Градостроительный план москвы до 2025 года карта: Генеральный план города Москвы до 2025 года

Генеральный план города Москвы до 2025 года

О проекте

Тип проекта

Генеральный план

Заказчик

Москва

История

В 2005 году Правительство Москвы приняло решение о начале работ по актуализации Генерального плана на период до 2025 года. Его причинами стали не только окончание срока реализации первоочередных мероприятий Генерального плана 1999 года, трансформация тенденций социально-экономического и территориального развития города, но и изменение требований к составу, порядку разработки, утверждения и реализации Генерального плана Москвы в связи с принятием в конце 2004 года нового Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Оглядываясь назад, можно сказать, что одной из сверхзадач Генерального плана 1999 года было раскрытие внутреннего потенциала городских территорий для привлечения инвестиций в развитие столицы, и она была полностью выполнена. Но бурный рост инвес­тиционной активности выявил более опасный симптом болезни роста – недостаточную защищенность общественных интересов от давления инвесторов. Утверждение материалов градостроительного зонирования Правительством Москвы не всегда работало как инструмент защиты потребностей горожан.

В этой связи актуализация Генерального плана Москвы была направлена на жесткое закрепление социальных гарантий во всех областях жизнедеятельности населения с одной стороны и определение экономически необходимых для их реализации объемов коммерческого строительства — с другой.

Отличительными чертами Генерального плана города Москвы на период до 2025 года, принятого Московской городской Думой в 2010 году, стали высший правовой статус этого документа и беспрецедентный масштаб участия населения в подготовке его проекта. В ходе его обсуждения было получено и рассмотрено около 70 тысяч замечаний и предложений.

Проектные решения этого Генерального плана последовательно развивают принципы эволюционного полицентрического развития планировочной структуры Москвы, качественного преобразования сложившейся застройки, заложенные и частично реализованные в Генеральном плане 1999 года, а также вносят актуальные изменения в принятые ранее решения.

О проекте:

В качестве важнейшего условия обеспечения социальных гарантий в частях транспортного обслуживания москвичей и сдерживания роста автомобилизации предусматривается развитие внутригородских систем скоростного внеуличного транспорта, в том числе:

  • формирование нового пересадочного контура хордовых линий метрополитена;
  • строительство дополнительных путей и организация пассажирского движения в границах внутригородских железнодорожных коридоров;
  • массовое формирование транспортно-пересадочных узлов с перехватывающими парковками.

Наряду с общим увеличением плотности уличной сети в ходе реконструкции сложившейся застройки были запланированы новые кольцевые и хордовые направления в структуре магистралей города.

Изменились приоритеты городской политики и на производственных территориях, которые по-прежнему остаются основным внутренним территориальным ресурсом города. Однако для того чтобы использовать их потенциал, городу необходимо сконцентрировать усилия на подготовке сохраняемых промышленных зон к организации инновационной деятельности, а также на размещении объектов, компенсирующих ликвидацию производственных мощностей на реорганизуемых территориях.

Основная часть предусмотренных Генеральным планом мероприятий концентрируется в зонах развития, расположенных в срединной части города. Это зоны формирования новых крупных, связанных скоростным транспортом общественно-деловых и административно-производственных центров, формируемых в ходе реорганизации производственных территорий на северо-западной и юго-восточной границах центральной зоны.

Зоны развития системы общественных центров

Во внешней части срединной зоны Москвы между парными радиальными направлениями городских магистралей, проходящих через эти центры в северном, северо-западном, южном и юго-восточном секторах, развиваются общественные зоны, обслуживающие население периферийных районов и обеспечивающие разгрузку центральной части города.

На территориях, ограниченных трассами Южной и Северной хорд и участками Четвертого и Третьего транспортных колец, формируется новый для Москвы тип организации городской среды — градостроительные комплексы. Ориентированные на автомобильный транспорт, жилые и многофункциональные образования, обеспеченные объектами социальной и рекреационной инфраструктур, они формируют новый высотный силуэт столицы.

