Электронная регистрация недвижимости в росреестре


Обратная связь

Получение сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН)

  • Вопрос 1: Как получить сведения, содержащиеся в ЕГРН?

    Ответ:

    Сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляются на основании соответствующих запросов о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, формы которых приведены в приложениях №№ 1 – 4 к Порядку предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 (далее – Порядок № 968).

    Подать запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, можно одним из следующих способов:

    в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении в орган регистрации прав (в том числе филиал ФГБУ «ФКП Росреестра»), или многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг независимо от места нахождения объекта недвижимости;

    в виде бумажного документа, отправленного по почте в один из органов регистрации прав согласно перечню, размещенному на официальном сайте Росреестра;

    в электронной форме, заполнив форму запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, размещенную на официальном сайте Росреестра и Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), либо отправив электронный документ с использованием веб-сервисов.

    Обращаем внимание, что сведения, содержащиеся в ЕГРН, являются общедоступными (за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом) и предоставляются органом регистрации прав по запросам любых лиц.

    Сведения ограниченного доступа предоставляются только лицам, указанным в части 13 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

    В случае представления запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, при личном обращении должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (его представителя). При представлении запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представителем к такому запросу прилагается надлежащим образом оформленная доверенность. Если запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представляется в электронном виде, доверенность должна быть представлена в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица, выдавшего (подписавшего) доверенность, или усиленной квалифицированной электронной подписью удостоверившего доверенность нотариуса (пункты 37, 38 Порядка № 968).

    Для получения сведений ограниченного доступа к запросу о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, необходимо приложить документы, подтверждающие право заявителя на получение таких сведений. Если запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа представляется по почте, то подлинность подписи заявителя на таком запросе должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Если запрос о предоставлении сведений ограниченного доступа представляется в электронной форме, он должен быть заверен усиленной квалифицированной электронной подписью (пункты 39, 43 Порядка № 968).

    Запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представленный с нарушениями Порядка № 968, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком № 968, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав (пункт 52 Порядка № 968).

    За предоставление сведений из ЕГРН взимается плата.

  • Вопрос 2: Какими способами и в каком виде предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН)?

    Ответ:

    Согласно пункту 34 Порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2017 № 968, в запросе указывается один из следующих способов предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН:

    предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении в органе регистрации прав или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), в который представлялся запрос;

    предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде бумажного документа, который направляется органом регистрации прав заявителю посредством почтового отправления;

    предоставление сведений в виде бумажного документа, составленного МФЦ и подтверждающего содержание электронных документов, направленных в МФЦ по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав;

    предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде электронного документа, размещенного на официальном сайте, ссылка на который направляется органом регистрации прав заявителю посредством электронной почты;

    предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде электронного документа, который направляется органом регистрации прав заявителю посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов;

    предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН.

  • Вопрос 3: Как осуществить оплату за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН)?

    Ответ:

    Согласно пункту 48 Порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 (далее - Порядок № 968) при представлении запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН (далее – Запрос), в бумажном виде при личном обращении (в том числе при личном обращении в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг) заявителю в момент подачи запроса выдается уникальный идентификатор начисления для осуществления оплаты. Согласно пункту 2 Порядка взимания и возврата платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, и иной информации, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 967 (далее - Порядок № 967), внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, аналитической и иной информации осуществляется после представления Запроса в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения ЕГРН и предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, его территориальные органы, либо в подведомственное ему учреждение и получения уникального идентификатора начисления, за исключением случая, указанного в абзаце втором пункта 7 Порядка № 967, а именно: предоставления Запроса в орган регистрации прав посредством почтового отправления. Исходя из норм Порядка № 968 и Порядка № 967 внесение платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется после представления Запроса в орган регистрации прав или многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг, но не позднее семи календарных дней с даты получения уникального идентификатора начисления (пункт 4 Порядка № 967), за исключением представления Запроса посредством почтового отправления. Запрос, представленный с нарушениями Порядка № 968, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным комментируемым Порядком, считается неполученным и не рассматривается органом регистрации прав (пункт 52 Порядка № 968).

