Содержание
Кому положено социальное жильё — Парламентская газета
Местным властям предлагается дать право предоставлять гражданам социальное жильё не только по месту их жительства, но и в других населённых пунктах, правда, строго в границах муниципального образования. То есть в любом случае москвич в Подмосковье квартиру не получит, но сможет переехать, например, из Марьиной Рощи в Бибирево (оба находятся в СВАО). А житель деревни Жостово справит новоселье в Мытищах. Законопроект с такой инициативой был внесён в Госдуму 20 июля. Кто и как сегодня может получить жильё по договору социального найма, разбиралась «Парламентская газета».
Из Москвы в Красноярск не отправят
Социальное жильё сейчас предоставляется в границах того населённого пункта, где до этого проживала семья. Именно этот пункт сейчас предлагается развить. Согласно законопроекту, который поступил в Госдуму 20 июля, местные власти получат право предоставлять квартиры по договору социального найма и в других городах и посёлках, но только в границах муниципального образования, а не в другом регионе. Например, в Московской области таковыми являются городские округа. И в случае принятия закона, например житель округа Истра сможет получить социальное жильё не только в одноимённом городе, но и во входящем в округ городе Дедовск. Но это произойдёт только с его письменного согласия.
Законопроект разработали депутаты Краснодарского законодательного собрания. Свою инициативу они аргументируют тем, что на практике местные власти часто сталкиваются с нехваткой муниципального жилья. «Не во всех населённых пунктах ведётся строительство многоквартирных домов. Так, в малочисленных сельских населённых пунктах такого строительства почти нет. В этих населённых пунктах, как правило, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, а также недостаточен рынок вторичного жилья», — поясняют разработчики.
Помочь нуждающимся
Социальный наём жилья подразумевает, что арендатор живёт в квартире государственного или муниципального фонда, а все его расходы составляет лишь оплата коммуналки. Но такая возможность есть только у тех россиян, кто нуждается в жилом помещении. Встать на учёт в таком статусе можно при таких обстоятельствах:
- У человека и членов его семьи нет квартиры в собственности или по договору соцнайма, либо она есть, но жилая площадь на каждого проживающего меньше учётной нормы. Нормативы устанавливают региональные власти. Например, в Москве это 10 квадратных метров (15 квадратных метров — для коммунальных квартир), а в Хабаровске — 12 квадратных метров;
- Человек страдает тяжёлой формой хронического заболевания, из-за которой с ним опасно или невозможно совместно проживать (есть риск заражения, болезнь сопровождается обильными выделениями или припадками). При этом он живёт в единственном жилище вместе с несколькими семьями;
- Единственное жильё не отвечает требованиям, установленным для жилых помещений. Как правило, это аварийные или ветхие дома, которые подлежат сносу.
Отметим, что предоставление социального жилья по двум последним основаниям происходит вне очереди.
Необходимость в крыше над головой — первое, но не единственное условие. Также для получения социального жилья нужно подпадать под одну из этих категорий:
1. Малоимущие граждане.
Этот статус присваивают органы местного самоуправления с учётом доходов на каждого члена семьи и стоимости всего имущества в их собственности. Более точные критерии определяются региональными законами.
2. Вынужденные переселенцы (граждане РФ).
3. Военнослужащие:
— поступившие на контрактную службу до 1 января 1998 года;
— после минимум 20 лет военной службы (десяти лет — если уволились по достижении предельного возраста, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями), если в течение всего срока службы имели служебное жильё.
Как получить социальную квартиру
Для начала нужно встать на жилищный учёт в своём городе. В заявлении необходимо выбрать форму обеспечения жильём — социальный наём. Его должны подписать все члены семьи.
Затем остаётся ждать решения местных властей о выделении семье подходящей квартиры. Ожидание может занять несколько лет, учитывая большое число нуждающихся и нехватку квадратных метров, особенно в небольших городах, где почти не строят новые дома. Перед вынесением решения чиновники могут вызвать заявителей на приём, чтобы удостовериться, что у них сохранились все основания для получения социальной квартиры.
После принятия решения власти предлагают семье несколько вариантов жилья, из которых нужно выбрать один. Если ни одна квартира не подойдёт, следующие варианты предложат через год. После выбора жилья семья заключает договор социального найма. Точнее, договор заключает кто-то один, но все остальные близкие имеют солидарные с ним права и обязанности.
