Баухаус: Революция в дизайне, которая всё изменила. Кандинский баухауз


Василий Кандинский. Баухаус и Париж

Вернувшись в Германию, Кандинский отправляется в Веймар в Баухаус (Высшая школа строительства и художественного конструирования). Здесь художник будет руководить мастерской настенной живописи. Кандинский продолжает заниматься развитием своих идей, преподаванием. Результатом исканий этого времени становится его теоретическая работа «Точка и линия на плоскости».

Художественное творчество Кандинского тоже заметно меняется: среди всех геометрических форм особое значение приобретает круг как символ совершенной формы, цветовая палитра начинает тяготеть к холодным сочетаниям цветов. Концептуальной работой этого периода стало полотно «Композиция VIII». В это же время появляются и другие работы: «Маленькая мечта в красном», «Маленькие миры». Кандинский начинает работу в США, выезжая туда с лекциями и выставками. Вместе с Явленским, Клее и Фейнингером Кандинский создает общество «Синяя четверка».

1925 год оказался для Баухауса сложным периодом. Его закрывают, затем наступает качественно новый период в Дессау. Кандинский и другие художники получают классы живописи, где они могут не только преподавать, но и работать самостоятельно. Характерной работой этого периода стала картина «Жетое-Красное-Синие», отражающая романтический настрой художника. Кандинский увлекается идеей объединения искусств в общем произведении. Это отразилось в работе «Желтый звук». Поздние работы Кандинского все больше тяготеют к абстракции. Так, полотно «Причудливое» связано с символическими образами и одновременно с космически-египетсткими ассоциациями.

Баухаус будет все же закрыт в 1932 году. Кандинскому вместе с женой приходится переехать в Париж. В этот период художнику придется вести уединенный образ жизни, так как большой популярности во Франции у него не будет. Художник переходит от работы с основными цветами к самым тонким и неярким оттенкам. При том формы постоянно усложняются.

От прежней «холодной романтики» в этот момент не остается уже ничего, картины становятся более эмоциональными, живыми («Пестрый ансамбль», «Сложное-простое», «Небесно-голубое»). В военные годы условия работы значительно ухудшаются, материалов постоянно не хватает. Художник работает на картоне гуашью.

В последние годы Кандинский все чаще сталкивается с непониманием и непринятием его творчества, однако он не отступается от своих идей, защищая принципы абстрактного искусства.

В 1939 году Кандинский становится гражданином Франции. Он умер 1 декабря 1944 года в пригороде Парижа.

v-kandinsky.ru

ЖК «Кандинский Баухаус» — Строительные СНИПы, ГОСТы, сметы, ЕНиР,

25.07.2017

Хаос за ветровой завесой. Архсовет Москвы одобрил проект необычного комплекса на северо-западе города

На Шелепихинской набережной построят жилой комплекс с бассейном. На прошлой неделе Архсовет Москвы одобрил возведение ЖК «Кандинский Баухаус» в двух километрах от ММДЦ «Москва-Сити». Там появятся несколько суперблоков высотой 12–17 этажей, рассчитанных на проживание 1,5 тыс. человек.

Новый комплекс будет построен на северо-западе Москвы в районе Хорошево-Мневники по адресу Причальный проезд, вл. 8. Проектировщиком выступило бюро UNK Project во главе с архитектором Юлием Борисовым, а заказчиком – ЗАО «Инспайр».

Как пояснил автор проекта, в его основе лежит идея вертикального города. 12–17-этажные объемы, названные суперблоками, планируется «разбросать» в хаотичном порядке, в том числе и поставив одни на другие. Такую необычную архитектуру проекта Юлий Борисов объяснил розой ветров. По его словам, для данного участка именно такие суперблоки создают наиболее комфортные ветровые условия и формируют защитный экран от близлежащей эстакады, а вот башенная или квартальная застройка – не подходят. Общая площадь будущего ЖК – 137,9 тыс. кв. метров, из них 96,5 тыс. кв. метров придется на жилье, в комплексе будет размещено 800 квартир, 85% из которых будут выходить окнами на набережную. На крыше комплекса застройщик решил разместить бассейн и ресторан. Кроме того, в ЖК «Кандинский Баухаус» будет спорткомплекс, офисы, торговый центр и паркинг на 1227 машино-мест. Около 20% площади отдано под зеленую зону. Строительство школы или детского сада проектом не предусмотрено, но инвестор планирует за свой счет расширить школу, расположенную недалеко от комплекса.

Проект был одобрен членами Архсовета практически единогласно. Сомнения вызвало отсутствие социальных объектов, но проектировщики действовали в полном согласии с градостроительным планом земельного участка. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов подчеркнул, что внутреннее пространство комплекса организовано по принципу «двора без машин», в дворовой части будут организованы две детские площадки. Одним из плюсов проекта участники Архсовета назвали внимательный подход к работе с Москвой-рекой и окружающей застройкой (рядом находятся ЖК «Сердце столицы», планируется возведение эстакады). Сергей Кузнецов уточнил, что ЖК «Кандинский Баухаус» можно рассматривать как переходный от более высокой застройки «Сердца столицы» к более дисперсной – из панельных жилых домов района Хорошево-Мневники.

Правда, в плане расположения комплекса есть один нюанс. Сейчас будущий ЖК и непосредственно набережную разделяют три небольших коммерческих здания. У инвестора ЖК «Кандинский Баухаус» есть планы по выкупу этих строений для того, чтобы снести их и благоустроить территорию.

КСТАТИ

На прошлой неделе Москомархитектура согласовала еще один проект жилого комплекса на северо-западе Москвы. Речь шла о застройке части бывшего Тушинского аэродрома, территория которого сейчас активно реорганизуется.Трехбашенный жилой дом инвестор планирует построить по адресу Волоколамское шоссе, 67. Речь идет о высотных доминантах высотой 22–23 этажа. «Три башни-секции жилого комплекса будут объединены общей подземной частью с двухуровневой автостоянкой, на кровле которой появится благоустроенный внутренний двор. Дома будут расположены веерообразно, между ними спроектирована рекреационная прогулочная зона», – сообщили в пресс-службе Москомархитектуры. Общая площадь жилого комплекса составит 48 600 кв. метров.

Анастасия Бушуева

Источник: Правительство Москвы. Еженедельная городская деловая газета «Московская перспектива»

snip1.ru

Баухауз - утопия, которая состоялась: vakin

«Не смотри туда, они из Баухауза!» — предостерегали добропорядочные матери своих юных дочерей. Они (студенты Баухауза) играли странную музыку по уикендам и купались нагишом по ночам, девушки стригли коротко волосы и носили брюки, а юноши отпускали длинные волосы и одевались как оборванцы. Баухауз изобрел современного длинноволосого студента художественной школы, у которого кроме непосредственных художественных экзерсисов и пленэров на повестке дня обязательно стоит: расшить сумку кельтскими узорами, выточить кулон из куска найденной во время прогулки неопознанной железяки, за ночь изобрести самый эргономичный дизайн чего-либо для очередного фестиваля или конкурса. И еще десяток важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира.

