Строительный комплекс москвы: Строительный комплекс Москвы: есть ли кризис?

Строительный комплекс Москвы: есть ли кризис?

По словам некоторых участников и экспертов строительного рынка, в отрасли начинается кризис. Однако представители столичной власти публично заявляют, что кризиса нет и не ожидается.

Что же действительно происходит в строительном комплексе Москвы и каковы его перспективы?

Объемы строительства кризиса не предвещают

Если судить по цифрам – по динамике ввода жилой площади, в строительном комплексе как Москвы, так и всей России кризиса пока действительно не наблюдается. В целом по России в январе-апреле 2014 года прирост составил 27%.В Москве в январе-апреле 2014 года ввели 943 тыс. кв. м жилой площади, что на 22% больше, чем за тот же период годом ранее. Однако в прошлом году в столице цифры были более впечатляющие (рост на 130%), но связано это было с «разморозкой» строительства после инвентаризации новым столичным правительством проектов, начатых и запланированных при предыдущем мэре.

С другой стороны, если в Москве пока динамика объема работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», остается положительной (плюс 9,3% за первые четыре месяца 2014 года), в целом по России наблюдался спад на 3,3% (без вычета инфляции).

(Здесь и далее данные по России – Росстат, по Москве – Мосгорстат, если не указано иное).

Источник: Мосгорстат

Источник: Росстат

Основной «стройплощадкой» Москвы к настоящему времени стали присоединенные Новомосковский и Троицкий административные округа. Если в январе-апреле 2012 года их доля в общем жилищном строительстве столицы составляла 11%, то в этом году уже 64%. Это объясняется наличием свободных площадей, возможностью для реализации крупных девелоперских проектов, меньшей по сравнению со старой Москвой стоимостью земли.

При этом всего 14,3% от всей введенной жилой площади в Москве составляет малоэтажное строительство (в России – 50%). Это говорит о высоком потенциале сегмента малоэтажных домов. Учитывая повышенные стандарты жизни в столице и большие необустроенные пространства Новой Москвы, можно предположить, что в будущем именно этот сегмент будет развиваться опережающими темпами. Это развитие пока сдерживает недостаток проектов среднего уровня. Большая часть рынка малоэтажного жилья в Московском регионе – это или дорогое коттеджное жилье, или жилье эконом-класса (условно, дешевые многоуровневые таунхаусы), которое не является выгодной альтернативой квартире в столице или в ближнем Подмосковье.

Источник: Мосгорстат

Впрочем, не вся жилая недвижимость, которая приобретается на присоединенных территориях, рассматривается как место для постоянного или временного проживания. Сейчас порядка трети сделок по покупке жилья в Новой Москве совершается с инвестиционной целью. Люди рассчитывают, что именно в направлении Новой Москвы будет развиваться транспортная инфраструктура, что в этих районах будут формироваться субцентры, из которых не надо будет каждый день выезжать в старый центр. Однако, как показывает практика последних лет, ожидания не оправдываются. По сравнению со скачком цен на недвижимость, произошедшим вскоре после присоединения территорий, в дальнейшем цена квадратного метра в долларах снижалась. На присоединенных территориях строительство жилой и коммерческой недвижимости стремительно опережало создание дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры. В итоге проживание и ведение бизнеса на территориях, где дорог и социальных объектов недостаточно, оказалось малопривлекательным.

Таким образом, строительный комплекс Новой Москвы сейчас движется в сторону более комплексного освоения территории, когда недвижимость и инфраструктура возводятся синхронно, в том числе и на средства самих девелоперов. Для этого сейчас создается законодательная база и отрабатываются прозрачные механизмы. В частности, введена плата за право реализации проекта, которая зависит, в том числе от социальной и транспортной нагрузки. Правда, эти правила действую пока для обыкновенных инвесторов «с улицы», и сейчас это скорее действия по улучшению формальных показателей инвестиционной привлекательности, чем решение проблемы. Крупнейшие девелоперы продолжают решать все вопросы относительно обременений в строительстве в частном порядке, то есть на практике городские власти пока используют старую схему ручного управления проектами. Нам представляется, что это скорее неизбежный признак переходного периода.

В свете всего вышесказанного, стоит отметить, что ожидаемое снижение спроса, о котором мы скажем ниже, ударит, прежде всего, по элитному сегменту, а также по дешевому и некачественному жилью, построенному без должного учета обеспеченности транспортной, социальной, торговой и деловой инфраструктурой.

Снижение спроса – дело времени

Несмотря на то, что объемы ввода жилья пока продолжают расти, не стоит забывать, что строительная отрасль работает на конечного потребителя, т.е. население, а доходы граждан России снижаются. По итогам января-апреля 2014 года реальные располагаемые доходы россиян сократились на 1,2%, что довольно существенно, так как еще в прошлом году был рост на 6,3%. По Москве падение еще больше – в первом квартале 2014 года оно составило25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (в 2013 году – рост на 12%).

Впрочем, это официальная статистика Мосгорстата, которая не учитывает теневые доходы и накопления. Недвижимость в России многими считается самым надежным видом вложения средств, поэтому в кризисной ситуации и в период зачистки банковского сектора Центральным банком население предпочитает перекладывать свои сбережения в этот актив. Но резерв таких накоплений – лишь краткосрочный фактор поддержки рынка жилья. Тем более что задолженность москвичей (превышение расходов над доходами) в январе-апреле 2014 года составила 27%, что в два раза больше, чем за аналогичный период 2013 года. В общем, можно сделать вывод, что строительный сектор в будущем, вероятно уже к началу следующего года, столкнется с сокращением спроса.

Также вряд ли стоит рассчитывать на ипотеку как на драйвер жилищного строительства. Население уже сейчас не справляется с кредитными обязательствами, поэтому растет уровень просроченной задолженности: в мае доля просроченных розничных кредитов выросла до 14,43% (Объединенное кредитное бюро ).