  • Вопрос 4: Можно ли получить сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, в виде копии межевого плана, технического плана и акта обследования?

    Ответ:

    На основании части 13 статьи 62 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, а также сведения в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в ЕГРН, сведения о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным являются сведениями ограниченного доступа и предоставляются только лицам, указанным в части 13 статьи 62 Закона № 218-ФЗ.

     Согласно статье 13 Закона № 218-ФЗ внесение сведений в ЕГРН осуществляется органом регистрации прав в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации. 

    Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации определены статьей 14 Закона № 218-ФЗ, к которым в том числе относятся межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ. Таким образом, межевой план, технический план и акт обследования являются документами, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет (соответственно, в ЕГРН вносятся сведения), и их копии могут быть предоставлены по запросам лиц, указанных в части 13 статьи 62 Закона № 218-ФЗ.

  • Вопрос 5:

    В каком виде предоставляются документы в случае указания способа получения в виде электронного документа?

    Ответ:

    В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 (далее - Порядок), предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляется одним из способов, указанных в запросе. Согласно пункту 34 Порядка, в случае указания в запросе способа предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН: - в виде предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде электронного документа, такой документ размещается органом регистрации прав на официальном сайте, и заявителю посредством электронной почты направляется ссылка на такой документ; - в виде предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде электронного документа, такой документ направляется органом регистрации прав заявителю посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов. Так как исходные электронные документы, содержащие испрашиваемые сведения, предоставляются органом регистрации прав в виде двух файлов: формата *xml и *xml.sig (файл *xml подписанный электронной цифровой подписью) на Портале в разделе «Сервисы» - «Проверка электронного документа» предоставлена возможность сформировать печатное представление документа, полученного в электронном виде, и проверить корректность электронной цифровой подписи, которой такой документ подписан.

  • Вопрос 6:

    Отсутствие в реквизите «План (чертеж, схема) земельного участка» раздела 3 выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости (далее – ЕГРН, Выписка из ЕГРН) сведений об обозначении характерных точек границы земельного участка, в целях понимания нахождения на плане (чертеже) начальной и конечной точки части границы земельного участка.

    Ответ:

    В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся, в том числе сведения об описании местоположения объекта недвижимости. Согласно пункту 23 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (далее – Порядок № 943), описание местоположения земельного участка представляет собой, в том числе список координат характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 метра с указанием погрешности определения, с обозначением характерных точек границы земельного участка, описанием их закрепления на местности. Пунктом 28 Порядка № 943 предусмотрено, что описание местоположения здания представляет собой, в том числе список координат характерных точек контура здания в метрах с округлением до 0,01 метра с указанием погрешности определения, с обозначением характерных точек контура здания. Форма Выписки из ЕГРН утверждена приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975 (далее – Приказ № 975). Пунктом 7 Порядка заполнения выписок из ЕГРН, составом содержащихся в них сведений, а также требованиями к формату документов, содержащих сведения ЕГРН и предоставляемых в электронном виде, утвержденного Приказом № 975 (далее – Порядок заполнения выписок), предусмотрено, что в Выписку из ЕГРН включаются являющиеся общедоступными сведения, содержащиеся в ЕГРН, предоставляемые в соответствии с частью 1 статьи 62 Закона о регистрации по запросам любых лиц. В соответствии с пунктом 68 Порядка заполнения выписок в реквизите «План (чертеж, схема) земельного участка» раздела 3 Выписки из ЕГРН отображается план (чертеж, схема) границы земельного участка; при наличии в ЕГРН координат характерных точек контуров здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, контуры таких зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства отображаются на плане (чертеже, схеме) земельного участка. Согласно пункту 90 Порядка в реквизите «Схема расположения объекта недвижимости на земельном(ых) участке(ах)» раздела 5 Выписки из ЕГРН отображается контур объекта недвижимости на земельном участке (земельных участках), на котором(ых) расположен данный объект недвижимости, в масштабе, обеспечивающем читаемость местоположения характерных точек контура объекта недвижимости. Для единого недвижимого комплекса в данном реквизите отображается местоположение зданий, сооружений, входящих в состав единого недвижимого комплекса. В связи с вышеизложенным, а также тем, что сведения об обозначении характерных точек границы земельного участка и контура объекта недвижимости не относятся к сведениям ограниченного доступа, с учетом пунктов 68 и 90 Порядка заполнения выписок, в реквизите «План (чертеж, схема) земельного участка» раздела 3 Выписки из ЕГРН и реквизите «Схема расположения объекта недвижимости на земельном(ых) участке(ах)» раздела 5 Выписки из ЕГРН подлежат отображению план (чертеж, схема) границы земельного участка, контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства (при наличии в ЕГРН координат характерных точек контуров здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, расположенных на земельном участке) и схема расположения контура объекта недвижимости, соответственно, с указанием обозначений характерных точек границы земельного участка и контура объекта недвижимости. На основании изложенного Управлением подготовлен проект письма в Росреестр о рассмотрении вопроса реализации в федеральной государственной информационной системе ЕГРН формирования выписок из ЕГРН, соответствующих Приказу № 975, и пунктам 68 и 90 Порядка заполнения выписок, с указанием в них обозначений характерных точек границы земельного участка (контуров зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, при наличии в ЕГРН координат характерных точек их контуров) и контура объекта недвижимости.