Оскар Шлеммер. Лестница Баухауза. 1932 г.

Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухауз (Bauhaus — в переводе с немецкого «Дом строительства») была основана в Веймаре 25 апреля 1919 года. Сейчас термином Баухауз называют и объединение художников, которые преподавали и учились в этом учебном заведении, и определенный стиль в архитектуре, основанный на конструктивистском подходе.До того, как появился Баухауз, у студентов художественных академий не было никакой возможности вырваться за пределы традиции: их обучение начиналось с истории искусства, рисования акварелей и копирования античных статуй. В Баухаузе начинали подготовительный курс с теории цвета и изучения фактур, создавали трехмерные структуры изо всего, что попадало под руку, на старших курсах играли спектакли из геометрических фигур, самостоятельно производили мебель для обустройства классов и строили дома для преподавателей. Один из студентов рассказывал, что его девушка тогда коротко подстриглась и он использовал ее волосы для одной из скульптур. Во времена депрессии, когда на профессиональные материалы не было денег, Йоганнес Иттен, преподаватель вводного курса, отправлял студентов на помойку: идите найдите что-нибудь интересное и попытайтесь понять природу этих вещей.

Буддист и мистик Йоганнес Иттен брил голову и ходил в монашеской одежде. Он разработал подготовительный полугодовой курс для студентов Баухауза. За это время они должны были успеть понять выразительный потенциал форм и цветов, материалов и рельефов, научиться контролировать свою творческую энергию и управлять эмоциями. Занятия начинались с дыхательных упражнений, практиковалось рисование с закрытыми глазами и рисование обеими руками.

Баухауз был мечтой, которая сбылась. Здесь захотели поставить настоящий эстетический эксперимент над миром вещей и ожидали не просто художественного, а социального переворота: окружающее человека пространство, созданное по законам искусства, должно поменять со временем самого человека.

На фото (слева направо): Джозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Юст Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брейер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Гунта Штольцль, Оскар Шлеммер.

Преподавателями Баухауза были мастера-ремесленники и художники-авангардисты: созидатель иных художественных миров Пауль Клее, изобретатель абстрактной живописи Василий Кандинский, родоначальник геометрического театра Оскар Шлеммер. За время работы здесь все они создали собственные методики преподавания и разработали новейшие теории искусства. Труды преподавателей издавали тут же — они становились экспонатами серии «Книги Баухауза».

Василий Кандинский. Композиция VIII1923, 140×201 см

Василий Кандинский. Контрастные звуки

Пауль Клее. Шоссе и переулки

Пауль Клее. Чирикающая машина

Баухауз был придуман сразу после Первой мировой войны, во времена глубокой депрессии, гиперинфляции и отчаяния. Саксонско-веймарская школа прикладного искусства не работала уже 4 года и нужно было ее оживлять и восстанавливать. Директором школы был назначен молодой архитектор Вальтер Гропиус, который получил в свое распоряжение еще и Высшую школу изобразительных искусств. Новая модель обучения художников-ремесленников будущего складывалась буквально сама собой.

В 1919 году Гропиус придумал новой школе название Баухауз — Дом строительства — и выпустил манифест, в котором описал основную идею:

«Высшая цель любой творческой деятельности — строительство! Ранее изобразительное искусство было подчинено великой архитектуре, и его благороднейшая из функций заключалась лишь в декорировании архитектурных сооружений. Сегодня изобразительное искусство и архитектура самодовольно не замечают друг друга, и это можно исправить лишь сознательным объединением усилий представителей всех ремесел. Архитекторы, живописцы и скульпторы должны вернуться к пониманию композитного характера строительства, как процесса в целом, так и в многочисленных его частностях».

Студенты Баухауза не просто создавали эскизы будущих функциональных вещей, а производили эти вещи. Для этого была разработана система мастерских: гончарной, текстильной, витражной, металлической, класс сценографии. Кроме того, студентов учили создавать настенную живопись, гравюру по дереву, а позже экспериментировать с фотографией. Тогда во всей Европе не было больше художественной школы, которая бы всерьез применяла в обучении авангардистские идеи.

За 14 лет Баухауз сменил три адреса. В Веймаре было прекрасно и свободно, потому что это самый артистический город Германии, здесь Баухауз был признан и принят. В Дессау было грандиозно, потому что здесь для школы построили специальное здание и устроили изнутри все по собственным проектам и в соответствии с главными идеями: общежитие для студентов, мастерские, театральный зал, столовая, дома преподавателей. В Берлине было совсем недолго и страшно, потому что именно сюда в 1933 году пришли национал-социалисты, чтобы закрыть Баухауз и вышвырнуть из окон школы инструменты и «дегенеративные» произведения студентов и преподавателей.

Все основные тренды современной архитектуры XXI века были открыты почти столетие назад: балконы общежития Баухауза и дом, построенный в Дессау для проживания преподавателей.

Функциональность — это определение, которое впервые прозвучало в стенах Баухауза и по сей день без него не обходится ни один спор об архитектуре, промышленном и городском дизайне. Но в начале 20-х годов простые формы предметов, производимых в мастерских Баухауза, потрясали. Потому что это были мебель, посуда, здания, гобелены, ковры, изготовленные смелыми, революционными художниками. Экспериментальный дом Haus am Horn, построенный в Веймаре на территории пришкольных огородов, стал символом и архетипом чистой функциональности. На первой выставке Баухауза, устроенной для демонстрации достижений школы в 1923 году, Haus am Horn стал главным экспонатом. Металл во многих элементах мебели заменял дерево, декоративность больше не работала по старым принципам — новым эстетическим ресурсом стали линии, геометрически четкие формы, насыщенные чистые цвета. Здесь была кухня, больше напоминающая лабораторию, где каждая вещь соединяла в себе несколько функций, где вся утварь была лаконичной и идеально расположенной в пространстве. Эта кухня была не для беседы за чашкой чая, а для быстрой и максимально комфортной работы. Здесь была самая настоящая Икеа.

Некоторые экземпляры мебели, произведенной в мастерских Баухауза, стали воплощением художественных, композиционных, колористических идей его лидеров. Так и получается, что знаменитая детская колыбель, ковер по эскизам Клее и стул «Василий» — это не те вещи, на которых сидят, лежат и топчут, а произведения искусства, которые хранят в музеях.