Если говорить не о жилье, а о коммерческой недвижимости, то ситуация выглядит не совсем однозначно. По прогнозам JLL, в 2014 году московский рынок коммерческой недвижимости пополнится 650 тыс. кв. м торговых площадей, что станет абсолютным рекордом для столицы. На наш взгляд, это следствие реализации оптимистичных докризисных планов, поэтому, вероятнее всего, произойдет некоторое увеличение доли пустующих площадей (так, например, по прогнозам KnightFrank– с 2,6% до 7%) и снижение арендных ставок. Очевидно, в такой ситуации строители будут с большей осторожностью запускать новые проекты в коммерческой недвижимости, и в будущем году рекордов ожидать не стоит.

С другой стороны, ни розничная, ни оптовая торговля пока не показывают отрицательной динамики, поэтому есть надежда, что введенные в этом году площади найдут арендаторов. Последнее, впрочем, не касается сегмента офисной недвижимости, спрос на которую более эластичен. Другими словами, ожидающиеся к вводу в этом году крупные офисные центры попадут на «рынок арендатора» и могут столкнуться с отсутствием спроса.

Проблемы банков – проблемы строителей. Проблемы строителей – не проблемы банков

Помимо потребительского фактора, напряженность в строительном комплексе создают и проблемы в банковском секторе. Рост ключевой ставки привел к удорожанию кредитных ресурсов для строителей. Сейчас в Сбербанке можно рассчитывать на 12,5-13,5%, тогда как в банках поменьше – на 14-15%. Впрочем, конечно, все зависит от давности отношений и уровня взаимопонимания кредитора и заемщика.

Рост задолженности россиян по кредитам вынуждает банки увеличивать резервы под будущие потери, что в конечном итоге снижает прибыль кредитных организаций. За первые пять месяцев 2014 года этот показатель сократился на 13,7%. Это, естественно, приводит к более глубокому анализу финансово-хозяйственного состояния заемщиков, жесткому отбору проектов, отказу от гибких кредитных программ и преференций. При этом темпы кредитования пока положительны, но замедляются.

Для некоторых строителей выросла и стоимость банковской гарантии по госконтрактам. Если раньше она обходилась в среднем в 1%, то сейчас уже 1,7-1,8%. Впрочем, это связано с проблемами в самом строительном комплексе. Последние годы многие компании взяли на себя повышенные обязательства по строительству масштабных объектов, в том числе олимпийских. В итоге непроработанные проекты привели к дополнительным расходам, которые строители брали на себя. Под эти расходы брались кредиты в банках с расчетом, что государство потом возместит эти затраты. Но повезло не всем.

Ряд компаний строительного комплекса сейчас проходят процедуры ликвидации и банкротства, чтобы избавиться от долгов. Всем известные примеры — НПО «Мостовик», «Корпорация «Инжтрансстрой», НПО «Космос», «Мосинжстрой». В результате, в банковском секторе складывается мнение, что строительный комплекс – проблемная отрасль, и строители неплатежеспособны. Все это усложняет процесс получения заемного финансирования.

Косвенно о проблемах стройкомплекса Москвы может также свидетельствовать тот факт, что в январе-апреле 2014 года объем инвестиций в основной капитал крупных организаций этой отрасли хоть и значительно вырос по сравнению с 2013 годом, но остался на уровне двухлетней давности. Прошлогодний провал инвестиций связан с кризисом на Кипре, от которого пострадали многие строительные компании. Действия российских властей по борьбе с офшорами также сказываются на отрасли. Перестроение схем владения и финансирования бизнеса требует определенного времени и затрат, поэтому компаниям приходится пересматривать инвестиционные планы.

Источник: Росстат

Строительный комплекс Москвы – центральная отрасль экономики столицы и флагман всего строительного комплекса России. Поэтому происходящие в нем процессы имеют большое значение как для столицы, так и всей страны. На строительный комплекс завязано порядка 30 отраслей народного хозяйства (в первую очередь производство стройматериалов, металла, оборудования, спецтехники, мебели), поэтому если в нем наблюдаются кризисные явления, можно ожидать того же и для экономики.

Судя по темпам ввода жилой и коммерческой недвижимости, сложная экономическая и геополитическая обстановка пока не отразилась на строительном комплексе Москвы. С другой стороны, это, скорее всего, реализация докризисных инвестиционных программ, поэтому в будущем году стоит ожидать снижения темпов строительства. В пользу этого говорит и снижение доходов населения. В течение какого-то времени недвижимость будет пользоваться повышенным спросом, так как для россиян она является защитным активом на случай экономической нестабильности и проблем в банковском секторе. Но, полагаем, что к концу 2014 года этот фактор поддержки спроса иссякнет.

Проблемы со спросом на недвижимость будут дополняться проблемами с финансовым состоянием строительных компаний. Уже сейчас многие из них испытывают проблемы, не справляясь со взятыми на себя подрядными и кредитным обязательствами. В будущем, когда некоторые построенные объекты столкнутся со слабым спросом, проблемы строителей могут усилиться.

Выход очевиден – становиться более конкурентоспособным. Кризис – для всех, но для собственного развития этот период смогут использовать только те, кто учится взаимодействовать с банками, чтобы получить выгодные условия по кредитам, кто качественно прорабатывает финансовую и маркетинговую составляющую своих проектов, кто умеет минимизировать риски и издержки.

