Волгоградский скоростной трамвай. Скоростной трамвай
Скоростные трамваи. Скоростной трамвай в Москве
Возможность пуска в столице России такого транспорта, как скоростные трамваи, начала обсуждаться уже давно. В 2005 г. проект прокладки такой линии был представлен на одной из пресс-конференций председателем общественного движения «Москвичи за трамвай» А. Морозовым, представителем МСОТ В. Тихоновым и редактором издательства «Железнодорожное Депо» А. Мясниковым. Перспективы развития этого вида транспорта долгое время рассматривались и властями столицы. На настоящий момент (2015 г.) принято решение о реализации четырех проектов скоростного трамвая: до Бирюлево, до платформы «Лианозово» и до районов Ивановское и Северное. Планируется, что в ближайшие годы все эти ветки уже начнут функционировать.
Как возникла идея
В Европе скоростные трамваи используется достаточно широко. Имеются такие линии и у нас в стране: в Волгограде, Усть-Илимске, Казани и Старом Осколе. Конечно, они не отличаются особой масштабностью, но отзывы горожан заслужили очень даже неплохие. На Украине же в Киеве такие трамваи были пущены еще во времена СССР - в 1978 г. Так что новой идею использования этих легких, быстрых и при этом экономичных ТС назвать нельзя. По мнению властей, пустив в Москве скоростные трамваи, можно значительно снизить нагрузку на другие виды пассажирского транспорта. Жителям столицы и ее гостям при наличии таких линий, будет гораздо проще добираться до метро, в отдаленные районы мегаполиса или, возможно, даже в города-спутники.
Что такое скоростной трамвай
Что же представляет собой этот вид ТС и насколько он может быть удобным? Скоростными, согласно СНиП, называют те линии, по которым трамваи способны проехать за час более 24 километров. К основным особенностям таких магистралей можно отнести также:
- Изолированность от уличного движения и пешеходных переходов (полную или частичную).
- Очень большую длину перегонов и ограниченное количество остановок. В проектах московских линий между последними предусмотрено расстояние не менее, чем в 700 метров. Для сравнения: автобус от остановки до остановки едет примерно 300-400 м.
- Использование трамвайных поездов длиной не менее 28 метров.
Скоростной трамвай в Москве, согласно проектам, будет полностью соответствовать всем этим нормативам.
Достоинства скоростного трамвая
Строительство линии этого относительно нового в России вида транспорта рассматривается московскими властями как очень неплохая альтернатива метро, автобусам и троллейбусам. По мнению Администрации, скоростные трамваи сделают перемещение по столице гораздо более удобным. Этот вид наземного транспорта объединяет в себе лучшие качества как метро, так и автобусов. Его основными достоинствами являются:
- Высокая скорость перевозки. 24 км/ч – это только нижний порог движения таких составов. На практике трамваи этой разновидности могут ехать со скоростью до 80 км/ч. С уменьшением количества остановок время проезда сокращается еще больше.
- Строительство скоростной трамвайной трассы обходится в 10 раз дешевле прокладки линии метрополитена той же длины.
- Этот вид транспорта считается более удобным, чем метро. Ведь пассажирам не приходится спускаться под землю. Пропускная же способность его мало чем отличается от того же показателя метро.
- Скоростной трамвай, скорость которого на практике в действительности довольно-таки высока, ко всему прочему еще и не испытывает никаких затруднений при движении в гололед и снегопад (в отличии от тех же автобусов и троллейбусов).
- Поскольку транспорт этого вида не зависит от пробок, он никогда не отклоняется от разработанного графика движения.
- Немаловажным преимуществом является и то, что этот вид ТС – экологически абсолютно безопасен.
Недостатки скоростного трамвая
Минусов у этого вида транспорта практически нет. К некоторым недостаткам можно отнести лишь необходимость строительства обособленного полотна, что значительно увеличивает ширину городских магистралей. Дополнительная нагрузка на городские электросети также косвенно может быть отнесена к минусам такого транспорта, как скоростные трамваи. Однако, поскольку энергии такие составы потребляют не слишком много, этот недостаток не считается особенно серьезным.
Линия до Бирюлево
Согласно проекту, эта новая в Москве магистраль будет рассчитана на перевозку порядка 150 тыс. пассажиров в сутки. Маршруты трамваев этой линии будут проходить от станции метро «Пражская» в западную и восточную часть Бирюлево. По предварительным данным, время проезда жителей этого района до «подземки» сократиться примерно на 30 %. Если сейчас бирюлевцам приходится добираться до «Пражской» 70-85 минут, то с пуском скоростного трамвая на дорогу они будут тратить не больше часа.
Общая протяженность этой линии составит 8.2 км. Часть ее (2.1 км) пройдет по эстакаде. Предполагается, что ходить трамваи будут с периодичностью в 4-6 мин. Средняя их скорость составит 25-28 км/ч. Время пути от конечной остановки в Бирюлево до станции «Пражская» не будет превышать 10-12 мин. Проектом предусмотрено обустройство всего десяти остановок (на расстоянии в 800 м). Одна из них будет действовать на эстакаде.
Первоначально предполагалась закольцевать одну из линий в Западном Бирюлево. Однако местные жители выразили возражение и проект был пересмотрен.
Линия в район Ивановское
Это еще один проект, утвержденный московскими властями. Эта линия скоростного трамвая свяжет район Ивановское и станцию метро «Шоссе Энтузиастов». Согласно проекту, длина ее составит около 6.5 километров. Останавливаться трамвай по пути следования будет шесть раз.
Строительство этой линии улучшит транспортное обслуживание 80-ти тысяч жителей не только района Ивановское, то и Перово. Рассчитана линия будет примерно на 105 тыс. пассажиров ежедневно. До метро жители районов после пуска линии будут добираться на 30-40 мин меньше.
Линия до района Северный
Эту трассу также планируется принять в ближайшее время. Протяженность линии Северный – платформа «Лианозово» составит около 5.4 км. Остановок по пути следования будет пять. Средняя скорость трамвая, как и в предыдущих случаях, составит 25-28 км/ч. В пути жители района от начальной станции до конечной будут проводить около 11 минут. В сутки трасса сможет принять нагрузку в 50 тыс. человек.
Линия до «Медведково»
От станции платформы «Лианозово» будет проложена еще одна ветка до метро «Алтуфьево». Далее пути протянутся до «Медведково». Ниже представлена схема скоростного трамвая из района Северный до «Алтуфьево» и далее до «Медведково». Таким образом, четвертый проект трассы является продолжением третьего. То есть после того, как они оба будут реализованы, от станции «Медведково» можно будет доехать вплоть до района Северный.