Когда Вальтер Гропиус объявил, что студентом Баухауза может стать каждый, он не ожидал, что здесь будет столько женщин. За всю недолгую историю школы их было приблизительно столько же, сколько и юношей. И ладно бы там гобелены рисовали и керамику создавали, но не тут-то было. Марианна Брандт, например, поступившая в Баухауз уже будучи серьезной дамой слегка за 30, специализировалась на металле и разработке систем освещения. Ее металлические чайные сервизы до сих пор производит итальянская компания Alessi (фото внизу).

Еще одна программная idée-fix Баухауза, основа основ и цель развития — это синтез искусств. А в дальнейшем — синтез техники, науки и искусства. Преподаватели школы не вещали с кафедры о найденной однажды и навсегда истине, они искали эту межкультурную, междисциплинарную истину вместе с учениками. Не удивительно, что период чтения лекций и ведения мастерских в Баухаузе стал временем невероятно мощного вдохновения для Василия Кандинского, Пауля Клее, Оскара Шлеммера, Герхарда Маркса и временем создания теоретических работ. Одним из самых потрясающих проектов Баухауза стали сценические постановки Шлеммера. Папье-маше, картон, металл — из всего этого вырастали и оживали 18 геометрических статуй-танцоров, которые решали на сцене метафизические вопросы о слияния человека и мира, частного и общего. Это было первое в истории искусства действо, которое органично вписало фигуры танцоров в декорации, которое вывело авангард на сцену. Слияние музыки, цвета, формы, движения, света, механики и архитектуры сцены.

На фото слева и верху — актеры «Триадического балета» Оскара Шлеммера, 1922 год.

Видео — фильм «Триадический балет» 1970 года, воссоздающий сценические эксперименты Шлеммера.

В Баухаузе проводили концерты современной музыки — Кандинский и Клее отыскивали самых смелых экспериментаторов в Лейпцигской консерватории и тащили их играть к своим студентам. Заканчивался концерт — перегородку между столовой и залом со сценой убирали — и уже начинали танцевать в невероятных масках Шлеммера. Здесь устраивали фестивали различных материалов и форм. Например, для всей школы объявлялся фестиваль металла: студенты вдохновлялись возможностями и невозможностями материала и создавали свое собственное новаторское произведение. Собственное видение и индивидуальность — это то, что ценили в студентах Баухауза.

Собственное виденье и индивидуальность — это то, чего не могли допустить национал-социалисты, оказавшиеся у власти сначала в Веймаре, а в начале 30-х годов добравшиеся и до Дессау. Большинство преподавателей Баухауза стали героями знаменитой выставки «Дегенеративного искусства» и потеряли надежду на какое бы то ни было будущее в своей стране. Пришло время идеям Баухауза эмигрировать в Америку.

Автор Анна СидельниковаИсточник - Артхив

vakin.livejournal.com

Баухауз - утопия, которая состоялась

«Не смотри туда, они из Баухауза!» — предостерегали добропорядочные матери своих юных дочерей. Они (студенты Баухауза) играли странную музыку по уикендам и купались нагишом по ночам, девушки стригли коротко волосы и носили брюки, а юноши отпускали длинные волосы и одевались как оборванцы. Баухауз изобрел современного длинноволосого студента художественной школы, у которого кроме непосредственных художественных экзерсисов и пленэров на повестке дня обязательно стоит: расшить сумку кельтскими узорами, выточить кулон из куска найденной во время прогулки неопознанной железяки, за ночь изобрести самый эргономичный дизайн чего-либо для очередного фестиваля или конкурса. И еще десяток важных дел по украшению и совершенствованию окружающего мира.

Оскар Шлеммер. Лестница Баухауза. 1932 г.

Высшая школа строительства и художественного конструирования Баухауз (Bauhaus — в переводе с немецкого «Дом строительства») была основана в Веймаре 25 апреля 1919 года. Сейчас термином Баухауз называют и объединение художников, которые преподавали и учились в этом учебном заведении, и определенный стиль в архитектуре, основанный на конструктивистском подходе.До того, как появился Баухауз, у студентов художественных академий не было никакой возможности вырваться за пределы традиции: их обучение начиналось с истории искусства, рисования акварелей и копирования античных статуй. В Баухаузе начинали подготовительный курс с теории цвета и изучения фактур, создавали трехмерные структуры изо всего, что попадало под руку, на старших курсах играли спектакли из геометрических фигур, самостоятельно производили мебель для обустройства классов и строили дома для преподавателей. Один из студентов рассказывал, что его девушка тогда коротко подстриглась и он использовал ее волосы для одной из скульптур. Во времена депрессии, когда на профессиональные материалы не было денег, Йоганнес Иттен, преподаватель вводного курса, отправлял студентов на помойку: идите найдите что-нибудь интересное и попытайтесь понять природу этих вещей.

Буддист и мистик Йоганнес Иттен брил голову и ходил в монашеской одежде. Он разработал подготовительный полугодовой курс для студентов Баухауза. За это время они должны были успеть понять выразительный потенциал форм и цветов, материалов и рельефов, научиться контролировать свою творческую энергию и управлять эмоциями. Занятия начинались с дыхательных упражнений, практиковалось рисование с закрытыми глазами и рисование обеими руками.

Баухауз был мечтой, которая сбылась. Здесь захотели поставить настоящий эстетический эксперимент над миром вещей и ожидали не просто художественного, а социального переворота: окружающее человека пространство, созданное по законам искусства, должно поменять со временем самого человека.

На фото (слева направо): Джозеф Альберс, Хиннерк Шепер, Георг Мухе, Ласло Мохой-Надь, Герберт Байер, Юст Шмидт, Вальтер Гропиус, Марсель Брейер, Василий Кандинский, Пауль Клее, Лионель Файнингер, Гунта Штольцль, Оскар Шлеммер.

Преподавателями Баухауза были мастера-ремесленники и художники-авангардисты: созидатель иных художественных миров Пауль Клее, изобретатель абстрактной живописи Василий Кандинский, родоначальник геометрического театра Оскар Шлеммер. За время работы здесь все они создали собственные методики преподавания и разработали новейшие теории искусства. Труды преподавателей издавали тут же — они становились экспонатами серии «Книги Баухауза».

Василий Кандинский. Композиция VIII1923, 140×201 см

Василий Кандинский. Контрастные звуки

Пауль Клее. Шоссе и переулки

Пауль Клее. Чирикающая машина

Баухауз был придуман сразу после Первой мировой войны, во времена глубокой депрессии, гиперинфляции и отчаяния. Саксонско-веймарская школа прикладного искусства не работала уже 4 года и нужно было ее оживлять и восстанавливать. Директором школы был назначен молодой архитектор Вальтер Гропиус, который получил в свое распоряжение еще и Высшую школу изобразительных искусств. Новая модель обучения художников-ремесленников будущего складывалась буквально сама собой.