Собянин: стройкомплекс Москвы адаптируется к нынешним непростым условиям

https://realty.ria.ru/20220317/sobyanin-1778593139.html

Собянин: стройкомплекс Москвы адаптируется к нынешним непростым условиям

Собянин: стройкомплекс Москвы адаптируется к нынешним непростым условиям — Недвижимость РИА Новости, 17. 03.2022

Собянин: стройкомплекс Москвы адаптируется к нынешним непростым условиям

Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в ближайшее время будут приняты решения, которые позволят улучшить финансовое положение застройщиков, он выразил… Недвижимость РИА Новости, 17.03.2022

2022-03-17T09:29

2022-03-17T09:29

2022-03-17T09:36

жилье

москва

россия

москомэкспертиза

стройкомплекс москвы

строительство

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0b/13/1585396921_0:260:3072:1988_1920x0_80_0_0_d3150b8b17eaebb9cd1379cbe53787c9.jpg

МОСКВА, 17 мар — РИА Новости. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в ближайшее время будут приняты решения, которые позволят улучшить финансовое положение застройщиков, он выразил уверенность, что строительный комплекс Москвы сможет адаптироваться к нынешним непростым условиям.По его словам, к сегодняшнему дню строительный комплекс подошел в неплохой форме. В Москве практически нет долгостроя, решено большинство вопросов с дольщиками проблемных жилых домов.»Вместе с правительством Российской Федерации мы сейчас разрабатываем комплекс мер по поддержке жилищного строительства, ипотеки и всей строительной отрасли Москвы. В ближайшее время примем решения, которые позволят улучшить финансовое положение застройщиков», — отметил мэр.Собянин уточнил, что, в частности, текущие объемы адресной инвестиционной программы будут полностью сохранены, а максимальный размер авансовых платежей по городскому заказу будет увеличен до 70%, на один год сохранятся текущие ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей строительства, в случае строительства новых промышленных предприятий арендная плата за земельные участки будет снижена до 1 рубля в год. Кроме того, ставка по рассрочкам по внесению земельных платежей будет снижена до уровня 9,5%, власти будут решать вопросы со снижением стоимости банковских гарантий, которая сегодня стала непосильной для инвесторов. Мэр сообщил, что если застройщик добросовестно исполняет свои обязательства, то за незначительные нарушения сроков строительства с него не будет взиматься штраф. Чтобы упростить поиск новых поставщиков, Москомэкспертиза будет максимально оперативно согласовывать изменения проектной документации, связанные с применением альтернативных материалов и технических решений. Кроме того, идёт работа над расширением программы льготной ипотеки и новой программой субсидирования процентных ставок по кредитам строительных компаний. -0-

https://realty.ria.ru/20220316/sobyanin-1778507346.html

https://realty.ria.ru/20220316/sobyanin-1778506553.html

москва

россия

Недвижимость РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2022

Александр Колчин

Александр Колчин

Новости

ru-RU

https://realty.ria.ru/docs/about/copyright. html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Недвижимость РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/0b/13/1585396921_341:0:3072:2048_1920x0_80_0_0_3f5d306b7abac5e28d81a63abdb07e24.jpg

1920

1920

true

Недвижимость РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Александр Колчин

жилье, москва, россия, москомэкспертиза, стройкомплекс москвы, строительство

Жилье, Москва, Россия, Москомэкспертиза, Стройкомплекс Москвы, Строительство

МОСКВА, 17 мар — РИА Новости. Мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что в ближайшее время будут приняты решения, которые позволят улучшить финансовое положение застройщиков, он выразил уверенность, что строительный комплекс Москвы сможет адаптироваться к нынешним непростым условиям.

«Я уверен, что строительный комплекс Москвы сможет адаптироваться к нынешним непростым условиям. Будем смотреть, как развивается ситуация, и, если потребуется, примем дополнительные меры по поддержке строителей – важнейшей отрасли, от которой зависит будущее Москвы», — написал Собянин в личном блоге в четверг.

По его словам, к сегодняшнему дню строительный комплекс подошел в неплохой форме. В Москве практически нет долгостроя, решено большинство вопросов с дольщиками проблемных жилых домов.

16 марта, 17:47

Собянин: все программы по Москве будут реализовываться

«Вместе с правительством Российской Федерации мы сейчас разрабатываем комплекс мер по поддержке жилищного строительства, ипотеки и всей строительной отрасли Москвы. В ближайшее время примем решения, которые позволят улучшить финансовое положение застройщиков», — отметил мэр.

Собянин уточнил, что, в частности, текущие объемы адресной инвестиционной программы будут полностью сохранены, а максимальный размер авансовых платежей по городскому заказу будет увеличен до 70%, на один год сохранятся текущие ставки арендной платы за земельные участки, предоставленные для целей строительства, в случае строительства новых промышленных предприятий арендная плата за земельные участки будет снижена до 1 рубля в год. Кроме того, ставка по рассрочкам по внесению земельных платежей будет снижена до уровня 9,5%, власти будут решать вопросы со снижением стоимости банковских гарантий, которая сегодня стала непосильной для инвесторов.

Мэр сообщил, что если застройщик добросовестно исполняет свои обязательства, то за незначительные нарушения сроков строительства с него не будет взиматься штраф. Чтобы упростить поиск новых поставщиков, Москомэкспертиза будет максимально оперативно согласовывать изменения проектной документации, связанные с применением альтернативных материалов и технических решений. Кроме того, идёт работа над расширением программы льготной ипотеки и новой программой субсидирования процентных ставок по кредитам строительных компаний. -0-

16 марта, 17:44

Собянин: важно, чтобы люди могли вкладывать в недвижимость

Неоклассическое искусство | искусство | Британника

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Неоклассическое искусство , также называемое Неоклассицизм и Классицизм , широко распространенное и влиятельное движение в живописи и других изобразительных искусствах, зародившееся в 1760-х годах, достигшее своего расцвета в 1780-х и 90-х годах и продолжавшееся до 1840-х годов. и 50-х годов. В живописи это обычно принимало форму акцента на строгом линейном дизайне в изображении классических тем и предметов с использованием археологически правильной обстановки и одежды. Неоклассицизм в искусстве — эстетическое отношение, основанное на искусстве Греции и Рима в древности, призывающее к гармонии, ясности, сдержанности, универсальности и идеализму. В контексте традиции классицизм относится либо к искусству, созданному в древности, либо к более позднему искусству, вдохновленному античностью, в то время как неоклассицизм всегда относится к искусству, созданному позже, но вдохновленному древностью. Художники-классицисты склонны отдавать предпочтение несколько более конкретным качествам, включающим линию цвету, прямые линии кривым, фронтальность и закрытые композиции диагональным композициям вглубь пространства, общее частному.