  • Вопрос 7: Возможно ли получить выписку из Единого государственного реестра недвижимости на обособленный участок?

    Ответ:

    В соответствии с пунктом 57 Порядка заполнения выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состава содержащихся в них сведений, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975 (далее – Порядок), при оформлении выписки из ЕГРН о ранее учтенном (до 1 марта 2008 г.) земельном участке, представляющем собой единое землепользование, указываются кадастровые номера обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование, и их площади. При этом, предоставление сведений ЕГРН в форме выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и выписки об объекте недвижимости, а также отображение отдельно каких-либо иных сведений в таких выписках в отношении обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование, положениями Порядка не предусмотрено.

  • Вопрос 8: Возможно ли отразить в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН, Выписка из ЕГРН соответственно) сведения только об одном правообладателе в случае, если право собственности у Российской Федерации, а право пользования у другого лица?

    Ответ:

    Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации) и принятым в его развитие иными нормативными правовыми актами. В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона о регистрации орган регистрации прав вносит в ЕГРН сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном Законом о регистрации. Пунктом 5 Порядка заполнения отдельных форм выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.06.2016 № 378, пунктом 5 Порядка заполнения выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в электронном виде, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.12.2015 № 975, установлено, что сведения в Выписки из ЕГРН заносятся в полном соответствии со сведениями, внесенными в ЕГРН. Таким образом, по мнению Учреждения, отражение в Выписке из ЕГРН сведений, не в полной мере отражающих сведения, содержащиеся в ЕГРН, противоречит нормам действующего законодательства.

  • Вопрос 9: Какими способами и в каком виде предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН)?

    Ответ: Согласно пункту 34 Порядка предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 23.12.2017 № 968, в запросе указывается один из следующих способов предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН: предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде бумажного документа, который заявитель получает непосредственно при личном обращении в органе регистрации прав или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), в который представлялся запрос; предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде бумажного документа, который направляется органом регистрации прав заявителю посредством почтового отправления; предоставление сведений в виде бумажного документа, составленного МФЦ и подтверждающего содержание электронных документов, направленных в МФЦ по результатам предоставления государственной услуги органом регистрации прав; предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде электронного документа, размещенного на официальном сайте, ссылка на который направляется органом регистрации прав заявителю посредством электронной почты; предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в виде электронного документа, который направляется органом регистрации прав заявителю посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов; предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, посредством обеспечения доступа к ФГИС ЕГРН.