Скоростной трамвай и цены на жилье
Жители тех районов, где будут проложены такие трассы, скорее всего, получат и еще одно преимущество. Как считают эксперты, в этих частях города возрастет стоимость квадратных метров. Конечно, рост цен не будет таким заметным, как при строительстве, к примеру, линий метрополитена. Однако трассы скоростных составов способны повысить стоимость жилья в Бирюлево, Северном и Ивановском довольно-таки значительно.
Собственно сами маршруты трамваев всех линий разрабатывались с учетом пожеланий жителей тех районов, где намечена их прокладка. Так что в любом случае этот вид транспорта будет максимально удобным, надежным и к тому же очень недорогим.
fb.ru
Скоростной трамвай Википедия
Скоростно́й трамва́й — разновидность наземного либо наземно-подземного легкорельсового транспорта, регулярный скоростной внеуличный (реже частично уличный) вид городского пассажирского транспорта.
Особенности[ | код]
В соответствии со СНиП-2.05.09-90 к скоростному трамваю может быть отнесена любая линия, средняя (маршрутная со всеми остановками) скорость движения по которой превышает 24 км/ч. Как при этом такая скорость достигается, значения не имеет. Близкими по значению являются термины легкорельсовый транспорт (англ. Light rail Transport, LRT) и городская железная дорога (нем. Stadtbahn).
В реализованных системах скоростного трамвая в странах бывшего СССР имеются следующие отличия от линий обычного трамвая: полная или почти полная изоляция линий от уличного движения и по возможности от пешеходов, использование пересечений в разных уровнях с пешеходным и транспортным движением, большая длина перегонов, использование трамвайных поездов длиной более 28 метров.
Благодаря изоляции линии скоростного трамвая от уличного дорожного полотна, её функционирование не зависит от автомобильных пробок.
Преимущества и недостатки[ | код]
Скоростной трамвай совмещает в себе преимущества как метро, так и обычного трамвая.
Преимущества (в сравнению с уличным трамваем и метро):
- Унаследованные у трамвая:
- сравнительная дешевизна строительства;
- простота и низкая себестоимость эксплуатации имеющихся трамвайных вагонов;
- простота и низкая себестоимость эксплуатации путевого хозяйства и объектов энергоснабжения.
- Унаследованные у метрополитена:
Недостатки (унаследованные у метрополитена):
- Отнимает большие площади при строительстве (что особенно неудобно при организации трамвайного движения на загруженных участках улиц)
Скоростной трамвай в мире[ | код]
Первая в СССР линия скоростного трамвая[1][2] была построена в Киеве по инициативе Владимира Веклича[3][4][5] и Василия Дьяконова[6] в 1978 году[7][8].
Скоростной трамвай существует во многих больших городах мира (часто в сочетании с обычным трамваем, образуя мощную беспересадочную систему, за пределами бывшего СССР используются термины LRT и Stadtbahn).
На Украине скоростной трамвай существует в Киеве (см. Киевский скоростной трамвай) с 1978[2] и Кривом Роге (см. Криворожский скоростной трамвай) с 1986 и планировался во Львове, Николаеве, Виннице, Харькове.
В Белоруссии скоростной трамвай есть в Новополоцке с 1974 и Мозыре с 1988.
В Казахстане скоростной трамвай планировался ранее в Павлодаре и в Астане, но до реального строительства дело не дошло.
В Вильнюсе и Таллине в середине 80-х годов имелись проекты линий скоростного трамвая, однако в связи распадом СССР реализованы они не были.
Во Франции в Лионе скоростной трамвай соединяет центр города с аэропортом (на выезде из города достигает скорости 100 км/ч).
Россия[ |
ru-wiki.ru
Волгоградский скоростной трамвай - это... Что такое Волгоградский скоростной трамвай?
Волгоградский скоростной трамвай | |
Россия | |
Волгоград | |
СТ1: 5 ноября 1984,СТ2: 1 декабря 2011 | |
17,0 км | |
22 (СТ1: 19, СТ2: 15) | |
СТ1, СТ2 | |
136 тысяч | |
50 млн чел. |
Волгогра́дский скоростно́й трамва́й (Метротра́м) — система, насчитывающая 22 станции, расположенные на одной линии длиной 17,3 км. Из них участок длиной 7,1 километра в составе шести станций, расположенных в центре города (Площадь Ленина, Комсомольская, Пионерская, Профсоюзная, ТЮЗ, Ельшанка), проложен под землёй по стандартам метрополитена. Наземный участок перестроен из обычной трамвайной линии для обеспечения больших скоростей движения и минимизации пересечений с другими видами транспорта.
Ежегодные перевозки составляют около 50 млн пассажиров.[источник не указан 299 дней]
Журнал «Forbes» поставил Волгоградский скоростной трамвай на 4 место в списке 12 самых интересных трамвайных маршрутов мира благодаря тому, что туннели под землёй меняются местами без непосредственного пересечения.[1]
История
В 1971 году в северном жилом районе было открыто новое трамвайное депо для обслуживания действовавшего 8-го маршрута и нового 9-го маршрута, который связал район трамвайного депо с линией по проспекту Ленина и Тракторным заводом. Процесс реконструкции линии трамвая продолжался до 1976 года. В 1976 году было принято решение о строительстве подземного участка под центром города с тремя станциями. По замыслу проектировщиков, трамвайные поезда при въезде в центр города уходили в тоннель мелкого заложения, проходили под проспектом Ленина с тремя остановками на станциях и после пересечения оврага реки Царицы разворачивались на кольце у площади Чекистов. Такое решение существенно уменьшало время в пути между центром города и северными районами, тем более, что 8-й маршрут трамвая непосредственно по центру не шёл, заканчиваясь у дома Павлова, где была пересадка на другие маршруты по Советской улице.
Подземный участок был построен за восемь лет и открылся 15 ноября 1984 года. 8-й маршрут трамвая был переименован в «СТ» и стал ходить от Тракторного завода до площади Чекистов. На северном участке линии до 1998 года сохранялась работа 9-го маршрута.
Строительство подземного участка и реконструкция уже существовавшей наземной линии провели подрядчики «Волгоградстрой», «Приволжтрансстрой» и «Харьковметрострой» по проекту, разработанному филиалом Харьковметропроект института «Метрогипротранс». Эксплуатантом является МУП «Метроэлектротранс».