Сколько квадратов можно получить
Согласно Жилищному кодексу, размер квартиры будет зависеть от состава семьи. На каждого положено определённое количество квадратных метров, минимальную площадь устанавливают региональные власти. Например, в Москве это 18 квадратных метров на человека. В ряде случаев нормы увеличиваются, например одному человеку могут выделить квартиру или комнату не меньше 40 квадратных метров. Если один из членов семьи страдает тяжёлым хроническим заболеванием, то для него должна быть изолированная комната.
Получая социальное жильё, семья имеет право сохранить за собой старую квартиру. Но это пойдёт в минус общей площади нового жилья. Например, семье из четырёх человек в Москве положена социальная квартира площадью 72 квадратных метра. Но если у неё в собственности уже есть квартира площадью 36 квадратных метров и она не планирует от неё отказаться, то социальная квартира также не будет больше 36 квадратных метров.
что нужно знать внутренне перемещенным лицам — Донбас СОС
Что такое социальное жилье?
Социальное жилье — жилье всех форм собственности (кроме социальных общежитий) из жилищного фонда социального назначения, которое бесплатно предоставляется нуждающимся в социальной защите, на основании договора найма на определенный срок.
Жилищный фонд социального назначения — совокупность социального жилья, предоставляемого гражданам Украины, которые в соответствии с законом нуждаются в социальной защите.
К жилью из жилищного фонда социального назначения относятся:
1) квартиры в многоквартирных жилых домах, усадебные (одноквартирные) жилые дома, которые предоставляются гражданам в порядке очереди на получение социального жилья;
2) жилые помещения в социальных общежитиях, предоставляемых гражданам на время их пребывания на социальном квартирном учете при условии, что такое жилье является единственным местом их проживания.
Социальные общежития создаются органами местного самоуправления и находятся в коммунальной собственности.
Жилье из жилищного фонда социального назначения предоставляется гражданам на основании письменного заявления по решению соответствующего органа местного самоуправления. Такое решение является основанием для заключения соответствующего договора социального найма жилья.
Внимание! Социальное жилье не подлежит поднайму, бронированию, приватизации, продаже, дарению, выкупу и залогу.
Социальное жилье предоставляется только в пользование, не в собственность.
Жилищный фонд социального назначения формируется органами местного самоуправления путем:
1) строительства нового жилья;
2) реконструкции существующих жилых домов, а также переоборудования нежилых домов в жилые;
3) получение жилья, переданного в дар органам местного самоуправления украинскими и иностранными юридическими и физическими лицами, международными общественными организациями;
4) передачи в коммунальную собственность жилья, изъятого на основании судебных решений или признанного в установленном законом порядке бесхозным или выморочным;
5) передачи застройщиками местным советам доли жилой площади в построенных домах по основаниям, предусмотренным законодательством;
6) передачи из государственной в коммунальную собственность социального жилья, построенного за счет средств государственного бюджета;
7) использование на договорных началах частного жилищного фонда;
8) приобретение права собственности на жилье на других основаниях, не запрещенных законом.
Кроме того, Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.10.2017 года №769 “Об утверждении Порядка и условий предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по поддержке территорий, подвергшихся негативного влияния в результате вооруженного конфликта на востоке Украины” предусмотрено выделение субвенции местным бюджетам, в частности на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов жилищного фонда коммунальной собственности, в том числе объектов социального назначения, для предоставления жилых помещений внутренне перемещенным лицам;
2) реконструкцию, капитальный ремонт объектов жилищного фонда коммунальной собственности для предоставления во временное пользование внутренне перемещенным лицам;
3) приобретение в собственность жилья для предоставления во временное пользование внутренне перемещенным лицам.
Главным распорядителем субвенции определено Министерство по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины (далее — МинТОТ).
За информацией МинТОТ “14 ноября 2018, Правительством принято распоряжение Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы распределения в 2018 году субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по поддержке территорий, подвергшихся негативному влиянию в результате вооруженного конфликта на востоке Украины», что позволит осуществить распределение субвенции из государственного бюджета местным бюджетам в объеме 2 897 178,00 гривен на осуществление мероприятий по поддержке территорий, подвергшихся негативному влиянию в результате вооруженного конфликта на востоке Украины.
