Правильное утепление дома — делаем теплотехнический расчёт. 1 домострой


1. «ДОМОСТРОЙ» - КНИГА О БЛАГОЧЕСТИВОЙ ЖИЗНИ. Древнерусское воспитание по "Домострою"

Похожие главы из других работ:

Влияние качества жизни на качество образования

2. Качество жизни

Качество жизни - совокупность показателей общего благосостояния людей, характеризующих уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление непосредственно не оплачиваемых благ...

Воспитание и развитие детей первого года жизни

Глава II. Организация жизни детей первого года жизни в детском учреждении

...

Воспитание крестьянских и дворянских детей

Игра в жизни ребенка

Игры развивали физическое здоровье и закаляли характер. Участвуя в них, дети тренировали силу, ловкость и скорость, а также сообразительность, смекалку и быстроту реакции...

Воспитание культуры здорового образа жизни

1.3 Составляющие здорового образа жизни

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира...

Древнерусское воспитание по "Домострою"

1.3 Значение «Домостроя» в жизни общества

Неопределенность и некая многозначность содержания «Домостроя» объясняется происхождением памятника, типичного для средневековой литературы памятника нравоучительной литературы. Нравоучительной - а это, прежде всего, значит...

Древнерусское воспитание по "Домострою"

2. «ДОМОСТРОЙ» О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Во все времена всех людей волновало, кто придет им на смену, кого они оставят на земле после себя. Поэтому-то издревле дело воспитания подрастающего поколения считалось одним из важнейших. Естественно, что "Домострой" не обошел стороной эту тему...

Игра как фактор развития познавательных процессов младших школьников

Глава II. Игра в жизни ребенка

...

Игрушки (промышленные товары)

2 Игрушка в жизни ребенка

Игрушка для ребенка -- не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи. Игрушки -- это фактически первые книжки ребенка...

Методика социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения подростков

1.2 Девиантные явления в жизни подростка

Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок...

Проект "Городское лето" (детские городские площадки)

7. Выявление коммуникативных склонностей детей (методика составлена на основе материалов пособия Р.В. Овчаровой "Справочная книга школьного психолога")

В целях проведения психодиагностического исследования межличностных отношений в детском коллективе мною была проведена методика по выявлению коммуникативных склонностей детей в начале смены...

Пути приобщения младших школьников к здоровому образу жизни и семье

1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «формирование знаний о здоровом образе жизни»

школьник здоровый жизнь Одной из важнейших задач современности - улучшение состояния здоровья нового поколения, в комплексном решении которой нельзя обойтись без общеобразовательной школы...

Совместная деятельность воспитателя и руководителя физического воспитания по формированию здорового образа жизни у старших дошкольников

1.2 Характеристика здорового образа жизни

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных...

Социально-педагогическая работа по организации досуга младших школьников

Игры в жизни детей

Дети много времени проводят в игре. Но не потому мы считаем игру ведущей деятельностью школьника, что он большую часть времени играет, -- дело, прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике ребенка...

Участие социального педагога в формировании основ здорового образа жизни у первоклассников

1.1 Анализ и сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»

В развитии понятия здоровья в литературе наметилось три основных направления. Первое из них можно охарактеризовать как вербальное, с накоплением вербальных признаков здоровья, второе - условно можно назвать «относительным», т.к...

Формирование здорового образа жизни

1.1 Понятие о здоровом образе жизни (ЗОЖ)

Здоровье - одна из высших человеческих ценностей. Изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции и гармонию внутренних процессов. Здоровье определяет полноценное участие человека во всех сферах общественной деятельности...

ped.bobrodobro.ru

автор, год создания, краткое содержание

Уникальный памятник культуры остался современникам от жителей древней Руси. Составленная в 16 веке книга была единственно правильным руководством не только для тех, кто строит дом. Её принимали за основу в вопросах создания семьи и ведения хозяйства. Что такое «Домострой», чем он был для наших предков и какого его значение для историков? Попробуем разобраться.

«Домострой» – это свод правил и советов на каждый день. Он объединил в себе духовное и мирское. Не зря эта книга стала первой «Энциклопедией домашнего хозяйства» - вот что такое «Домострой».

Кроме советов и рекомендаций, в нем были представлены правила проведения ритуальных обрядов. Свадьбы, празднества и ежедневное времяпрепровождение должны были согласовываться с этой книгой.

Некоторые иностранцы ошибочно уверены, что содержание «Домостроя» знают все без исключения жители России.

Появление «Домостроя»

В 16 веке возрастало количество рукописных книг. Они были очень ценными. Вместо пергамента с успехом начала использоваться бумага, которую доставляли в Россию из Европы. Поэтому создание «Домостроя» могло быть как в рукописном виде, так и в печатном. Некоторые исследователи сообщают о двух версиях старинной энциклопедии. Одна из них имеет очень древний слог, строгая, но правильная и мудрая. А вторая напичкана жесткими и странными порядками.