1 декабря 2011 года открылся второй пусковой участок линии — от «Пионерской» до «Ельшанки». По причине недостаточного количества трамваев с двухсторонним расположением дверей линия скоростного трамвая разделена на два маршрута. От ст. «Ельшанка» можно доехать без пересадки только до станции «Стадион „Монолит“», при этом работа первого участка СТ «ВГТЗ» — «Площадь Чекистов» сохранена в обычном режиме. Интервал движения в первое время составляет около 10 минут, но уже к середине 2012 года планируется закупить еще несколько единиц подвижного состава. В отдалённой перспективе планируется достичь интервала движения трамваев на данном участке 2-3 минуты.[2]
условные обозначения |
Расположение
Линия скоростного трамвая соединяет северные районы города с центром, проходя через пять городских районов из восьми. На всём своём протяжении она идёт вдоль проспекта имени В. И. Ленина, причём в северной своей части линия немного отдалена от проспекта и прижата к линии городской электрички, а в южной части проходит под бульварной частью проспекта.
Вся линия СТ является внеуличным видом общественного транспорта, поскольку не пересекает на одном уровне другие транспортные маршруты. В наземной части рядом со станцией Завод «Красный октябрь» расположен путепровод, пропускающий трамвайные пути под автомобильной дорогой с троллейбусной линией.
Среднее время движения по 1 маршруту — 32 минуты. Средняя скорость трамвая на 1 маршруте составляет 25,3 км/ч.
Подвижной состав
В настоящее время по линии курсируют двухвагонные составы. В выходные дни и в вечернее время могут встречаться одиночные вагоны. Основу подвижного состава скоростного трамвая составляют вагоны «Татра Т3» выпуска 1980—1987 годов. Необходимость в обновлении парка связана со строительством станций второй очереди с различным расположением платформ без пересечения тоннелей и разворотного кольца, для использования которых необходимы вагоны с двумя кабинами и дверьми на оба борта. В первой половине 1990-х годов проводились испытания на линии различных типов двухсторонних вагонов: чешской «Татры KT8D5», российских «ЛВС-8-1-93» и «71-611 (КТМ-11)».
Согласно заключённым контрактам ПТМЗ изготовил и поставил в Волгоград десять двухсторонних трёхсекционных вагонов ЛВС-2009(71-154). 29 декабря 2008 года состоялась презентация первого такого вагона в Волгограде[3], который получил бортовой № 5838. Второй вагон прибыл в Волгоград 31 мая 2009 года (бортовой № 5839). Вагоны «второго конкурса» были поставлены в течение 2011 года. (№ 5840, № 5841, № 5842, № 5843, № 5844, № 5845, № 5846)). Согласно третьему конкурсу к 21.05.2012 в Волгоград должны поставить еще 3 вагона (прибыл только 5847).
Также на линии имеется трамвайный поезд 5836-5837 из вагонов типа Татра T3R.PV. В настоящее время вагоны Татра KT8D5, Татра T3R.PV и ЛВС-2009 работают на линии; вагоны 71-611 (КТМ-11) после эксплуатации во 2 депо были переданы в город Волжский в 2005 году, а ЛВС-8-1-93 был списан в январе 2009 года.
Технические подробности
- В начале подземных участков туннели меняются местами без прямого пересечения. Это связано с тем, что на подземных участках организовано левостороннее движение трамваев, так как используемые трамвайные вагоны имеют двери только с правой стороны.
- В качестве основного средства безопасности на линии используется система АЛС-АРС. Подземный участок дополнительно оборудован системой двузначной автоблокировки.
Перспективы
В перспективе планируется продление линии скоростного трамвая на юг до Волгоградского государственного университета — это будет третья очередь протяженностью 6,6 километра. Первоначально в её составе до 2015 года намечалось построить два перегона общей длиной 2,5 км со станциями «Районная» и «Сельхозакадемия», а до 2020 — ещё четыре длиной 4,1 км со станциями «Тормосиновская», «Панфиловская», «Микрорайон 231» и «Университет». Ранее предполагалось еще и сооружение четвертой и пятой очереди: от «Тракторного завода» до «Спартановки», а также новой ветки от «Площади Ленина» до жилых массивов Семь ветров и Жилгородок с выходом на Гумрак и посёлок Аэропорт. Однако в настоящее время об этом в прессе не упоминается.
Интересные факты
«Северный портал» в районе ул. Бакинская- Подземные станции построены с возможностью переоборудования в участки полноценного метро: в частности, предусмотрена возможность поднять высоту платформы до уровня платформ метрополитена. Станции Площадь Ленина и Комсомольская в текущем состоянии рассчитаны на составы из четырёх вагонов, но имеют также неиспользуемую скрытую часть платформы, за счёт которой могут быть удлинены при модернизации.
- На подземных станциях установлены своеобразные «турникеты». В дневное время, прежде чем спуститься в подземный вестибюль, пассажир должен приобрести в кассе и погасить компостером посадочный талон.
- На действующих подземных станциях обеспечивается высокий уровень сигнала сетей мобильной связи стандарта GSM.
- Все остановки наземной части линии Скоростного трамвая объявляются пассажирам как станции, хотя большая часть из них фактически не имеет принципиальных отличий от обычных трамвайных остановок.
- За станцией Площадь Чекистов есть поднимающийся вверх по склону тупиковый путь, использующийся для погрузки вагонов на автоприцеп для транспортировки к ремонтному депо на улице КИМ.[4]
- Во время затянувшегося строительства участка Площадь Чекистов — Ельшанка долгое время регулярно проводились работы по откачиванию подземных вод. На поддержание уже построенного тоннеля расходовались значительные средства.
- На всех станциях скоростного трамвая установлена система видеонаблюдения в рамках программы антитеррористических мероприятий на транспорте.[5]
- Всего две станции скоростного трамвая имеют наземные вестибюли — Пионерская и Ельшанка.
- 5 подземных станций и 1 наземная позволяют классифицировать как полноценный метрополитен (но не соблюдается критерий изолированности сети от движения иного вида транспорта).
- Волгоградский трамвай появился в 23 эпизоде шоу +100500.[6]
- Перед станцией «Ельшанка» расположена камера съездов в которой имеются два тоннеля уходящие на поверхность к будущему оборотному кольцу, предназначенному для оборота составов с планируемого маршрута «Обувная фабрика» — «Ельшанка»[источник не указан 164 дня].