Неоклассицизм возник отчасти как реакция на чувственный и фривольно-декоративный стиль рококо, господствовавший в европейском искусстве с 1720-х годов. Но еще более глубоким стимулом был новый, более научный интерес к классической древности, возникший в XVIII веке. Большой импульс неоклассицизму придали новые археологические открытия, в частности исследование и раскопки погребенных римских городов Геркуланум и Помпеи (раскопки которых начались в 1738 и 1748 соответственно). А начиная со второго десятилетия XVIII века ряд влиятельных публикаций Бернара де Монфокона, Джованни Баттисты Пиранези, графа де Кайлюса и антиквара Роберта Вуда содержали гравированные изображения римских памятников и других древностей, что еще больше усилило интерес к Классическое прошлое. Новое понимание, извлеченное из этих открытий и публикаций, в свою очередь, позволило европейским ученым впервые различить отдельные и отчетливые хронологические периоды в греко-римском искусстве, и это новое понимание множества древних стилей заменило прежнее безоговорочное почитание римского искусства. и поощрял зарождающийся интерес к чисто греческим древностям. Особое влияние в этом отношении оказали труды немецкого ученого Иоганна Иоахима Винкельмана и его изощренные теории. Винкельман видел в греческой скульптуре «благородную простоту и тихое величие» и призывал художников подражать греческому искусству. Он утверждал, что при этом такие художники получат идеализированные изображения природных форм, лишенные всех преходящих и индивидуалистических аспектов, и их образы, таким образом, приобретут универсальное и архетипическое значение.

Подробнее по этой теме

Западная живопись: неоклассицизм

Неоклассицизм был широко распространенным и влиятельным движением в живописи и других изобразительных искусствах, которое началось в 1760-х годах, достигло своего расцвета…

Неоклассицизм, проявленный в живописи, первоначально стилистически не отличался от французского рококо и других предшествующих ему стилей. Отчасти это было связано с тем, что в то время как архитектура и скульптура могли быть смоделированы на основе прототипов в этих средствах массовой информации, которые действительно сохранились с классической древности, те немногие сохранившиеся классические картины были второстепенными или просто орнаментальными произведениями — до тех пор, пока не были сделаны открытия. сделанные в Геркулануме и Помпеях. Самыми ранними художниками-неоклассиками были Джозеф-Мари Вьен, Антон Рафаэль Менгс, Помпео Батони, Анжелика Кауфманн и Гэвин Гамильтон. Эти художники были активны в 1750-х, 60-х и 70-х годах. Каждый из этих художников, хотя они могли использовать позы и фигуры из древних скульптур и росписей на вазах, находился под сильным влиянием предшествующих стилистических тенденций. Важная ранняя неоклассическая работа, такая как «9» Менгса.0023 Парнас (1761 г.) во многом обязан своим вдохновением классицизму 17-го века и Рафаэлю как позами фигур, так и общей композицией. Композиции многих ранних картин художника-неоклассика Бенджамина Уэста основаны на произведениях Николя Пуссена, а сентиментальные персонажи Кауфмана, одетые в антикварные одежды, в основном напоминают рококо в их смягченной декоративной красоте. Тесная связь Менгса с Винкельманом привела к тому, что на него повлияла идеальная красота, которую последний так горячо излагал, но церковные и дворцовые потолки, украшенные Менгсом, больше обязаны существующим традициям итальянского барокко, чем чему-либо греческому или римскому.

Более строгий неоклассический стиль живописи возник во Франции в 1780-х годах под руководством Жака-Луи Давида. Он и его современник Жан-Франсуа-Пьер Пейрон больше интересовались повествовательной живописью, чем идеальной грацией, которая очаровывала Менгса. Незадолго до и во время Французской революции эти и другие художники заимствовали волнующие моральные темы из римской истории и прославляли ценности простоты, аскетизма, героизма и стоической добродетели, которые традиционно ассоциировались с Римской республикой, тем самым проводя параллели между тем временем и Современная борьба за свободу во Франции. Исторические картины Давида Клятва Горация (1784 г.) и Ликторы, приносящие Бруту тела его сыновей (1789 г.), демонстрируют серьезность и приличия, заимствованные из классической трагедии, определенную риторичность жеста и образцы драпировки под влиянием античной скульптуры. В какой-то степени эти элементы были предвосхищены британскими и американскими художниками, такими как Гамильтон и Уэст, но в работах Дэвида драматическое противостояние фигур более резко и четко в одной плоскости, обстановка более монументальна, а диагональные композиционные движения , большие группы фигур и бурные драпировки барокко были почти полностью отвергнуты. Этот стиль был безжалостно строгим и бескомпромиссным, и неудивительно, что он стал ассоциироваться с Французской революцией (в которой Давид активно участвовал).

Неоклассицизм, который обычно проявлялся в европейской живописи к 1790-м годам, подчеркивал качества контура и линейного дизайна над качествами цвета, атмосферы и эффектов света. Широко распространенные гравюры классической скульптуры и греческие вазовые росписи помогли определить эту предвзятость, которая хорошо видна в контурных иллюстрациях, сделанных британским скульптором Джоном Флаксманом в 1790-х годах для изданий произведений Гомера, Эсхила и Данте. Эти иллюстрации примечательны своим радикальным и мощным упрощением человеческого тела, отрицанием изобразительного пространства и минимальной сценической обстановкой. Эта строгая линейность при изображении человеческой формы была принята многими другими британскими художниками-фигуралами, в том числе уроженцами Швейцарии Генри Фюзели и Уильямом Блейком.

