Гид The VillageПрогулочный маршрут: 9 важных памятников московского авангарда. Хавско шаболовский жилой комплекс


Хавско-Шаболовский жилой комплекс — стиль авангард

Ул. Лестева, д.13, к.3 ;  д. 15, к. 1, 2; д. 19, к. 1, 2; д. 21, к. 2

Улица Шаболовка, д. 63, к. 2; д. 65, к. 2; д. 67

Серпуховский Вал, д. 22, к. 2, 3; д. 24, к. 1, 2; д. 28

Уникальная планировка этого комплекса в стиле"авангард" стала результатом конкурса среди членов архитектурной группы АСНОВА под руководством Н.А. Ладовского. Проект готовил архитектор Н.П. Травин при участии И.Л. Йозефовича и В.И. Бибикова. Бо́льшая часть зданий была построена в 1930-е годы. Комплекс представляет собой двенадцать пятиэтажных домов, состоящих из типовых квартирных «секций Моссовета». Они поставлены под прямым углом друг к другу и повернуты относительно сетки улиц на 45 градусов: таким образом формируется система квадратных и треугольных дворов. Угловые секции большинства зданий здесь повышены на один этажи и образуют башенные силуэты. Всего из запроектированных 24 домов было построено 15 – к сожалению, застройка квартала по периметру не была завершена, и с южной, западной и восточной сторон квартала она состоит из домов 1960–1970-х годов.

Типовая «секция Моссовета», которая здесь была использована, представляла собой просторные 3–4-комнатные квартиры со сквозным проветриванием. Жилые комнаты выходят на юг (точнее, на юго-западную и юго-восточную сторону), кухни и санузлы — на север. Балконы южных фасадов раньше практически соединялись в сплошные галереи.

Важной частью архитектурного замысла было цветовое решение для фасадов. Темные поверхности корпусов были оставлены в краснокирпичной кладке, а углы и выступавшие элементы-эркеры — оштукатурены и сделаны светлыми (по эскизам Х. Шепера, Германия). На многих фасадах были декорированы горизонтальные линии, как отражение идеи ленточных окон. Это подчеркивало динамику градостроительной композиции: каждый дом визуально отделялся от следующего. В 1929 году подобную покраску использовал еще один выпускник ВХУТЕМАСа, ученик Ладовского и участник АСНОВА А.С. Фуфаев. Эти дома сохранились и носят название «Буденновский поселок» на Большой Почтовой улице. Примечательно, что в угловой части одного из домов внутри Хавско-Шаболовского жилого комплекса были расположены клуб, детские ясли и детский сад (после реконструкции домов они превращены в библиотеку и выставочный зал). Подобная градостроительная структура сегодня — главный объект охраны (несмотря на многие изменения архитектуры, такие как утрата башенных силуэтов).

um.mos.ru

Хавско-Шаболовский жилмассив: назад в будущее (фото)

