Управляющие компании обяжут работать по советским стандартам. Как изменят жизнь новые нормы ЖКХ. Обязанности управляющей компании многоквартирных домов по жк рф 2018


485-ФЗ: изменения в Жилищном кодексе РФ начала 2018 года

Сегодня, 11 января 2018 года вступает в силу основная масса изменений, внесенных в федеральное законодательство, в том числе и в Жилищный кодекс РФ федеральным законом от 31.12.2017 г. № 485-ФЗ.

Мы подготовили детальный обзор данный изменений.

Расширили сферу полномочий жилищной инспекции по проведению проверок

Государственной жилищной инспекции добавили полномочий. Теперь, в совокупности, она имеет право проверять соблюдение требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).

А также ГЖИ теперь вправе проводить проверки нарушений требований по размещению информации в ГИС ЖКХ органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.

К основаниям для проведения внеплановой проверки жилищной инспекцией теперь добавились: выявление в ГИС ЖКХ фактов нарушений, а также проверка может проводится по приказу главного жилищного инспектора РФ (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Напоминаем, что государственный жилищный контроль не действует в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.

А вот в сфере лицензионного контроля произошли куда более существенные изменения.

Изменения в лицензировании управляющих компаний

Лицензия управляющей компании теперь предоставляется на срок в пять лет, и действует она только на территории того субъекта Российской федерации, в котором она была выдана (ч. 4 ст. 192. ЖК РФ).

Порядок продления срока лицензии позже будет установлен отдельным постановлением Правительства РФ. Вероятней всего каждую УК ждет переэкзаменовка раз в пять лет.

Для управляющих компаний, которые имеют лицензию уже сейчас, срок действия лицензии считается с даты вступления в силу данных изменений, то есть с 11 января 2018 г. А это значит, что массовой переэкзаменовки управляющих компаний нам не стоит ждать ранее 2023 года.

На федеральном законодательном уровне решили запретить создание УК-клонов. Теперь не выдадут лицензию или могут лишить лицензии управляющую компанию, наименование которой очень сильно (до степени смешения) совпадает с названием другой управляющей компании, получившей лицензию ранее (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ).

Но лишат лицензии УК-клоны не сразу же. Для управляющих компаний, имеющих лицензию на момент принятия закона и чье название подозрительно сильно похоже на название другой управляющей компании, дали шесть месяцев для устранения такого нарушения и приведения учредительных документов в порядок (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 31.12.2018 № 485-фз).

Сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, теперь подлежат размещению не на сайтах органов государственного жилищного надзора каждого региона, а централизованно в ГИС ЖКХ (ч. 4 ст. 195 ЖК РФ).

А основанием для проведения неплановой проверки УК, в рамках лицензионного контроля теперь также может стать приказ главного жилищного инспектора Российской федерации (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ и ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).

Теперь немного о том, как УК могут лишиться права управления домом при невыполнении предписания ГЖИ

Если, в течение двенадцати месяцев с даты выдачи предписания от жилинспекции, судом два или более раз было назначено административное наказание за неисполнение данного предписания, дом исключается из лицензии такой УК (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ). При этом для этого не требуется отдельного решения суда и такое действие производится исключительно на усмотрение контролирующего органа.

Если же жилинспекция выпишет предписание о устранении нарушений лицензионных требований, перечисленных в п.1 - 5 ч.1 ст. 193 ЖК РФ, и в течение двенадцати месяцев это предписание не будет исполнено, из лицензии такой УК могут быть исключены все дома (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ) также по усмотрению жилинспекторов.

При этом стоит помнить, что, если было принято решение об исключении многоквартирного дома из лицензии УК, собственники квартир в данном доме вправе принять на общем собрании решение о том, чтобы все-таки остаться в обслуживании у данной управляющей организации (ч. 7 ст. 198 ЖК РФ – и это не нововведение, это старая норма, приведенная здесь для справки).

Также, если в течение двенадцати месяцев с того момента как УК будет назначено административное наказание за грубое нарушение лицензионных требований, она опять совершит грубое нарушение лицензионных требований, из ее лицензии также могут быть исключены все многоквартирные дома (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ). Также это будет происходить без решения суда и по усмотрению жилинспекторов.

При этом перечень таких грубых нарушений лицензионных требований должно будет утвердить Правительство РФ (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ).

Соответственно описанная выше норма о грубых нарушениях лицензионных требований (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ и ч. 2 ст. 193 ЖК РФ) вступит в силу в течение 10 дней с момента, когда Правительство РФ утвердит этот самый перечень грубых нарушений лицензионных требований.

Если же в течение двенадцати месяцев управляющей компании три и более раз будут назначены административные наказания за воспрепятствование жилищному надзору при проведении проверок или за уклонение от таких проверок (КоАП РФ Статья 19.4.1.), из лицензии этой УК могут быть исключены все дома, в отношении которых она препятствовала проведению проверок (ч. 5.3 ст. 198 ЖК РФ).

Если вступило в силу решение о признании УК банкротом, из лицензии такой УК по решению жилинспекции исключаются все многоквартирные дома (ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ). Логичная норма, но процесс банкротства управляющих компаний можно было бы проработать гораздо детальнее.

При этом, если дом исключили из лицензии УК, но новая управляющая организация для данного дома не определена, УК обязана продолжить обслуживание данного дома, до того момента как домом начнет управлять новая управляющая организация (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ, ч.3 ст. 200 ЖК РФ).

Если управляющая компания более чем 6 месяцев не управляет ни одним домом, то теперь она также лишается лицензии на право управления домами (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).

Если управляющую компанию лишили лицензии или из ее лицензии исключили дом, то она также обязана в течение 3-х рабочих дней с момента определения новых управляющих организаций для тех домов, которыми она управляла, передать этим управляющим организациям все документы, ключи, электронные коды доступа и оборудование от этих домов (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ).

И кстати, про смену управляющей организации

При прекращении управления многоквартирным домом, в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления или выборе новой управляющей организации, старая управляющая организация обязана передать техническую документацию на этот дом и иные связанные с управлением им документы, ключи от помещений, электронные коды доступа, специализированное оборудование лицу, взявшему на себя обязательства по управлению данным многоквартирным домом (ч. 3.1 ст. 161 ЖК РФ и ч. 10 ст. 142 ЖК РФ).

Для всех управляющих организаций закрепили в законе итак фактически существующую обязанность заключать договоры поставки ресурсов, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).