В 1919 году Гропиус придумал новой школе название Баухауз — Дом строительства — и выпустил манифест, в котором описал основную идею:

«Высшая цель любой творческой деятельности — строительство! Ранее изобразительное искусство было подчинено великой архитектуре, и его благороднейшая из функций заключалась лишь в декорировании архитектурных сооружений. Сегодня изобразительное искусство и архитектура самодовольно не замечают друг друга, и это можно исправить лишь сознательным объединением усилий представителей всех ремесел. Архитекторы, живописцы и скульпторы должны вернуться к пониманию композитного характера строительства, как процесса в целом, так и в многочисленных его частностях».

Студенты Баухауза не просто создавали эскизы будущих функциональных вещей, а производили эти вещи. Для этого была разработана система мастерских: гончарной, текстильной, витражной, металлической, класс сценографии. Кроме того, студентов учили создавать настенную живопись, гравюру по дереву, а позже экспериментировать с фотографией. Тогда во всей Европе не было больше художественной школы, которая бы всерьез применяла в обучении авангардистские идеи.

За 14 лет Баухауз сменил три адреса. В Веймаре было прекрасно и свободно, потому что это самый артистический город Германии, здесь Баухауз был признан и принят. В Дессау было грандиозно, потому что здесь для школы построили специальное здание и устроили изнутри все по собственным проектам и в соответствии с главными идеями: общежитие для студентов, мастерские, театральный зал, столовая, дома преподавателей. В Берлине было совсем недолго и страшно, потому что именно сюда в 1933 году пришли национал-социалисты, чтобы закрыть Баухауз и вышвырнуть из окон школы инструменты и «дегенеративные» произведения студентов и преподавателей.

Все основные тренды современной архитектуры XXI века были открыты почти столетие назад: балконы общежития Баухауза и дом, построенный в Дессау для проживания преподавателей.

Функциональность — это определение, которое впервые прозвучало в стенах Баухауза и по сей день без него не обходится ни один спор об архитектуре, промышленном и городском дизайне. Но в начале 20-х годов простые формы предметов, производимых в мастерских Баухауза, потрясали. Потому что это были мебель, посуда, здания, гобелены, ковры, изготовленные смелыми, революционными художниками. Экспериментальный дом Haus am Horn, построенный в Веймаре на территории пришкольных огородов, стал символом и архетипом чистой функциональности. На первой выставке Баухауза, устроенной для демонстрации достижений школы в 1923 году, Haus am Horn стал главным экспонатом. Металл во многих элементах мебели заменял дерево, декоративность больше не работала по старым принципам — новым эстетическим ресурсом стали линии, геометрически четкие формы, насыщенные чистые цвета. Здесь была кухня, больше напоминающая лабораторию, где каждая вещь соединяла в себе несколько функций, где вся утварь была лаконичной и идеально расположенной в пространстве. Эта кухня была не для беседы за чашкой чая, а для быстрой и максимально комфортной работы. Здесь была самая настоящая Икеа.

Некоторые экземпляры мебели, произведенной в мастерских Баухауза, стали воплощением художественных, композиционных, колористических идей его лидеров. Так и получается, что знаменитая детская колыбель, ковер по эскизам Клее и стул «Василий» — это не те вещи, на которых сидят, лежат и топчут, а произведения искусства, которые хранят в музеях.

Когда Вальтер Гропиус объявил, что студентом Баухауза может стать каждый, он не ожидал, что здесь будет столько женщин. За всю недолгую историю школы их было приблизительно столько же, сколько и юношей. И ладно бы там гобелены рисовали и керамику создавали, но не тут-то было. Марианна Брандт, например, поступившая в Баухауз уже будучи серьезной дамой слегка за 30, специализировалась на металле и разработке систем освещения. Ее металлические чайные сервизы до сих пор производит итальянская компания Alessi (фото внизу).

Еще одна программная idée-fix Баухауза, основа основ и цель развития — это синтез искусств. А в дальнейшем — синтез техники, науки и искусства. Преподаватели школы не вещали с кафедры о найденной однажды и навсегда истине, они искали эту межкультурную, междисциплинарную истину вместе с учениками. Не удивительно, что период чтения лекций и ведения мастерских в Баухаузе стал временем невероятно мощного вдохновения для Василия Кандинского, Пауля Клее, Оскара Шлеммера, Герхарда Маркса и временем создания теоретических работ. Одним из самых потрясающих проектов Баухауза стали сценические постановки Шлеммера. Папье-маше, картон, металл — из всего этого вырастали и оживали 18 геометрических статуй-танцоров, которые решали на сцене метафизические вопросы о слияния человека и мира, частного и общего. Это было первое в истории искусства действо, которое органично вписало фигуры танцоров в декорации, которое вывело авангард на сцену. Слияние музыки, цвета, формы, движения, света, механики и архитектуры сцены.

На фото слева и верху — актеры «Триадического балета» Оскара Шлеммера, 1922 год.

Видео — фильм «Триадический балет» 1970 года, воссоздающий сценические эксперименты Шлеммера.

В Баухаузе проводили концерты современной музыки — Кандинский и Клее отыскивали самых смелых экспериментаторов в Лейпцигской консерватории и тащили их играть к своим студентам. Заканчивался концерт — перегородку между столовой и залом со сценой убирали — и уже начинали танцевать в невероятных масках Шлеммера. Здесь устраивали фестивали различных материалов и форм. Например, для всей школы объявлялся фестиваль металла: студенты вдохновлялись возможностями и невозможностями материала и создавали свое собственное новаторское произведение. Собственное видение и индивидуальность — это то, что ценили в студентах Баухауза.

Собственное виденье и индивидуальность — это то, чего не могли допустить национал-социалисты, оказавшиеся у власти сначала в Веймаре, а в начале 30-х годов добравшиеся и до Дессау. Большинство преподавателей Баухауза стали героями знаменитой выставки «Дегенеративного искусства» и потеряли надежду на какое бы то ни было будущее в своей стране. Пришло время идеям Баухауза эмигрировать в Америку.

Автор Анна СидельниковаИсточник - Артхив

history-design.livejournal.com

Революция в дизайне, которая всё изменила — Look At Me

В рамках Недели Берлина Look At Me рассказывает о главном столпе современного дизайна и архитектуры — берлинской школе Баухаус, воспитавшей несколько поколений смелых авангардистов в прикладном искусстве. Как небольшая частная инициатива определила идеи XX века, по каким принципам идеалисты Баухауса собирались построить новое общество и эстетику и почему их идеи до сих пор являются очень современными — об этом пойдет речь в большом гиде Look At Me.