Интенсификация использования территории в срединной зоне Москвы позволяет сохранить в районах, прилегающих к МКАД, максимальное количество зеленых пространств, компенсирующих сокращение незастроенных территорий в бывшей пригородной зоне столицы.

Решение о расширении границ города выдвигает в качестве первоочередной задачи внесение изменений в действующий Генеральный план Москвы.

Генеральный план города Москвы до 2035 года

Тип проекта

Генеральный план

Заказчик

Москва

15 марта 2017 года депутаты Московской городской думы приняли поправки в столичный закон от 5 мая 2010 года №17 «О Генеральном плане города Москвы», обеспечивающие развитие присоединенных территорий на период до 2035 года. 

Это третий «постперестроечный» Генеральный план Москвы, разработанный Институтом. Результатом его разработки стала не только утверждаемая –  правовая часть, но и материалы по обоснованию проекта, размещаемые в Федеральной информационной системе территориального планирования.  

Проект внесения изменений в закон представила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. Законопроект был предложен Мэром Москвы Сергеем Собяниным в связи с включением территорий бывшего Подмосковья в границы города.

Проект Генплана прошел публичные слушания и был согласован со всеми заинтересованными органами власти федерального и регионального уровней. Разработчиком проекта выступал Институт Генплана Москвы по заказу Москомархитектуры.

«Это третий «постперестроечный» Генеральный план Москвы, разработанный Институтом. Результатом его разработки стала не только утверждаемая –  правовая часть, но и материалы по обоснованию проекта, размещаемые в Федеральной информационной системе территориального планирования. Появление этого знакового для Москвы проекта комплексно отражает и в очередной раз подтверждает компетенции профессионального сообщества Института в видении долгосрочной перспективы развития города», — сказал заместитель директора по градостроительному проектированию Олег Баевский.

Всего к 2035 году в Новой Москве планируется построить порядка 300 новых детских садов, 110 школ, около 20 стационаров и 100 культурно-досуговых объектов.

В планы Новой Москвы заложено также развитие улично-дорожной и железнодорожной сети, модернизация системы радиальных автодорог (в т. ч. восточный дублер Калужского шоссе, трасса Солнцево — Бутово — Видное, дорога Пенино — Шарапово), развитие поперечных направлений (в т. ч. Внуково — Астафьево — Щербинка, Минское шоссе — Троицк — Щаповское), системы скоростного трамвая.

Обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального, регионального значения города Москвы с оценкой их влияния на комплексное развитие территории города

Внимание, файл 150 мегабайт

О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 мая 2010 года №17 «О Генеральном плане города Москвы»

Внимание, файл 120 мегабайт

Директор Института Генплана Москвы Оксана Гармаш

В проекте Генплана заложен принцип сбалансированности развития территории. Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу развивать присоединенные территории комплексно, поэтому одним из приоритетов проекта является создание новых рабочих мест и центров деловой активности. И, конечно, проект содержит целый комплекс мероприятий по сохранению системы особо охраняемых природных территорий и обустройству новых озелененных пространств

В Новой Москве будет осуществлено  масштабное строительство объектов внеуличного транспорта. В планах — 72 км линий с 33 станциями, включая продление Сокольнической линии метро после станции «Саларьево», продление Калининско-Солнцевской линии метро, строительство новой линии, соединяющей поселение Рязановское и районы Южного округа столицы, а также строительство новой линии, связывающей поселения Десеновское, Филимонковское, Сосенское со станцией Третьего пересадочного контура «Улица Новаторов».

К 2035 г. запланировано масштабное развитие и модернизация существующих на территории ТиНАО инженерных коммуникаций, в том числе: систем водоснабжения и водоотведения, тепло- и электроснабжения, газоснабжения.