Узаконили временные управляющие компании. Теперь, если жители не выбрали способ управления и управляющую компанию, или конкурс по выбору такой управляющей компании был признана несостоявшимся, органы местного самоуправления смогут назначать такому дому временную управляющую компанию, имеющую лицензию, работать которая будет до тех пор, пока собственники сами не выберут управляющую организацию или не будет проведен конкурс, но на срок не более одного года. Порядок выбора такой временной организации будет определен соответствующим постановлением Правительства РФ, которое должно выйти в 2018 году (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ). Эта норма вступает в силу с 1 января 2019 года.

Убраны разночтения, касающиеся той даты, с которой новая УК должна приступить к своим обязанностям. Теперь в ЖК РФ однозначно закреплено, что новая УК обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий, то есть с момента включения данного дома в лицензию новой УК (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).

Если УК расторгает договор управления многоквартирным домом, например, в случае, когда жители выбрали другую УК, эта «старая» управляющая компания обязана в течение пяти рабочих дней разместить информацию о прекращении управления таким домом в ГИС ЖКХ и направить в жилищную инспекцию (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ).

При этом, если управляющая компания такого не сделает, тогда жилинспекция самостоятельно проводит неплановую проверку, по итогам которой должна исключить сведения о данном доме из лицензии такой УК. Основанием для проведения такой проверки будет заявление от новой УК, о том, что она заключила договор управления данным домом (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).

И при этом же, если после того как жители поменяли управляющую организацию, судом было установлено, что соответствующее решение общего собрания неправомочно, например, это решение было принято с грубыми нарушениями закона, или фактически не было принято, жилищная инспекция (орган лицензионного контроля) вносит повторные изменения в реестр лицензий не ранее вступления в силе данного решения суда (ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ).

То есть, если вы переизбрали УК, но решение собрания было принято с нарушениями и затем отменено судом, то в этом случае «новая» УК все-таки поуправляет вашим домом до момента вынесения соответствующего решения суда.

Смена управляющей организации, не связанная с лицензированием

Если собственники приняли на общем собрании решение о выборе способа управления жилищно-строительным кооперативом, то в течении пяти дней с даты регистрации этого кооператива они должны уведомить об этом факте жилищную инспекцию. Точно также в течение пяти дней они обязаны уведомить жилинспекцию, в случае если они меняют управление жилищным кооперативом на другой способ управления многоквартирным домом (п.6 – 7 ст. 110 ЖК РФ).

Аналогично, в течение пяти дней передаются в жилинспекцию сведения в тех случаях, когда было зарегистрировано новое товарищество собственников жилья или же наоборот, оно прекратило свою работу (ч. 7 – 8 ст. 135 ЖК РФ).

Эти два положения вступают в силу с 30 июня 2018 года.

Новшества при проведении общих собраний собственников многоквартирных домов

Согласно новым изменениям, если совет многоквартирного дома не был переизбран по завершению срока его полномочий, его полномочия продлеваются повторно на тот же срок (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ).

Также теперь человек, принявший от застройщика квартиру по акту приема-передачи, но не успевший оформить право собственности на эту квартиру имеет право участвовать в общих собраниях собственников, на таких-же правах, что и собственники жилых помещений. Действует это право в течение года со дня выдачи разрешения на введение такого дома в эксплуатацию (ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ).

Ранее по этому поводу сложилась достаточно противоречивая судебная практика, когда одни суды считали, что лицо принявшее от застройщика помещение не имеет права участвовать в общих собраниях собственников, а другие суды считали, что имеет.

Уже не надо тратить деньги на получение реестра собственников при проведении собраний

Теперь управляющие компании, ТСЖ или ЖСК обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий все реквизиты каждого собственника, необходимые для проведения общего собрания собственников. Такой реестр они должны дать каждому собственнику, обратившемуся с письменным заявлением, в случае если этот реестр необходим ему для проведения общего собрания собственников (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).

При этом, для передачи этого реестра одному из собственников, согласие на передачу персональных данных от остальных собственников не требуется.

Оригинал протокола собрания собственников теперь надо отдавать в УК

Также появилось и существенное изменение в отношении документов общих собраний собственников. Теперь подлинники решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, после проведения общего собрания в обязательном порядке передаются в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после подведения итогов собрания, и затем уже в течение пяти дней после их получения управляющей организацией, она передает их в орган государственного жилищного надзора (ч. 1 и ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ), где они и будут храниться.

При этом в месте определенно решением данного собрания теперь хранятся только копии протоколов общих собраний и решений собственников (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ).

Про платежки, и штрафы с нерадивых управляющих организаций в пользу потребителя

Отменены требования по обязательному размещению платежек в ГИС ЖКХ (ч. 2.2 и 2.3 ст. 155 ЖК РФ, абзацы третий и четвертый подп. б) п. 10 ст. 2 и ч. 6 - 7 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ «О ГИС ЖКХ» утратили силу с 1 января 2018 г.).

При неправильном начислении платы за содержание жилого помещения собственник теперь может потребовать от управляющей организации уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от того, что она начислила сверх положенного. Штраф уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (ч. 11 – 13 ст. 156 ЖК РФ).

Аналогичным образом был подкорректирован порядок оплата штрафа в пользу собственника при неправильном начислении оплаты за коммунальные услуги. Теперь также при неправильном начислении платы за коммунальные услуги собственник теперь может потребовать от поставщика коммунальных услуг уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от начисленного сверх положенного. Штраф также уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (части 6 и 7 статьи 157 ЖК РФ).

Ранее уже существовала возможность потребовать штраф при неверных начислениях за коммунальные услуги, однако существовавшие тогда формулировки не позволяли потребовать штраф потребителю, обнаружившему нарушения при начислении, но пока еще не оплатившему коммунальные услуги по таким начислениям. Штраф можно было потребовать, только если вы уже оплатили по неправильным начислениям.

Оплата всех этих штрафов производится путем уменьшения сумм в последующих платежках на сумму штрафа.

Важное изменение, ущемляющее права собственников

Если, выполняя обязательства по договору управления УК затратила фактически меньше средств, чем было рассчитано при установлении тарифа на жилое помещение, и при этом все работы и услуги по дому оказывались надлежащего качества, сэкономленные средства остаются в распоряжении управляющей компании (ч. 12 ст. 162 ЖК РФ).

При этом, в той же части ЖК РФ отмечено, что договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.

Про ГИС ЖКХ, еще немного

Положения об обязательности использования ГИС ЖКХ относятся теперь и к городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь (ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 485-фз). Однако для управляющих организаций, работающих в этих регионах, федеральным законом от 28.12.2017 № 437-ФЗ, до 1 июля 2019 года отсрочили введение штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ.

Об этом законе и других нововведениях, касающихся сферы ЖКХ, будет в следующих материалах на нашем сайте.