Квартал, расположенный между улицами Шаболовка, Хавская, Лестева и Серпуховской вал, на первый взгляд, может показаться вполне типичным для жилой застройки раннесоветского периода – утопающие в зелени шести-семиэтажные дома, покрытые белой и бежевой штукатуркой. Удивляться здешней архитектуре как-то не принято: богатством декора эти дома не выделяются, да и глаз местного жителя к ним давно привык – большинство из этих домов построены в конце двадцатых – начале тридцатых годов. Между тем, этот квартал можно считать самой настоящей достопримечательностью – именно здесь восемьдесят с лишним лет назад закладывались основы новой архитектуры новой страны. Основы архитектуры авангарда.В двадцатые годы, когда эти дома только готовились к строительству, территория нынешних районов Даниловский и Донской была настоящей окраиной и была похожа скорее на деревню, застроенную бревенчатыми деревянными домами высотой в один-два этажа. Однако молодое советское государство уже тогда планировало сделать эту местность площадкой для грандиозного эксперимента, который начался с возведения Шуховской телебашни – ее закончили к 1922 году. Ее конструкция была по-настоящему новаторской для тех времен, и, когда она была готова, эксперимент продолжился. За несколько лет в окрестностях Шуховской башни появился целый квартал из жилых домов, спроектированных в духе конструктивизма и авангарда. Если говорить непосредственно о Хавско-Шаболовском жилмассиве, то интересен он, как минимум, своей планировкой. Из Г-образных домов, поставленных углом, архитекторы Блохин и Травин создали динамичную композицию, расположенную как бы по диагонали к существующим улицам. Просветы-аллеи смотрели на башни Донского монастыря, а углы домов – на Шуховскую башню.Приметы того времени – не только в архитектуре, но и в функциональном наполнении зданий, задуманном их создателями. В окрестностях Шуховской башни в те годы появилось множество строений, призванных воплотить в быту социалистическую идеологию. Так, здесь возникли дома-коммуны, фабрики-кухни, первый в Москве крематорий, Донские бани. В основе этой архитектуры лежала идея совместного проживания всех трудящихся. Поэтому в домах-коммунах имелись общие кухни, общие бани, общие места отдыха. Имелась тут и эстетическая составляющая. «Основные направления мысли тогдашних архитекторов – это рациональная организация пространства и функциональность, а также минимум затрат на украшения, – рассказала «Даниловскому вестнику» историк архитектуры и руководитель Центра авангарда на Шаболовке Александра Селиванова, – считалось, что красива конструкция сама по себе. В качестве примера такой эстетики Моисей Гинзбург, знаменитый архитектор-конструктивист тех времен, часто приводил устройство аэроплана. Он говорил, что в аэроплане украшений нет, однако он летает и он красив. Архитектура должна быть устроена как авиастроение. В качестве главных эстетических категорий – чистые ровные поверхности и контрастные яркие цвета».Всего через несколько лет после появления Хавско-Шаболовского жилмассива, тенденции в советской архитектуре сменились. На место авангарда и конструктивизма пришел сталинский ампир, величественный и помпезный – особенно по сравнению с лаконичностью и простотой авангарда. Довольно скоро этот стиль стал восприниматься горожанами как классика – и остается таким и сейчас. Так же и конструктивистские здания – даже спустя почти 100 лет, в XXI веке, выглядят современно, стильно и подчас футуристично, несмотря на свой очень солидный возраст.Сейчас здесь тихо, спокойно и уютно. За прошедшие со времен застройки десятилетия высаженные между домами молодые деревца выросли и сделали лабиринт этого квартала похожим на парк. Район, который когда-то был окраиной, уже давно стал практически центральным. Многие из зданий успели обветшать. Однако есть ощущение, что дух эпохи 1920-х, запечатленный архитекторами в этих домах и в Шуховской башне, по-прежнему живет в Хавско-Шаболовском массиве, придавая району какое-то особенное, ностальгическое обаяние.

Подготовил Василий Кондрашов

 

 

 

 

 

 

 

 

gazeta-danilovsky-vestnik.ru

Хавско-Шаболовский жилмассив — WiKi

Хавско-Шаболовский жилмассив (также Хавско-Шаболовский жилой комплекс) — памятник архитектуры, комплекс зданий в стиле рационализма, расположенный в Даниловском районе Южного административного округа города Москвы. Жилой массив расположен в пределах улиц в пределах улиц Шаболовка, Лестева, Хавской и Серпуховского Вала и включает дом 13, корпус 3, дом 15, корпуса 1 и 2, дом 19, корпуса 1 и 2, дом 21, корпус 2 по улице Лестева; дом 63, корпус 2, дом 65, корпус 2 и дом 67 по улице Шаболовка; дом 22, корпуса 2 и 3, дом 24, корпуса 1 и 2 и дом 28 по Серпуховскому Валу.

В начале 1920-х годов территория современных Даниловского и Донского районов была застроена, главным образом, деревянными домами в 1—2 этажа. С развитием местной промышленности районы стали площадкой экспериментальной застройки, предназначенной для рабочих близлежащих предприятий. Проектирование одного их них доверили архитекторам-рационалистам из группы АСНОВА — конкурентам конструктивистов из ОСА. Планировка жилого массива была определена в рамках внутреннего конкурса, который выиграл проект выпускника ВХУТЕМАСа и ученика основателя АСНОВА Николая Ладовского Н. Травина, разработанный совместно с И. Л. Йозефовичем и И. П. Киркесали. Архитектурное решение домов разработали участники АСНОВА В. И. Бибиков, К. Носков и профессор школы Баухаус Хиннерк Шепер. Проектирование и строительство были выполнены в 1927—1930 годах[1][2][3].