Положения о территориальном планировании города Москвы. Книга 1

Карты, схемы территориального планирования города Москвы. Книга 2

Карты, схемы территориального планирования города Москвы. Книга 3

[План Москвы] План столичного города Москвы

Очень редкое первое издание декоративной крупноформатной карты Москвы Ивана Марченкова, самого важного печатного плана города, изданного во второй половине XVIII века.

Виртуозный план Ивана Марченкова — лучшая карта Москвы, появившаяся во время знаменитого правления императрицы Екатерины Великой (годы правления 1762-96). Изящный образец русской гравюры, Москва изображена в соответствии с планами перепланировки, преобразившими город примерно в тот вид, который он приобрел в XIX в.й век. В этом отношении ее можно назвать первой действительно современной картой Москвы.

На плане Марченкова показаны все внутренние и внешние районы города, военные сооружения, улицы, площади, парки, реки, каналы и крупные здания (все в том виде, в каком они построены или предложены). Хотя многие из показанных деталей еще не были построены, план Марченкова является первым, на котором изображено то, что станет многими из самых выдающихся особенностей города в ближайшие десятилетия. Например, это первая печатная карта с изображением Садового и Бульварного колец, которые со временем стали двумя наиболее заметными чертами города.

Композицию венчает российский императорский двуглавый орел, а в правом нижнем углу находится изящная воображаемая сцена античных руин, символически призванная связать екатерининскую Москву со славой имперского Рима. Небольшой указатель в левом верхнем углу обозначает 14 районов Москвы, а объемный указатель, занимающий нижнюю четверть карты, обозначает буквально десятки ключевых объектов и зданий (как реализованных, так и проектируемых).

История создания карты Марченкова

История градостроительства Москвы начинается в конце XVI века. Самый ранний план развития Москвы был создан в 1596-97 годах для царя Бориса Годунова. Хотя первоначального плана больше не существует, он был использован в качестве основы для более поздних планов, таких как план Петра, план Сигизмунда и другие, составленные в 17 веке.

Наиболее значительная ранняя перепланировка Москвы была предпринята при царе Петре Великом. В 1700 году Петр издал указ о запрете строительства деревянных сооружений в центре города взамен уничтоженных пожаром. Указ требовал, чтобы владельцы собственности строили каменные здания и чтобы все строения были спроектированы профессиональными архитекторами. В 1714 году непредсказуемый царь запретил строить из камня. После смерти Петра, в 1725 г., строительство каменных зданий возобновилось, но подавляющее большинство сооружений было построено из дерева.

В 1731 году императрица Анна Иоанновна приказала создать новую карту Москвы Ивана Мичурина Имераторского Столичного Города Москвы , первое научное обследование города, когда-либо проведенное (в 1739 году), и опубликованное в 1745 году. план, учитывающий топографию города. В 1762 г. была учреждена Строительная комиссия для Петербурга и Москвы. В 1763 г. Сенат потребовал составить планы всех городов во всех областях России. В том же году генерал-квартирмейстер Петр Ивашов составил план Москвы и окрестностей, а другой план был составлен под руководством инженера генерал-майора Горихвостова. К сожалению, эти планы так и не были напечатаны, и мало что было сделано для реформирования Москвы с очень пагубными последствиями.

В этот период Москва представляла собой средневековый город с узкими лабиринтными улочками, в основном деревянными зданиями и относительно небольшим количеством открытых пространств. Строительных норм и правил было немного, и они редко соблюдались. В городе была ужасная проблема с общественной гигиеной, так как мусорные свалки скапливались прямо рядом с густонаселенными жилыми районами. Эти факторы заставили Екатерину Великую называть Москву «местом праздности». Фабрики, часто использующие легковоспламеняющиеся вещества, тесно смешивались со старинными деревянными домами, создавая «несчастный случай, ожидающий своего часа».

Осенью 1771 года свирепая чума молниеносно распространилась по густым лабиринтам грязных улиц, убив до 60 000 человек, около четверти населения города. В 1773 году серия пожаров уничтожила большую часть города, так как деревянные постройки загорелись, как будто загорелись.