  • rosreestr.ru

    Обращения граждан - Портал услуг Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии

    Поля, отмеченные знаком *, обязательны для заполнения.

    Кому:

    * УправлениеРосреестра по:

    Выберите... Алтайскому краю Амурской области Архангельской области Астраханской области Белгородской области Брянской области Владимирской области Волгоградской области Вологодской области Воронежской области городу Москве Еврейской автономной области Забайкальскому Краю Ивановской области Иркутской области Кабардино-Балкарской Республике Калининградской области Калужской области Камчатскому краю Карачаево-Черкесской Республике Кемеровской области Кировской области Костромской области Краснодарскому краю Красноярскому краю Крымскому федеральному округу Курганской области Курской области Ленинградской области Липецкой области Магаданской области и Чукотскому АО Московской области Мурманской области Нижегородской области Новгородской области Новосибирской области Омской области Оренбургской области Орловской области Пензенской области Пермскому краю Приморскому краю Псковской области Республика Марий Эл Республика Саха (Якутия) Республика Хакасия Республике Адыгея Республике Алтай Республике Башкортостан Республике Бурятия Республике Дагестан Республике Ингушетии Республике Калмыкия Республике Карелия Республике Коми Республике Мордовия Республике Северная Осетия Республике Татарстан Республике Тыва Ростовской области Рязанской области Самарской области Санкт-Петербургу Саратовской области Сахалинской области Свердловской области Северо-Кавказскому федеральному округу Смоленской области Ставропольскому краю Тамбовской области Тверской области Томской области Тульской области Тюменской области Удмуртской Республике Ульяновской области Управления Росреестра по Ненецкому АО Хабаровскому краю Ханты-Мансийскому автономному округу Центральный Аппарат Росреестра (Москва) Челябинской области Чеченской Республике Чувашской Республике Ямало-Ненецкому автономному округу Ярославской области

    От кого:

     

    Указать почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

    Почтовый адрес:

     

    Указать адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в формеэлектронного документа.

    Обращение:

    * Текст обращения:

    rosreestr.ru

    Росреестр

    УФА, 1 ноя 2017. /ИА «Башинформ»/.

    В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне распоряжением Правительства России утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов страны. Две целевые модели — «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» и «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества», направлены на совершенствование учетно-регистрационных процедур и улучшение условий ведения бизнеса в регионах. Более подробно о том, что такое целевые модели, какие новшества заявителям предоставляет новый Федеральный закон о госрегистрации недвижимости, рассказал руководитель Управления Росреестра по Башкортостану Петр Клец.

    Петр Вячеславович, прошло уже 10 месяцев с того времени, как введен в действие новый закон, регулирующий учетно-регистрационную деятельность в сфере недвижимости. Расскажите об изменениях, и что востребовано заявителями?

    — С 1 января 2017 года введен в действие Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости», согласно которому Управление Росреестра по Башкортостану предоставляет заявителям госуслуги в новом формате. В частности, жители России и республики сегодня могут получать услуги Росреестра по экстерриториальному принципу. Это дает возможность обращаться за регистрацией прав или кадастровым учетом независимо от места расположения объекта недвижимости, что многократно повышает удобство получения услуг Росреестра, сокращает временные и финансовые затраты граждан и представителей бизнеса. На сегодняшний день к нам в ведомство от жителей республики поступило более 1 тыс заявлений на регистрацию прав и кадастровый учет недвижимости, расположенной, например, в таких субъектах как Краснодарский край, республики Татарстан и Крым, Челябинская область, город Москва и другие. Еще более 1,8 тыс заявлений поступили на рассмотрение в управление из других субъектов России. Также появилась возможность одновременной подачи заявления о кадастровом учете и регистрации права собственности на объект недвижимости. Особенно это удобно, когда оформляется построенный дом или когда объект недвижимости прекращает свое существование. Сократились сроки осуществления кадастрового учета объекта недвижимости и госрегистрации прав по основным сделкам. Для кадастрового учета — до 5 рабочих дней, для регистрации прав — до 7, одновременного проведения кадастрового учета и госрегистрации — до 10 рабочих дней, выдача сведений из реестра недвижимости (ЕГРН) — до 3 рабочих дней. Уменьшились и сроки, отведенные на транспортировку документов из МФЦ в Росреестр и обратно — до 2 рабочих дней, вместо ранее 4 дней. И это только внешние изменения, которые напрямую касаются заявителей. Есть еще ряд новшеств, затрагивающих непосредственно работу государственных регистраторов прав: в частности, стало более совершенным межведомственное взаимодействие, функции государственного регистратора прав расширились (он теперь принимает решения и о кадастровом учете), усилилась его ответственность. Также сегодня ведется единый по всей стране реестр государственных регистраторов прав, куда вносятся сведения о каждом из государственных регистраторов прав, сведения о принятых ими решениях в процессе правовой экспертизы и так далее.