По проекту несколько зданий огибали квартал по периметру, а расположенные внутри массива дома были установлены под углом 45° к существующей сетке улиц, воплощая идеи Ладовского о роли пространства в архитектуре. Также в противовес строчной застройке архитекторы выстроили типовые дома в форме букв «Г», создав динамичную композицию с прямоугольными и треугольными дворами и пересекающей комплекс аллеей. Ось аллеи была ориентирована на башни Донского монастыря, углы домов — на Шуховскую башню. В центре квартала был построен 1-этажный клубный корпус, в северо-восточной части квартала — служебный корпус с котельной[1][4].

Фасады домов внутри массива были решены по эскизам профессора Шепера: основная масса стен осталась краснокирпичной, а эркеры, углы и подъезды были покрыты белой штукатуркой. Каждый дом получил собственную уникальную супрематическую композицию фасада, которая наравне с нумерацией корпусов служила навигацией по кварталу. Впоследствии подобное решение использовал другой участник АСНОВА А. С. Фуфаев в проекте Буденновского посёлка на Большой почтовой улице. В домах были использованы типовые квартирные «секции Моссовета», а для улучшения инсоляции жилых помещений все окна комнат и балконы были ориентированы на юго-восток и юго-запад, а окна кухонь и ванных — на север[2][5][6][7].

Из предусмотренных проектом 24 корпусов были построены 15. Не были возведены дома по красной линии Хавской и Шаболовской улиц. Застройка квартала завершилась в 1960-х — 1980-х годах с уплотнением существующего массива типовыми панельными башнями, расположенными, впрочем, с учётом оригинальной градостроительной идеи АСНОВА. Большая часть домов 1930 года постройки была реконструирована с заменой перекрытий на железобетонные, надстройкой технических этажей, пристройкой лифтов и демонтажом части балконов. Фасады домов были оштукатурены в тон с новыми панельными домами, и оригинальное цветовое решение было утеряно. Клубный корпус был надстроен на 4 этажа, которые заняли жилые помещения, но его первый этаж сохранил общественные функции: там работает библиотека, открылись галерея «На Шаболовке» и «Центр авангарда»[5][2][6][8].

ru-wiki.org

Хавско-Шаболовский жилмассив Википедия

Хавско-Шаболовский жилмассив (также Хавско-Шаболовский жилой комплекс) — памятник архитектуры, комплекс зданий в стиле рационализма, расположенный в Даниловском районе Южного административного округа города Москвы. Жилой массив расположен в пределах улиц в пределах улиц Шаболовка, Лестева, Хавской и Серпуховского Вала и включает дом 13, корпус 3, дом 15, корпуса 1 и 2, дом 19, корпуса 1 и 2, дом 21, корпус 2 по улице Лестева; дом 63, корпус 2, дом 65, корпус 2 и дом 67 по улице Шаболовка; дом 22, корпуса 2 и 3, дом 24, корпуса 1 и 2 и дом 28 по Серпуховскому Валу.

История

В начале 1920-х годов территория современных Даниловского и Донского районов была застроена, главным образом, деревянными домами в 1—2 этажа. С развитием местной промышленности районы стали площадкой экспериментальной застройки, предназначенной для рабочих близлежащих предприятий. Проектирование одного из них доверили архитекторам-рационалистам из группы АСНОВА — конкурентам конструктивистов из ОСА. Планировка жилого массива была определена в рамках внутреннего конкурса, который выиграл проект выпускника ВХУТЕМАСа и ученика основателя АСНОВА Николая Ладовского Н. Травина, разработанный совместно с И. Л. Йозефовичем и И. П. Киркесали. Архитектурное решение домов разработали участники АСНОВА В. И. Бибиков, К. Носков и профессор школы Баухаус Хиннерк Шепер. Проектирование и строительство были выполнены в 1927—1930 годах[1][2][3].

Архитектура

По проекту несколько зданий огибали квартал по периметру, а расположенные внутри массива дома были установлены под углом 45° к существующей сетке улиц, воплощая идеи Ладовского о роли пространства в архитектуре. Также в противовес строчной застройке архитекторы выстроили типовые дома в форме букв «Г», создав динамичную композицию с прямоугольными и треугольными дворами и пересекающей комплекс аллеей. Ось аллеи была ориентирована на башни Донского монастыря, углы домов — на Шуховскую башню. В центре квартала был построен 1-этажный клубный корпус, в северо-восточной части квартала — служебный корпус с котельной[1][4].