Художники-неоклассики придавали большое значение изображению костюмов, декораций и деталей классического предмета с максимально возможной исторической точностью. Это сработало достаточно хорошо, чтобы проиллюстрировать случай, найденный на страницах Гомера, но поднял вопрос о том, следует ли изображать современного героя или знаменитого человека в классической или современной одежде. Эта проблема так и не была решена удовлетворительным образом, за исключением, возможно, блестящих портретов Дэвида, изображающих натурщиков в модных тогда антикварных одеждах, как, например, в его Портрет мадам Рекамье (1800).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Классическая история и мифология составляли большую часть предмета неоклассических работ. Поэзия Гомера, Вергилия и Овидия, пьесы Эсхила, Софокла и Еврипида, а также история, записанная Плинием, Плутархом, Тацитом и Ливием, обеспечили большую часть классических источников, но самым важным единственным источником был Гомер. К этому общему литературному акценту добавлялся растущий интерес к средневековым источникам, таким как псевдокельтская поэзия Оссиана, а также эпизоды из средневековой истории, произведения Данте, и восхищение самим средневековым искусством в лицах Джотто, Фра Анджелико и др. Действительно, неоклассики разительно отличались от своих академических предшественников своим восхищением готикой и искусством кватроченто в целом и внесли заметный вклад в положительную переоценку такого искусства.

Наконец, следует отметить, что неоклассицизм сосуществовал на протяжении большей части своего более позднего развития с кажущейся противоположной и противоположной тенденцией романтизма. Но эти два стиля, далекие от того, чтобы быть отдельными и отдельными, сложным образом смешивались друг с другом; многие якобы неоклассические картины демонстрируют романтические тенденции, и наоборот. Эта противоречивая ситуация поразительно очевидна в работах последнего великого художника-неоклассика Жана-Огюста-Доминика Энгра, который писал чувственные романтические женские обнаженные тела, одновременно создавая строго линейные и довольно безжизненные исторические картины в утвержденном неоклассическом стиле.

Гэвин Гамильтон — шотландский художник, археолог и торговец — провел большую часть своей трудовой жизни в Риме, и его картины включают две серии больших и влиятельных полотен на гомеровские сюжеты. Уэст и уроженец Швейцарии Кауфманн были самыми постоянными экспонентами исторических экспонатов в Лондоне в 1760-х годах. Джеймс Барри и Фюсели также сыграли важную роль. Блейк, поэт и художник, в какой-то степени был неоклассиком.

Жозеф-Мари Вьен был не только художником, но и другом археолога Кайла и директором Французской академии в Риме. В это поколение также входил Жан-Батист Грез, нарисовавший несколько предметов классической истории, а также сцены из современной жизни, которыми он наиболее известен; Луи-Жан-Франсуа Лагрене Старший, как и Вьен, директор Французской академии в Риме; и Николя-Ги Брене.

Выдающимся и наиболее влиятельным из всех французских неоклассиков и одним из крупнейших художников Европы был ученик Виена Жак-Луи Давид. Ранние работы Давида в основном рококо, а его поздние работы также возвращаются к типам начала 18 века. Его известность как неоклассика основана на картинах 1780-х и 90-х годов. После получения Римской премии Французской академии в 1774 году (важной в истории французской живописи, поскольку она присуждала пребывание в Риме, где победители изучали итальянскую живопись на собственном опыте), он был в этом городе в 1775–1781 годах и вернулся туда. в 1784 году написать Клятва Горация . Среди современников и почти современников Давида был Жан-Жермен Друэ, чьи исторические картины почти не уступали собственным картинам Давида по строгости и интенсивности.

Чуть более молодое поколение художников включало Жана-Батиста Реньо, Луи-Леопольда Бойи и Луи Гофье. За ними последовала более важная группа, в которую входил Пьер-Поль Прюдон, смешавший в своих картинах мягкий классицизм с лирическим настроением и мягким светом Корреджо. Прюдону покровительствовали императрицы Жозефина и Мария-Луиза. Барон Пьер-Нарсис Герен рисовал в стиле, близком к неоклассицизму Давида, хотя и не был одним из учеников Давида.

Из учеников Дэвида трое стали известными, а один стал очень известным. Барон Франсуа-Паскаль-Симон Жерар имел высокую репутацию портретиста как при Наполеоне, так и при Людовике XVIII. Антуан-Жан Гро исполнил множество больших наполеоновских полотен и после смерти Давида стал ведущим неоклассиком во Франции. Анн-Луи Жироде получил Римскую премию, но перестал рисовать после 1812 года, когда он унаследовал состояние и обратился к писательству. Знаменитым учеником был Энгр, который был важен как неоклассик в своих предметных картинах, но не в своих портретах.

Антон Рафаэль Менгс родился в Ауссиге в Богемии (современный Усти-над-Лабем, Чехия) в 1728 году в семье местного придворного живописца. Сам он был назначен дрезденским придворным художником в 1745 году. В 1755 году он познакомился с Винкельманом и впоследствии стал видной фигурой в римских неоклассических кругах. Менгс важен и как художник, и как теоретик. Однако, помимо него, основной вклад Германии и Австрии в неоклассицизм был теоретическим, а не практическим. Среди ранних неоклассиков были Кристоф Унтербергер; Антон фон Марон, женившийся на сестре Менгса; и Фридрих Генрих Фюгер. После Унтербергера самым интересным художником был Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн, выполнявший как портреты, так и сюжетные работы. Он был директором академии искусств в Неаполе и руководил публикацией гравюр с греческих ваз в коллекции сэра Уильяма Гамильтона, британского посла в Неаполе, который был известным знатоком.

Немецкий художник Асмус Якоб Карстенс работал в Берлине и был профессором Берлинской академии. В его художественный кружок входили художники Карл Людвиг Ферноу, Эберхард Вехтер, Йозеф Антон Кох (который был самым выдающимся из этой немецкой группы) и Готлиб Шик.

Одним из первых представителей неоклассицизма и одним из выдающихся художников своего поколения в Италии был Помпео Батони. Его стиль сочетает в себе рококо с элементами неоклассицизма, а его работы включают в себя произведения на классические темы, а также портреты в современной одежде, натурщицу, позирующую со старинными статуями и урнами, а иногда и среди руин. Художник Доменико Корви находился под влиянием как Батони, так и Менгса, и был важным учителем трех ведущих неоклассиков следующего поколения: Джузеппе Кадеса, Гаспаре Ланди и Винченцо Камуччини. Эти художники работали в основном в Риме, первые два заработали репутацию портретистов, а Ланди особенно известен своими хорошими современными группами.