    Вы упомянули, что у регистраторов появились новые функции по осуществлению кадастрового учета недвижимости. Ранее эти функции были возложены на специалистов филиала Кадастровой палаты. С какой целью теперь кадастровый учет проводят госрегистраторы Управления Росреестра?

    — Это закономерный процесс, направленный на упрощение процедуры кадастрового учета объекта недвижимости и последующей регистрации права на него. Ранее это были отдельные процедуры -

    вначале требовалось поставить объект на учет в филиале Кадастровой палаты, затем — оформить право на него в Управлении Росреестра. После создания Единого государственного реестра недвижимости — ЕГРН — обе функции сосредоточены в Управлении Росреестра. При этом с начала июля Кадастровая палата наделена новыми полномочиями оператора ЕГРН и функциями по выполнению кадастровых работ, что будет способствовать наполнению реестра недвижимости актуальными сведениями, а также развитию услуг на рынке недвижимости. Таким образом, функции Управления Росреестра и филиала Кадастровой палаты, как и раньше, дополняют друг друга.

    Росреестр заявляет как одну из главных своих задач — улучшение инвестиционного климата. Что вкладывается в это понятие?

    — В соответствии с распоряжением федерального правительства, внедряются двенадцать целевых моделей по ряду направлений, наиболее сильно влияющих на инвестиционный климат в стране, в регионах. К таким направлениям, в том числе, относятся кадастровый учет и регистрации прав на недвижимое имущество. Данные целевые модели направлены на совершенствование процесса управления земельными ресурсами и повышение инвестиционной привлекательности регионов. Целевые модели выстроены в логической последовательности действий, которые осуществляет заявитель для получения земельного участка, здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в собственность — с момента выбора объекта недвижимости до постановки его на кадастровый учет и оформления прав собственности. Регистрация прав и кадастровый учет, которые выполняет Росреестр, являются завершающими действиями в цепочке по оформлению недвижимости, и напрямую зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах. Поэтому причины, по которым Управление Росреестра вынуждено принять решение о приостановлении или отказе при регистрации прав и кадастровом учете, также зависят от качества и сроков подготовки документов на предшествующих этапах. Таким образом, сегодня мы делаем акцент в своей деятельности на уменьшение приостановлений и отказов в учетно-регистрационной деятельности, продолжаем взаимодействовать с многофункциональными центрами, развиваем «электронную» регистрацию и совершенствуем процесс межведомственного электронного взаимодействия с органами власти, муниципалитетами и организациями для того, чтобы высвободить заявителей от излишнего хождения по инстанциям за бумагами и сократить сроки оказания услуг.

    Достигла ли республика целевых показателей 2017 года по целевым моделям по направлениям кадастрового учета и регистрации прав?