 

Период 1920-х годов был для Германии одновременно тяжелым и вдохновляющим временем. Именно в пятнадцать лет между двумя мировыми войнами Берлин стал одной из главных столиц Европы, городом («ревущие двадцатые» — во многом про немецкую столицу), где жаждали инноваций и перемен. После ужасов Первой мировой войны каждый мыслящий человек ощутил необходимость в активной оппозиции по отношению к окружающему миру. В переходный период между 1918 и 1923 годами в Германии были проблемы с инфляцией, что не позволяло широких экспериментов в архитектуре, но местная сцена все равно находилась под большим влиянием голландской группы «Де Штайль» и французского титана авангардной архитектуры Ле Корбюзье.

Слева направо: послевоенный Берлин, «Ревущие двадцатые», Пит Мондриан, церковь в интерпретации французкого архитектора Ле Корбюзье

Открыть междисциплинарную школу, которая будет творческой лабораторией для профессионалов разных направлений, пытались еще в 1907 году. Прообразом Баухауса была мюнхенская школа Веркбунд (Deutsche Werkbund). Существовала и Школа прикладного искусства в Веймаре, чьи сооснователи, дизайнер Анри Ван де Вельде и Герман Метезиус, долгое время не могли договориться между собой. Все закончилось тем, что экспериментальную веймарскую школу возглавил молодой архитектор Вальтер Гропиус, вдохновляясь тем, что в тот момент представлял собой мюнхенский Веркбунд. В 1919 году Гропиус основал Баухаус — из двух соперничающих дизайн-школ в Веймаре. Простое и емкое название Баухаус (bau — «строить», haus — «дом») отражало ясные и одновременно с этим амбициозные цели создателей школы — понять, по каким законам работает архитектура, которая охватывает собой все проявления жизни и диктует логику и эстетику частных и общественных пространств.

Под влиянием Иоханнеса Иттена первые годы Баухауса прошли под влиянием немецкого экпрессионизма: Иттен три года руководил базовым годичным курсом основ дизайна и теории цвета. В тот момент у методов и подходов Баухауса, который являлся государственной школой, было очень много противников среди чиновников и консерваторов. Для того чтобы утвердиться на местной сцене и не лишиться государственных бюджетов, в 1923 году учителя и студенты Баухауса провели первую крупную выставку, которая вошла в историю. Несмотря на явные достижения авангардистов, пришедшие к власти национал-социалисты лоббировали свою эстетику, отражавшую имперские амбиции Германии второй половины 1920-х. И хотя выпускники Баухауса демонстрировали самостоятельность и невероятный успех учебного эксперимента, школе пришлось переехать в Дессау, где у нее оставалась правительственная поддержка. Сразу же, всего за год после переезда, было построено знаменитое здание по проекту Гропиуса, а интерьеры и мебель были выполнены студентами и преподавателями школы. Дизайн этого здания задал новое направление для стиля школы — теперь это был индустриальный функционализм.

Слева направо: плакаты Deutsche Werkbund, основатель Баухауса Вальтер Гропиус, плакат веркбундской школы, Баухаус в Дассау, кофейный столик работы Гропиуса

В 1928 году родоначальник Баухауса Гропиус ушел в отставку, его заменил Ханнес Мейер, сделав школу за небольшой период своего руководства (1928–1930) более коммерчески успешной. Мейер ввел в число обязательных предметов лекции по экономике, психологии и марксизму, который по-настоящему захватил умы интеллектуалов Западной Европы. И хотя очередная реформа школы в 1930 году превратила ее в основном в архитектурное заведение, школа была закрыта через год, когда фашизм начал утверждаться в обществе как доминирующая парадигма. 19 июня 1933 года мастерам школы не осталось ничего, кроме как провести собрание и проголосовать за роспуск Баухауса. Скрываясь от преследования и покушения на свободу, Гропиус, Мендельсон, Мис ван дер Роэ и многие другие эмигрировали через Британию в США.

Слева направо: предметы интерьера, разработанные преподавателями и студентами школы Баухаус, теория цвета Иоханнеса Иттена

Во время Второй мировой войны Баухаус-Дессау был частично разрушен, и только через тридцать пять лет здание было восстановлено как исторический памятник. В 1960 году архив Баухауса начал собирать все работы и документы самой значимой школы XX века через бывших выпускников в Германии, остальной Европе и Америке и членов их семей. Огромный архив в двадцать шесть тысяч работ, включающий эксперименты в живописи, скульптуре, архитектуре, фотографии и дизайне, собирался вместе с письмами, книгами и неформальными фотографиями, которые делали в мастерских того времени. Сейчас в этом здании располагается Фонд Баухаус-Дессау — центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухаус-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему. В 2012 году тема летней школы звучит как Didactic Home, она длится десять дней и состоит из четырех воркшопов. Участие в школе — платное, триста евро.

 

 

 Здание Баухауса в ДессауВальтер Гропиус, 1926 год

Второй по счету дом для студентов и мастеров Баухауса после вынужденного переезда из Веймара. Здание спроектировал директор школы Вальтер Гропиус, а в оформлении интерьеров участвовали многие студенты школы.

 

Иоханнес Иттен«Искусство цвета»

Книга, написанная преподавателем форкурса Баухауса Иоханнесом Иттеном, в которой он подробно изложил свою теорию. В отличие от предшественников, он более детально изучил функции дополнительных цветов и цветовых контрастов и модернизировал сам цветовой круг.

 

Кресло «Барселона» Людвиг Мис ван дер Роэ, 1929 год

Легендарное кресло, спроектированное Мисом ван дер Роэ специально для павильона Германии в Барселоне. Над этим предметом Мис работал совместно с немецким дизайнером Лили Райх. Кресло оказалось настолько удачным, что его запустили в производство. Кресло «Барселона» и по сей день выпускается многими фабриками.

 

Кресло «Василий» Марсель Бройер

Сначала кресло называлось Club Chair B3, но позже было переименовано в «Василий». На создание этого кресла Марселя Бройера вдохновил художник Василий Кандинский. Это кресло являлось частью коллекции, созданной для интерьеров здания Баухауса в Дессау.

 

 Графический дизайн Герберта Байера

За время работы и учебы в Баухаусе Герберт Байер много работал со шрифтами. Основная его заслуга — это использование шрифтов без заглавных букв. Он утверждал: «Зачем нам писать на двух разных алфавитах, ведь в речи мы же не говорим с заглавной "А" или со строчной "а"».

 

 ЧайникМарианна Брандт

Чайник является частью набора чайной посуды, созданной Марианной Брандт. В этом чайнике четко виден основной формообразующий принцип Баухауза — вся форма состоит из простейших геометрических фигур.

 

 Настольные часыМарианна Брандт

Форма этих настольных часов стала одной из базовых констант в бытовой культуре XX века. Сейчас эту характерную форму можно встретить практически в каждом магазине. Марианна Брандт создала эти часы в 1930 году, а материалом послужил хромированный металл, с которым Брандт работала особенно часто.

 

 Stacking tablesДжозеф Альберс

Хотя изготовление мебели не являлось главным талантом Джозефа Альберса, в результате эксперимента с незнакомой областью получился очень удачный мебельный комплект. Столы, которые помещаются друг в друга, — это и простота, и функциональность,  и легко узнаваемые чистые цвета. Столешницы этих столов изготовлены из цветного стекла.

 

 Шрифт Architype AlbersДжозеф Альберс

Этот геометричный шрифт появился в результате многолетних экспериментов Джозефа Альберса. Шрифт построен исходя из пропорций один к трем и состоит из строго определенных геометрических форм.

 

 Шахматы баухаусДжозеф Хартвиг

Шахматы Джозефа Хартвига полностью иллюстрируют принципы Вальтера Гропиуса о том, что объект должен быть практичным, прочным, недорогим и красивым. Все шахматные фигуры состоят из простых геометрических форм — шара, цилиндра и куба.

 

 Вальтер Гропиус (1883–1969)

Один из главных архитекторов XX века, работал в мастерской Петера Беренса, где познакомился с Людвигом Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье. В 1919 году основал Баухаус и до 1928 года был его первым директором. Именно ему принадлежит идея воспитания новых художников, которые могут придумать и самостоятельно сделать новые произведения на стыке искусства, дизайна и архитектуры.

 

 Иоханнес Иттен  (1888–1967)

 Швейцарский художник, который получил известность благодаря преподаванию в Баухаусе базового годичного курса по созданной им теории цвета. Несмотря на огромный вклад в систему образования Баухауса, в 1922 году Иттен покинул школу из-за неодобрения Гропиусом некоторых идей Иттена (Иоханнес был участников зороастризма, проповедовал принципы внутренней гармонии, медитацию и вегетарианство).

 

 Ласло Мохой-Надь (1895–1946)

 Венгерский художник, сосредоточившийся на коммуникативном дизайне, фотографии и киноэкспериментах. Например, он один из первых открыл фотограмму — получение изображения через облучение фотобумаги. В середине 1920-х годов Мохой-Надь даже познакомился с Маяковским и сделал несколько его фотопортретов.

 

 Пауль Клее (1879–1940)

Один из главных художников европейского авангарда много работал с русским авангардистом Василием Кандинским. В течение десяти лет преподавал в Баухаусе (1921–1931), за это время руководил несколькими мастерскими — по переплету книг, мастерской по металлу, мастерской по витражной живописи. 

 

 Ханнес Мейер (1889–1954)

 Швейцарский архитектор из движения новой архитектуры 1920-х годов. Марксист по убеждениям, Мейер имел строго функционалистскую точку зрения — позже он дал ей название «Новая теория строительства» (Die neue Baulehre) и считал, что в архитектуре главное — организация, а не эстетика, подчеркивая значимость социального жилья и помощи всем людям независимо от их происхождения.

 

 Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969)

Третий по счету директор Баухауса. Когда в 1930 году он занял пост директора Баухауса, школа уже находилась в увядающем состоянии. К этому времени Мис уже занимал лидирующую позицию среди немецких архитекторов. И школа, и весь город Дессау надеялись, что Мис ван дер Роэ со своим авторитетом привнесет новую жизнь в Баухаус. Стремясь деполитизировать школу, он потребовал ее немедленного закрытия, которое и состоялось в сентябре 1930 года. 

 

 Марсель Бройер (1902–1981)

 Венгерский архитектор и дизайнер. Переехал в Веймар, чтобы получить образование в Баухаусе, после чего остался там преподавать. В 1920-х годах занимался преимущественно дизайном мебели, а позже увлекся архитектурой. По его проектам были построены дома в Германии и Швейцарии, но большинство построек находится в США (как и многие другие, он эмигрировал туда).

 

 Василий Кандинский (1866–1944)

Один из главных художников русского авангарда. Начиная карьеру как пейзажист, Кандинский стал рисовать абстракции едва ли не первым среди художников-авангардистов.  Будучи частью движения «Синий всадник», в 1922 году Кандинский приезжает в Баухаус, чтобы возглавить мастерскую живописи и фрески. Результаты его работы в школе описал в своей главной книге «Точка и линия на плоскости» 1926 года.

 

 Герберт Байер (1902–1981)

 Австрийский графический дизайнер больше всего преуспел в типографике: после окончания своего курса он возвращается в Баухаус в качестве преподавателя по классу графического дизайна и типографики. В это время он начинает разрабатывать шрифты без апперкейса. После ухода из Баухауса в 1928 году Байер становится арт-директором немецкого Vogue. Позже, как и многие другие художники его круга, переехал в Америку, где продолжил заниматься дизайном и фотографией.

 

 Марианна Брандт (1893–1983)

Немецкая художница, скульптор, фотограф и дизайнер. Единственная женщина, которая была допущена в мастерскую по металлу, а позже преподававшая в этой мастерской совместно с Ласло Мохой-Надем.  За время своей творческой деятельности Брандт создала множество предметов интерьера, таких как лампы, пепельницы и кухонная посуда.

 

Одним из главных принципов работы нового художника мастера Баухауса провозглашали сращивание искусства и ремесла, лучшим примером которого стала архитектура. О сообществе художников как лаборатории высокопрофессиональных ремесленников и говорят создатели Баухауса в своем манифесте: в те времена все авангардные школы и течения в искусстве предпочитали собирать тезисы в такой форме.

 

 

Нет больше «искусства как профессии». Не существует принципиальной разницы между художником и ремесленником. Художник — лишь высшая ступень ремесленника. Милостью божьей в редкие минуты просветления или под натиском воли может расцветать невиданное искусство, но законы мастерства обязательны для каждого художника.

 

 

Творчество и любовь к красоте — необходимые условия счастья. Время, не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут доставить радость.

 

 

Архитектор должен быть координатором, чье дело заключается в объединении многих общественных, технических, экономических и художественных проблем, возникающих в связи с постройкой.

 

 

Решение любых формотворческих задач — будь то стул, здание, целый город или план района — должно быть принципиально идентичным не только в отношении их пространственного взаимодействия, но также в социальных аспектах.

 

 

Пространственная концепция — основная архитектурная дисциплина. Методы развития интереса к визуальной экспрессии во всех областях искусств должны прежде всего научить студента видеть , воспринимать расстояние и понимать человеческий масштаб.

 

 

Студентов надо подготовить работать в бригадах — также и вместе со студентами смежных профессий, — чтобы обучить их работе друг с другом.

 

 

Занятия по истории искусства лучше начинать на третьем году обучения, нежели на первом, для того чтобы избежать неразберихи взглядов и подражательства.

 

 

В качестве преподавателей следует привлекать лишь тех людей, которые наделены достаточным практическим опытом как в проектировании, так и в реальном строительстве.

 

 

Истинная цель всякого образования — слишком часто забываемая — состоит в пробуждении энтузиазма к великим свершениям.

 

 

 

Нельзя больше смешивать творческое искусство и историю искусства. Задача художника — «творить новый порядок», историка — заново открывать и объяснять порядки прошлого

 

Легендарная программа обучения Баухауса объединяла ремесло с искусством на самой ранней стадии, выливалась в равноправное сотрудничество учеников в мастерской вместе с преподавателем, а заканчивалось строительным экспериментом на специальной площадке.

Длительностью полгода, в конце курса — перевод в учебные мастерские.Вместо истории искусств и теорий базой в Баухаусе стал курс экспериментальный: в первые полгода работы в школе ученик знакомился с понятиями пропорции, масштаба, ритма и света, тени и цвета. Это позволяло ему попробовать себя во всех областях сразу и пройти все стадии простейших упражнений с различными материалами и инструментами, чтобы каждый мог найти свое персональное призвание. Еще преподаватели Баухауса очень осторожно относились к достижениям техники и считали, что одна из задач преподавателя — уберечь художника от потрясений «механического века».

Длится три года. После работы в учебных мастерских художника принимали в ремесленные гильдии, а потом в команду Баухауса. Именно так и складывалось знаменитое дизайнерское комьюнити Берлина, где не было учеников и учителей, а роли регулярно менялись. Отдельно во время практического курса студентов обучали пропорции, оптическим иллюзиям и цвету.

Третья и самая серьезная фаза Баухауса. Практическое участие в строительстве (на реальной строительной площадке) и свободное творческое участие в строительном процессе (на экспериментальной площадке Баухауса) для тех, кто достиг самых лучших результатов в учебе.

 

    Несмотря на исключительно сложный период, в который Баухаусу и его идеям пришлось выживать, — отсутствие денег, вынужденный переезд и в конце концов закрытие — идеи этой школы, которая просуществовала всего четырнадцать лет, проникли во все сферы. Вместо того, чтобы погибнуть в чуждых условиях, баухаус открывал себя заново в новом контексте. И даже после закрытия школы баухаус в виде течения продолжал развиваться в работе отдельных его участников: Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ стали одними из самых важных и влиятельных архитекторов США того времени, Ласло Мохой-Надь открыл в Чикаго «Новый Баухаус» (сейчас это часть Иллинойского технологического института), Ханнес Мейер поехал в СССР с группой студентов.

    В Италии 1940–1950-х годов идеи баухауса нашли свое отражение в архитектуре движения рационализма. В Америке зародился так называемый интернациональный стиль в архитектуре благодаря эмиграции многих преподавателей Баухауса. Швейцарская школа 1950-х годов копировала многие идеи баухауса в отношении типографики и коммуникативного дизайна — это влияние позже перенеслось в Америку. Именно в это время зародился шрифт Helvetica (1957 год, Макс Мидингер). Первые художники-постмодернисты называли советских конструктивистов, европейский авангард и баухаус среди своих самых сильных влияний. В настоящее время работы, сделанные почти век назад в немецкой школе Баухаус, продолжают вдохновлять современных художников.

     

    Futura Typeface

     

    Marc Berthier

     

    Bauhaus Dessau by Hort

     

    BauBike

     

    Six Architects by Roosterization

     

    Muller Van Severen

     

    Pprofessors

     

    Pass the Bauhaus

     

    Bauhaus Obama

     

    Немецкие почтовые марки

     

    Текст — Ася Баранова

    www.lookatme.ru

    все о проекте, план застройки, галерея, инфраструктура, сроки сдачи

    ЖК «Кандинский Баухаус» возводят в районе Хорошево-Мневники СЗАО Москвы, на Причальном проезде Шелепихинской набережной. Здесь на участке площадью 2,5 га появится вертикальный город, состоящий из 12-17-этажных суперблоков, хаотично поставленных друг на друга на жестком контуре стилобата. Все блоки имеют разные фасадные решения.

    Общая площадь проекта составляет 136 тыс. кв. м, из них 96 тыс. кв. м приходятся на жилые помещения. Из большинства окон будет открываться великолепный вид на Шелепихинскую набережную. Застройщик еще не опубликовал информацию о точном количестве квартир (предположительных их будет 800) и их метраже, а также не обнародовал планировочные решения.

    Строительство ведется в местности с неоднозначной экологией. С одной стороны, выделенный под строительство земельный участок находится по соседству с бывшей промышленной зоной. С другой стороны, недалеко от новых домов имеется несколько небольших зеленых островков и набережная Москвы-реки. Дом будет построен таким образом, чтобы защитить внутренний двор от шума мегаполиса.

    Транспортную доступность жилого комплекса обеспечивают расположенные поблизости ТТК и Звенигородское шоссе. Неоспоримым преимуществом ЖК является его близость к МЦК «Шелепиха». В планах у городских властей – возведение на этом участке нового моста через Москву-реку, который существенно улучшит транспортную доступность объекта.

    Собственная инфраструктура ЖК «Кандинский Баухаус» представлена торговым центром, спортивным комплексом, двумя ресторанами, двумя детскими площадками. На крыше одного из жилых блоков разместятся бассейн и комьюнити-центр. Вдоль новых домов будет проложена пешеходная трасса до Шелепихинской набережной.

    Внешняя инфраструктура активно развивается. Рядом с жилым комплексом есть школа, два детских сада, сетевые супермаркеты и отделение Сберегательного банка России. Севернее участка застройки возводят ЖК «Сердце Столицы», в котором помимо жилых домов появятся социальные объекты, доступные и для жителей ЖК «Кандинский Баухаус»: школы, детские сады, магазины и медицинские учреждения.

    novoselovo.com

    Василий Кандинский: минимализм Баухауза и золото икон | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW

    Василий Кандинский, выдающийся художник, один из основателей абстракционизма, жил в Германии постоянно с 1921 года, после эмиграции из cоветской России, до 1933 года, когда бежал от нацистов во Францию. Родился он в Москве, но с пяти лет жил в Одессе, там учился и вырос. В город Дессау Кандинский переехал из Веймара в 1924 году вместе с Баухаузом. В Высшей школе строительства и художественного конструирования он преподавал по приглашению ее основателя Вальтера Гропиуса (Walter Gropius).

    Желанный гость

    Кандинскому Дессау нравился. "Жители Дессау были открытыми и толерантными, - вспоминает в своей книге "Кандинский и я" супруга художника Нина Кандинская. - Здесь уже веял ветер двадцатого столетия".

    Дом Кандинского (левая половина) и Клее в Дессау

    Кандинский сразу был принят в здешнем обществе. "Для городской элиты он представлял большой интерес", - рассказывает в интервью DW Харальд Ветцель (Harald Wetzel) из Объединения "Дома-мастерские преподавателей" в Дессау. С мнением художника считались не только бургомистр и его советник по вопросам культуры, он был желанным гостем и в доме Елизаветы Анхальт-Дессауской (Elisabeth von Anhalt), которая высоко ценила его искусство. О том, с каким почтением к Кандинскому относились в этом городе, свидетельствовал и тот факт, что к 60-летнему юбилею художника здесь была организована его персональная выставка.