Появился «Домострой» (год создания доподлинно не известен) в первой половине 16 века в Великом Новгороде.

что такое домострой

Предшественниками были такие славянские сборники с поучениями и рекомендациями, как «Златоуст», «Измарагд», «Златая цепь».

В «Домострое» все ранее напечатанные знания и нормы были обобщены. Исследуя «Поучение» Мономаха, можно найти много общего в правилах нравственного поведения разных эпох.

Кому принадлежит авторство?

домострой это

Мнения о создателях уникальной энциклопедии расходятся. Одни исследователи уверены, что автор «Домостроя» - это духовник Ивана Грозного – протопоп Сильвестр. Он создавал книгу для наставления царя. Другие считают, что Сильвестр всего лишь переписал «Домострой» в середине 16 века.

Краткое содержание

Стоит изучить содержание этой книги по домохозяйству, чтобы понять, к чему она обязывала и почему так была почитаема церковью. Если взять за основу творение Сильвестра, то оно имеет предисловие, послание от сына к отцу и почти 70 (точнее 67) глав. Их воссоединили в основные разделы, посвященные духовному, мирскому, семье, приготовлению пищи.

Практически все главы имеют тесную связь с христианскими правилами и заповедями. После «наказа отца сыну» следующая же глава рассказывает о том, как христианам правильно верить в Святую Троицу и Пречистую Богородицу. В ней сказано, как поклоняться святым мощам и святым силам.

Автор «Домостроя» детально рассказывает читателям, как совершать поклоны, креститься, причащаться, употреблять просфору. Что запрещено делать в храме.

Огромное значение в книге уделяется почитанию царя и всякого властителя, что объединяло значимость для народа церкви и правителя.

Наставление отца к сыну

Хотелось бы ознакомиться с книгой «Домострой», краткое содержание которой описано выше, чуть подробнее.

автор домострояОсобое место занимает важнейшее наставление «Домостроя» - заповедь отца. Обращаясь к сыну, он в первую очередь благословляет его. Далее он наставляет сына, его жену и детей жить по христианским законам, с правдой и чистой совестью, веруя и соблюдая заповеди божьи. Отец отдает эти строчки своему сыну и его домочадцам и подчеркивает: "если писание сие не примете, то будете сами за себя отвечать в Судный день".

В него вложена величавость, мудрость и гордость. Такие наставления были бы актуальны в любое время. Ведь все родители желают своим чадам добра, хотят видеть их честными, милосердными и достойными людьми. Современная молодежь зачастую не слышит подобных фраз от своих отцов и матерей. А «Домострой», год создания которого выпал на период особого почитания Бога, ставил все на свои места. Это закон, который следует исполнять, и точка. Его не подвергали сомнению. Он расставлял всех членов семьи на свои «ступеньки», определял отношения между ними и, самое важное, объединял их. Вот что такое «Домострой».

Почитание и повиновение отцу и матери

домострой год создания Детям строго-настрого запрещается ругаться со своими родителями, оскорблять их и осуждать. Вее поручения нужно выполнять беспрекословно, не обсуждая сказанное родителями.

Все чада должны любить отца и мать, слушаться их, чтить их старость и повиноваться им во всем. Тех, кто ослушается, ждет проклятие и отлучение от церкви. А детям, воздающим отцу и матери послушание, бояться нечего – они проживут в благости и без напасти.

Глава наполнена мудростью, уважением к личности. Она напоминает о неразрывности будущего и прошлого, о том, что почитание родителей – это сила всего общества. К сожалению, это не пропагандируется сейчас как истина и норма. Родители потеряли авторитет для своих детей.

О рукоделии

В те далекие времена честный труд почитался очень высоко. Поэтому правила «Домостроя» коснулись добросовестного и качественного исполнения любой работы.домострой краткое содержание

Осуждению предавались те, кто врет, работает нечестно, крадет, не делает добро на благо общества. Пред началом всякого дела требовалось перекреститься и попросить благословения у Господа, трижды поклониться до земли святым. Всякое рукоделие (приготовление еды, заготовка запасов, ремесленничество) надобно начинать с чистых мыслей и вымытых рук.

Все, что сделано с чистыми мыслями и желанием, будет приносить пользу людям. Разве можно с этим поспорить?..

Запрет «Домостроя»

создание домостроя С приходом новой власти в 1917 году этот свод правил был отменен и даже запрещен. Конечно, это было связано с тем, что революционеры выступали против религиозной пропаганды и всего, что с этим связано. Поэтому «Домострой» не мог быть одобрен новым правительством. Борьба с самодержавием и крепостничеством (поддерживаемыми церковью) запрещала упоминание о религии и православии.

В любой литературе авторы того времени доводили до читателя идею атеизма. Конечно, книга с поучениями о почитании священников и монахов, отцов своих духовных, служении царю и всяким властителям не могла быть разрешена ни в коем случае.

Такая борьба с религией в течение многих десятилетий не сказалась благоприятно на нравственности современного общества.