Рим действительно был городом, где наиболее активно работали главные итальянские художники периода неоклассицизма. Одним из таких был Феличе Джани, чьи многочисленные украшения включают наполеоновские дворцы там и в других местах в Италии (особенно в Фаэнце) и во Франции.

Известные художники за пределами Рима включают Андреа Аппиани Старшего в Милане, который стал официальным художником Наполеона и выполнил одни из лучших фресок в северной Италии. Он был также прекрасным портретистом. Одним из его учеников был Джузеппе Босси. Другим ведущим ломбардским художником был Джованни Баттиста дель Эра, чьи энкаустические картины были куплены Екатериной Великой и другими. Другие хорошие примеры неоклассических декоративных схем за пределами Рима находятся во Флоренции во дворце Питти работы флорентийца Луиджи Сабателли и Пьетро Бенвенути, родившегося в Ареццо, и в Венеции в базилике Сан-Марко работы Джузеппе Борсато, родившегося в этом городе и был художником и архитектором. Основными неоклассицистами на юге были сицилийцы Джузеппе Веласко, написавшие важные фрески во дворцах Палермо, и Джузеппе Эрранте.

Другие страны

Главным датским художником, создавшим оригинальные неоклассические работы, был Николай Абрахам Абильдгаард. Среди других датских художников был ученик Абильдгаарда и Давида Кристоффер Вильгельм Экерсберг. Дэвид был очень влиятельным в Брюсселе, где он ушел на пенсию в конце жизни. Картины его бельгийского ученика Франсуа-Жозефа Навеза, например, представляют собой чистый французский неоклассицизм. Двумя главными художниками-неоклассиками в Нидерландах были Гумберт де Супервиль и Ян Виллем Пиенеман. Главным неоклассиком в Испании был Хосе де Мадрасо-и-Агудо.

Археологические исследования классического средиземноморского мира дали знатокам 18-го века убедительное свидетельство порядка и безмятежности классического искусства и послужили подходящим фоном для эпохи Просвещения и Века Разума. Вновь открытые античные формы и темы быстро находили новое выражение.

Успешные раскопки способствовали быстрому росту коллекций античной скульптуры. Иностранные посетители Италии экспортировали бесчисленное количество мрамора во все части Европы или нанимали агентов для создания своих коллекций. Доступность античной скульптуры в музеях и частных домах, а также через гравюры и гипсовые слепки оказала далеко идущее формирующее влияние на живопись и скульптуру 18 века. Подавляющее большинство собранных древних скульптур были римскими, хотя многие из них были скопированы с греческих оригиналов и считались греческими.

В трудах Иоганна Иоахима Винкельмана греческое искусство считалось неизмеримо выше римского. Любопытно, однако, как мало положительного влияния мрамор, который лорд Элджин привез в Англию из Парфенона в Афинах, оказали на скульптуру в Западной Европе, хотя они оказали большое влияние на ученых. Идеалы неоклассической скульптуры — акцент на четкости контура, на ровном фоне, на несоперничестве с живописью в имитации воздушной или линейной перспективы в рельефе или развевающихся волосах и развевающихся драпировках в отдельно стоящих фигурах — были главным образом вдохновлены теорией и римскими неоаттическими произведениями или даже римским псевдоархаическим искусством. Последний вид искусства оказал влияние на Джона Флаксмана, которым чрезвычайно восхищались суровый стиль его гравюр и рельефной резьбы.

«Декорум» и идеализация

Академические теоретики, особенно французские и итальянские в 17 веке, утверждали, что выражение, костюм, детали и обстановка произведения должны максимально соответствовать их предмету. Неоклассики XVIII в. унаследовали эту теорию «декорума», но, отдавая предпочтение универсальному идеалу, реализовывали его в ограниченной форме, подразделяя все действие и выражение на классический покой, идеализируя лица и тела в классических героев и превращая все костюмы, если таковые имеются, в облегающую одежду, чтобы избежать ссылки на эфемерное время.

Серия памятников генералам и адмиралам Наполеоновских войн 18-го и начала 19-го веков в соборе Святого Павла и Вестминстерском аббатстве демонстрирует важную возникшую дилемму: герой или известный человек должны быть изображены в классическом или современном костюме. . Многие скульпторы по-разному изображали фигуры в униформе и полностью обнаженными. Представление о современном герое в старинном костюме принадлежит к традиции академической теории, примером которой является английский художник сэр Джошуа Рейнольдс в одной из его Королевских академий 9.0023 Беседы :

Стремление передать потомству форму современного платья должно быть признано приобретаемым непомерной ценой, даже ценой всего ценного в искусстве.

Даже живого героя можно идеализировать полностью обнаженным, как в двух колоссальных стоячих фигурах Наполеона (1808–1811 гг.) работы итальянского скульптора Антонио Кановы. Одна из самых известных неоклассических скульптур — « Паолина Боргезе Бонапарт» Кановы в образе Венеры-победительницы 9.0024 (1805–08). Она изображена обнаженной, слегка задрапированной и чувственно полулежащей на кушетке — и очаровательный современный портрет, и идеализированная античная Венера.

Отношение к барокко и рококо

Классические академические теории эпохи Возрождения, особенно в 17 веке, отдавали предпочтение античности и тем художникам, которые следовали этой традиции. Среди высоко оцененных художников были Рафаэль, Микеланджело, Джулио Романо и Аннибале Карраччи. Чуть более позднее поколение писателей добавило к списку имя французского художника Николя Пуссена. Утверждалось, что следует избегать изобилия и «ярости» барокко, потому что они ведут к «варварским» и «злым» произведениям. Продолжая эту традицию, Винкельманн, например, утверждал, что итальянский скульптор и архитектор эпохи барокко Джан Лоренцо Бернини был «введен в заблуждение», следуя природе.