Дмитрий Иванов для нкжкх.рф

Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.

nkgkh.ru

С 1 января 2018 года вступил в силу ряд изменений в жилищном законодательстве России

С 1 января 2018 года вступил в силу ряд изменений в жилищном законодательстве России. Большая часть из них касается жилищного кодекса РФ. Это основной документ, на который опираются жилищные организации и надзорные органы этой сферы в своей работе. Мы отобрали наиболее важные и полезные новшества, знание которых пригодится, в первую очередь, жителям многоквартирных домов.

- Совет многоквартирного дома подлежит переизбранию на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме каждые два года, если иной срок не установлен решением общего собрания собственников помещений в данном доме. В случае непринятия в установленный срок на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о переизбрании совета многоквартирного дома полномочия совета многоквартирного дома продлеваются на тот же срок. При ненадлежащем исполнении своих обязанностей совет многоквартирного дома может быть досрочно переизбран общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (п. 10 ст. 200 ЖК РФ).

Совет дома и ранее избирался на два года, но не были описаны последствия, если собственники не переизбрали совет дома после истечения срока его полномочий.

- Уточнены полномочия общего собрания собственников жилья по решению вопросов благоустройства придомовой территории. Решение о благоустройстве придомовой территории принимают собственники жилья на общем собрании (пп. 2.1. п. 2 ст. 44 ЖК РФ). Решение принимается 50% голосов от количества голосов собственников, принявших участие в собрании (как и решение вопроса о проведении текущего ремонта).

Вопросы об ограничении пользования земельным участком (шлагбаумы, ограждения и пр.) по-прежнему решаются 2/3 от общего количества голосов собственников.

Ранее благоустройство дворов относилось к текущему ремонту, сегодня законодательство даёт более подробные разъяснения по этому вопросу.

 

- Подлинники протоколов общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме, включая решения (листы голосования) собственников передаются в управляющую компанию в срок не позднее чем через 10 дней после проведения общего собрания.  УК, в свою очередь в течение 5 дней обязана передать эти документы на хранение в орган государственного жилищного надзора.

Копии протокола и решений хранятся в месте или по адресу, которые определены решением ОСС (ст. 46 ЖК РФ).

Ранее место для хранения оригиналов протокола общего собрания собственников жилья определяли сами жители. Документы могли храниться в управляющей компании или у ответственных жителей, например у одного из членов совета дома.

- Устранена неопределённость в вопросе о моментах начала/окончания управления МКД. Управляющая организация обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в связи с заключением договора управления таким домом (п. 7 ст. 162 ЖК РФ).

Исключение сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения лицензиатом деятельности по управлению таким домом в порядке, установленном статьей 200настоящего Кодекса. С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям.

Ранее в этом вопросе возникала неопределенность: считать началом управления домом дату, которую собственники указали в протоколе общего собрания, либо дату заключения договора управления многоквартирным домом между жителями и управляющей компанией.

- При смене управляющей компании прежняя компания обязана передать новой УК не только техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, но и ключи от помещений, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им, в течение трёх рабочих дней (п. 10 ст. 162, ст. 200 ЖК РФ).

Ранее при смене управляющей компании прежняя компания обязана была передать новой УК только техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы.

- Для управляющих компаний введены штрафы за неверный расчёт платы в квитанциях. Управляющая организация при нарушении порядка расчета платы за содержание жилого помещения либо за коммунальные услуги, повлекшем необоснованное увеличение размера такой платы, обязаны уплатить собственнику помещения или нанимателю штраф в размере 50% величины превышения, за исключением случаев, если такое нарушение произошло по вине собственника или нанимателя или было устранено до обращения и (или) до оплаты указанными лицами.

При поступлении обращения собственника или нанимателя с заявлением в письменной форме о выплате штрафа управляющая организация не позднее тридцати дней со дня поступления обращения обязаны провести проверку правильности начисления предъявленного к оплате размера платы и принять одно из следующих решений:

1) о выявлении нарушения и выплате штрафа;

2) об отсутствии нарушения и отказе в выплате штрафа.

В случае установления нарушения порядка расчета платы управляющая организация обеспечивают выплату штрафа не позднее двух месяцев со дня получения обращения путем снижения размера платы, а при наличии подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности - путем снижения размера задолженности по внесению платы за жилое помещение до уплаты штрафа в полном объеме (ст. 156, 157 ЖК РФ).

- Расширен перечень случаев принудительного исключения домов из лицензии. Для исключения дома достаточно однократного грубого нарушения.

В случае, если лицензиатом и (или) должностным лицом, должностными лицами лицензиата в течение двенадцати месяцев со дня назначения административного наказания за грубое нарушение лицензионных требований вновь совершено грубое нарушение лицензионных требований, по решению органа государственного жилищного надзора из реестра лицензий субъекта Российской Федерации исключаются сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 198 ЖК РФ).

Перечень грубых нарушений лицензионных требований управляющих компаний устанавливает Правительство РФ.

Ранее принудительное исключение из лицензии управляющей компании многоквартирного дома применялось в случае наличия у УК двух неисполненных предписаний от надзорных органов в отношении одного и того же дома.

- Отсутствие от управляющей компании квитанции за жилищно-коммунальные услуги в ГИС ЖКЖ не освобождает собственника от обязанности оплачивать ЖКУ по выставленным УК платёжным документам на бумажном носителе.

Ранее, если в системе не была размещена информация о размере платы, подлежащей внесению потребителем за жилое помещение и коммунальные услуги, либо размещена информация, которая не соответствует платежному документу, представленному потребителю на бумажном носителе, платежный документ считался не представленным, то есть собственник мог не платить за ЖКУ пока документы не будут приведены в соответствие (ст. 12 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ).

- Дольщики, получившие квартиры по актам от застройщика, но не зарегистрировавшие право собственности теперь могут участвовать в общих собраниях, в том числе по выбору способа управления многоквартирным домом.Раньше такое было возможно только в судебном порядке. Согласно принятым изменениям в Жилищный кодекс от 31 декабря 2017 года, дольщики смогут воспользовтаься своим правом в течение года со дня выдачи разрешения на ввод многоквартирного дома. Указанные поправки фактически уравняли в правах лиц, принявших жилые (нежилые) помещения по акту приема-передачт от застройщика, и собственников жилья МКД. (ч.1.1 ст.44 ЖК РФ).

Ранее этой нормы не было и правом участвовать в общих собраниях и принимать решения могли только жильцы, оформившие право собственности.