Воспитательное значение

Несмотря на упоминание в книге таких слов, как «страшный суд», «бес», "лукавый", все эти заповеди могли бы и сейчас стать неплохим руководством к повседневным действиям. Учитывая тот факт, что для современных жителей России «законы не писаны», опираться на свод общепринятых правил не представляется возможным.

Манеры поведения вырабатываются, исходя из норм морали, которые закладывают родители, школа, общество. Не всегда этому уделяют должное внимание. Не говоря уже о том, чтобы какие-либо правила принимались всеми для ежедневного использования. Церковь перестала настолько серьезно восприниматься людьми, чтобы почитать все божественные заповеди.

Сейчас многие труды переосмысливаются и обретают новый смысл. Труды, которые отвергались, осуждались, признаются гениальными и талантливыми. «Домострой» - это одно из таких уникальных творений, несущих для современной семьи, подрастающего поколения и всех людей немало ценных практических советов на каждый день. Основная идея книги – это воспитание детей с самых первых дней, направление ребенка на добрые дела и проявление добра во всех своих поступках. Не этого ли сейчас так не хватает в нашем обществе, полном лжи, лицемерия, зависти, злости и агрессии?

Историческое значение

Благодаря появлению этой книги мы сегодня можем получить сведения о быте и жизни людей того времени. «Домострой» был написан для широкого круга читателей, для людей разного социального статуса. правила домострояЭто руководство для военных, дьяков, служилых и всех горожан, которые имеют семью, создают свой очаг. Независимо от того, отражает ли книга реальную жизнь или является правилом для создания идеальной жизни, она имеет огромное историческое значение для ныне живущих людей в России. Исследователи изучают по ней досуг, культурную и интеллектуальную жизнь населения Руси в 16 веке. Хотя в то время как таковых развлечений вообще не существовало, поскольку любые развлечения церковь осуждала и запрещала. Что такое «Домострой» для историков? Это важная информация о частной жизни, семейных ценностях, религиозных правилах, традициях и законах повседневности в русской семье того времени.

fb.ru

Читать онлайн "Домострой" автора Сильвестр - RuLit

Сильвестр

Домострой

Предисловие к этой книге, да будет так!

Поучение и наказание отцов духовных ко всем православным христианам о том, как веровать во святую Троицу и пречистую Богородицу и в крест Христов и в небесные силы, и святым мощам поклоняться и тайнам святым причащаться и как остальной святыни прикладываться. О том, как Царя почитать и князей его и вельмож, ибо сказал апостол: «Кому честь – честь, кому дань – дань, кому подать – подать», «не напрасно меч носит, но в похвалу добродетельным, неразумным же в наказание». «Хочешь ли не бояться власти? Делай всегда добро» – перед Богом и перед нею, и во всем покоряйся ей и по правде служи – будешь сосуд избранный и царское имя в себе понесешь.

И о том, как почитать святителей, священников и монахов – и пользу от них получать и молитвы просить на благословение дому своему и всех нужд своих, и душевных и телесных, но пуще всего духовных – и с прилежанием им внимать, и поучения их слушать, словно из божьих уст.

А еще в этой книге найдешь ты некий устав о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами и с детьми и с домочадцами, как наставлять их и поучать, и страхом спасать и запрещать строго и во всех их делах сохранять их в чистоте, душевной и телесной, и о них заботиться, как о собственной части тела, ибо сказал Господь: «Да будете оба в едину плоть», ибо апостол сказал: «Если страдает один член – то все с ним страдают»; так же и ты, не о себе одном пекись, но и о жене и о детях своих и обо всех остальных – до самого последнего домочадца, ибо все мы связаны единою верой в Бога. И с добрым таким прилежанием неси любовь всем, живущим по-божески, точно око сердечное, на Бога взирающее, и будешь как сосуд избранный, не себя одного несущего к Богу, но многих, и услышишь: «Добрый рабе, верный рабе, будь в радости Господа своего!»

А еще в этой книге отыщешь устав о домовном строении, как учить жену и детей и слуг, и как всякий запас собирать – и хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной, и о домашнем хозяйстве, особенно в сложных делах. А всего тут найдешь ты глав 67.

1. Поучение отца сыну

Благословляю я, грешный (имярек), и поучаю, и наставляю, и вразумляю единственного сына своего (имярек) и его жену (имярек), и детей их, и домочадцев – следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке. Вручаю вам, по-христиански живущим, на память это писание, на вразумление вам и детям вашим. Если ж писания моего не примете, наставлению не последуете, не станете жить по нему и поступать не будете так, как здесь сказано, дадите ответ за себя сами в день Страшного суда, а я преступлениям и грехам не причастен вашим, не моя то вина: благословлял я вас на благочинную жизнь, и размышлял, и молил, и поучал, и писал вам. Если же примете простое мое поучение и ничтожное наставление со всей чистотою душевной и прочтете, прося, насколько возможно, у Бога помощи и разума, и коли Бог вразумит, претворите их все в дело, – будет на вас милость божья и пречистой Богородицы, и великих чудотворцев, и наше благословение отныне и до окончания века. И дом ваш, и чада ваши, имение ваше и богатство, какие вам Бог послал нашим благословением и за ваши труды – да будут благословенны и преисполнены всяческих благ во веки веков.

www.rulit.me

МОЙ ДОМОСТРОЙ!