Станции скоростного трамвая
В системе Волгоградского скоростного трамвая 22 станции.
Станция «Пионерская», вид со станции «Площадь Чекистов»Планируемые станции
- «Районная» — предполагается открыть в составе 1-го участка 3-й очереди Волгоградского скоростного трамвая. Планируемая дата открытия: 2015 г.[7]
- «Сельхозакадемия» — предполагается открыть в составе 1-го участка 3-й очереди. Будет расположена возле Волгоградского аграрного университета. Планируемая дата открытия: 2015 г.[7]
- «Тормосиновская» — предполагается открыть в составе 2-го участка 3-й очереди. Планируемая дата открытия неизвестна.[источник не указан 262 дня]
- «Панфиловская» — предполагается открыть в составе 2-го участка 3-й очереди. Планируемая дата открытия неизвестна.[источник не указан 262 дня]
- «Микрорайон 231» — предполагается открыть в составе 2-го участка 3-й очереди. Планируемая дата открытия неизвестна.[источник не указан 262 дня]
- «Университет» — предполагается открыть в составе 2-го участка 3-й очереди. В официальных документах фигурирует под названием «Дендропарк». Планируемая дата открытия неизвестна.[источник не указан 262 дня]
См. также
Примечания
Ссылки
dal.academic.ru
Скоростной трамвай — WiKi
В соответствии со СНиП-2.05.09-90 к скоростному трамваю может быть отнесена любая линия, средняя (маршрутная со всеми остановками) скорость движения по которой превышает 24 км/ч. Как при этом такая скорость достигается, значения не имеет. Близкими по значению являются термины легкорельсовый транспорт (англ. Light rail Transport, LRT) и городская железная дорога (нем. Stadtbahn).
В реализованных системах скоростного трамвая в странах бывшего СССР имеются следующие отличия от линий обычного трамвая: полная или почти полная изоляция линий от уличного движения и по возможности от пешеходов, использование пересечений в разных уровнях с пешеходным и транспортным движением, большая длина перегонов, использование трамвайных поездов длиной более 28 метров.
Благодаря изоляции линии скоростного трамвая от уличного дорожного полотна, её функционирование не зависит от автомобильных пробок.
Первая в СССР линия скоростного трамвая[1][2] была построена в Киеве по инициативе Владимира Веклича[3][4][5] и Василия Дьяконова[6] в 1978 году[7][8].
Скоростной трамвай существует во многих больших городах мира (часто в сочетании с обычным трамваем, образуя мощную беспересадочную систему, за пределами бывшего СССР используются термины LRT и Stadtbahn).
На Украине скоростной трамвай существует в Киеве (см. Киевский скоростной трамвай) с 1978[2] и Кривом Роге (см. Криворожский скоростной трамвай) с 1986 и планировался во Львове, Николаеве, Виннице, Харькове.
В Белоруссии скоростной трамвай есть в Новополоцке с 1974 и Мозыре с 1988.
В Казахстане скоростной трамвай планировался ранее в Павлодаре и в Астане, но до реального строительства дело не дошло.
В Вильнюсе и Таллине в середине 80-х годов имелись проекты линий скоростного трамвая, однако в связи распадом СССР реализованы они не были.
Во Франции в Лионе скоростной трамвай соединяет центр города с аэропортом (на выезде из города достигает скорости 100 км/ч).
Россия
Скоростной трамвай в ВолгоградеПо данным Росстата, в России линии скоростного трамвая действуют в четырёх городах: Волгограде с 1984 (см. Волгоградский скоростной трамвай-метротрам, часть линии проходит под землёй с 1984), Усть-Илимске (см. Усть-илимский трамвай) с 1988, Старом Осколе (см. Старооскольский трамвай) с 1981, Ижевске (см. Ижевский трамвай) с 1982[9]. Однако, только в первых трех городах системы являются и именуются официально скоростным трамваем, причём в Усть-Илимске и Старом Осколе действует только система скоростного трамвая, а в Волгограде и Ижевске линии являются частью всей системы городского трамвая. С 2012 года как часть городского трамвая действует Казанский скоростной трамвай, который ввиду неполного обособления путей формулируется как скоростной (ускоренный) трамвай.
Скоростной (ускоренный) трамвай в КазаниВ прошлые десятилетия в ряде городов (Ангарск, Барнаул, Иваново, Иркутск, Казань, Кемерово, Краснодар, Курск, Ленинград, Набережные Челны, Новокузнецк, Омск, Пенза, Саратов, Тольятти — см. Тольяттинский трамвай, Чебоксары, Череповец, Ярославль) строились и проектировались участки скоростного трамвая, но, как и Ижевский, все они (за исключением Пензы, Тольятти и Чебоксар, где трамваи пущены не были вообще) стали частью имевшихся систем обычного трамвая, а исполнение линий в ряде случаев в конечном итоге также было сведено к стандартам обычного трамвая.
Также в ряде городов проектировались линии подземного трамвая-метротрама (Воронеж, Пермь, Ростов-на-Дону[10], Тула, Хабаровск, Челябинск). Позже проекты подземных трамваев (кроме Тульского) были преобразованы в метрополитены, из которых начал строиться только Челябинский.
Ныне линии подземного трамвая-метротрама планируются в Барнауле, Саратове, Туле, скоростного трамвая — в Москве (см. Московский скоростной трамвай), Санкт-Петербурге (см. «надземный экспресс»), Белгороде, Воронеже (см. Воронежский скоростной трамвай), Екатеринбурге (см. Екатеринбургский скоростной трамвай), Иркутске (см. Иркутский скоростной трамвай), Калининграде, Кирове, Красноярске, Липецке (см. Липецкий скоростной трамвай), Новосибирске (ведётся разработка ТЭО[11]), Орле, Пензе, Рязани, Твери, Томске, Уфе (см. Уфимский скоростной трамвай), Чебоксарах (см. Чебоксарский скоростной трамвай) и др., а в ряде других городов (Ульяновске, Краснодаре и, возможно, в Воронеже, Перми) — близкая легкорельсовая система «лёгкое метро». Тем не менее, перспективы всех этих проектов выглядят крайне туманными, и реальное проектирование ни в одном из указанных городов по состоянию на август 2014 года не начато.
Украина
ru-wiki.org
Скоростной трамвай — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Скоростно́й трамва́й — разновидность наземного либо наземно-подземного легкорельсового транспорта, регулярный скоростной внеуличный (реже частично уличный) вид городского пассажирского транспорта.