Необходимо отметить, что за выделенные средства местным общинам планируется приобретение в коммунальную собственность 10 квартир на вторичном рынке недвижимого имущества (сумма субвенции 692 000,00 грн.) И капитального ремонта 34 квартир коммунальной собственности, для предоставления во временное пользование внутренне перемещенным лицам.
В результате, это позволит примерно 160 внутренне перемещенным лицам получить жилье для временного проживания.
Одним из обязательных условий предоставления субвенции является софинансирование соответствующих мероприятий из государственного и местного бюджетов в соотношении 50/50. Согласно пункту 6 Постановления исполнительные органы соответствующих местных советов, а в случае их отсутствия соответствующие военно-гражданские администрации подают списки объектов и мероприятий, расходы на которые будут осуществляться за счет субвенции на согласование в МинТОТ.
Попутно обращаем внимание, что по инициативе МинТОТ 11.07.2018 внесены изменения в Постановление Кабинета Министров Украины от 04.10.2017 № 769, согласно которым применение субвенции расширен на все регионы Украины в части реализации права внутренне перемещенных лиц на жилье”.
Нужно ли платить за социальное жилье?
Согласно статье 47 Конституции Украины гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилье предоставляется государством и органами местного самоуправления бесплатно или за доступную для них плату в соответствии с законом.
Согласно Закону Украины “О жилищном фонде социального назначения” гражданам Украины, которые в соответствии с законом нуждаются в социальной защите, социальное жилье предоставляется бесплатно.
При этом пользование социальным жильем является платным.
Плата за жилье в жилом фонде социального назначения состоит из платы за:
1) наем жилья;
2) содержание жилых домов и придомовых территорий;
3) коммунальные услуги.
Орган местного самоуправления устанавливает размер платы за социальное жилье для каждого нанимателя такого жилья индивидуально.
Плата за социальное жилье состоит из платы, которая вносится непосредственно нанимателем, и государственной помощи, предоставляемой в соответствии с законом. Плата за жилье, которая вносится непосредственно нанимателем социального жилья не должна превышать 20 процентов совокупного дохода нанимателя и членов его семьи, проживающих вместе с ним.
При установлении размера платы за социальное жилье учитываются:
1) среднемесячный совокупный доход нанимателя и членов его семьи, проживающих вместе с ним, за предыдущий год в расчете на одного человека, стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи, другие обстоятельства, которые непосредственно влияют на имущественное положение гражданина;
2) общая площадь жилья;
3) количество лиц, которые в нем проживают;
4) перечень полученных жилищно-коммунальных услуг;
5) место расположения жилого дома.
Порядок расчета платы за социальное жилье утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 23.07.2008 года №682 “Некоторые вопросы реализации Закона Украины “О жилищном фонде социального назначения”.
Кто имеет право стать на социальный квартирный учет?
Социальный квартирный учет — учет граждан, которые пользуются правом на социальное жилье и находятся в очереди на его получение.
Согласно последним изменениям внутренне перемещенные лица теперь могут становиться на социальный квартирный учет, чтобы получить в пользование социальное жилье.
При этом важно понимать, что очередь одна как для внутренне перемещенных лиц, так и других граждан, которые нуждаются в улучшении жилищно-материальных условий, что значительно затягивает процесс получения в пользование социального жилья.
Социальный квартирный учет осуществляется соответствующими органами местного самоуправления по месту жительства граждан, для внутренне перемещенных лиц — по месту оформления справки.
Внимание! Для постановки на социальный квартирный учет нет требования проживать в течении определенного времени на территории конкретного населенного пункта.
Становиться на социальный квартирный учет могут внутренне перемещенные лица, которые:
- не имеют другого жилья для проживания на подконтрольной украинской власти территории
- жилье которых разрушено (уничтожено) или повреждено до состояния, непригодного для проживания, в результате проведения АТО, осуществления мероприятий по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпора и сдерживания вооруженной агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях;
- среднемесячный совокупный доход за предыдущий год в расчете на одного человека не должен превышать среднюю стоимость аренды жилья в населенном пункте, в котором он проживает, и прожиточного минимума, установленного законодательством.