утепление дома

    Сейчас, во времена постоянно растущих цен на энергоносители, качественное утепление стало одной из первоочередных задач при возведении новых и ремонте уже построенных домов. Затраты на работы, связанные с повышением энергоэффективности дома, практически всегда окупаются в течение нескольких лет. Главное при их выполнении не наделать ошибок, которые сведут все старания на нет в лучшем случае, в в худшем — ещё […]

Читать далее » утепление фундамента

    В современном малоэтажном строительстве в последние годы всё большее внимание уделяется энергоэффективности. И это имеет под собой довольно вескую причину, заключающуюся в постоянно растущих ценах на энергоносители. Действительно, арифметика здесь довольно простая — чем больше денег Вы потратите на утепление во время возведения дома, тем меньше Вы будете тратить на отопление в процессе его эксплуатации.

Читать далее » гидроизоляция фундамента

    Гидроизоляция фундамента в современном малоэтажном строительстве является практически неотъемлемой частью процесса возведения нулевого цикла. Связано это с наличием влаги в грунте на преобладающем большинстве территорий нашей страны. Сама по себе вода бетону не особенно страшна, даже наоборот, в слегка увлажнённом состоянии бетон продолжает набирать свою прочность на протяжении многих лет. Однако есть три больших «НО».

Читать далее » плитный фундамент

    Плитный фундамент представляет собой основание постройки в виде плоской (либо с рёбрами жёсткости) железобетонной плиты. По своей конструкции такие фундаменты можно разделить на два вида — монолитные и сборные.     Сборный — это уложенные с помощью строительной техники на предварительно выравненное и уплотнённое основание готовые заводские плиты. При этом используются дорожные (ПД, ПДН) или аэродномные (ПАГ) плиты. Данная […]

Читать далее » ленточный фундамент

    Ленточный фундамент — пожалуй самый популярный вид фундамента, применяемый в малоэтажном строительстве. Связано это прежде всего с его универсальностью, так как на нём можно строить дом практически из любых материалов. Другой вопрос, что это не всегда экономически целесообразно, но об этом позже. Что представляет из себя данный вид фундамента, понятно из его названия. Это единая конструкция в виде ленты из определённого твёрдого […]

Читать далее » фундамент тисэ

    ТИСЭ (Технология Индивидуального Строительства и Экология) была разработана и запатентована в 90-х годах прошлого века конструктором Яковлевым Р.Н. По данной технологии с использованием специального инструмента и оборудования возводят стены и фундаменты. В этой статье будет рассмотрен фундамент ТИСЭ, процесс выполнения работ, его достоинства и недостатки.

Читать далее » столбчатый фундамент с ростверком

    Столбчатый фундамент с ростверком или, как его часто называют, свайно-ростверковый фундамент представляет из себя жёсткую железобетонную конструкцию, состоящую из расположенных в определённом порядке столбов, связанных сверху монолитным поясом (ростверком). То есть по сути своей это тот же самый столбчатый фундамент, но усиленный для большей надёжности.

Читать далее » столбчатый фундамент

    Название «столбчатый фундамент» говорит само за себя. Это фундамент представляющий собой несколько столбов заглубленных в грунт в определённом порядке и связанных в единую раму посредством деревянной (иногда металлической) обвязки или железобетонного ростверка.

Читать далее » свойства грунтов

   Прежде чем приступать к разработке проекта любого дома, необходимо определить какими характеристиками обладают грунты на участке будущей застройки. Без этих данных невозможно прежде всего сделать качественный и в меру экономичный фундамент и, следовательно, построить надёжный и долговечный дом. В данной статье будет говориться о том, как можно самостоятельно определить физические и механические свойства грунтов.

Читать далее » мелкозаглубленный ленточный фундамент

    Мелкозаглубленный ленточный фундамент (далее МЗЛФ) — это один из видов ленточных фундаментов, который характеризуется небольшим заглублением, значительно меньшим глубины промерзания грунта, и относительно не большим расходом бетонной смеси. В данной статье рассмотрены основные преимущества и недостатки МЗЛФ, наиболее частые ошибки при их сооружении, упрощённая методика расчёта подходящая частным застройщикам (не профессионалам), рекомендации по устройству фундамента своими руками.   […]

Читать далее »

moi-domostroi.ru

Домострой Википедия

Домостро́й (полное название — Книга, называемая «Домострой», содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам[1]) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века,, приписываемой протопопу Сильвестру. С точки зрения лингвистики интересен как опыт синтеза литературно-книжной речи (церковно-славянского языка) и народно-разговорного языка[2][3].