Фасады домов внутри массива были решены по эскизам профессора Шепера: основная масса стен осталась краснокирпичной, а эркеры, углы и подъезды были покрыты белой штукатуркой. Каждый дом получил собственную уникальную супрематическую композицию фасада, которая наравне с нумерацией корпусов служила навигацией по кварталу. Впоследствии подобное решение использовал другой участник АСНОВА А. С. Фуфаев в проекте Буденновского посёлка на Большой почтовой улице. В домах были использованы типовые квартирные «секции Моссовета», а для улучшения инсоляции жилых помещений все окна комнат и балконы были ориентированы на юго-восток и юго-запад, а окна кухонь и ванных — на север[2][5][6][7].

Из предусмотренных проектом 24 корпусов были построены 15. Не были возведены дома по красной линии Хавской и Шаболовской улиц. Застройка квартала завершилась в 1960-х — 1980-х годах с уплотнением существующего массива типовыми панельными башнями, расположенными, впрочем, с учётом оригинальной градостроительной идеи АСНОВА. Большая часть домов 1930 года постройки была реконструирована с заменой перекрытий на железобетонные, надстройкой технических этажей, пристройкой лифтов и демонтажом части балконов. Фасады домов были оштукатурены в тон с новыми панельными домами, и оригинальное цветовое решение было утеряно. Клубный корпус был надстроен на 4 этажа, которые заняли жилые помещения, но его первый этаж сохранил общественные функции: там работает библиотека, открылись галерея «На Шаболовке» и «Центр авангарда»[2][5][6][8].

Примечания

wikiredia.ru

Жилые кварталы на Шаболовке. Часть 2

Продолжаем экскурсию по жилым кварталам. Оставив позади Хавско-Шаболовский жилой комплекс, переходим улицу Лестева, чтобы посмотреть жилой квартал кооператива «1-е Замоскворечье». В центре его стоит пятиэтажный дом-коммуна, и вот о нем-то я сегодня и буду рассказывать.

Дом примечателен тем, что это первый дом-коммуна в Москве, причем построен он был будто бы даже по просьбе самих трудящихся — членов жилищного кооператива «1-е Замоскворечье». Не располагаю достаточным материалом ни чтобы подтвердить, ни чтобы опровергнуть это утверждение, поэтому пусть так и остается — это дом-коммуна, построенный для рабочих и по заказу рабочих. Хотите — верьте, хотите — нет. А вот более надежные факты: год постройки — 1927, архитекторы — Г.Я. Вольфензон, С. Айзикович, Е. Волков.

Дом состоит из пяти корпусов, образующих ступенчатой формы внутренний двор. Далее привожу его описание из книги С.О. Хан-Магомедова «Архитектура советского авангарда» (здесь, кстати, приводится другая дата постройки — 1929 год).

Дом-коммуна состоит из пяти объединенных в единое здание пяти- и шестиэтажных корпусов - двух квартирных (40 трехкомнатных квартир) и трех коммунальных (230 жилых ячеек). Коммунальные корпуса имеют коридорную систему. На каждом жилом этаже расположены отдельные жилые ячейки (9 и 14 м2) с тамбуром и встроенным шкафом и общие умывальные, ванные, уборные и помещения, оборудованные мойками, кипятильниками и газовыми плитами «для подогревания и приготовления простейших кушаний». На первом этаже коммунального корпуса расположены ясли на 35 детей, детский сад на 60 детей и столовая на 150 мест. На втором этаже над столовой расположен клуб, состоящий из двухсветного зала и нескольких комнат для читальни и кружковых занятий. На шестом этаже центрального корпуса - помещения для занятий физкультурой, а на плоской крыше открытая площадка, используемая как летний кинотеатр и солярий (здесь же ряд душевых кабинок).Квартирные корпуса — те, что ближе к улице. За ними идут два корпуса общежитий, а в глубине двора их соединяет фронтально стоящий корпус с общественными помещениями, как это можно видеть на плане (источник).

Вообще по своей планировке и внешнему виду дом отчасти напоминает студенческое общежитие во 2-м Донском проезде. Точнее, это оно напоминает дом-коммуну, потому что построено было немного позже.

Интересно, что в первоначальном проекте предполагалось еще два корпуса, идущих параллельно улице Лестева (которая тогда, кстати, называлась Хавско-Шаболовским проездом). На плане (взятом отсюда) можно посмотреть, как это выглядело.