Особенности
В соответствии со СНиП-2.05.09-90 к скоростному трамваю может быть отнесена любая линия, средняя (маршрутная со всеми остановками) скорость движения по которой превышает 24 км/ч. Как при этом такая скорость достигается, значения не имеет. Близкими по значению являются термины легкорельсовый транспорт (англ. Light rail Transport, LRT) и городская железная дорога (нем. Stadtbahn).
В реализованных системах скоростного трамвая в странах бывшего СССР имеются следующие отличия от линий обычного трамвая: полная или почти полная изоляция линий от уличного движения и по возможности от пешеходов, использование пересечений в разных уровнях с пешеходным и транспортным движением, большая длина перегонов, использование трамвайных поездов длиной более 28 метров.
Благодаря изоляции линии скоростного трамвая от уличного дорожного полотна, её функционирование не зависит от автомобильных пробок.
Преимущества и недостатки
Скоростной трамвай совмещает в себе преимущества как метро, так и обычного трамвая.
Преимущества (в сравнению с уличным трамваем и метро):
- Унаследованные у трамвая:
- сравнительная дешевизна строительства;
- простота и низкая себестоимость эксплуатации имеющихся трамвайных вагонов;
- простота и низкая себестоимость эксплуатации путевого хозяйства и объектов энергоснабжения.
- Унаследованные у метрополитена:
Недостатки (унаследованные у метрополитена):
- Отнимает большие площади при строительстве (что особенно неудобно при организации трамвайного движения на загруженных участках улиц)
Скоростной трамвай в мире
Первая в СССР линия скоростного трамвая[1][2] была построена в Киеве по инициативе Владимира Веклича[3][4][5] и Василия Дьяконова[6] в 1978 году[7][8].
Скоростной трамвай существует во многих больших городах мира (часто в сочетании с обычным трамваем, образуя мощную беспересадочную систему, за пределами бывшего СССР используются термины LRT и Stadtbahn).
На Украине скоростной трамвай существует в Киеве (см. Киевский скоростной трамвай) с 1978[2] и Кривом Роге (см. Криворожский скоростной трамвай) с 1986 и планировался во Львове, Николаеве, Виннице, Харькове.
В Белоруссии скоростной трамвай есть в Новополоцке с 1974 и Мозыре с 1988.
В Казахстане скоростной трамвай планировался ранее в Павлодаре и в Астане, но до реального строительства дело не дошло.
В Вильнюсе и Таллине в середине 80-х годов имелись проекты линий скоростного трамвая, однако в связи распадом СССР реализованы они не были.
Во Франции в Лионе скоростной трамвай соединяет центр города с аэропортом (на выезде из города достигает скорости 100 км/ч).
Россия
По данным Росстата, в России линии скоростного трамвая действуют в четырёх городах: Волгограде с 1984 (см. Волгоградский скоростной трамвай-метротрам, часть линии проходит под землёй с 1984), Усть-Илимске (см. Усть-илимский трамвай) с 1988, Старом Осколе (см. Старооскольский трамвай) с 1981, Ижевске (см. Ижевский трамвай) с 1982[9]. Однако, только в первых трех городах системы являются и именуются официально скоростным трамваем, причём в Усть-Илимске и Старом Осколе действует только система скоростного трамвая, а в Волгограде и Ижевске линии являются частью всей системы городского трамвая. С 2012 года как часть городского трамвая действует Казанский скоростной трамвай, который ввиду неполного обособления путей формулируется как скоростной (ускоренный) трамвай. В прошлые десятилетия в ряде городов (Ангарск, Барнаул, Иваново, Иркутск, Казань, Кемерово, Краснодар, Курск, Ленинград, Набережные Челны, Новокузнецк, Омск, Пенза, Саратов, Тольятти — см. Тольяттинский трамвай, Чебоксары, Череповец, Ярославль) строились и проектировались участки скоростного трамвая, но, как и Ижевский, все они (за исключением Пензы, Тольятти и Чебоксар, где трамваи пущены не были вообще) стали частью имевшихся систем обычного трамвая, а исполнение линий в ряде случаев в конечном итоге также было сведено к стандартам обычного трамвая.
Также в ряде городов проектировались линии подземного трамвая-метротрама (Воронеж, Пермь, Ростов-на-Дону[10], Тула, Хабаровск, Челябинск). Позже проекты подземных трамваев (кроме Тульского) были преобразованы в метрополитены, из которых начал строиться только Челябинский.
Ныне линии подземного трамвая-метротрама планируются в Барнауле, Саратове, Туле, скоростного трамвая — в Москве (см. Московский скоростной трамвай), Санкт-Петербурге (см. «надземный экспресс»), Белгороде, Воронеже (см. Воронежский скоростной трамвай), Екатеринбурге (см. Екатеринбургский скоростной трамвай), Иркутске (см. Иркутский скоростной трамвай), Калининграде, Кирове, Красноярске, Липецке (см. Липецкий скоростной трамвай), Новосибирске (ведётся разработка ТЭО[11]), Орле, Пензе, Рязани, Твери, Томске, Уфе (см. Уфимский скоростной трамвай), Чебоксарах (см. Чебоксарский скоростной трамвай) и др., а в ряде других городов (Ульяновске, Краснодаре и, возможно, в Воронеже, Перми) — близкая легкорельсовая система «лёгкое метро». Тем не менее, перспективы всех этих проектов выглядят крайне туманными, и реальное проектирование ни в одном из указанных городов по состоянию на август 2014 года не начато.
Украина
См. также
Напишите отзыв о статье "Скоростной трамвай"
Примечания
- ↑ Украинская советская энциклопедия / Под ред. О. К. Антонов и др. — К.: Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1984. — Т. 11. — кн.1 — С. 225 , ил. — 50 170 экз.
- ↑ 1 2 Киев: энциклопедический справочник / Под ред. А. В. Кудрицкого. — К.: Главная редакция Украинской Советской Энциклопедии, 1981. — С. 605 , ил. — 100 000 экз. (укр.)
- ↑ [www.autoconsulting.ua/article.php?sid=35059 Статья «Как в Киеве появилась первая в СССР линия скоростного трамвая. Исторические фото». На сайте «www.autoconsulting.ua»]. Проверено 25 декабря 2015. [www.webcitation.org/6e30WrJlq Архивировано из первоисточника 25 декабря 2015].