В ответ императрица Екатерина в 1774 году сформировала императорскую комиссию во главе с Петром Кожиным, чтобы предложить планы преобразования Москвы в современный город, менее подверженный бедствиям пожаров и болезней. В Генеральном плане комиссии 1775 г. предлагалось расчистить многие деревянные постройки, чтобы освободить место для «каменного города» с более крупными зданиями, более широкими улицами и многочисленными новыми общественными площадями.0007

Река Неглинная, протекавшая по восточной части Белого города (старая центральная часть города, включая Кремль), представляла собой, по существу, солоноватый ров. Его предстояло расчистить, расширить, а по берегам засадить деревьями. Рядом с Москвой-рекой должен был быть построен дренажный канал, чтобы предотвратить регулярные наводнения. Китай-город (район к востоку от Красной площади) должен был быть частично снесен и застроен серией больших каменных зданий. За пределами центра города должны были быть снесены старые оборонительные стены и построен ряд кольцевых дорог. Комиссия рекомендовала ввести новые строгие строительные нормы и правила и выделить деньги центрального правительства для оплаты материалов и строительства.

В то время как императрица Екатерина изначально одобрила Генеральный план, этот план встретил яростное сопротивление местных жителей. Средства на предлагаемые улучшения из имперской казны в значительной степени удерживались бюрократией, а местные чиновники и вельможи не желали вмешиваться своими силами. Состоятельные собственники решительно сопротивлялись любым изменениям, предпочитая сохранять стабильную ренту, которую получали жители старых деревянных домов.

В течение десятилетия после Генерального плана был достигнут очень ограниченный прогресс. В ответ в 1786 году городской генерал-губернатор Яков Брюс решил сократить план, чтобы хоть что-то сделать. Он сократил количество квадратов, которые должны были быть построены, рекомендовал отменить предложенную кольцевую дорогу вокруг Белого города и ограничить строительство предполагаемых больших каменных зданий до более управляемого масштаба. Запланированные улучшения Неглинной и Москвы-рек должны были осуществляться в соответствии с планом, поскольку Екатерина дала свое «высочайшее одобрение» менее амбициозным проектам Бриуса.

Именно в связи с этим лейтенанту Ивану Марченкову, военному инженеру, прикомандированному к Московскому плановому управлению, было поручено создать генеральный план Москвы, исходя не только из того, что уже построено, но и из того, что предполагалось построить, согласно Бриусу. план. Марченков в значительной степени полагался на план Горихвостова 1763 года для своего основного шаблона внутреннего города, но добавил много новой информации. В 1789 году карта Марченкова была гравирована Лаврентием Флоровым и напечатана в Москве Тимофеем Полежаевым на средства купца Никиты Кальчугина. Настоящая карта является первым изданием, второе издание выпущено в 179 г.6.

На плане Марченкова сразу бросаются в глаза многочисленные уже построенные и только предполагаемые здания в пригородах между основанным городом и валами Камер-коллегии (крайнее кольцо военной обороны, видимое на карте), многие из которых были церквями. Также заметными являются две внешние кольцевые дороги, предложенные планом 1775 года (самая внутренняя была успешно затоплена Бриусом), Бульварное кольцо (отмечено на карте буквой «Н») и Садовое кольцо, обсаженное деревьями (отмечено как «G» на карте). В то время эти кольцевые дороги еще не были построены, и хотя частичное строительство велось в 179 г.0s, только после Великого московского пожара в 1812 году начался значительный прогресс.

Показан широкий водосборный канал Москвы-реки, образующий остров непосредственно к югу от центра города, хотя проект еще не завершен. Многие из больших каменных зданий, показанных в центре города, например, в Китай-городе, еще не были построены. При этом большая часть общего плана, изображенного Марченковым, в конечном итоге была построена, более или менее, как показано, что сделало эту карту первой действительно современной картой Москвы.

Московский план Марчекова встречается очень редко. Нам известен только один институциональный пример за пределами России (в Библиотеке Конгресса) и только один аукционный рекорд первого издания карты за последние 25 лет.

План — одна из «великих» карт Москвы и, возможно, самая сложная для приобретения.

[План Императорской Столицы Москвы] План Императорскаго Столичного Города Москвы. Сочиненной под наблюдением архитектора Ивана Мичурина в 1739 г.Году.

Прекрасный образец первого плана Москвы, выполненного по научным чертежам архитектором Иваном Федоровичем Мичуриным, изданного в Санкт-Петербурге в 1739 году. , являющийся первым геодезическим планом города. Карта достаточно подробная, на ней показаны все внутренние и внешние районы города, военные сооружения, улицы, площади, парки, реки, каналы и очертания основных зданий. Центром перспективы являются Белый город (самая старая центральная часть города, над которой возвышается Кремль) и Китай-город (район к востоку от Красной площади), оба окруженные старыми стенами, рвами и Неглинной и Москвы-реки. За пределами центра города крайние районы связаны первоначальными следами того, что впоследствии станет Бульварным и Садовым кольцами, одними из самых величественных магистралей Москвы. Элегантную композицию украшает заглавный картуш с аллегорическим олицетворением Москвы-реки, несущей городской щит с изображением Георгия Победоносца, поражающего Змея.

Во время проведения исследования Москва представляла собой средневековый город с узкими лабиринтными улочками, в основном деревянными зданиями и относительно небольшим количеством открытых пространств. В то время как много усилий было направлено на тщательное проектирование новой российской столицы, Санкт-Петербурга (основанного в 1703 году), концепция городского планирования была проклята в Москве, бывшей столице. Строительных норм и правил было немного, и когда они были в книгах, им редко следовали. В городе была ужасная проблема с общественной гигиеной, так как мусорные свалки скапливались прямо рядом с густонаселенными жилыми районами. Это привело к серии пожаров и эпидемий, большинство из которых не произошло бы, если бы городское планирование было хоть наполовину приличным. До деятельности Мичурина не существовало точного обзора Москвы, из-за чего хаотичным городом с населением около 150 000 человек было практически невозможно эффективно управлять.

В ответ в 1731 году императрица Анна Иоанновна (годы правления 1730-40) поручила Ивану Александровичу Мордвинову провести первое научно-систематическое обследование Москвы. После скоропостижной смерти Мординова в 1734 году проект был поручен молодому подающему надежды архитектору Ивану Федоровичу Мичурину, который собрал группу специалистов, в которую вошли Савва Кашинцов, Максим Енкуватов и Алексей Керцов. Законченное обследование Мичурина стало «чертежом», по которому должно было планироваться все развитие города почти на 40 лет.

Как отмечено Альбертом Шмидтом в Архитектура и планировка классической Москвы: история культуры (Американское философское общество, 1989) на стр. 22:

Еще весной 1731 г. появился указ [утверждающий] «так как нет точного плана Москвы, то наши резиденции и дома строятся без порядка, потому и требуем, чтобы был составлен точный план Москвы, больших улиц и малых. Эта задача выпала в конце концов на двух молодых и талантливых петербургских зодчих, Ивана Александровича Мордвинова, а после его преждевременной смерти в 1734 г. — Ивана Федоровича Мичурина.0006

План 1739 г. предлагал совершенно новую перспективу преобразования Москвы и ее предместий вплоть до Компенейского вала. Основанный на геодезической съемке и отображающий тем самым реальную топографию города, на плане были обозначены улицы, переулки, кварталы, крепостные стены и башни, церкви, большие усадьбы, рощи и поля. Несмотря на небольшой масштаб, план служил основой для регулирования улиц, выдачи разрешений и утверждения планов нового строительства до 1775 года.