    — На 2017 год установленные показатели по направлению «регистрация прав» достигаются. В настоящее время услугу Управления Росреестра в Башкирии по регистрации права собственности через МФЦ получают уже более 99% заявителей при установленном на текущий год показателе 70%. Средний фактический срок проведения госрегистрации составляет 6 рабочих дней при целевом значении 7 дней (и 9 дней при подаче заявлений через офисы МФЦ). Если у заявителя имеется необходимость получить документы о госрегистрации еще быстрее, то можно, используя электронный формат подачи заявления на эти услуги, уложиться в 2 рабочих дня. Доля приостановлений в регистрации прав на начало 2017 года — 7,34 %, а по итогам 9 месяцев — 5,68 % (согласно целевой модели — не более 6,6%). Доля отказов в госрегистрации недвижимости согласно целевым моделям должна составлять не более 1,2% от общего количества поданных заявлений. На сегодняшний день в Башкирии этот показатель по итогам 9 месяцев составляет 0,88 %, в то время как на начало года составлял 2,66%. Все показатели напрямую зависят от качества предоставляемых гражданами и юридическими лицами документов. Наши специалисты проводят обучающие семинары с сотрудниками МФЦ, мастер-классы для профессиональных участников рынка недвижимости, выездные правовые консультации с муниципалитетами. Также руководство и сотрудники Управления Росреестра, филиала Кадастровой палаты практически еженедельно проводят заседания рабочей группы по снижению приостановлений и отказов, при необходимости с участием представителей МФЦ и СРО кадастровых инженеров.

    Вы упомянули результаты показателей по направлению регистрации прав. А как обстоят дела с кадастровым учетом недвижимости в республике?

    — В соответствии с распоряжением Правительства Башкортостана Управление Росреестра по РБ определено ответственным за внедрение в республике целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимости». Ответственным за модель «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества» является Министерство земельных и имущественных отношений РБ. В данной целевой модели мы отвечаем за результат — непосредственную постановку на кадастровый учет объекта недвижимости.

    Например, до конца года доля приостановлений в госкадастровом учете должна составлять не более 18%, отказов — не более 10%. К завершению года мы хотим выйти на данные показатели. Для этого Управление Росреестра совместно с филиалом Кадастровой палаты будет активно продолжать работы по их достижению. Например, в сентябре доля приостановлений по кадастровому учету достигла 11,77%, а отказов снизилась до 6,66%, в то время как на начало года эти показатели составляли 36,54% и 28,7% соответственно.

    С какими проблемными моментами пришлось столкнуться при достижении данных показателей?

    — Как показывает практика, более трети решений о приостановлении или отказе в кадастровом учете связаны с некачественным проведением кадастровых работ кадастровыми инженерами, а также их недобросовестным отношением к подготовке документации. При этом от знаний и навыков кадастрового инженера зависит достоверность подготовленных им документов, необходимых для проведения кадастрового учета и регистрации прав. Управление Росреестра совместно с филиалом Кадастровой палаты проводит на регулярной основе семинары с кадастровыми инженерами, на которых обсуждаются наиболее часто встречающиеся ошибки при составлении технической документации, изменения законодательства в сфере государственного кадастрового учета и т.п. Призываем кадастровых инженеров активнее использовать «Личный кабинет кадастрового инженера» как способа предварительной проверки документов, направляемых для постановки объектов недвижимости на кадастровый учет, чтобы минимизировать приостановки и отказы. Кстати, практику работы с кадастровыми инженерами в Башкирии оценило руководство нашей службы на федеральном уровне, признав ее одной из самых лучших среди территориальных органов Росреестра. Также причиной приостановлений зачастую является отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости в полном объеме сведений о границах, установленных в соответствии с требованиями законодательства. Пользуясь случаем, Управление Росреестра по Башкортостану рекомендует правообладателям земельных участков, не имеющих точных границ, рассмотреть возможность проведения межевания. Внесение в ЕГРН сведений о границах избавит правообладателей от проблем из-за возможных споров, в том числе с соседями и с органами публичной власти.

    Вы отметили, что в планах — продолжение развития электронного взаимодействия с иными органами. В чем оно заключается?