    Не так, как у Гропиуса

    В своих воспоминаниях Нина Кандинская называет жизнь в Дессау счастливым периодом. Красивая природа располагала к загородным прогулкам. Комфорту способствовал и дом, спроектированный Гропиусом наряду с тремя другими виллами для себя и преподавателей. Сегодня жилой комплекс вдоль Эберталлее входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

    Сусальное золото в гостиной Кандинского

    Дом с номерами 6 и 7 был последним в ряду. Он состоял из двух половин, а соседями Кандинских стала семья Пауля Клее (Paul Klee), с которой они тесно сдружились. В здании, строго выдержанном в минималистичном стиле Баухауза, Кандинского, однако, устраивало не все.

    Большое окно в прихожей, через которое можно было все видеть со двора, он, например, закрасил белой краской, а в интерьере не сдерживал своей любви к цвету. Стены в столовой, в частности, были выкрашены в черный и белый тона, спальня - в светло-зеленый, а гостевая комната и ателье - в светло-серый.

    "Можно сказать, что чем дальше дом находился от дома Гропиуса, тем меньше его внутреннее оформление соответствовало принципам Баухауза", - улыбается Харальд Ветцель. Гропиус отдавал предпочтение белому и черному цвету, а также стали как материалу. Кандинский же покрыл в гостиной сусальным золотом рамы окон и дверей, а также стену в нише, где стоял диван.

    Наряду с мебелью, изготовленной в мастерской Баухауза, в его доме было и много старинных предметов, в том числе русских икон, а перед ним был разбит небольшой сад, где росли розы. Но на такое отступление от канонов скромности и простоты Гропиус закрывал глаза.

    Пространство для эксперимента

    Помимо преподавательской работы (чтение курса для студентов первого семестра, а позже - и свободный класс живописи), Кандинский принимал активное участие в решении организационных вопросов школы: должность заместителя директора обязывала. Но не только поэтому: идеи Баухауза были ему очень близки, и он до последнего боролся за его существование - вплоть до закрытия нацистами в 1933 году.

    На Дессау также пришелся наиболее плодотворный и успешный период в творчестве мастера. С 1926 по 1932 годы он создал более 500 картин и графических работ. Одна из самых знаковых - "Желтое-Красное-Синее" 1925 года (на заглавном снимке). В это время музеи начали приобретать работы Кандинского - в частности, музей Гуггенхайма. В Дессау родился и единственный театральный проект, премьера которого с большим успехом прошла в 1928 году в театре Фридриха.

    Лестница на второй этаж, где было ателье Кандинского

    Отправной точкой для него послужил цикл фортепианных пьес Модеста Мусоргского "Картинки с выставки". Кандинский стремился создать универсальное произведение искусства, "синтетический гезамткунстверк", объединив в произведении музыку, изобразительное искусство, световые проекции и хореографию. "Его задача была перевести музыку на язык абстрактной живописи", - поясняет Харальд Ветцель, инициатор и организатор экспозиции. Получился движущийся видеоряд: во время игры оркестра графические элементы различных форм и цветов перемещались по сцене в такт музыке, соединяясь в единое целое. В режиссерской работе Кандинскому помогал сын Пауля Клее Феликс.

    Всего было изготовлено две серии эскизов. Одна из них хранится в Центре Помпиду в Париже, другая - в коллекции Кельнского университета. Последние и были представлены весной 2016 года на выставке в Дессау. Некоторые из них можно увидеть в фотогалерее DW.

    • Кандинский раскодировал Мусоргского

      Великие ворота в Киеве

      Эскизы, созданные в 1938 году Василием Кандинским для театрального проекта в Дессау, являются попыткой перевести "Картинки с выставки" Модеста Мусоргского, одного из его самых любимых композиторов, с языка музыки на язык абстрактной живописи. В своем проекте Кандинский хотел воплотить идею синтеза искусств, которую проповедовал и Баухауз.

    • Кандинский раскодировал Мусоргского

      Быдло

      Цикл фортепьянных пьес "Картинки с выставки" был создан после того, как Мусоргский посетил ретроспективу рано умершего друга, художника и архитектора Виктора Гартмана в Санкт-Петербурге в 1874 году. Фортепианный цикл охватывает 10 картин, отображающих самые разные впечатления Гартмана, собранные во время своего путешествия по Европе. "Быдло" - о нелегкой судьбе польских крестьян.

    • Кандинский раскодировал Мусоргского

      Гном

      Основой для этого эскиза послужила акварель Гартмана, на которой изображена елочная игрушка в виде карлика на кривых ножках. Акварель Кандинского передает этот образ очень отдаленно. Его сценические декорации состояли из подвижных частей. Сначала появлялись горизонтальные полосы, затем - вертикальные, и в конце - зеленый круг.

    • Кандинский раскодировал Мусоргского

      Рыночная площадь в Лиможе

      Разговор сплетниц на рынке во французском Лиможе - тема этого эскиза. Нина Кандинская писала о своем муже: "Он обладал редким талантом, благодаря которому мог в точности представить себе цвета и формы в своих картинах, которые позже переносил на полотно. Идеи для картин возникали мгновенно, как вспышки".

    • Кандинский раскодировал Мусоргского

      Танцующие фигуры

      Элементы хореографии были использованы в сценах "Рыночная площадь в Лиможе" и "Великие ворота в Киеве". Фигуры, которые исполняли танец, также были придуманы Кандинским. Оригинальные декорации до наших времен не дожили. Зато существуют две серии эскизов, которые хранятся в парижском Центре Помпиду и Кельнском университете.

    • Кандинский раскодировал Мусоргского

      Катакомбы

      На картине, которая послужила основой для этой мрачной пьесы, Гартман изобразил себя в катакомбах в Париже. У Кандинского графические элементы постепенно заполняют сцену, перемещаясь слева направо до тех пор, пока на них в конце не опускается арка и не загораются два цветных квадрата.

    • Кандинский раскодировал Мусоргского

      Избушка на курьих ножках

      Динамичный образ Бабы Яги Кандинский передал с помощью световых вспышек, которые появлялись на полотнах слева и справа в такт неравномерно расставленным музыкальным акцентам. Долгое время постановка шла только в Дессау. Лишь в 1983 году она была воспроизведена в Берлине. После этого свет увидели различные версии, в том числе в интерпретации Михаила Рудя с абстрактной мультипликацией и видео.

      Автор: Татьяна Вайнман

    Смотрите также:

     

    www.dw.com