В настоящее время жилые корпуса так и остались жилыми, а коммунальные заняты какими-то учреждениями. Вот как все это сейчас выглядит. Сначала обойдем дом снаружи, потом посмотрим внутренний двор.

Почти из любой точки этого квартала видно башню Шухова. Вот как она смотрится в сочетании с домом-коммуной.

Балконы с внешней стороны здания.

Здесь заканчивается квартирный корпус и начинается корпус общежитий.

Корпус с общественными помещениями. Слева, наверное, столовая. А может быть, ясли? :)

Снова башня Шухова. Уж очень хорошо она отсюда смотрится! Здорово, наверное, разглядывать ее из окон этого здания.

Общественный корпус. Кто-то старательно вывел на стене номер дома. Ниже будет фотография этой надписи крупным планом.

Другой корпус общежитий.

А теперь пройдем во внутренний двор и посмотрим, как выглядит здание с этой стороны. К сожалению, хороших фотографий коммунального корпуса не получилось: его почти полностью загораживают деревья. Зато вот фотография угловых балконов, столь любимых конструктивистами.

На углу между корпусом общежитий и корпусом с общественными помещениями тоже есть вход в здание, только он сейчас заколочен.

Угол между корпусом общежитий и квартирным корпусом. С балконами. Куда ж без них ;)

Квартирный корпус. Возвышение в торце корпуса сделано для имитации плоской кровли. Дело в том, что плоская кровля больше соответствовала эстетическим принципам конструктивизма, однако в нашем климате она была крайне непрактична. Она требует дорогостоящей гидроизоляции, да и обслуживание ее — уборка снега, прочистка заледеневших водостоков — тоже дело хлопотное и затратное. Поэтому вместо плоской кровли делали более привычную и удобную скатную. Чтобы создать хотя бы видимость плоской кровли, с торца здания строились вот такие вот возвышения.

Интересно почитать, как был организован быт жильцов дома. Точнее, какой его организация представлялась в идеале.

Выработаны условия требований для въезжающих в коммуну. Эти условия долго обсуждались, менялись и, наконец, приняты. Сущность их такова. Жильцы дома-коммуны обязуются воздержаться от перевозки предметов хозяйственного оборудования и имущества, не отвечающего условиям проживания в доме (иконы, предметы кухонного обихода, имущество, находящееся в антисанитарном состоянии и пр.). Все вселяемые в дом обязуются полностью перейти от индивидуальной кухни на питание в столовой дома. В первую очередь на общественное питание переходят лица, живущие в отдельных комнатах, а остальные - по мере расширения столовой. Дети дошкольного возраста всех вселяемых в дом в обязательном порядке размещаются и воспитываются в дневное время в детских учреждениях дома. Жильцы коммуны обязуются принимать активное участие в общественной, культурно-бытовой работе дома, а также в управлении хозяйством дома. В течение 1930 г. все проживающие в коммуне обязуются ликвидировать свою неграмотность. Все члены коммуны обязаны самым решительным образом бороться с алкоголизмом, грубостью и некультурностью, религиозностью и остальными явлениями старого быта. Жильцы коммуны обязуются бережно и заботливо относиться к хранению общественного имущества и соблюдать правила санитарии и гигиены в пользовании жилыми помещениями. Члены коммуны обязаны не только бороться за переустройство и обобществление быта в доме-коммуне, но и добиваться осуществления нового быта в близлежащих домах жилищной кооперации, а также вести агитацию за перестройку быта на тех предприятиях, где они работают. Проживающие в доме-коммуне признают для себя обязательными решения товарищеского суда дома по вопросам бытового характера, а также правила внутреннего распорядка и решения общих собраний жильцов дома. Все мероприятия по организации нового быта в доме-коммуне проводятся на средства самих проживающих. В случае систематического нарушения правил проживания жильцы дома-коммуны по решению общего собрания могут быть выселены на другую площадь.

А вот как выглядел дом раньше.Фотографии с сайта oldmos.ru

Кадр из фильма «Дворы нашего детства» (1992).