    — Необходимость использования электронного способа подачи документов на регистрацию прав и кадастровый учет со стороны муниципалитетов и госорганов обусловлена требованиями действующего законодательства. Это ведет к минимизации участия заявителей — предпринимателей или граждан — в процессе оформления недвижимости. Сегодня если орган госвласти или муниципалитет издает акт, на основании которого регистрируется право, ограничение или сделка (или если является стороной сделки), он обязан самостоятельно в срок не позднее пяти рабочих дней направить в Управление Росреестра заявление о государственной регистрации и прилагаемые к нему документы. Органы местного самоуправления также самостоятельно в электронном виде должны направлять информацию о присвоении (изменении) адресов объектов недвижимости, а также заявление о государственном кадастровом учете в случае выдачи ими разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, что значительно облегчает жизнь гражданам и бизнесу. Таким образом, сегодня заявителям нет необходимости предоставлять в Управление Росреестра документы, которые находятся в распоряжении иных органов, мы запрашиваем их сами по межведомственным каналам. При этом качество предоставления госуслуг по учету и регистрации напрямую зависит от возможности получения в установленные сроки той информации, которую мы запрашиваем по «межведу». Любые задержки и сбои «межведа» могут явиться причиной приостановления или отказа. Значительно увеличивает сроки оказания услуг и ожидание документов, обязательных для ответа на запрос в межведомственном порядке, поступающих на бумажных носителях. В рамках соблюдения федерального законодательства органам местного самоуправления и органам госвласти необходимо максимально исключить бумажный документооборот при взаимодействии с Управлением Росреестра.

    Мы не можем не затронуть тему электронной регистрации недвижимости. Насколько расширилась сеть Центров консультирования?

    — В Башкортостане уделяется большое значение развитию этого способа оказания услуги по регистрации прав на недвижимость, учитывая его короткие сроки — всего 2 рабочих дня, а также экономии на госпошлине для физических лиц в 30%. По количеству заявлений на государственную регистрацию прав в электронном виде среди территориальных органов Управление Росреестра по Башкортостану занимает третье место после Управлений по Москве и Московской области. В целях оказания практической помощи заявителям по переходу на получение услуг Росреестра в электронном виде на территории республики в крупных городах и районах на базе филиала Кадастровой палаты созданы Центры консультирования по подаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимость в электронном виде (Уфа — ул.Ленина,д.70 и ул.50 лет СССР, д.30/5; Кумертау — ул.Гафури,д.5; Нефтекамск — ул.Дорожная,д.10; Сибай — ул.Горького,д.74к; Стерлитамак — ул.Мира,д.18а; Туймазы — ул.С.Юлаева,д.69а; Белорецк — ул.Крупской,д.47; Учалы — ул.Строительная,д.6; Месягутово — ул.Коммунистическая,д.22б; Иглино — ул.Ленина,д.44).

    В функции Центров консультирования входит: прием заявителей для удостоверения личности и проверка представленных документов для выдачи электронно-цифровой подписи (ЭЦП) удостоверяющего центра ФГБУ «ФКП Росреестра», консультирование по вопросам подачи документов в Росреестр в электронном виде и заверении их необходимыми ЭЦП. После обучения основам подачи электронного пакета документов на государственную регистрацию недвижимости заявителю не составит труда проделать аналогичную операцию через домашний или рабочий компьютер.

    Помимо этого Росреестр реализует совместный проект электронного взаимодействия со Сбербанком России. Благодаря проекту, граждане при получении ипотечного кредита могут прямо в офисе банка, без посещения Росреестра или многофункционального центра, подать документы на регистрацию перехода права в электронном виде. Направлять документы на регистрацию прав непосредственно из офиса уже начали компании-застройщики при регистрации договоров участия в долевом строительстве, а также риэлторские компании. Возможность подать документы на регистрацию прав прямо в офисе банка, застройщика или риэлтора повышает удобство получения услуг для граждан и бизнеса, избавляет заявителя от необходимости посещать офис Росреестра, что экономит его время.

    Спасибо за беседу.

    rosreestr.ru