История

По мнению С. М. Соловьева, И. С. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников[4]. Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.

Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских: «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных: «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими[5]. Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты[2][3][4].

В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю[2][3]. Однако некоторые исследователи (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя»[4].

Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшим справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом — Карионом (Истоминым) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.

Структура

Главы домостроя
1 Поучение отца сыну
2 Как христианам веровать во Святую Троицу и Пречистую Богородицу и в Крест Христов, и как поклоняться святым небесным силам бесплотным, и всяким честным и святым мощам
3 Как причащаться к Тайнам Божиим, и веровать в воскресение из мертвых и Страшного суда ожидать и как прикасаться ко всякой святыне
4 Как любить Бога всею душою, и близких своих, и страх Божий иметь, и помнить о смертном часе
5 Как почитать архиереев, а также священников и монахов, во всех скорбях душевных и телесных с пользою им исповедоваться
6 Как посещать в монастырях, и в больницах, и в темницах, и всякого в скорби
7 Как царя и князя чтить и повиноваться им во всём, и всякому властителю покоряться, и правдою служить им во всём, в большом и в малом, а также больным и немощным — любому человеку, кто бы он ни был; и самому все это обдумать
8 Как дом свой украсить святыми образами и в чистоте содержать
9 Как в церкви Божии и в монастыри с приношением приходить
10 Как священников и иноков в свой дом приглашать молиться
11 Как кормить приходящих в дом чинно
12 Как мужу с женою и с домочадцами дома у себя молиться
13 Как в церкви мужу и жене молиться, чистоту хранить и никакого зла не творить
14 Как почитать отцов своих духовных и повиноваться им
15 Как детей своих воспитать и страхом спасать
16 Как дочерей воспитать и с приданым замуж выдать
17 Как детей учить в поучениях разных и в страхе Божьем
18 Как детям отца и мать любить, и беречь, и повиноваться им, и утешать их во всём
19 Как всякому человеку рукодельничать и всякое дело делать, благословясь
20 Похвала женам
21 Наказ мужу, и жене, и работникам, и детям, как подобает им жить
22 Каких людей держать и как наставлять их во всяком учении, и в Божественных заповедях, и в домашней работе
23 Как врачеваться христианам от болезни и от всяких страданий
24 О неправедной жизни
25 О праведном житии, если кто по-Божески живёт, и по заповедям Господним, и по отеческому преданию, и по христианскому закону и если господин судит справедливо и нелицеприятно всех одинаково — богатого и бедного, ближнего и дальнего, то удовлетворены будут сборами справедливыми, и так поступать
26 Как жить человеку, разметив свою жизнь
27 Если кто живёт, ничего не рассчитав
28 Если кто слуг содержит без присмотра
29 Учить мужу свою жену, как Богу угодить, и к мужу своему приноровиться, и как свой дом лучше устроить, и всякий домашний порядок и рукоделье всякое знать, и слуг учить и самой трудиться
30 Хорошие жены мастерицы — доход и сбереженье всему; а с того, что скроит, остатки и обрезки сохранять
31 Как всякое платье кроить и остатки и обрезки хранить
32 Всякий порядок домашний содержать
33 Каждый день госпоже надзирать над слугами за домашним хозяйством и рукоделием и о всяком сохранении и порядке
34 Каждый день жене мужа обо всём спрашивать и советоваться обо всём: и как на люди выходить, и к себе приглашать, и о чём говорить с гостями
35 Как слуг наставлять, когда с чем-нибудь посылаешь на люди
36 Женам наказ о пьянстве и о хмельном питье, и слугам также, и о том, чтобы тайком не держать ничего нигде, а клевете и обману слуг без проверки не верить; как их строгостью наставлять, да и жену также, и как в гостях находиться и дома себя вести во всём правильно
37 Как всякую одежду жене носить и сохранить
38 Как порядок в избе навести хорошо и чисто
39 Если муж сам не поучает, то накажет его Бог, если же и сам так поступает и жену и домочадцев учит, милость от Бога примет
40 Самому господину или кому он прикажет припасы на год и всякий товар купить
41 Себе на обиход купить всякий товар заморский и из дальних земель
42 О том же: когда что купить тому, у кого деревень нет, и всякие домашние припасы и летом и зимой, и как запасать на год, и как дома животину всякую разводить, и еду и питье держать всегда
43 А столь много муж запасет в нужное время всякого припасу, (в том числе и) постного и как его сохранить
44 О прибыли от запасенного впрок
45 Как огород и сад разводить
46 Как хозяину запасы напитков держать для себя и для гостя и как приготовить их для посторонних
47 Ему же наставление, как пиво варить, как мед сытить и вино курить
48 Как ключнику наблюдать за поварами, и за хлебниками, и всюду за всяким порядком
49 Как мужу с женою советоваться, что ключнику наказать о столовом обиходе, о кухне и о пекарне
50 Ключнику наказ на случай пира
51 Наказ господина ключнику, как готовить блюда постные и мясные, варить и семью кормить в мясоед и в пост
52 О хранении в житницах и в закромах
53 Так же присматривать и в сушильне
54 В погребе и на леднике все хранить
55 Ключнику по хозяйскому наказу в клетях и в подклетях и в амбарах содержать все в порядке
56 На сеновалах сено и в конюшнях лошадей, а на дворе запас дров пристроить и всякую скотину
57 В поварнях и в пекарнях и в хозяйственных службах пристроить сготовленное
58 За погребами, и за ледниками, и в житницах, и в сушильнях, и в амбарах, и в конюшнях господину чаще присматривать
59 Слуг господину, справясь обо всём, по достоинству жаловать
60 О торговцах и лавочниках, а также о том, как часто рассчитываться с ними
61 Как двор устраивать, или лавку, или деревню, или амбар
62 Как подворное тягло платить, или с лавки позем, или с деревни подать, и как должникам всякий долг платить
63 Наказ ключнику, как в погребе хранить всякие припасы соленые и в бочках, и в кадках, и в мерниках, и в чанах, и в ведерках мясо, рыбу, капусту, огурцы, сливы, лимоны, икру, рыжики, грузди
64 Записи на весь год, что к столу подавать с пасхального воскресенья в мясоед
65 Правило о различных медах сыченых: как сытить меды всякие, как ягодный морс готовить, и квас медовый простой ставить, и пиво простое подсычивать медом, и хмель варить в кипятке, чтобы сытить мед обварной
66 Правила о всех овощах различных, как их обрабатывать и готовить
67 Свадебный чин
Послание и наставление отца сыну