Фотографии с сайта wikimapia.org

Ссылки по темеС.О. Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда. Книга вторая. Глава 3. Проблемы перестройки быта (разработка новых типов жилища) http://www.alyoshin.ru/Files/publika/khan_archi/khan_archi_2_066.html#-5 Здесь можно найти информацию не только о доме-коммуне на улице Лестева, но и о других домах-коммунах, а также их фотографии и планы.Статья в журнале «Большой город». История дома и воспоминания жильцов http://bg.ru/city/dom_kommuna_na_shabolovke-9516/#Фотографии в ЖЖ http://synthart.livejournal.com/45265.html

P.S. Может быть, читателям будет интересен тот факт, что кооператив «1-е Замоскворечье» первоначально носил название «Жиркость». Под этим названием он упоминается в «Собачьем сердце» Михаила Булгакова. Про дом-коммуну там, разумеется, ни слова ;)

anothercity.livejournal.com

9 важных памятников московского авангарда — The Village

Архитектура советского авангарда, наравне со сталинским ампиром и русским барокко, — один из главных культурных кодов Москвы. При этом здания этого стиля как будто находятся в тени других исторических столичных построек — даже несмотря на то, что на столичный архитектурный авангард приезжают посмотреть тысячи туристов со всего мира. Автор проекта «Москва глазами инженера» Айрат Багаутдинов составил для The Village маршрут по главным авангардным памятникам архитектуры Москвы, среди которых — как очевидный Дом Наркомфина, так и менее известный Хавско-Шаболовский жилой комплекс. Для прохождения маршрута будет удобно пользоваться наземным общественным транспортом, а именно трамваем «А » и автобусом «Б».

Маршрут

Шуховская башня — Дом РЖСКТ «Первое Москворецкое объединение» — Хавско-Шаболовский жилой комплекс — Дом Центросоюза — Вестибюль станции метро «Красные Ворота» — Дом Наркомзема — Московский планетарий — Дом Наркомфина — Дом Мельникова 

Маршрут начинается на станции метро «Шаболовская», откуда можно пешком дойти до Шуховской башни.

Шуховская башня

ул. Шухова, дом 8

Радиобашня на Шаболовке строилась как инженерное сооружение, обеспечивающее доступ к радиосети. Эстетика — вероятно, последнее, о чем думал Шухов, однако башня стала не только первой крупной постройкой советской России, но и настоящим символом эпохи авангарда.

Решение о строительстве в Москве мощной радиостанции новое правительство страны приняло практически сразу после революции. Что неудивительно, ведь это было необходимо для проведения большевистской агитации. Строить башню для радиостанции пригласили инженера Владимира Шухова. Поначалу он спроектировал ее высотой в 350 метров, чтобы постройка стала самым высоким сооружением на Земле. Но, увы, заводы стояли, металла в стране не хватало, и высоту башни пришлось сократить до 150 метров.

Для подъема секций на большую высоту Шухов использовал изобретенный им метод телескопического монтажа. Каждая секция собиралась на земле внутри готовой постройки, а затем вытягивалась вверх, словно части гигантской подзорной трубы.

Нынешние владельцы башни хотели ее демонтировать, но, к счастью, этого не произошло. Шуховская башня, очевидно, требует реставрации, но пока на этот счет конкретных решений не принималось, и памятник авангарда находится в подвешенном состоянии.

Далее по маршруту необходимо зайти во дворы через дорогу от Шуховской башни, пройти мимо рядовой авангардной постройки и выйти на улицу Лестева, где располагается один из первых в Москве домов-коммун.

Дом РЖСКТ «Первое Москворецкое объединение»

ул. Лестева, дом 18

Одной из важнейших идей эпохи авангарда стало обобществление быта. Многие идеологи, да и просто советские энтузиасты, верили, что институт семьи скоро умрет, а жить мы станем большими группами, деля общее пространство отдыха, а также деньги и вещи. Наиболее радикальные коммунисты предлагали обобществить даже жен и детей. Мол, что это у нас за частная собственность на женщину! Реагируя на социальный заказ, архитекторы стали строить дома-коммуны.

Дом рабочего жилищно-строительного кооперативного товарищества «Первое Замоскворецкое объединение» коммунальный только отчасти. Его ближние к улице Лестева корпуса имеют квартиры в три-четыре комнаты, а три корпуса в глубине участка поделены на жилые ячейки в девять и 14 квадратных метров с общим туалетом и кухней на этаже. В торцевом корпусе также разместились столовая, детский сад, клуб, спортзал и солярий на крыше. В 60–70-е годы ХХ века коммунальные корпуса расселили и отдали под учреждения для чиновников.

Через дорогу от Дома РЖСКТ находится необычный район, где все дома смотрят на улицы углами. Здесь хорошо погулять по дворам.

