых в атмосферу загрязняющих веществ.

4. Курская область

Сводный экологический индекс: 56/44

В рейтинге экологически благоприятных российских городов Курск занимает лидирующие позиции.

На территории города порядка двадцати крупных предприятий, способных повлиять на экологическую ситуацию.

Тем не менее, экологическая ситуация в регионе оценивается как благоприятная.

5. Санкт-Петербург

Сводный экологический индекс: 56/44

По словам эколога, в число худших попадают субъекты с хорошо развитой промышленностью, что сказывается на их экологии.

У таких регионов, как Московская и Ленинградская области, существует проблема большого количества свалок, мусор на них поступает также из соседних столиц.

6. Мурманская область

Сводный экологический индекс: 56/44

Совокупность на одной территории огромных подземных богатств, уникального географического положения и чрезвычайной уязвимости природы северных широт создали экологические проблемы Мурманской области.

Богатство полезных ископаемых, спрятанных в Балтийском кристаллическом щите, на котором располагается область – уникально и не имеет себе равных по разнообразию.

Из 1000 с лишним видов минералов, открытых в ее недрах, а это практически треть известных в мире, 150 нигде больше не встречаются.

7. Чувашия

Сводный экологический индекс: 56/44

Экологическая обстановка в республике определяется с одной стороны спецификой местных природно-климатических условий, а с другой характером и масштабами воздействия промышленности, транспорта, сельского и коммунального хозяйства на окружающую природную среду.

8. Ульяновская область

-Сводный экологический индекс: 56/44

Ульяновск не может похвастаться своей экологической ситуацией.

Отрицательный отпечаток на экологическую ситуацию в этом городе оставили, в большей мере, само население, нежели природные явления.

Основные факторы, которые влияют на экологическую ситуацию в Ульяновске: техногенные нагрузки, чрезмерное количество мусорных свалок и большое скопление автомобилей.

Тем не менее, регион входит в десятку лучших по экологической ситуации в России.

9. Краснодарский край

Сводный экологический индекс: 55/45

Краснодарский край является стабильным регионом России в плане экологии. Основная доля загрязняющих веществ в Краснодаре, Новороссийске, Туапсе, Анапе, Ейске приходится на автомобильные выбросы.

В крае самыми благоприятными считаются курортные города: здесь почти нет промышленных предприятий, а экосистема способна нивелировать значительную долю загрязнения атмосферы.

10. Республика Коми

Сводный экологический индекс: 55/45

Как и в любом другом регионе России в Республике Коме имеются проблемы: утилизация и обезвреживание бытовых и промышленных отходов, загрязнение подземных, поверхностных вод и атмосферного воздуха, предотвращение загрязнения земель и сохранение плодородия почв.

Главные очаги загрязнения воздуха в регионе это: предприятия добычи угля, теплоэнергетики, газа и нефти, транспорт, газо- и нефтеперерабатывающие заводы, стройиндустрия и предприятия лесопереработки.

Источник

finamz.ru