Право на первоочередное получение квартир (домов) с жилищного фонда социального назначения имеют переселенцы — лица с инвалидностью I и II группы.
Куда обращаться за постановкой на социальный квартирный учет?
В орган местного самоуправления (сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы) по месту пребывания на учете как внутренне перемещенное лицо.
Какие документы подавать?
- заявление — подается либо лично либо через представителя;
- справку внутренне перемещенного лица;
- к заявлению о постановке на социальный квартирный учет прилагаются документы, подтверждающие обоснованность признания в установленном порядке гражданина малоимущим и нуждающимся предоставления социального жилья. Исчерпывающий перечень таких документов устанавливается органом местного самоуправления, который осуществляет взятие на социальный квартирный учет.
При подаче документов органом местного самоуправления, который осуществляет взятия на социальный квартирный учет, выдается расписка о получении документов с обязательным указанием их перечня и даты получения.
Когда принимается решение о постановке на социальный квартирный учет?
Не позднее тридцати рабочих дней со дня подачи указанных документов принимается решение либо о постановке на квартирный учет, либо отказ в постановке.
Внимание! Отказ в постановке граждан на социальный квартирный учет может быть обжалован в судебном порядке.
Основания для снятия с социального квартирного учета:
1) представление по месту учета заявления о снятии с учета;
2) потери оснований, дающих право на получение социального жилья;
3) выезда на постоянное место жительства в другой населенный пункт;
4) получения в установленном порядке кредитов на строительство или приобретение жилья;
5) предоставление в установленном порядке земельного участка для строительства частного жилого дома;
6) выявления в документах, которые предоставлялись в орган, осуществляющий взятия на социальный квартирный учет, сведений, не соответствующих действительности, и которые стали основанием для принятия на социальный квартирный учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего взятие на социальный квартирный учет, при решении вопроса о постановке на социальный квартирный учет.
Что предусматривает договор социального найма жилья?
Основанием для заселения в жилье является договор найма жилья.
Договор найма жилья — соглашение, оформленное в письменной форме, по которому одна сторона — собственник жилья (наймодатель) передает или обязуется передать другой стороне (нанимателю) жилье для проживания в нем на определенный срок.
Договор найма заключается между органом местного самоуправления или уполномоченным им органом и нанимателем или уполномоченным им лицом.
В договоре найма жилья должны быть указаны лица, которые будут проживать вместе с нанимателем. Эти лица приобретают равные с нанимателем права и обязанности по пользованию социальным жильем.
Предметом договора найма жилья является квартира или усадебный (одноквартирный) жилой дом или жилое помещение в социальном общежитии, а также перечень жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых нанимателю в соответствии с договором найма жилья.
Основание для расторжения договора найма и выселения из социального жилья:
Внимание! Принудительное выселение без предоставления другого жилья осуществляется исключительно по решению суда.
Основаниями для расторжения договора найма жилья и выселения из социального жилья без предоставления другого жилья являются:
1) предоставление или приобретение нанимателем другого жилого помещения;
2) повышение доходов нанимателя до уровня, который позволяет заключить договор найма другого жилого помещения, не относящийся к жилищному фонду социального назначения;
3) представление нанимателем недостоверных данных о среднемесячном совокупном доходе за предыдущий год, сокрытие реальных доходов;
4) систематическое нарушение правил пользования жилыми помещениями;
6) иные основания, установленные законом.
Чем регулируется:
- Законом Украины «О жилищном фонде социального назначения» с изменениями от 18.09.2018;
- Постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июля 2008 года №682 “Некоторые вопросы реализации Закона Украины “О жилищном фонде социального назначения”;
- Постановлением Кабинета Министров Украины от 07 февраля 2007 года №155 “Об утверждении Порядка расчета платы за социальное жилье”;
- Постановление Кабинета Министров Украины от 04. 10.2017 года №769 “Об утверждении Порядка и условий предоставления субвенции из государственного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по поддержке территорий, подвергшихся негативного влияния в результате вооруженного конфликта на востоке Украины”.