- Установлена обязанность управляющей компании (или ТСЖ, ЖСК) вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, а при поступлении письменного обращения от инициатора проведения общего собрания - передавать ему реестр для организации и проведения общего собрания собственников.  В нем сведения, позволяющие идентифицировать собственников (фамилия, имя, отчество). При этом согласия всех собственников на передачу данных не требуется (ч.3.1 ст.45 ЖК РФ).

- Установлен срок действия лицензии управляющих компаний - 5 лет. Раньше она была бессрочной. (ч.4 ст.193 ЖК РФ).

- Введен запрет на выдачу лицензий для компаний-«клонов», у которых обнаружена «тождественность или схожесть наименования соискателя лицензии с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее». В случае, если тождественность или схожесть наименования имеется в отношении управляющей компании, которая уже имеет лицензию, то она обязана внести изменения в свои учредительные документы в течение 6 месяце (п.1.1. ч.1 ст. 193 ЖК РФ).

А «нулевые лицензии» аннулируются по решению суда через 6 месяцев, если компания, её получившая, не взяла за это время в управление ни одного дома (ч.2 ст. 199 ЖК РФ).

ukzhsk.ru

Управляющие компании обяжут работать по советским стандартам. Как изменят жизнь новые нормы ЖКХ

Правительство РФ ужесточило правила управления многоквартирными домами. Что изменится в работе 21 тысячи управляющих организаций, задействованных на рынке жилищных услуг? Что нового в правилах управления домами? Как изменятся тарифы на ЖКХ? С 11 апреля 2018 года начинают действовать внесенные изменения в ПП РФ от 31.03.2018 № 389 «О внесении изменений в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

На совещании в правительстве РФ вице-премьер Дмитрий Козак рассказал о новациях в осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, в связи с принятием постановления правительства РФ от 27 марта 2018 года № 331. Документом прописаны новые правила, совершенствующие работу управляющих компаний.

Главное, что теперь управляющие компании станут доступнее. Причем доступнее в буквальном смысле. Ситуация, когда вы живёте в одной части города, а офис УК вашего дома располагается в другой – так что приходится ехать долго, а то и с пересадками – в скором времени будет невозможна.

Так, специальным правительственным актом устанавливается требование к наличию представительства управляющей компании в пешей доступности от всех многоквартирных домов, которые ею управляются. Пешая доступность, по новым правилам, – это когда в течение часа пешком можно дойти до представительства УК.

Обязательно в этих представительствах должно быть место для приёма граждан и представлена вся информация о тарифах на оказываемые услуги.

По отдельному поручению премьер-министра Дмитрия Медведева установлено, что информация о тарифах должна содержать не только сведения о стоимости услуг соответствующей управляющей компании, но и о стоимости услуг других управляющих компаний в муниципалитете.

Так что теперь жильцам должна быть предоставлена возможность сравнить цены на услуги управления многоквартирными домами.

Новым правительственным постановлением устанавливаются дополнительные требования к деятельности управляющих компаний, прежде всего, связанные с работой аварийно-диспетчерских служб УК.

По словам Дмитрия Козака, такого регулирования раньше не было, точнее, было очень давно – во времена Советского Союза.

Итак, в связи с нововведениями порядок работы аварийных служб будет строго регламентирован вплоть до обязанности по реагированию на звонки граждан. Так, отныне определено время дозвона в службу – 5 минут. Службы должны оснащаться функциями «обратный вызов» или «автоответчик». Регламентируется время, в течение которого эти функции должны быть выполнены, – 10 минут.

Поскольку аварийно-диспетчерская служба должна работать круглосуточно, вызов аварийно-диспетчерской службы может производиться и в ночное время. Кроме того, регламентируется время локализации аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем – в течение 30 минут с момента регистрации заявки. Регламентируется время ликвидации засоров – в течение двух часов с момента регистрации заявки.

А на устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем теперь отводится не более трёх суток.

Каждый сотрудник службы ЖКХ должен иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивку на одежде с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества и профессиональной специализации).

Предусматривается и серьезное наказание за неисполнение вышеназванных требований. Как подчеркивалось на специальном совещании в правительстве РФ, установлена ответственность УК вплоть до отзыва лицензии.

Какие нормативные акты по ЖКХ вступили в силу весной этого года  

С 1 марта 2019 года вступили в силу Изменения в ПП РФ от 15.05.2013 № 416

Документом установлены новые требования к аварийно-диспетчерским службам, порядку их деятельности. Подробно изложены обязанности, в том числе по рассмотрению заявок собственников и нанимателей и порядку их рассмотрения.  При этом предусмотрена регистрация заявок в журнале учета заявок или в автоматизированной системе учета заявок при ее наличии.

Теперь более детально регламентирован порядок раскрытия и размещения информации управляющей организацией, ТСЖ или ЖСК, а также перечень информации, обязательной для раскрытия. Уточнены сроки, порядок подачи, приема, регистрации и ответа на обращения и запросы собственников.

В начале апреля 2018 года были официально опубликованы несколько нормативных правовых актов, вносящих изменения в нормы жилищного законодательства. Приводим краткий обзор наиболее важных изменений.

С 3 апреля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 59 «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации»

Новый закон предоставляет возможность заключения прямых договоров предоставления коммунальных услуг (договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) между собственниками помещений многоквартирного дома и непосредственно ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Установлен перечень оснований для заключения прямых договоров. Например, инициатором заключения прямых договоров могут выступить как собственники помещений, принявшие соответствующее решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, так и ресурсоснабжающая организация.

Установлен порядок извещения ресурсоснабжающей организации о решении собрания собственников, а также права и обязанности ресурсоснабжающей организации относительно заключения или незаключения прямого договора с собственниками помещений многоквартирного дома. Так, ресурсоснабжающая организация получила возможность одностороннего отказа от договора с управляющей компанией при наличии предусмотренных законом основания для такого отказа, указаны последствия такого отказа (в виде обязанности уведомлений определенного круга лиц об отказе от договора, заключении договора с собственниками помещений).

Определен порядок действия с задолженностью управляющей организации в случае заключения прямого договора между собственниками и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.

С 11 апреля 2018 года начинают действовать внесенные изменения в ПП РФ от 31.03.2018 № 389 «О внесении изменений в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»

Постановлением более подробно урегулировано действие льготных тарифов, которое осуществляется в соответствии со ст. 24.9 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

При установлении льготных тарифов для потребителей или их категорий, повышение тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относительно их экономически обоснованного уровня для других потребителей не допускается.

Льготные тарифы, лица, имеющие право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются при нормативным правовым актом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Также установлена обязанность для органа регулирования не позднее пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации опубликовать перечень потребителей или их категорий (за исключением физических лиц), имеющих право на льготные тарифы на своем официальном сайте, в случае его отсутствия — на сайте, определяемом субъектом Российской Федерации).

С 11 апреля 2018 года вступают в силу поправки ПП РФ от 27.03.2018 № 331 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации…»

Постановлением внесены изменения в несколько нормативных правовых актов.

Признаются утратившими силу ряд положений Стандарта раскрытия информации, утвержденного ПП РФ от 23.09.2010 № 731  и изменения в ПП РФ от 13.08.2006 № 491.

Уточняется, что осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные, подробно раскрыто содержание и периодичность проведения каждого вида осмотра. Выявленные неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).

Установлены новые требования к собственникам жилых помещений и управляющей организации в случае, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ, ЖК или иной потребительский кооператив по определению размера платы за содержание жилого помещения. Так, на управляющую организацию возлагается обязанность не менее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания собственников представить предложение о размере платы за содержание. Установлены также требования к такому предложению.

С 11 апреля 2018 года вступают в силу в ПП РФ от 06.05.2011 № 354

Документом устанавливаются обстоятельства, при которых возможно отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки.

С 11 апреля 2018 года вступают в силу также и изменения в ПП РФ от 03.04.2013 № 290

Теперь предусматривается возможность исполнения обязанности лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме.

Подписывайтесь на каналы "Informatio.ru" в TamTam или присоединяйтесь в Facebook, добавляйте нас в Яндекс.Дзен или приходите в группу ВКонтакте, если хотите быть в курсе главных событий в Москве и регионах РФ.

informatio.ru

В Жилищный кодекс РФ внесены изменения, направленные на упорядочение деятельности по управлению многоквартирными домами

 

Федеральный закон от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ"

В частности, к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений отнесено ведение реестров уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и предпринимательской деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, прием и учет уведомлений о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах осуществляются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ проверяют соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства РФ, а также по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме обязаны проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества, внесенных в устав изменений требованиям законодательства РФ, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения.

При выявлении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства РФ уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ направляют товариществу предписание с требованием об устранении выявленных нарушений в шестимесячный срок с момента направления такого предписания. В случае его неисполнения в установленный срок или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований Жилищного кодекса РФ, и о признании договора управления данным домом недействительным.

Федеральным законом также уточняется состав общего имущества в многоквартирном доме, совершенствуется порядок организации и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, корректируется порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, устанавливаются права членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме, вводится новый институт управления многоквартирным домом - Совет многоквартирного дома.

Кроме того, отдельные изменения вносятся в некоторые федеральные законы, в частности, "О персональных данных", "О теплоснабжении", "Об электроэнергетике".

 

Дата публикации на сайте: 06.06.2011

Поделиться ссылкой:

www.consultant.ru

Процесс непосредственного управления многоквартирным домом в 2018 году

Непосредственное управление многоквартирным домом его жильцамиС 2015 году вступил в силу Федеральный закон №255, который внес ряд изменений в Жилищный кодекс РФ.

С этого момента такая форма управления многоквартирными домами как непосредственное управление фактически перестала существовать.

Основной городской жилищный фонд составляют многоэтажки, и соответственно они не попадают в те рамки, в которых можно применить непосредственное управление в многоквартирном доме.

Для таких домов сейчас законодательно предусмотрены лишь два способа ведения общедомового хозяйства:

Разрешенной форма непосредственного управления осталась только в тех многоквартирных домах, где число квартир не превышает 16-ти.

Тем не менее, в стране осталось немало старых двухэтажек с небольшим количеством квартир, поэтому говорить о полном исключении такого способа хозяйствования пока нельзя.

Что представляет собой данная форма управления?

Могут ли собственники квартир сами управлять многоквартирным домом?Это координированная деятельность владельцев жилья в многоквартирных домах, или опосредованного субъекта (привлеченных лиц), которая направлена на то, чтобы обеспечить комфортные и безопасные условия для тех, кто проживает в нем.

Правила и способы управления многоквартирным домом установлены ст. 161 Жилищного кодекса РФ.

Разберемся далее, какие плюсы и минусы имеет способ непосредственного управления многоквартирными домами.

При непосредственной форме управления многоквартирными домами меньше бюрократии и нет административной надстройки как при других формах. В связи с этим управленческие решения принимаются оперативно и с учетом всех пожеланий жильцов.

Обслуживание жилья при непосредственном управлении происходит силами собственников помещений многоквартирного дома или же подрядными организациями.

Плюсы этой формы управления в следующем:

  • владельцы сами решают вопросы, которые возникают в связи с содержанием и ремонтом общедомового имущества;
  • снижаются расходы за ЖКУ;
  • собственник не несет ответственность за задолженность соседей перед ресурсоснабжающей организацией;
  • отсутствие коллективной ответственности.

Минусы же заключаются в следующем:

  • собственники не смогут участвовать в социальных программах;
  • в случае введения дополнительных улучшений расходы ложатся лишь на тех, кто согласен оказать материальную помощь.

Какие способы управления многоквартирными домами существуют?По инициативе собственников помещений в целях управления многоквартирным домом создается некоммерческая организация – Товарищество собственников жилья. В обязательном порядке ТСЖ формирует устав, имеет реквизиты, расчетный счет в банке и печать.

За товариществом закрепляется ряд обязательств:

  • обеспечение эксплуатации недвижимого имущества в доме;
  • пользование, распоряжение и владение общедомовым имуществом;
  • создание благоприятных и безопасных условий для жизни собственников;
  • решение вопросов, связанных с предоставлением ЖКУ жильцам.

Хозяйствование может также вестись с помощью, выбранной собственниками квартир управляющей компании. Это коммерческая организация, которая в первую очередь ставит перед собой цель извлечение прибыли из чужого имущества.

Общедомовое имущество

Общедомовое имущество включает в себя:

  1. Что относится к общедомовому имуществу?Помещения общего пользования – лестничные площадки, лестницы, чердаки, коридоры, шахты лифта, лифты, другое оборудование, которое используется в обслуживании жилых и нежилых помещений дома.
  2. Крыши.
  3. Ограждающие конструкции. В качестве несущих конструкций выступают балконные плиты, плиты перекрытий, несущие колонны.
  4. Ненесущие конструкции – окна, двери помещений общего пользования, парапеты и перила и прочее.
  5. Земельный участок в пределах границ, указанных в государственном кадастровом учете.
  6. Различного рода оборудование, которое находится внутри многоквартирного дома или за его пределами и обслуживает различные жилые или нежилые помещения в нем.
  7. Другие объекты, которые обслуживают многоквартирный дом и предназначены для его эксплуатации и благоустройства.

Как организуется деятельность по управлению общедомовым имуществом?

Организация деятельности по управлению включает в себя следующие стандарты:

  1. Прием и хранение технической документации на многоквартирный дом.
  2. Сбор и хранение информации, касающейся собственников и нанимателей помещений, а также тех лиц, которые используют общедомовое имущество на основании договоров.
  3. Вынесение предложений на рассмотрение владельцам жилья по содержанию и ремонту имущества, находящегося в общем пользовании. Должен быть сформирован план содержания и ремонта общедомового имущества, список требуемых услуг и работ, расчет финансовых потребностей и источники финансирования. Проводится работа над предложениями по вопросам проведения капремонта.
  4. Что такое непосредственная форма управления общедомовым имуществом?Рассмотрение общим собранием владельцев вопросов, которые непосредственно связаны с управлением многоквартирного. Собственники помещений должны быть уведомлены о проведении собрания, ознакомлены с материалами, которые будут рассмотрены на предстоящем собрании, подготавливаются помещения для проведения собраний, формы документов, которые необходимы для регистрации участников собрания. Должно быть проведено документальное оформление решений, которые будут приняты в ходе собрания, предоставление принятых решений собственникам помещений.
  5. Выполнение работ и оказание услуг, которые соответствуют решению проведенного собрания. Должны быть заключены договоры по содержанию и ремонту общедомового имущества, по предоставлению ЖКУ, выбраны исполнители работ и услуг, установлены определенные задания для исполнителей, осуществляться контроль над их исполнением, а при выявлении нарушений в обязательствах исполнителей проведена исковая, претензионная работа.
  6. Осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления и государственной власти по вопросам, касающимся управления многоквартирным домом.
  7. Осуществление расчетов за услуги и работы, оформление платежных документов, начисление взносов и платежей на оплату расходов на содержание общедомового имущества, ремонтные работы и коммунальные услуги.

Собственники помещений обеспечивают контроль над исполнением решений, принятых на собрании, повышением комфортности проживания и выполнения установленного перечня работ и услуг.

Договоры оказания услуг и проведения работ с лицами, кто будет осуществлять их, заключаются на основании решений, которые приняты на собрании жильцов.

При этом если не все, то большинство собственников должны быть за заключение договора с определенным лицом, оказывающим ремонтные работы и услуги.

Договоры по предоставлению ЖКУ заключаются индивидуально каждым собственником с организацией, предоставляющей коммунальные услуги.

Распределение обязанностей между жильцами дома

При непосредственном управлении применяется три способа распределения обязанностей между собственниками помещений многоквартирного дома:

  1. Кто отвечает за содержание общедомового имущества?Обязанности, возникающие при управлении многоквартирным домом, распределяются между всеми собственниками.
  2. На общем собрании путем голосования выбирается лишь один владелец квартиры в МКД, который должен будет представлять интересы всех собственников.
  3. Также, таким образом, может быть выбран и тот, кто не проживает в данном доме, но который вызывает доверие у жильцов дома, и они хотят его видеть свои представителем. Ему предоставляется доверенность, по которой он может действовать с определенными целями, представляя интересы собственников жилья в многоквартирном доме.

Финансирование обслуживания многоквартирного дома

Владельцы квартир самостоятельно заключают договоры с подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями.

Каждый владелец заключает индивидуально договор с такими организациями и отвечает только за себя, в этом случае отсутствует коллективная ответственность. Потребление же ЖКУ на общедомовые нужды остается без контроля.

Жильцы сами определяют на какие нужды потратить финансовые средства и в каком количестве, какие именно подрядные организации выбрать для проведения работ.

При непосредственном управлении собственники многоквартирного дома сообща выбирают подрядчика, который проведет в их доме необходимые работы и могут вместе следить за ходом проведения работ, их качеством, и чтобы они были выполнены в требуемые сроки.

Финансирование при непосредственном управлении многоквартирным домомПлюсом является то, для жильцов дома остается прозрачным использование их финансовых средств, которые они вложили в проводимые работы.

Минусом при этой форме управления является то, что может присутствовать несогласованность в принятии решений по проведению работ у собственников жилья в МКД.

Личные интересы и нужды у собственников могут различаться, что часто и происходит на деле, и в таком случае сложно прийти к консенсусу.

Видео: Непосредственное управление домом — отзывы жильцов

В видеосюжете на ярком примере показывается, как жильцы многоквартирного дома отказались от услуг управляющей компании и перешли на форму непосредственного управления общедомовым имуществом.

Рассказывается, каким образом после этого было организовано управление домом, как жильцы контролирует расходование финансовых средств на обустройство дома, придомовой территории, работу наемных рабочих (дворника, электрика, сантехника).

terrafaq.ru

Совет собственников многоквартирного дома 2018

Для того чтобы владельцы квартир могли комфортно жить в своем МКД, необходимо создать определенные условия. Раньше содержанием многоквартирных домов занимались ЖЭКи, но теперь эта ответственность легла на плечи собственников квартир. Они обращаются за помощью к УК, а также создают свои органы управления.

Общие сведения

Жильцы могут контролировать деятельность управляющих компаний разными способами. Например, создать товарищество собственников или совет. Но есть разница между этими двумя органами управления.

ТСЖ – это юридическое лицо, которое обязательно регистрируется в налоговых органах. Совет собственников многоквартирного дома – общественный орган.

Законодательное регулирование

Деятельность совета жильцов МКД регулируется несколькими нормативными актами:

  • Конституция РФ.
  • Указ Президента РФ №425 от 27. 05. 97 г.
  • ФЗ №09 от 21. 07. 14 г.
  • Жилищный кодекс РФ.
  • Гражданский кодекс РФ.

Перед тем, как создавать совет собственников квартир, необходимо ознакомиться со всеми нормативными актами.

Совет собственников многоквартирного дома

Участие жильцов в содержании МКД является их обязанностью. Закон разрешает использовать любой способ, включая отказ от сотрудничества с УК и создание ТСЖ или кооператива. Можно сотрудничать с управляющими компаниями, создав при этом свою юридическую организацию.

Если жильцы наняли управляющую компанию, они обязаны создать либо товарищество, либо совет собственников.

То есть, тот орган, который будет предоставлять интересы владельцев. Если совет жильцами создан не будет, эту процедуру инициирует УК. В случае, когда в МКД есть кооператив или товарищество, создавать дополнительный орган управления не нужно.

Права и обязанности

Совет многоквартирного дома ЖК РФ имеет ряд прав и обязанностей. К ним относится следующее:

  1. Обязанность обеспечивать выполнение решений, принятых на общем собрании жильцов.
  2. Вынесение предложений по поводу использования общего имущества, проведению ремонта МКД, а также заключению договоров с подрядчиками.
  3. Осуществление контроля за действиями уполномоченных лиц, направленных на содержание общего имущества, проведение ремонта, предоставления коммунальных услуг и т. д.
  4. Предоставление собственникам квартир отчетов о проделанной работе.

Это основные полномочия, которые имеет совет собственников. При необходимости этот перечень можно расширить. Но права и обязанности совета не должны нарушать законодательство РФ.

Устав

По закону совет может не создавать Устав или любой другой аналогичный документ, так как он не является юридическим лицом. Но лучше, если такой документ все же будет оформлен. Тогда осуществление деятельности общественного органа будет гораздо эффективнее.

Устав должен содержать следующие пункты:

  1. Условия проведения выборов.
  2. Полномочия и обязанности совета и его председателя.
  3. Порядок выплаты вознаграждения руководству совета.
  4. Порядок переизбрания председателя.

Желательно не вносить в документ большого количества пунктов. Достаточно указать лишь основную информацию, чтобы не было путаницы.

Как создать?

Существует определенный порядок создания совета собственников квартир. Процедура состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование инициативной группы жильцов.
  2. Составление списков владельцев квартир.
  3. Выбор возможных кандидатов на должность председателя и т. д.
  4. Организация общего собрания.
  5. Проведение голосования.
  6. Оформление протокола.
  7. Доведение принятого решения до сведения всех жильцов МКД.

Что касается общего собрания, то инициативной группе необходимо составить определенные уведомления и передать всем жильцам дома. В документе указывается дата, место проведения собрания и другая важная информация. Если мероприятие проводится заочно, то вместо уведомления должны предоставляться бюллетени для голосования.

Для того чтобы был создан совет и выбран председатель, за эти решения должны проголосовать больше половины присутствующих жильцов. На этом же собрании можно создать Устав. Что касается оповещения остальных жильцов, то сделать это нужно не позднее 10 дней после собрания.

Выбор председателя

У совета обязательно должен быть руководитель, которым обычно выступает председатель. Главная его обязанность – это представление интересов всех жильцов МКД.

Выборы председателя осуществляются так:

  1. Организация общего собрания владельцев квартир.
  2. Представление кандидатуры на пост председателя.
  3. Проведение голосования.
  4. Оформление протокола.
  5. Подача соответствующих документов в жилинспекцию и управляющую компанию.

Для выбора руководителя необходимо больше половины голосов присутствующих жильцов. Председателем может выступать как собственник квартиры, так и постороннее лицо. Порядок избрания и полномочия остаются неизменными.

Права и обязанности руководителя совета заключаются в контроле за деятельностью УК, предоставлению отчетов жильцам и т. д.

Председатель должен следить, чтобы правильно использовалось общедомовое имущество (например, можно сдавать нежилое помещение в аренду), а любой договор со сторонними организациями заключался по всем правилам.

Вознаграждение

До 2015 году согласно жилищному законодательству председатель не получал за свою работу финансового вознаграждения. Но были внесены некоторые изменения, благодаря которым руководитель совета может получать зарплату. При этом жильцы многоквартирного дома обязаны самостоятельно установить размер такого вознаграждения.

Выплата материального поощрения осуществляется управляющей компанией после того, как соответствующее решение было принято на собрании жилицами. Если собственники не пришли к единому решению о зарплате председателя, то УК ничего не выплачивает.

Но если решение принято, то в 2018 году документально должно быть зафиксировано следующее:

  1. Сумма вознаграждения.
  2. Предоставление отчетности по уплате вознаграждения.
  3. Информация о дополнительном финансовом поощрении членов совета.
  4. Сроки оплаты.
  5. Условия предоставления вознаграждения.

Денежные средства на оплату услуг председателя управляющей компании предоставляют собственники квартир.

Можно ли переизбрать?

Председатель совета – это выборная должность, поэтому человек должен выполнять свои обязанности лишь в течение определенного срока. Обычно максимальный период – 2 года. Но жильцы МКД могут установить иной срок, например, 1 год. По истечении этого периода осуществляется переизбрание председателя.На эту должность может быть выбран этот же человек или любой другой.

Если руководитель не справляется со своими обязанностями, жильцы могут инициировать досрочные выборы. Процедура лишения лица полномочий и переизбрание осуществляются на общем собрании.

Даже если жильцы не хотят создавать юридическое лицо (кооператив или ТСЖ), им придется организовать совет. Процедура его создания отличается лишь тем, что не нужно регистрировать организацию в государственных органах. Тем не менее, порядок создания, проведения общего собрания и голосования нарушать запрещено.

На видео о создании совета

realtyurist.ru

Где и что раскрывать УК и ТСЖ после 01.01.2018 года

В  преддверии  мартовских выборов все министерства пытаются навести порядок в социально-значимых сферах. И конечно, излюбленная тема –  прозрачность в ЖКХ. Минстрой, как и всегда, отличился: с 1 января 2018 года  управляющие компании в  регионах  обязаны  раскрывать информацию  в ГИС ЖКХ - совместном детище Минстроя и Минкомсвязи РФ.  Может быть, и хотели как лучше для народа, а получилось - как всегда: систему запустили в полурабочем состоянии, а нормативную базу все еще продолжают приводить в соответствие (за исключением штрафных санкций за ненадлежащее раскрытие информации).

Статья 193 ЖК РФ устанавливает лицензионные требования к управляющим организациям, одним из которых является соблюдение лицензиатом требований к раскрытию информации, установленных частью 10 статьи 161 Жилищного Кодекса. Часть 10 указанной статьи условно делит все управляющие организации на две категории:

 

  •    Управляющие организации в  городах Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе

  •    Все остальные управляющие организации.

К первой категории управляющих организаций  до 01.09.2019 года применяются нормы о раскрытии информации, предусмотренные  частью 10 статьи 161 ЖК РФ. Управляющая организация должна обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным о постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года № 731.

Согласно п.5 Стандарта раскрытия информации, управляющими организациями информация раскрывается путем:

  • обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
  • сайт управляющей организации;

  • сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

  • сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;

  • опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;

  • размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

  • предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Приказом Минрегиона РФ от 02.04.2013 г. № 124 для раскрытия информации управляющими организациями в обязательном порядке, установлен следующий интернет-сайт - www.reformagkh.ru.

Пунктом 3 Стандарта раскрытия информации установлен полный и исчерпывающий перечень информации, подлежащей раскрытию. В силу п.8 Стандарта №731 информация раскрывается по формам, утвержденным Приказом Минстроя России от 22.12.2014 №882/пр (далее – Приказ №882/пр).

Отдельно обращаем внимание, что если управляющая организация города Москвы заключила информационное соглашение с Государственной жилищной инспекцией города Москвы  о выборе в качестве официального сайта для раскрытия информации ресурса «Дома Москвы», дополнительно, она обязана раскрывать информацию на сайте http://dom.mos.ru (в рамках Постановления Правительства г.Москвы  от 05.10.2012 № 541-ПП).

Таким образом, для управляющих организаций г.Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя  до 01.09.2019 порядок раскрытия информации не меняется.

Ко всем остальным управляющим организациям  с 01.01.2018 года применяются положения ч.10.1 статьи 161 ЖК РФ, согласно которой, управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе ГИС ЖКХ, на сайте dom.gosuslugi.ru 

Согласно ч.1 ст.198 ЖК РФ, сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.  Такими уполномоченными органами являются Минкомсязи и Минстрой России.

Подпунктом 5 пункта 2 совместного Приказа Минкомсвязи и  Минстроя России № 74/114/пр от 29.02.2016 "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что состав сведений о многоквартирных домах, размещаемых в системе организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотрен приказом Минкомсвязи России и Минстроя России от 29 сентября 2015 г. № 368/691/пр "Об утверждении состава сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". 

Данный приказ устанавливает обязанность внесения в систему ГИС ЖКХ  следующей информации: адрес МКД, дата и номер договора управления, даты   начала и окончания управления МКД , а так же размещение скан копий протокола ОСС о выборе управляющей организации, о расторжении договора управления, самого договора управления,  протокола конкурса ( если дом принят в управление по конкурсу).

Информация об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах, предусмотренная ч.10 ст.161 ЖК РФ подлежит раскрытию в соответствии с  совместным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации  и   Минкомсвязи России  № 74/114 ПР от 29.02.2016 г. «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».  

Раздел 10 Приложения к вышеуказанному приказу  определяет перечень и сроки раскрытия информации, подлежащей размещению в системе управляющими организациями и ТСН.

  • Общая информация об управляющей организации, ее  графике работы, платежных реквизитах, агентах, сроке предоставления платежных документов, сроке приема показаний ИПУ и т.д., которая раскрывается в  7-дневный срок со дня начала осуществления обязанности по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений
  • Общие сведения о многоквартирном доме и его технических характеристиках, физическом износе МКД, сведения о квартирах и количестве проживающих, которые раскрываются не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений
  • Информация о перечне предоставляемых коммунальных услуг в многоквартирные дома, оказываемых услуг, выполняемых работ по управлению многоквартирным домом, выполняемых работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об их объеме, о качестве и периодичности (сроках) их предоставления, оказания, выполнения и стоимости указанных услуг, работ, а также соответствующие договоры на предоставление или оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ  раскрываются не позднее 15 дней со дня начала осуществления обязанностей по управлению многоквартирным домом либо со дня произошедших изменений, либо в семидневный срок с момента заключения дополнительных соглашений (подписания документов).
  • Информация об объеме, о качестве коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений – раскрывается ежемесячно в разрезе коммунальных услуг
  • Сведения об установленных коллективных (общедомовых) приборах учета, за исключением сведений об установленных коллективных (общедомовых) приборах учета, находящихся в собственности или на ином законном основании ресурсоснабжающей организации, подлежит раскрытию в семидневный срок с момента ввода в эксплуатацию прибора учета или течение 2 дней с даты изменения статуса прибора учета
  • Информация о перерывах в предоставлении коммунальных услуг, приостановлении или ограничении предоставления коммунальных услуг подлежит раскрытию не позднее сроков информирования собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах и жилых домов (домовладений) о перерыве в предоставлении коммунальных услуг, либо не позднее 5 дней с даты подписания (получения) акта проверки.
  • Информация о размере платы за жилое помещение в том числе на услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества  подлежит раскрытию не позднее 10 дней со дня подписания протокола.
  • Информация о размере платы за содержание жилого помещения, установленном по результатам открытого конкурса подлежит раскрытию не позднее 10 дней со дня утверждения протокола конкурса.
  • Информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с ресурсоснабжающими организациями и собственниками раскрывается ежемесячно  с указанием сумм начисленных, оплаченных и задолженности.
  • Информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива, с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту  раскрывается ежемесячно с указанием оплаченных сумм.
  • Информация о состоянии расчетов управляющей организации, товарищества, кооператива с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами раскрывается ежемесячно.
  • Информация, подлежащая размещению управляющими организациями, товариществами и кооперативами, в случае если они являются владельцами специального счета
  • Сведения о выполнении работ (оказании услуг) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых за счет дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
  • Информация о лицевых счетах, присвоенных собственникам, подлежит раскрытию в семидневный срок со дня присвоения лицевого счета
  • Информация о договоре управления многоквартирным домом подлежит раскрытию в семидневный срок со дня заключения договора управления
  • Информация об отчете о выполнении договора управления многоквартирным домом и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год:
  • Отчет о выполнении договора управления многоквартирным домом
  • Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность
  • Сумма доходов, полученных за оказание услуг по управлению всеми многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) за отчетный период
  • Сумма расходов, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов)
  • Информация об отчете товарищества и кооператива раскрывается ежегодно, в течение I квартала текущего года за предыдущий год.
  • Информация о договорах о предоставлении в пользование части общего имущества  и состоянии расчетов по таким договорам при наличии договоров раскрывается ежемесячно
  • Информация о энергосервисных договорах - в семидневный срок с момента заключения
  • Информация об общих собраниях собственников/членов ТСЖ  раскрывается в 10-дневный срок
  • Информация об ответах на обращения по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, поступивших в управляющую организацию, товарищество, кооператив, с использованием системы - в сроки, установленные ЖК РФ.
Таким образом,  в  рамках исполнения лицензионных требований, годовой отчет об исполнении договора управления,  а также иную информацию о своей деятельности  управляющие организации (кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)  обязаны раскрывать на  сайте ГИС ЖКХ -  https://dom.gosuslugi.ru. Поскольку Стандарт раскрытия информации  продолжает действовать,  остается обязанность по размещению информации на собственном сайте ( или ином по выбору управляющей организации).

Штрафы за ненадлежащее раскрытие информации можно посмотреть тут.

Обсудить статью и задать вопросы можно здесь. 

www.burmistr.ru