В сильвестровской версии «Домострой»[6] состоит из предисловия, 67 глав и «Послания и наказания ото отца к сыну»[7], сгруппированных по следующим основным направлениям:

О строении духовном («Как веровати»)

Веровать предписывается в «Нераздѣлную Троицу» в воплощение Иисуса Христа, особую честь рекомендуется воздавать иконам Иисуса Христа, «Пречистой Матери Его» и «всѣмъ святымъ». Описывается необходимость молитв, крестных знамений, целований икон и «многоцѣлебная мощи», причастия «лжицею». Во время причастия запрещено «чавкать», чмокать и грызть просвиру зубами.

О строении мирском («Как царя чтити»)

Царя и князя следует бояться и служить им как представителям Бога на Земле (Рим. 13:1).

О поведении в гостях и за столом

При входе в помещение рекомендуется снять шапку, «носъ высмаръкати», грязные ноги вытереть, помолиться и постучаться. При выборе места за столом рекомендуется учитывать социальный статус — свой и других приглашенных гостей и, руководствуясь этим, садиться ближе или дальше от хозяина. В гостях не следует ковырять в носу («носа не копать перстомъ»), глядеть по сторонам, есть без спросу. Во время трапезы в гостях со стола без разрешения ничего нельзя с собой уносить. Также не следует начинать есть без приглашения и хулить угощение. Перед едой рекомендуется восславить «Отца и Сына и Святаго Духа».

О поведении в храме

В церкви не следует ни с кем вести бесед, прислоняться к стене, опаздывать к началу богослужения и уходить до его окончания.

Об управлении хозяйством («О строении домовном»)

В каждом доме следует иметь иконы («честныя образы»), перед которыми во время молитв возжигаются свечи. Пыль необходимо «чистым крылышкомъ омѣтати и мяхкою губою вытирати», чтобы дом был в чистоте. Молиться необходимо не реже двух раз в день: утром и вечером. Дело следует всякое начинать с чистыми руками, молитвой («Господи благослови») и крестным знамением. Жить рекомендуется по средствам, имея запасы — съестные в погребе, а инвентарь (метлы и лопаты) и прочее (мыло) в амбаре.

Об организации семьи («Как жить с женами и с детьми и с домочадцами»)

«Домострой» призывает, чтобы все члены семьи были «сыты и одеты» и наставлены в Страхе Божьем. Каждый член семьи должен иметь свои обязанности: муж — работать и добывать пропитание, жена — управлять домашним хозяйством и надзирать за слугами, дети (даже взрослые) — во всём подчиняться родителям. Жене предписывается быть доброй, трудолюбивой и молчаливой. Плохо, если жена блудит, бражничает, клевещет и общается с волхвами. Супруги должны советоваться друг с другом в деле управления хозяйством. Детей предписывается воспитывать (в том числе с помощью физического воздействия — «не ослабляли, бия младенца»), дочерей учить рукоделию, а сынов — каждый своему мастерству. Дочерям с детства рекомендуется собирать приданое из тканей, одежд и посуды. Родителей необходимо почитать и во всём слушаться, в противном случае детям грозит отлучение от церкви и гибель «лютою смертью от гражданской казни».