Статья подготовлена в рамках проекта “Юридическая поддержка населения, пострадавшего вследствие конфликта на востоке Украины”, который реализуется при финансовой поддержке Швейцарского агентства развития и сотрудничества (SDC). Информация и взгляды, изложенные в этой статье, являются мнением авторов и не обязательно отражают официальную позицию Швейцарского агентства развития и сотрудничества (SDC).
Социальное жилье в США
Прогрессивное крыло Демократической партии все чаще включает жилье в свое более широкое прогрессивное видение на национальном уровне. Например, в ноябре 2019 года представитель Миннесоты Ильхан Омар представил Закон о домах для всех, согласно которому федеральное финансирование в размере триллиона долларов будет направлено на строительство 12 миллионов постоянно доступных домов в течение 10 лет. В США не было федеральных обязательств по строительству жилья такого масштаба с момента принятия Закона о жилье 1968 года, целью которого было построить 6 миллионов доступных домов. Заявление Омара совпало с первыми за десятилетия президентскими дебатами демократов, на которых был поднят вопрос о кризисе доступного жилья. А ведущие кандидаты в президенты от Демократической партии уделяют беспрецедентное внимание доступному жилью — большинство из них выдвинули свои подробные предложения.
Этот шаг к широкой федеральной политике не происходит в вакууме. Об этом сообщает амбициозная местная организация по жилищным вопросам. Хотя строительство нового жилья занимает центральное место в этих кампаниях, такие группы, как «Народное действие», не выступают за традиционное, обусловленное рынком увеличение предложения жилья. Скорее, они призывают к крупным государственным инвестициям в социальное жилье.
Термин «социальное жилье» обычно используется для описания ряда моделей владения жильем, субсидирования и регулирования в Европе, Южной Америке и других странах мира. Эти модели часто выходят далеко за рамки того, что в США называют «доступным жильем», и продвигают постоянную доступность, демократический контроль жильцов и социальное равенство. Этот термин, впервые популяризированный в США проектом «Народная политика», набирает обороты благодаря кампании «Гарантия жилья», которая направлена на обеспечение каждого жителя США безопасным, доступным, устойчивым и доступным жильем на постоянной основе.
По мере того, как защитники жилья в штате Нью-Йорк запускают новую кампанию #NYHomesGuarantee, призывающую к долгосрочному обязательству по строительству 600 000 единиц социального жилья по всему штату, мы разбираем основные элементы социального жилья и изучаем меры, которые могут способствовать его росту.
Что такое социальное жилье?
Основываясь на наших интервью со защитниками жилья и обзоре существующих типологий, мы определяем модели социального жилья как те, которые направлены на достижение постоянной доступности, социального равенства и демократического контроля жильцов. Эти цели в той или иной степени отражены в существующих программах доступного жилья в США, включая государственное жилье, некоммерческую аренду и частные кооперативы с ограниченным капиталом на землях, находящихся в ведении общинных земельных фондов. Но не все эти существующие программы в равной степени соответствуют трем основным целям социального жилья. То, насколько «социальной» является каждая модель, зависит не столько от структуры собственности, сколько от того, насколько хорошо она защищает жилье от рыночного давления, способствует расовой и экономической интеграции и обеспечивает надежное управление жителями.
Первая ключевая цель политики в области социального жилья состоит в том, чтобы создать «жилье в общественных интересах» или переопределить жилье как общественное благо, как общественный транспорт, библиотеки или школы. Функционально это означает, что государственный и/или некоммерческий сектор берет на себя ответственность за управление жильем на неограниченный срок. Хотя обеспечение уровня доступности является центральным элементом социального жилья, оно также изолирует жилье от рыночного давления. Благодаря приверженности постоянной доступности, владельцы не сталкиваются ни с финансовым стимулом для повышения арендной платы и продажных цен, ни с финансовой необходимостью делать это, занимая деньги на ремонт. Это также снижает финансовый риск, связанный с владением недвижимостью, и возможность спекуляций недвижимостью, которые побуждают инвесторов использовать прогнозы быстрого роста арендной платы и/или базовой стоимости недвижимости для получения рискованного долга. Социологический термин, обозначающий уменьшение влияния рыночного давления на жилье, называется декоммодификацией.
Второй целью является социальное равенство за счет уменьшения сегрегации по признаку расы и дохода, а также уменьшения влияния политики, предоставляющей привилегии различным представителям общества на основе владения недвижимостью (поставление домовладельцев выше арендаторов и бездомных). Согласно платформе Homes Guarantee, «социальное жилье основано на фундаментальном принципе, согласно которому каждый — независимо от его дохода, происхождения или соответствия социальным или правовым нормам — имеет право на дом». В скандинавских странах модели социального жилья часто используют «универсальный» подход, предоставляя жилье людям с разным уровнем доходов, а не только тем, кто плохо обслуживается частным рынком. . И, как объяснила нам Тара Рагувир из проекта по выселению в Канзас-Сити/Проекта народной политики, доступность, в том числе модификации Закона об американцах-инвалидах (ADA) и комплексные вспомогательные услуги, являются ключевым компонентом обеспечения того, чтобы социальное жилье действительно было доступно для всех.
Третьей и, пожалуй, самой амбициозной целью социального жилья является демократический контроль жильцов. Реальный контроль означает, что жильцы могут и действительно участвуют в управлении зданием. Это возможно только в том случае, если жители имеют очень сильные права и ресурсы для организации, формулирования своих политических предпочтений и эффективного использования своих прав.
Отличается ли социальное жилье от доступного жилья?
Цели социального жилья — декоммодификация, социальное равенство и демократический контроль над жителями — не являются центральными для политики доступного жилья в США. Многие существующие программы действительно учитывают потребность в доступном жилье и часто включают элементы социального жилья, но далеко не идеал действительно социального жилья.
Большинство современных программ строительства доступного жилья предназначены для объединения государственных и частных усилий. Они сводят к минимуму роль государства и полагаются на крупные государственные стимулы для стимулирования частного развития. Чтобы привлечь инвесторов, программы доступного жилья обычно требуют лишь временной доступности. Это приводит к рыночному давлению во время истечения контракта. Например, в Нью-Йорке доступность дешевых кредитов и растущая стоимость недвижимости в середине 2000-х совпали с истечением сроков действия контрактов на два важных типа доступного жилья — аренду Mitchell-Lama и проектную аренду по Разделу 8. Многие владельцы, особенно в облагораживающих районах, предпочли отказаться от программ субсидирования, часто продавая свои здания с огромной прибылью. Результатом стала 31-процентная потеря субсидируемых арендных квартир между 19 и90 и 2008.
Тот же импульс к государственно-частному партнерству искажает ориентацию доходов на сегодняшнее доступное жилье. Жилищный план мэра де Блазио неоднократно подвергался критике за то, что он не смог обеспечить доступность, необходимую для обслуживания людей с крайне низким доходом и бездомных. Основным препятствием на пути к высокой доступности является отсутствие текущих операционных субсидий, которые необходимы для обеспечения жильем самых бедных домохозяйств и предотвращения убыточной эксплуатации доступного жилья. Но для этого требуется постоянная приверженность правительства управлению жильем, а не только первоначальная капитальная субсидия, подобная тем, которые предоставляются в рамках федеральной программы налоговых льгот на жилье для малоимущих (LIHTC), основного инструмента, используемого в жилищном плане де Блазио.
Еще одной заметной чертой сегодняшней жилищной политики является раздробленность, когда существует множество различных программ, ориентированных на разные слои населения. Различия в статусе между программами увеличивают социальное неравенство. Домовладение, которое щедро субсидируется за счет вычета процентов по ипотеке из подоходного налога, дает жителям высокий статус. Более явно (и скромно) стигматизируются субсидируемые типы жилья, такие как государственное жилье и проектное жилье Раздела 8.
Зависящие от рынка субсидии, такие как LIHTC и ваучеры по Разделу 8, также имеют тенденцию воспроизводить, если не усиливать, расовые барьеры, существующие на рынке частной недвижимости, которые сложным образом связывают стоимость земли с расой. Это видно в пагубном воздействии кризиса субстандартного ипотечного кредитования на чернокожих и латиноамериканцев, а также в продолжающемся систематическом использовании управления и других расистских методов в сфере недвижимости.
Некоторые современные программы доступного жилья действительно способствуют определенной степени социальной интеграции посредством развития «смешанного дохода». Эти программы вызвали критику, потому что они часто работают за счет добавления людей с более высоким доходом в места с низким доходом, а не наоборот, и, таким образом, угрожают перемещением людей, а также потому, что они не обязательно предоставляют одинаковый статус всем жителям. Споры о «плохих дверях» в Нью-Йорке — один из примеров этой проблемы.
В рамках программ доступного жилья, как правило, строятся традиционные сдаваемые в аренду здания без строгой приверженности демократическому контролю за жильем. В то время как жители государственного и субсидируемого жилья часто имеют четко определенные права и доступ к технической поддержке, описанная выше стигматизация и систематическое недофинансирование ограничивают их возможности осуществлять реальный контроль над своим жильем. Наилучший пример контроля жителей в доступном жилье можно найти в кооперативах с ограниченным капиталом, таких как кооперативы Митчелла-Ламы в Нью-Йорке, где жители избирают советы директоров, которые нанимают управляющие компании, управляющие их недвижимостью.
Какая федеральная, государственная и местная политика может поддерживать социальное жилье?
Для создания и развития сектора социального жилья федеральное правительство, правительство штата и местные органы власти должны разработать политику, которая отдает приоритет постоянной доступности, равному отношению ко всем жильцам и включению контроля жителей. Политика должна не только поддерживать новое социальное жилье, но и сохранять и улучшать существующие объекты, которые могут подпадать под категорию социального жилья, например государственное жилье.
На федеральном уровне это может включать адекватное финансирование Национального трастового фонда жилищного строительства (инструмент обеспечения высокой доступности), поддерживаемого большинством кандидатов в президенты от Демократической партии, или прямое финансирование развития общинного земельного фонда, предложенное сенатором Сандерсом. В штате Нью-Йорк закон о праве преимущественной покупки в масштабах штата и целевое финансирование для постоянной доступности могут создать поток социального жилья, позволяя арендаторам покупать свои здания, когда они выставляются на продажу. Многие другие нововведения в местной политике также могли бы способствовать развитию социального жилья, в том числе реформа продажи налоговых залогов, более целенаправленное распоряжение государственной землей и земельным банком, а также инвестиции со стороны финансовых учреждений, ориентированных на миссию.
Долгосрочное общественное обязательство по строительству социального жилья могло бы ослабить давление на рынок недвижимости и улучшить таргетирование доходов. Некоторые недавние прогрессивные федеральные жилищные предложения движутся в этом направлении. Зеленый новый курс для государственного жилья обязуется вкладывать большие и постоянные инвестиции в существующее государственное жилье, включая инвестиции в значительное сокращение выбросов парниковых газов. Закон о домах для всех реклассифицирует капитал федерального государственного жилья и операционные фонды как расходы на получение прав, такие как социальное обеспечение и медицинская помощь, а не как дискреционные расходы, которые уязвимы для сокращений в каждом бюджетном цикле. Несколько кандидатов в президенты от Демократической партии предложили расширить федеральную помощь в аренде, от предоставления ваучеров по Разделу 8 права до создания новой налоговой льготы для арендаторов, которая снизит бремя арендной платы и обеспечит доступ для крайне низких доходов и бездомных домохозяйств. В штате Нью-Йорк аналогичную роль могла бы сыграть программа, расширяющая помощь в аренде жилья.
В то время как широкие усилия по декоммерциализации могут помочь обуздать некоторые из наихудших практик в сфере недвижимости, которые связывают ценность с расой; он не будет заниматься дискриминацией и расовой изоляцией сам по себе. Политика, сводящая к минимуму фрагментацию и непосредственно направленная на устранение расовой и экономической сегрегации, будет работать в тандеме с приверженностью правительства социальному жилью. Строительство нового социального жилья должно быть привязано к строгому правилу позитивного продвижения справедливого жилья (AFFH) на рынке жилья, а также к обеспечению соблюдения других инструментов справедливого жилья. Например, кампании Homes Guarantee предлагают принять новый федеральный «закон о зонировании социального жилья», который предупредит штаты и муниципалитеты о блокировании строительства социального жилья. Кампания также предлагала связать финансирование инфраструктуры и транзита (а не только финансирование жилья) с целями строительства социального жилья.
Политика, которая поощряет самоуправление жителей, будет способствовать развитию социального жилья, включая юридически определенные права жителей и целевое финансирование образования, технической помощи и организации. Хотя потребности будут различаться в зависимости от типа жилья, жильцам может понадобиться помощь в создании ассоциации арендаторов, кооперативном управлении, финансировании и управлении жильем.
Основное обязательство в отношении социального жилья — это долгосрочная цель, которая требует переопределения роли государственного сектора в обеспечении жильем и управлении им. В то время как США сегодня политически и экономически далеки от этого переопределения, местные и национальные группы организуются и объединяются вокруг преобразующего видения жилья. Быстрое распространение Medicare для всех, списание студенческих долгов и «Новый зеленый курс» в дебатах по вопросам местной и национальной политики иллюстрируют потенциал смелых предложений для жилищного сектора.
Далее: Насколько социально это жилье? Ознакомьтесь с нашим анализом того, как существующие программы доступного жилья соответствуют целям социального жилья.
Авторы благодарят Райана Акаффа, Селесту Хорнбах, Карен Нарефски, Тару Рагувир и Сиа Уивер за то, что они поговорили с нами для этой статьи.
Рассматриваемые вопросы
Доступное жилье
Что такое социальное жилье — Shelter England
Арендная плата в социальных домах привязана к местному доходу и обеспечивает действительно доступное и надежное жилье для людей по всей стране
Кто его предоставляет
Социальное жилье предоставляется жилищными ассоциациями , пусть и управляют арендным жильем) или местный совет.
Как социальный арендатор вы арендуете свой дом у жилищной ассоциации или совета, которые действуют как арендодатель.
Его значение
Социальное жилье направлено на:
Для арендаторов социального жилья это означает более широкие права, больший контроль над своим жильем и возможность пустить корни .
Лорен и ее дочь недавно получили социальный дом после многих лет ожидания.
«В прошлом году в это время я и представить себе не мог, что буду свободен от льгот, но теперь это вполне достижимо, и это прекрасно».
‘Теперь я нахожусь в социальном доме, гораздо меньше беспокоюсь о деньгах. Я знаю, что могу позволить себе арендную плату, и мне тяжело осознавать, что она не может увеличиваться из месяца в месяц».
‘Наше бунгало скромное, но оно принесло столько радости и свободы мне и моей дочери. У каждого должен быть дом, в котором он чувствует себя в безопасности».
Быть доступным
Социальные дома — это единственный тип жилья , арендная плата которого привязана к местному доходу , что делает эти дома самыми доступными в большинстве районов страны.
Арендная плата в социальных домах значительно ниже, чем в частных. Повышение арендной платы также ограничено правительством, а это означает, что дома должны оставаться доступными в долгосрочной перспективе, чтобы люди не лишились своих сообществ по цене из-за повышения арендной платы.
Хотя способ установления социальной ренты не идеален, он всегда должен быть доступным для местного населения, в том числе для людей с низким доходом.
Будьте рядом с теми, кто в нем нуждается
Социальное жилье должно быть доступно для всех, кто в нем нуждается. В настоящее время в законе указано, кто имеет право на получение социального жилья и имеет приоритет в очереди. Но у советов есть большая гибкость в отношении того, кто имеет право на проживание на местном уровне, и социальные домовладельцы могут отказать людям, если они того пожелают.
В настоящее время в списках ожидания социального жилья в Англии более миллиона домохозяйств. К сожалению, нынешняя хроническая нехватка социальных домов означает, что их не хватает даже для тех, кто в них остро нуждается — для тех, кто столкнулся с уличной бездомностью, и для семей.
Быть стабильным
Люди, живущие в социальном жилье, обычно имеют гарантированную аренду, что дает им большую защиту от выселения и расширенные права по сравнению с теми, кто арендует жилье в частном порядке. Они обеспечивают основу, необходимую людям для жизни, а это означает, что семьи могут пустить корни, планировать будущее и сделать свой дом домом.
В то время как недавние правительства предприняли шаги по снижению безопасности социальной аренды, мы продолжим бороться за то, чтобы все арендаторы имели необходимую им безопасность.
Контролировать качество
В среднем социальных домов с большей вероятностью соответствуют стандарту «достойного» жилья .