Такая враждебность к произведениям барокко, однако, не сразу искоренила их влияние на художников 18-го века, как это можно увидеть в ранней работе Кановы, Дедал и Икар (1779), выполненной до того, как он был в Риме. В гробнице Кановы папы Климента XIV (1784–1787; базилика Санти XII Апостоли, Рим) папа, сидящий на троне над саркофагом, изображен в драматически реалистическом стиле с поднятой рукой в ​​сильном жесте, напоминающем папские гробницы 17 век.

Хотя неоклассические художники и писатели выражали презрение к тому, что они считали легкомысленным аспектом рококо, существует сильное влияние французского рококо на ранний стиль некоторых неоклассических скульпторов. Этьен-Морис Фальконе, Флаксман и Канова начали вырезать и моделировать тенденции рококо, которые затем постепенно трансформировались в более классические элементы.

Враждебно настроенные критики неоклассической скульптуры склонны сравнивать такие работы с «долиной сухих костей». Некоторые художники и теоретики неправильно поняли призыв Винкельмана и его школы подражать древнему искусству. Винкельман имел в виду — как и теоретики 17-го века до него, а также такие писатели, как Шефтсбери и Джонатан Ричардсон, которые оказали на него значительное влияние, — подражание как средство открытия идеальной красоты и передачи духа оригинала. Он не выступал за рабское копирование античности или устранение убедительного красноречия действия и интенсивного выражения. К сожалению, были сделаны бездуховные копии, что привело к отнесению идеалистических произведений к разряду «фригидных». В скульптуре некоторые из важных заказов, к сожалению, привели к этой безжизненной концепции неоклассицизма. Среди примеров — большие мраморные скульптуры Христа и апостолов (1821–1842 гг.) И бронзовая статуя Святого Иоанна Крестителя (1822 г.) работы датского скульптора Бертеля Торвальдсена в церкви Богоматери в Копенгагене. Мрамор Торвальдсена, в отличие от мрамора Кановы, столь же нейтрален, как и гипсовые модели; действительно, поверхность скульптуры намеренно оставлена ​​нейтральной.

Жесты и эмоции в неоклассических произведениях обычно сдержаны, чтобы отдать приоритет спокойному величию, духовному благородству и красоте. В вакхических сценах веселье сдерживается и никогда не перерастает в буйство. В трагической сцене Андромаха не проливает слез, оплакивая смерть Гектора. Когда Флаксман действительно пытался терроризировать, как в мраморе «Ярость Афаманта» (1790–1794), насилие кажется натянутым и неубедительным. Действительно, в неоклассической скульптуре почти нет убедительных образов гнева. Концепция античного спокойствия пронизывала европейское искусство. Канова со своими Геркулес и Лихас (1796 г. ) создали большой шарик с преувеличенным выражением, выходящим за рамки его нормального диапазона и, в некоторой степени, за пределы его способностей. Как и Флаксман, он был гораздо более успешным, вырезая образы с тонким выражением, что даже сторонники романтической страсти приветствовали как цель скульптуры, искусства, для которого они выступали за выразительную тонкость, пробуждающую воображение. Они утверждали, что чувствительный зритель найдет сильное выражение и сильную активность в монументальной отдельно стоящей скульптуре нелогичной (т. Е. Мрамор не должен корчиться или летать) и раздражающе театральной.

Среди выдающихся скульпторов раннего британского неоклассицизма были Джон Уилтон, Джозеф Ноллекенс, Джон Бэкон Старший, Джон Дир и Кристофер Хьюетсон — последние двое работали в основном в Риме. Ведущим художником молодого поколения был Джон Флаксман, профессор скульптуры Королевской академии и один из немногих британских художников того периода с международной репутацией. Последнее поколение неоклассиков включало скульпторов сэра Ричарда Уэстмакотта, Джона Бэкона Младшего, сэра Фрэнсиса Чантри, Эдварда Ходжеса Бейли, Джона Гибсона и Уильяма Бенеса.

В то время как в неоклассицизме во Франции доминировали живопись и архитектура, движение нашло ряд заметных представителей в скульптуре. Среди них были Клод Мишель по прозвищу Клодион, создатель многих маленьких ярко-выразительных классических фигур, особенно нимф; Огюстен Пажу; и Пьер Жюльен. Ученик Пигаля Жан-Антуан Гудон был самым известным французским скульптором 18-го века, создавшим множество классических фигур и современных портретов в манере старинных бюстов. Среди других современных скульпторов были Луи-Симон Буазо и Этьен-Морис Фальконе, который был директором скульптуры на фабрике в Севре. Немного более молодое поколение включало скульпторов Жозефа Чинара, Жозефа-Шарля Марина, Антуана-Дени Шоде и барона Франсуа-Жозефа Бозио. Ранняя скульптура известного современника Энгра Франсуа Руда была неоклассической.

Центральная Европа

Важным среди центральноевропейских скульпторов раннего периода был Иоганн Генрих фон Даннекер. Последующие неоклассики включали Готфрида Шадова, который также был художником, но более известен как скульптор; его ученик, скульптор Кристиан Фридрих Тик; художник и скульптор Мартин фон Вагнер; и скульптор Кристиан Даниэль Раух.

Самым выдающимся итальянским неоклассиком был Антонио Канова, ведущий скульптор — и, безусловно, самый известный художник любого рода — в Европе к концу 18-го века. Положение Кановы в последующие 20 лет можно сравнить только с положением Бернини в 17 веке. Однако различия между их карьерами имеют большое значение. Только в начале своей карьеры Бернини вырезал галерейную скульптуру для княжеских коллекционеров, но большинство работ Кановы относится к этой категории. Оба художника проживали в Риме большую часть своей жизни, но, в то время как Бернини находился под контролем пап и ему лишь изредка разрешалось работать на иностранных властелинов, главными покровителями Кановы были иностранцы, и он поставлял скульптуру во все дворы Европы. Прекрасный скульптор разных стилей, в том числе строгих, сентиментальных и ужасающих, Канова создал обширный массив работ, который включает в себя классические группы и фризы, гробницы и портреты, многие в старинных одеждах. Его ученик и соавтор Антонио д’Эсте — один из самых интересных итальянских скульпторов-неоклассиков. Среди других скульпторов-неоклассиков в Риме был Джузеппе Анджелини, наиболее известный своей могилой гравера и архитектора Джованни Баттиста Пиранези в церкви Санта-Мария-дель-Приорато в Риме.