О соблюдении вещей

Следует иметь нарядную рубашку и сапоги, которые надеваются в хорошую погоду, в праздники или для хороших людей. Рабочую одежду следует отделять от праздничной. Одежду (кафтаны, сарафаны, терлики, шубы) следует держать в чистоте, при необходимости высушивать, чистить и уложить в сундук. Также следует держать в чистоте («чистенько и беленко») и скатерть, убрусы, платки («ширинки»), полотенца и постели. Женские украшения (монисто) лучше и вовсе держать в сундуках или коробах под замком, а ключи в ларце. Из посуды упомянуты братина, блюда, ложка, ковш, корыто, сковорода, котел, таганы, квашня, сито, решето. Посуда должна быть накрыта.

Кулинарная группа

Щи, студень, ботвинья, лапша, каша (овсяная, гречневая и ячневая), мясо (свинина, телятина, баранина, курятина, гусятина, утятина), рыба (осетрина копченая, белужина, сельдь), икра сиговая и черная, кундюмы, ветчина, колбаса, фаршированный сычуг, кишки чиненые, яйца, сыр, сметана, масло, молоко, грибы (рыжики, грузди), капуста, репа, свёкла, горох, огурцы, чеснок, морковь, пироги (в том числе сочни), калачи, блины, вишнёвый и малиновый морс, квас, кисель, брага, пиво, яблоки, груша, дыни, орешки, арбузы.

Запасы еды обыкновенно предписывалось хранить в погребе.

Значение

Среди памятников русской литературы «Домострой» стоит в одном ряду с Стоглавом, Великими Четьими-Минеями и другими, однако превосходит их по выразительности и образности языка[4].

Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени[источник не указан 1161 день].

Профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов подвергает критике модель семьи, изложенную в «Домострое»: «Хотя у нас „Домострой“ по-прежнему остается популярным во многих, в том числе и православных, кругах, с евангельской точки зрения он не являет нам образ жизни христианской семьи <…> В „Домострое“ нам предлагается культ патриархальной многодетной семьи, больше напоминающей не христианскую, а мусульманскую. Женщина там поставлена в положение почти что неодушевленного „аппарата“ по производству детей и обустройству быта»[8].

В культуре

Примечания

Литература

Издания

Аналитические материалы

Ссылки

wikiredia.ru

Домострой: воспитание

Что такое «Домострой»?

25Выражение «по домострою» на слуху у каждого. А что же оно значит? Давайте разберемся что это такое, и нужно ли его использовать сейчас. «Домострой» — это свод правил жизни обыкновенного богобоязненного порядочного человека. Книга была разработана на Руси в 16-ом веке священнослужителем. Эта книга образец письменного сборника правил, наставлений и советов для христианина на Руси.Эта книга интересна к прочтению людям, которые интересуются древней культурой. Там очень точно описан быт, правовые вопросы, семейные отношения между людьми в то время. Сама книга делится на 3 раздела: вера в Бога, патриотизм и отношения между мужем и женой. В последней главе рассматривается все: начиная от того, что садить в огороде, заканчивая тем, что носить жене и как воспитывать ребенка.

Домострой: воспитание

  1. 28По «Домострою» глава семьи несет ответ за всех своих домочадцев перед Богом и царем. Поэтому за проступки своих детей отец несет ответственность. Чтобы вразумить своего отпрыска нужно сначала объяснить и попросить так больше не делать, а потом, если ребенок не понимает, допустимо телесное наказание. Про это наказание оговорено в книге, что наказывать нужно без гнева, наедине, чтобы не обидеть ребенка. А после пожалеть ребенка. Многие психологи сейчас рекомендуют при наказании ребенка, не обязательно физическом, объяснять, что ребенка наказывают за конкретный поступок, который приносит вред, а любовь к ребенку никуда не делась. Примерно это же правило оговорено и в «Домострое» при наказании ребенка.
  2. Обязательно нужно научить девочек рукоделию, а мальчиков — «мужским делам». Отличная идея, ведь, например, если девочка умеет заниматься рукоделием, то она более приспособлена к жизни и сможет зарабатывать дополнительные деньга на своем хобби. А мальчик сможет починить что-либо по дому, не прибегая к услугам мастера. Этот совет еще из 16-го века следует не забывать, он актуален и сейчас.
  3. Любовь родителей должна проявляться в материальном обеспечении ребенка и приучении его к труду. Чтобы сын смог в дальнейшем содержать свою семью, а дочь была умелой хозяйкой. Приданное девочкам собиралось с самого детства и было важной частью при обсуждении брака и, следовательно, для дальнейшей благополучной жизни дочери. К сожалению, этот момент сейчас утрачивается. Родители безответственно относятся к приданному, мало времени уделяют профессиональной ориентации ребенка. Все хотят, чтобы дети были с высшим образованием, но забывают о том, что должно быть еще и хобби или творчество, которое даст отдушину или сможет прокормить семью в трудные минуты.
  4. Еще интересные моменты про воспитание детей в разных странах читайте в статье: Народные традиции в воспитании детей дошкольников

Домострой: жена

22По «Домострою» жена называлась «государыней Дома». Очень емкое звание. Думаю, жены с гордостью носили такой чин. Жене главным советом из книги было «Богу и мужу угодить». То есть жить по заповедям и в любви к мужу. Также говорилось в книге о том, как содержать дом, создать тепло, уют, соблюдать честь семьи и рода. Судя по «Домострою», государыни Дома руководили всем: заготовкой запасов на зиму, контролировали работу слуг, следили за обучением детей и распределяли обязанности между членами семьи. Все должны беспрекословно повиноваться государыне Дома, за исключением главы семьи.