- ↑ Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев : 2005. — Т. 4. — С. 187 — ISBN 966-02-3354-X (укр.)
- ↑ Крат В. И.Владимир Филлипович Веклич // Коммунальное хозяйство городов. Киев: Техника — 1998. — № 17. — С. 3-9. — ISSN 0869-1231 (укр.)
- ↑ Энциклопедия современной Украины: в 25 т. / Под ред. И. М. Дзюба и др. — Киев : 2005. — Т. 8. — С. 584 (укр.)
- ↑ В. Ф. Веклич, Л. В. Збарский Проблемы и перспективы развития трамвайного транспорта в Украинской ССР — К.:Общество «Знание» УССР, 1980
- ↑ С. П. Бейкул К. А. Брамский Киевский трамвай 1892—1992. К столетию со дня пуска в эксплуатацию К.:Будівельник, 1992 — С. 71 Тираж 10 000 экз. ISBN 5-7705-0495-1 (укр.)
- ↑ [www.gks.ru/bgd/regl/B08_11/IssWWW.exe/Stg/d02/18-05.htm Из статистического сборника Росстата «Россия в цифрах» за 2008 г.]
- ↑ [www.rostov.ru/news283739 Каким может быть ростовский метротрам]
- ↑ [www.kommersant.ru/doc/1941272 «Петербург-Дорсервис» разработает ТЭО проекта для Новосибирска] — КомменсантЪ (Новосибирск), № 92 (4874), 24.05.2012
Литература
- В. Ф. Веклич Новые технические решения на городском электрическом транспорте — К.:Будівельник, 1975. — 60, [2] с. : ил.
- Г. С. Сафаров, В. Ф. Веклич, А. П. Медведь, И. Д. Юдовский Новая техника в жилищно-коммунальном хозяйстве — Киев : Будівельник, 1988. — 128,[2] с. : ил ; 17 см. — Библиогр.: с. 124—129 (68 назв.). — 3000 экз. — ISBN 5-7705-0097-2
Ссылки
- [www.autoconsulting.ua/article.php?sid=35059 Статья «Как в Киеве появилась первая в СССР линия скоростного трамвая. Исторические фото». На сайте «www.autoconsulting.ua»]. Проверено 25 декабря 2015. [www.webcitation.org/6e30WrJlq Архивировано из первоисточника 25 декабря 2015].
- [nv.ua/ukraine/events/pervyj-v-sssr-vosem-interesnyh-faktov-k-37-letiju-kievskogo-skorostnogo-tramvaja-88969.html Статья «Первый в СССР: Самые интересные факты к 37-летию киевского скоростного трамвая». На сайте журнала «Новое время»]. Проверено 30 декабря 2015. [www.webcitation.org/6eBozRyqi Архивировано из первоисточника 31 декабря 2015].
- [www.moscowlrt.ru/ Скоростной трамвай в Москве] — ОАО «Городская транспортная система скоростного трамвая»
Отрывок, характеризующий Скоростной трамвай
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер. – Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?… – Что вы, что с вами, княжна? Но княжна, не договорив, заплакала. – Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала. Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном. – Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь. – А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой. – Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать… Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал. – Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная от чего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась». – Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался. – Я думаю нет, – сказал он, – а впрочем да. Она не удостоивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. – Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой. – Ах, я так желаю любить ее! Вы ей это скажите, ежели увидите ее прежде меня. – Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер. Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя.Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему то неловко было ухаживать за Болконской. В последнее свое свиданье с ней, в именины старого князя, на все его попытки заговорить с ней о чувствах, она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его. Жюли, напротив, хотя и особенным, одной ей свойственным способом, но охотно принимала его ухаживанье. Жюли было 27 лет. После смерти своих братьев, она стала очень богата. Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна, чем была прежде. В этом заблуждении поддерживало ее то, что во первых она стала очень богатой невестой, а во вторых то, что чем старее она становилась, тем она была безопаснее для мужчин, тем свободнее было мужчинам обращаться с нею и, не принимая на себя никаких обязательств, пользоваться ее ужинами, вечерами и оживленным обществом, собиравшимся у нее. Мужчина, который десять лет назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была 17 ти летняя барышня, чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и обращался с ней не как с барышней невестой, а как с знакомой, не имеющей пола. Дом Карагиных был в эту зиму в Москве самым приятным и гостеприимным домом. Кроме званых вечеров и обедов, каждый день у Карагиных собиралось большое общество, в особенности мужчин, ужинающих в 12 м часу ночи и засиживающихся до 3 го часу. Не было бала, гулянья, театра, который бы пропускала Жюли. Туалеты ее были всегда самые модные. Но, несмотря на это, Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни, и ожидает успокоения только там . Она усвоила себе тон девушки, понесшей великое разочарованье, девушки, как будто потерявшей любимого человека или жестоко обманутой им. Хотя ничего подобного с ней не случилось, на нее смотрели, как на такую, и сама она даже верила, что она много пострадала в жизни. Эта меланхолия, не мешавшая ей веселиться, не мешала бывавшим у нее молодым людям приятно проводить время. Каждый гость, приезжая к ним, отдавал свой долг меланхолическому настроению хозяйки и потом занимался и светскими разговорами, и танцами, и умственными играми, и турнирами буриме, которые были в моде у Карагиных. Только некоторые молодые люди, в числе которых был и Борис, более углублялись в меланхолическое настроение Жюли, и с этими молодыми людьми она имела более продолжительные и уединенные разговоры о тщете всего мирского, и им открывала свои альбомы, исписанные грустными изображениями, изречениями и стихами. Жюли была особенно ласкова к Борису: жалела о его раннем разочаровании в жизни, предлагала ему те утешения дружбы, которые она могла предложить, сама так много пострадав в жизни, и открыла ему свой альбом. Борис нарисовал ей в альбом два дерева и написал: Arbres rustiques, vos sombres rameaux secouent sur moi les tenebres et la melancolie. [Сельские деревья, ваши темные сучья стряхивают на меня мрак и меланхолию.] В другом месте он нарисовал гробницу и написал: «La mort est secourable et la mort est tranquille «Ah! contre les douleurs il n'y a pas d'autre asile». [Смерть спасительна и смерть спокойна; О! против страданий нет другого убежища.] Жюли сказала, что это прелестно. – II y a quelque chose de si ravissant dans le sourire de la melancolie, [Есть что то бесконечно обворожительное в улыбке меланхолии,] – сказала она Борису слово в слово выписанное это место из книги. – C'est un rayon de lumiere dans l'ombre, une nuance entre la douleur et le desespoir, qui montre la consolation possible. [Это луч света в тени, оттенок между печалью и отчаянием, который указывает на возможность утешения.] – На это Борис написал ей стихи: «Aliment de poison d'une ame trop sensible, «Toi, sans qui le bonheur me serait impossible, «Tendre melancolie, ah, viens me consoler, «Viens calmer les tourments de ma sombre retraite «Et mele une douceur secrete «A ces pleurs, que je sens couler». [Ядовитая пища слишком чувствительной души, Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно, Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить, Приди, утиши муки моего мрачного уединения И присоедини тайную сладость К этим слезам, которых я чувствую течение.] Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого. Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли. – Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери. – Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают! Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях. Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
wiki-org.ru
Уфимский скоростной трамвай — WiKi
Эта статья или часть статьи содержит информацию об ожидаемых событиях. Здесь описываются события, которые ещё не произошли. |
Данные в этой статье приведены по состоянию на апрель 2013 года. Вы можете помочь, обновив информацию в статье. |
Уфимский скоростной трамвай — планируемая система скоростного трамвая столице Республики Башкортостан в Уфе. Скоростной трамвай должен стать заменой отменённому проекту Уфимского метрополитена. В настоящее время проект проходит экспертизу[2].