В Милане Камилло Пачетти руководил скульптурным оформлением Арко делла Паче. Работы Гаэтано Монти, родившегося в Равенне, можно увидеть во многих северных итальянских церквях. Тосканский скульптор Лоренцо Бартолини выполнил несколько важных наполеоновских заказов. Мрамор Charity — один из самых известных образцов его позднего неоклассицизма. Однако следует отметить, что он не считал себя художником-неоклассиком и бросил вызов идеализму, который поддерживал Канова и его последователи.

Дания и Швеция

Швед Йохан Тобиас Сергель, придворный скульптор шведского короля Густава III, и датчанин Бертель Торвальдсен, проживший большую часть жизни в Риме, были одними из самых известных неоклассических скульпторов в Европе. Торвальдсен был главным соперником Кановы и в конце концов заменил его в пользу критиков. Его работы были более суровыми, иногда даже архаичными по характеру, а его религиозная скульптура, в первую очередь его великая фигура Христа в церкви Богоматери в Копенгагене, демонстрирует нарочито пугающий возвышенный стиль, который все еще ждет сочувственной переоценки. Среди его наиболее известных учеников был шведский скульптор Йохан Быстром.

Россия

Оба ведущих русских неоклассика были скульпторами. Иван Петрович Мартос учился у Менгса, Торвальдсена и Батони в Риме и стал директором Петербургской академии. Лучшие его работы — гробницы. Михаил Козловский участвовал в оформлении тронного зала в Павловске.

Помимо художника Бенджамина Уэста, который почти полностью работал в Лондоне, ведущими неоклассиками среди американских художников были скульпторы. Уильям Раш создал стоячие классические фигуры, в том числе те, которые раньше украшали гидротехнические сооружения в Филадельфии. В середине 19-гоВ 19-м веке известность получили четыре скульптора: Горацио Гриноу, выполнивший несколько правительственных заказов в Вашингтоне, округ Колумбия; Хирам Пауэрс, особенно известный своими портретными бюстами; Томас Кроуфорд, занимавшийся монументальной скульптурой; и Уильям Ветмор Стори, который жил и работал в Риме, где он был связан с несколькими другими видными американцами 19-го века. В 19 в. в Риме также возник кружок американских женщин-скульпторов, работающих в стиле неоклассицизма (Харриет Хосмер, Энн Уитни, Эдмония Льюис).

Дэвид Ирвин Редакция Британской энциклопедии

Национальный космический центр в Москве, Россия|Небоскребы

Название проекта:

Национальный космический центр

Архитектурная фирма:

UNK

Высота:

Москва,

9000 :

288 метров

Фотография:

Визуализация:

UNK

Используемые инструменты:

Главный архитектор:

Команда дизайнеров:

Соавторы0003

Дизайн интерьера:

Год дизайна:

2019

Год завершения:

Стоимость:

250 000 м²

Область участка:

6. 9 HA

Landscape:

Структурный инженер:

. МООС:

Строительство:

ООО «Институт Мосинжпроект»

Заказчик:

РОСКОСМОС

Статус:

Строится

Типология:

Коммерческая0003

В 2019 году объявлен тендер на разработку архитектурной концепции Национального космического центра. УНК был заключен контракт. Комплекс зданий Центра расположен в Москве на площадке одного из ведущих предприятий ракетно-космической отрасли России, разрабатывающего и производящего ракеты-носители, разгонные блоки ракет к ним, а также орбитальные модули.

Национальный космический центр станет крупнейшим космическим объектом в мире, его площадь составит 250 тыс. м2 (2,690,978 кв. футов).

После завершения строительства в комплексе зданий Центра разместятся подразделения самого разного назначения: центральный аппарат и ситуационный центр Госкорпорации «Роскосмос» по космической деятельности, учебный центр, центр поддержки бизнеса, штабы организаций ракетно-космической отрасли , молодежные конструкторские бюро, центр диверсификации производства. Помимо производственных мощностей ракетно-космической отрасли, в комплексе планируется разместить филиалы ведущих технических вузов Москвы. Совместить в одном здании столько разных функций с точки зрения инженерных систем, конструктивных особенностей, логистики и безопасности объекта было непростой задачей.

При проектировании Национального космического центра UNK применил принцип модульности. Он был заимствован из ракетно-космической отрасли. Здание Центра состоит из нескольких модулей, как и российская космическая станция «Союз». Есть центральный блок, длинное здание с исследовательскими лабораториями и офисами, к нему пристыкованы различные элементы. Это позволило реализовать столь масштабное сооружение без давящего ощущения его размера.

Доминантой комплекса зданий является треугольная башня со шпилем. 47-этажная башня имеет высоту 288 м (945 футов) в высоту, включая шпиль. Устойчивый и грациозный благодаря своей форме, он станет штаб-квартирой Роскосмоса, а также разместит Центр управления полетами. Его силуэт вызывает ассоциации с вертикальным стремлением вверх и ракетным взлетом.

К башне примыкает длинное здание, состоящее из нескольких «ключевых» блоков. Через здание проходит центральная галерея, символизирующая «ленту времени» и рассказывающая историю освоения космоса. Фасады комплекса зданий будут выдержаны в едином стиле с использованием стекла и тонких алюминиевых пластин. Крыша будет выполнена в виде логотипа Роскосмоса, что сделает ее еще одним фасадом, который будет виден из многих точек Москвы.

Освещение фасадов будет играть большую роль. Основной акцент сделан на башню, так как она является архитектурным и смысловым центром комплекса.

Создание Национального космического центра должно дать импульс дальнейшему развитию космической отрасли России. На нем будет создано более 20 тысяч рабочих мест с привлечением инженеров различных отраслей ракетно-космической отрасли.

Придомовая территория будет благоустроена: созданы общественные пространства, экспозиции под открытым небом.