Хавско-Шаболовский жилой комплекс

ул. Лестева, дом 13, корпус 3; дом 15, корпуса 1, 2; дом 19, корпуса 1, 2; дом 21, корпус 2 

ул. Шаболовка, дом 63, корпус 2; дом 65, корпус 2; дом 67

ул. Серпуховский Вал, дом 22, корпуса 2, 3; дом 24, корпуса 1, 2; дом 28 

Пожалуй, самый интересный жилой комплекс авангардной Москвы. Его спроектировала команда архитекторов-рационалистов, чьим кредо стала фраза «Пространство, а не камень — материал архитектора». Корпуса этих домов поставлены под углом в 45 градусов к осям соседних улиц, и из-за этого комплекс похож на лабиринт. В таких домах не соскучишься: пространство играет с наблюдателем в прямо-таки барочную игру, кружит и водит за нос. Прогулки по Хавско-Шаболовскому жилому комплексу похожи на рассматривание калейдоскопа. 

Отдельно стоит отметить цветовое решение фасадов. Профессор немецкой школы «Баухаус» придумал залить их крупными красно-белыми плоскостями — как будто на фасады шагнули полотна Малевича. Каждое здание имело уникальную окраску, что облегчало навигацию в этой архитектурной головоломке. Увы, во время капитального ремонта в 70-х дома целиком закрасили в скучную охру.

Из дворов Хавско-Шаболовского жилого комплекса стоит выйти на Серпуховский Вал, где располагается трамвайная остановка. Необходимо сесть на трамвай «А» или № 39 и доехать до конечной остановки — станции метро «Чистые пруды». Далее нужно идти по улице Мясницкой в сторону Садового кольца.

Дом Центросоюза

ул. Мясницкая, дом 39

Мясницкая улица в 20-х годах прошлого века была московским деловым центром. Здесь расположился и Дом Центросоюза (ныне Росстат), построенный по проекту знаменитого архитектора Шарля Ле Корбюзье. В Доме Центросоюза воплощены все пять знаменитых принципов этого архитектора — столбы-опоры вместо первого этажа, свободный фасад, ленточные окна, свободная планировка и плоская эксплуатируемая крыша. Кстати, В 2015 году перед зданием открыли памятник все тому же Шарлю Ле Корбюзье.

Продолжайте идти по Мясницкой улице в сторону Садового кольца до станции метро «Красные Ворота».

Вестибюль станции метро «Красные Ворота» 

Первая очередь московского метро (1931–1935 годов) была построена в переходный период от авангарда к сталинскому «большому стилю». Многие вестибюли и станции уже оглядываются на классику и ар-деко, и только архитектору Николаю Ладовскому хватило смелости реализовывать в подземке авангардные проекты. Три вложенные друг в друга арки впечатляют своей монументальной геометрией, а кроме того, зрительно вытягивают пространство, превращая вход в вестибюль в любимую авангардом метафору движения.

Далее нужно перейти через Садовое кольцо по пешеходному переходу у Орликова переулка и дойти до пересечения Садовой-Спасской улицы с проспектом академика Сахарова.

Дом Наркомзема

ул. Садовая-Спасская, дом 11

Здание Народного комиссариата земледелия СССР построил автор Казанского вокзала и Мавзолея Ленина архитектор Алексей Щусев, продемонстрировав тем самым свое умение делать высокопрофессиональные вещи в любой стилистике. Полукруглый эркер бокового корпуса, ленточные окна и свободная компоновка фасада отсылают к авангарду, но при этом здание дышит какой-то классической монументальностью и продуманностью деталей. Несмотря на все перемены в Москве за прошедшие 80 лет, оно продолжает быть самой значительной постройкой на перекрестке и приковывать взгляды при проезде вдоль Садового кольца.

Рядом с домом Наркомзема стоит дождаться автобуса «Б» и проехать на нем до остановки «Малая Никитская улица». Выйдя из автобуса, нужно пройти чуть назад — во двор планетария. 

 Московский планетарий

ул. Садовая-Кудринская, дом 5, стр. 1

В эпоху авангарда задачу ликвидации безграмотности и популяризации науки поставили на государственный контроль. Одним из орудий научпопа тех времен должен был стать планетарий — «оптический научный театр», по определению идеолога конструктивизма Алексея Гана.