Уфимский скоростной трамвай | |
Россия Россия | |
Уфа Уфа | |
МУЭТ г. Уфы | |
10 000 000 (прогноз)[1] | |
muet-ufa.ru | |
4,9 км (первая очередь)[1] | |
2 | |
1524 мм |
Описание
Необходимость в сооружении линий скоростного транспорта возникла в связи с повышенной нагрузкой на существующие линии пассажирских перевозок. Скоростной трамвай проектируется как замена метрополитену, обеспечивая аналогичные показатели по скорости с гораздо меньшими затратами при строительстве и обслуживании. Также проект способствует соединению разорванной трамвайной сети между центральной и северной частями города.
Характеристика
Система скоростного трамвая состоит из двух линий, идущих параллельно главной магистрали города — проспекту Октября — вдоль периферийных улиц восточнее и западнее проспекта. Линии скоростного трамвая связаны с остальной трамвайной системой, которая в свою очередь подвергнется модернизации[3]. На линии обеспечивается возможность развивать максимальную скорость до 70 км/ч[4]. Расчётная средняя скорость движения составов с учётом остановок составляет 30 км/ч[5]. Применение современных технологий строительства трамвайных путей и использование современного подвижного состава обеспечивает отсутствие дискомфорта для пассажиров и жителей близлежащих домов[6].
Первая очередь
Первая очередь проекта предполагает соединение северной и южной трамвайных систем путём проложения линии вдоль улицы Блюхера. На линии будут размещены 7 станций, из которых три выполняют роль транспортных узлов с системой городского автотранспорта[7], а одна связана пешеходным переходом с остановочным пунктом пригородной железной дороги 1629 км. Для безопасности посетителей, участок вдоль парка им. Мажита Гафури будет проходить по эстакаде длиной 1,1 км[1]. Для обеспечения безостановочного движения, часть линии пройдёт под проспектом Октября в тоннеле длиной 72 м[1].
Вторая очередь
Выполнение второй очереди проекта позволит увеличить пропускную способность линии, расширить радиус охвата населения за счёт прохождения внутри плотно заселённых микрорайонов вдоль проспекта Октября. Предполагается, что бо́льшая часть линии пройдёт по эстакаде вдоль Комсомольской и Российской улиц, что в свою очередь обеспечит безостановочное движение трамвая на перекрёстках. Проектом предусмотрено размещение на линии 14 станций, каждая из которых будет образовывать узлы с уже существующими остановками транспорта. Реализацию второй очереди планируется начать после успешного завершения строительства первой линии.
См. также
Примечания
Ссылки
ru-wiki.org
Киевский скоростной трамвай - это... Что такое Киевский скоростной трамвай?
Киевский скоростной трамвай | |
Украина | |
Киев | |
1978 | |
17 км | |
19(20) | |
2 |
Киевский скоростной трамвай (укр. Київський швидкісний трамвай) — скоростная трамвайная система в городе Киеве, первая линия открыта в 1978 году и стала первым представителем этого вида транспорта в СССР, вторая открыта изначально в 2000 году, затем была закрыта в 2009-м и вновь запущена 24 октября 2012 года.[1] В 2008 году правобережная линия была закрыта на реконструкцию, которая практически завершена летом 2012 года.
Первая (правобережная) линия
История
Схема перспективы развития скоростного трамвая в Киеве, 1979 годПервая линия Киевского скоростного трамвая начала строиться в 1975 году и уже в 1978 была сдана в эксплуатацию. Она стала первой линией скоростного трамвая в СССР. Полностью наземная и полностью обособленная линия от вокзала на Борщаговку имела развилку на конце и два маршрута — № 1 и 3. Согласно тогдашним планам, линия должна была продолжаться от площади Победы до Красноармейской улицы, затем тоннелем до площади Леси Украинки и площади Героев Великой Отечественной войны, в перспективе — через Мост Патона на Левый берег. Пересадочные станции скоростного трамвая с метрополитеном были запланированы на станциях «Красноармейская» (ныне — «Дворец „Украина“») и «Площадь Леси Украинки» (ныне — «Печерская»).
1 февраля 1975 года была введена в строй первая очередь (4 км) (маршрут № 3 Вокзал — Редукторный завод).
1 января 1977 года открыт маршрут № 1 Дворец Спорта — улица Семьи Сосниных (современное название станции - улица Зодчих) протяженностью 13 км.
1 сентября 1977 года изменён маршрут № 3: Площадь Победы — Кольцевая дорога (10 км).
28 декабря 1984 года маршрут № 1 продлён до улицы Булгакова (15 км), а в начале 90-х еще на одну станцию - Михайловская Борщаговка.
13 мая 1989 года открыта новая конечная станция на улице Старовокзальной для маршрутов № 1к (новый: «ул. Старовокзальная — ул. Булгакова (впоследствии до станции Михайловская Борщаговка)»).
1 июня 2001 года маршрут № 1 (Дворец спорта — Михайловская Борщаговка) был закрыт. В 2005 году маршрут № 1к был переименован в № 1.