Можно ли жить по «Домострою» сейчас?

Считается, что «Домострой» якобы пропагандирует жестокое обращение с женой и детьми, рукоприкладство, вплоть до переломанных ребер. К сожалению, цитаты на такую тематику были выдернуты из контекста — одна половина действительно из «Домостроя», а вторая взята из другого источника. Поэтому за «Домостроем» и укрепилась такая слава. На самом деле, там не одобрялось домашнее насилие и рукоприкладство мужа в отношении жены и детей. Ведь вся первая глава «Домостроя» посвящена соблюдению христианских заповедей.

21Понятие «домостроевские нравы» ассоциируется сейчас только с жестоким обращением с женой. Произошло это потому, что коммунистам нужно было опозорить царскую Россию. То есть, они специально цитировали и приукрашивали правила «Домостроя», чтобы вызвать недовольство народа прошлым царским режимом. Хотя эти правила на тот момент развития истории человечества были более гуманны, чем в той же Европе 16-го века. Стоит даже открыть книгу, первый раздел называется — «Наказание от отца к сыну». Если человек хочет увидеть, что «Домострой» — это тирания, то сделает вывод, что там написано, как наказывать ребенка. Хотя на самом деле, наказание означает то, что отец дает наказ, воспитывает сына и передает ему свой опыт, а не применяет физическую силу, как могло показаться.

Рекомендую к прочтению «Домострой» тем, кто интересуется культурой своей страны, тем, кому интересен быт и нравы позднего средневековья, тем, кто ищет свои корни.

Читайте также:

Воспитание детей в исламе

Воспитание детей в Европе

Воспитание детей в Японии

Эстетическое воспитание детей в семье

Социокультурное воспитание детей

supruzhestwo.ru

Домострой - это... Что такое Домострой?

Андрей Рябушкин. Купеческая семья XVII века Статья о произведении Ксенофонта "Домострой" называется Домострой (Ксенофонт).

Домостро́й (полное название — Книга, называемая «Домострой»[1]) — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века на церковнославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. Написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.[2][3]

История

По мнению С. М. Соловьева, И. С. Некрасова, А. С. Орлова, Д. В. Колесова и др., «Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению этих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников.[4] Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества.

Исследователи прослеживают связь «Домостроя» с более ранними сборниками поучений и «слов», как славянских — «Измарагд», «Златоуст», «Златая цепь», так и западных — «Книга учения христианского» (Чехия), «Парижский хозяин» (Франция) и другими. Фактически, «Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты.[2][3][4]

В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного — протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю.[2][3] Однако, некоторые исследователи (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский и др.) считают именно Сильвестра автором «Домостроя».[4]

Обновлённая редакция «Домостроя» была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшего справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом — Карионом (Истомином) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.

В XIX веке, из-за одиозных описаний наказания жены, «Домострой» широко цитировался в негативных тонах русскими разночинцами-публицистами, Н. А. Бердяевым, а затем В. И. Лениным.

Структура

В сильвестровской версии «Домострой»[5] состоит из предисловия, 63 глав и "Послание и наказание ото отца к сыну", сгруппированных по следующим основным направлениям:

  • О строении духовном (Как веровати)
  • О строении мирском (Как царя чтити)
  • Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
  • Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
  • Кулинарная группа
  • Послание и наказание ото отца к сыну (посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму).

Значение

Среди памятников русской литературы «Домострой» стоит в одном ряду с Стоглавом, Великими Четьими-Минеями и другими. Однако, превосходит их по выразительности и образности языка.[4]

Кроме религиозной, назидательной и поучительной частей, «Домострой» содержит очень важную информацию о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси. Поэтому является кладезем для исследователей того времени.

В культуре

  • А. П. Чехов в 1886 году написал короткий рассказ «Мой Домострой», в котором описал свой обычный день по мотивам «Домостроя».

См. также

Примечания

Литература

  • Домострой. СПб.: Наука, 1994. (Серия «Литературные памятники».)
  • Бердяев Н. А. Смысл творчества. Париж, 1985 год.
  • Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж 1955 год.
  • Бердяев Н. А. Русская идея.
  • Т. В. Чумакова. Человек и его мир в «Домострое» // Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество. 2001, с. 132—146

Ссылки

dik.academic.ru