Первый советский планетарий в 1927–1929 годах строили архитекторы Синявский и Барщ. Яйцеобразный купол пролетом в 28 метров за счет своей формы очень тонок — всего 12 сантиметров в основании и шесть сантиметров наверху. Эта одновременно функциональная и конструктивная форма создала неповторимый образ московского планетария. В 2000-х здание реконструировали — подняли на шесть метров, построив под ним дополнительные помещения.

Затем нужно спуститься по улице до станции метро «Баррикадная» и обойти сталинскую высотку, чтобы попасть к Дому Наркомфина.

 Дом Наркомфина

Новинский б-р, дом 25, корпус 1

Одними из главных целей советского авангарда были типизация и массовое строительство жилья. Архитектор Моисей Гинзбург придумал экономичные жилые ячейки разных типов, которые представляли собой (по нынешним меркам) довольно эффектные двухуровневые квартиры-студии. Из таких ячеек и составлен Дом Наркомфина, построенный по заказу Наркомата финансов в 1929–31 годах.

Помимо жилого корпуса, у дома есть коммунальный блок с детским садом и кухней-столовой, соединенный с жилой частью теплым переходом. А наверху дома — плоская эксплуатируемая крыша с солярием. Попасть внутрь дома и жилой ячейки можно с экскурсией.

Вернитесь на Садовое кольцо к ближайшей автобусной остановке «Дом Шаляпина» и снова садитесь на автобус «Б», чтобы проехать до «Смоленской площади». 

 Дом Мельникова

Пожалуй, самый известный памятник советского авангарда и один из самых необычных домов в мире. Архитектор Константин Мельников заключил с властями небывалый договор: они предоставили ему землю в центре Москвы, а он провел на себе эксперимент с целью выяснить, может ли человек комфортно проживать в совершенно круглом доме.

Но денег на строительство все равно не хватало, так что пришлось экономить на кирпиче. Из-за этого у Мельникова возникла идея сетчатой кирпичной кладки, благодаря которой дом и обзавелся знаменитыми шестигранными окнами. Сейчас во дворе установлены инсталляции, рассказывающие о его устройстве. В сам дом можно попасть с экскурсией, на которую придется заранее записаться по телефону.

Погуляйте по двору дома, изучая инсталляции с другими проектами великого архитектора эпохи авангарда.

www.the-village.ru

Москва. Хавско-шаболовский жилой район. АСНОВА. Арх. Травин. 1927-28

Москва. Хавско-шаболовский жилой район. АСНОВА. Арх. Травин. 1927-28

« previous entry | next entry »May. 1st, 2009 | 11:33 pmposted by: anton_id in ru_sovarch

Район находится в Москве на Шаболовке.

Проект относится к рабочим поселкам. Поселки эти в то время строились по типовым секциям Моссовета и оттого была велика опасность заполнить город безликими коробками.группа АСНОВА получает задание на разработку района в 1927 году от Моссовета. Для архитекторов АСНОВА это был один из первых крупных осуществленных проектов. Внутри АСНОВА был проведен конкурс на общую идею планировки квартала. Лучшим был признан проект группы Н. Травина (при участии Иозефовича и Киркеса). Пространственно-планировочная идея этого проекта состояла в том, что внутри квартала диагонально располагались угловые корпуса, повышенные угловые части которых просматриваются со стороны продольных улиц через просветы в перемитральной застройке, а с торцевой стороны квартала устроены своеобразные пропилеи, ведущие на внутренний проезд. Всего были запректированы 24 пятиэтажных (местами шести) жилых корпуса, общественный корпус (детский сад, ясли и домовой клуб) и котельная.

большое внимание было уделено использованию цвета и пластики для придания фасадам жилых корпусов художественной выразительности и композиционного разнообразия. Сохранились оригиналы цветового решения фасадов, на которых виден принципиально новый подход к использованию цвета. Вместо выявления цветом элементов здания, цветовыми пятнами создавалась новая независимая композиция на фасаде. Комплекс был выстроен. Но не все из общей пространственно-планировочной композиции удалось осуществить в натуре (затянулся снос старой застройки по периметру квартала). Со стороны ул. Шаболовка не были выстроены пропилеи, закрепляющие главную ось квартала. В 70 - 80 хх годах застройка квартала была уплотнена типовыми панельными домами башенного типа. Расположение новых башен перекликалось с градостроительной идеей АСНОВА.Вот как выглядел комплекс по завершению:

А вот как сей час:

сделано вместе с

и Китаевым А.
Link | | Share

ru-sovarch.livejournal.com