В июне 2007 года в связи с реконструкцией участка ст. «Гната Юры» — ст. «Кольцевая дорога» был закрыт маршрут № 3, в это же время открылся маршрут № 1к ст. «Площадь Победы» — Михайловская Борщаговка. 1 августа в связи с реконструкцией участка улица Старовокзальная — ст. «Площадь Победы» (нескоростной) закрыт маршрут № 1 (а также нескоростные маршруты 15 и 18).
8 апреля 2008 года в связи с окончанием реконструкции участка ст. «Гната Юры» — ст. «Кольцевая дорога» был открыт маршрут № 3 (ст. «Кольцевая дорога» — ст. «Политехническая»), в это же время закрылся на реконструкцию участок ст. «Площадь Победы» — ст. «Воздухофлотская». Маршрут № 1-к укорочен до «Политехнической». Разворот трамваев осуществлялся на временном кольце около Центрального ЗАГСа.
12 октября 2008 года был закрыт участок «Политехническая» — «Бульвар Лепсе». Были закрыты маршруты № 1к и № 3, запущены новые: № 1 «Улица Старовокзальная» — Дегтяревская — Михайловская Борщаговка и № 3 «Улица Старовокзальная» — Дегтяревская — «Кольцевая Дорога». Временное разворотное кольцо разобрано.
12 июня 2009 года — закрыт временный съезд с Бульвара Лепсе на Проспект Комарова, а также участок скоростного трамвая ст. «Ивана Лепсе» — ст. «Гната Юры». Работа депо им. Шевченко, а также маршрутов 1 и 3 временно прекращена.
16 октября 2010 года были открыты станции трамвая «Кольцевая дорога», «Ромена Роллана», «Гната Юры», «Семьи Сосниных», «Политехническая», «Старовокзальная».
23 октября 2010 года была открыта станция «Индустриальная».
25 октября 2010 года были открыты станции «Полевая», «Национальный авиационный университет» и «Ивана Лепсе».
27 октября 2010 года была открыта станция «Героев Севастополя».
7 декабря 2010 года вновь закрыты на комплексную реконструкцию станции «Полевая» и «Героев Севастополя»[2] Продлена реконструкция этих станций на две недели до 15 января 2011 года,первоначально к 31 декабря не успели[3]
17 января 2011 года открыты вновь станции «Полевая» и «Героев Севастополя».
6 февраля 2011 года закрыта на ремонт станция «Национальный авиационный университет» (на данный момент открыта окончательно)
1 марта 2011 года закрыта на ремонт станция «Политехническая» (на данный момент открыта окончательно)
5 сентября 2011 года открыта станция «Площадь Победы»
Современное состояние и развитие
Трамвай T3 на станции «Площадь Победы». Станция «Площадь Победы» осенью 2007 года (до закрытия)Линия обслуживается трамвайным депо имени Шевченко (ранее маршрут № 3 также обслуживало Лукьяновское депо), которое в 2005 году было перенесено с ул. Горького в центре, на проспект Академика Королёва, к конечной маршрута № 1, что существенно облегчило обслуживание линии.
16 октября 2010 года линия была открыта после реконструкции.[1] На ней было запущено 3 маршрута[4]:
| Не скоростная часть | ||||
| Скоростная часть |
| | |
На линии эксплуатируются 12 станций:
Ещё 1 станция не открыта:
Подвижной состав
Вторая (левобережная) линия
История
Работы по строительству второй линии Киевского скоростного трамвая были начаты в 1993 году. Сначала работы шли довольно быстрыми темпами — была быстро сооружена строительная площадка возле нынешней станции «Каштановая», туда привезли рельсы. Но вскоре появились значимые проблемы с финансированием проекта. Первый из четырёх путепроводов через трамвайную линию был сдан в эксплуатацию в 1995 году (путепровод по улице Сабурова). Остальные строились очень медленно.
Укладка рельсов осуществлялась с помощью организации «Югозападтрансстрой». К тому же на всём протяжении линии Скоростного трамвая используются железнодорожные пути, которые уложены в соответствии с железнодорожными, а не трамвайными требованиями к качеству пути.
В 1999 году руководство города дало указ закончить строительство трамвайной системы ко дню Киева в 2000 году. Но участок до станции метро «Левобережная» было явно невозможно достроить в столь короткие сроки (на тот момент времени пути даже не были уложены на всём участке, а на Троещине не было контактных проводов и станций). В связи с этим было принято решение сократить первую очередь строительства в 2 раза и построить альтернативную линию.
Весной 2000 года были закончены работы по строительству трамвайного моста над проспектом Ватутина, на котором находится одноимённая конечная остановка. В начале мая 2000 года были пущены пробные трамваи, и в день города вторая линия и маршрут № 2 скоростного трамвая были торжественно открыты мэром города. Вначале по линии запустили несколько двухвагонных составов, вскоре их заменили на 2-3 вагона, которые курсировали по линии в течение всего дня.
1 августа 2000 года маршрут № 2 был продлён от станции «Милославская» по линии нескоростного трамвая № 28 до остановки «Улица Александра Сабурова».
В 2007 году был пущен маршрут № 2к — Ст. Ватутина — Ст. Милославская.
В 2009 движение по СТ2 прекращено, линию планировалось разобрать и заменить наземной линией метро.
В сентябре 2009 после запуска городской электрички было объявлено о том что линия скоростного трамвая будет продлена до остановочной платформы «Троещина» и запущена вновь.
В начале 2012 года начались работы по продлению скоростного трамвая до новой остановки городской электрички "Троещина-2". Работы планируется закончить к 25 октября 2012 года. Будут запущены два маршрута - №4 (от ст. Милославская до "Троещины-2") и №5 (от ул. Сабурова до "Троещины-2").
24 октября 2012 года линия была торжественно открыта.
Современное состояние и станции
На скоростной линии № 2 до её закрытия работало 6 станций:
После окончания реконструкции также открыта станция "Троещина-2".
Маршруты
| Не скоростная часть | ||||
| Скоростная часть |
| |
Развитие
В будущем линию собираются продлить до станции метро "Радужная", а также до станции метро "Левобережная" и дальше, до массива Позняки.
Хищения
- Задержан бизнесмен Александр Падалко 28 мая 2010 года за хищение 31 млн. гривен госсредств со строительства скоростного трамвая[5]
- Милиция задержала четырёх подозреваемых в хищении 23,6 млн. гривен при реконструкции третьей линии (маршрут №3) скоростного трамвая в 2008-2009 годах по двум статьям УК 209, 255[6][7]
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru