Хлебниково (Московская область). Хлебниково московская область
Хлебниково (Московская область) Википедия
Хле́бниково — дачный посёлок на берегу Клязьминского водохранилища, с 2003 года микрорайон города Долгопрудного Московской области (старейшее поселение на его территории[1]). В черте посёлка расположена железнодорожная платформа «Хлебниково» Савёловского направления МЖД.
История
Первые документальные упоминания о посёлке (деревне) относятся к XV веку. Тогда Хлебниково принадлежало боярину Я. К. Козодавлеву, чуть позднее И. Н. Траханиотову.
В 1702 году по указу Петра I через Хлебниково была проложена почтовая дорога Москва — Олонец (Дмитровский тракт), в деревне поставлен 1-ый Ям для смены лошадей в почтовых тройках.
В середине XVIII века в Хлебниково имелось 48 дворов, в которых проживало 160 крестьян[2].
В начале XIX века Хлебниково значилось крупной владельческой деревней, расположенной в 24 верстах от Бутырской заставы на Дмитровском тракте. В 84-х её дворах проживало уже 736 человек. При деревне работала почтовая станция.
Удобное географическое положение деревни, вблизи Москвы, на большом торговом тракте, способствовало её активному экономическому развитию и уплотнению застройки. В 90-е годы XIX века Дмитровский тракт стал шоссейной дорогой[3][неавторитетный источник?], где на всём его протяжении установили новые заставы, для сбора пошлины за проезд по Дмитровке. Одна из них находилась в Хлебниково.
В 1897-1898 годах параллельно Дмитровскому тракту, была проложена Московско-Савёловская железная дорога, на ней была открыта станция Хлебниково (19 вёрст от Москвы). В связи с этим к началу XX столетия Хлебниково превратилось в центр живописной дачной местности — любимое место отдыха москвичей.
До строительства канала имени Москвы посёлок Хлебниково размещался по правую сторону железной дороги. В советские времена здесь находились все основные административные, лечебные, образовательные и культурные учреждения. В 1930-31 годах в посёлке начала работать семилетняя школа, разместившаяся в двух зданиях, одно из которых каменное.
Во время строительства канала многие постройки были снесены и затоплены (в том числе и здания семилетней школы), жители затопленной части перенесли свои дома в новый посёлок — Шереметьевский. Часть жителей поселилась по другую сторону железной дороги, создав, таким образом, новую часть посёлка Хлебниково.
Как административная единица посёлок прекратил своё существование в 2003 году, войдя в состав города Долгопрудного.
Современность
Хлебниковский автомобильный мост на почтовой маркеВ настоящее время Хлебниково является микрорайоном в составе города Долгопрудного.
Вдоль берегов Клязьминского водохранилища, расположилась зона отдыха «Хлебниково», где благоприятно сочетаются лесные массивы и песчаные пляжи, площадки для отдыха и занятия спортом. Летом и по выходным в Хлебниково приезжают на отдых тысячи москвичей.
Немаловажную роль в этом играет удобное транспортное сообщение с Москвой. Добраться сюда можно как на автомобиле, электричке, так и на речном транспорте с Северного речного вокзала.
Через акваторию Хлебниково проложены два крупнейших моста Подмосковья, это Хлебниковский железнодорожный и автомобильный мосты.
Хлебниково известно как место ремонта и зимней стоянки пассажирского флота Московского речного пароходства. Здесь располагаются крупнейший Машиностроительно-судоремонтный завод, кирпичный завод, фабрика театральных принадлежностей.
В посёлке дислоцирован Хлебниковский окружной военный госпиталь, где в годы Великой Отечественной войны лечились и проходили реабилитацию воины Красной армии.
Известные люди, связанные с Хлебниково
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Хлебниково (Московская область) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Хлебниково.Хле́бниково — дачный посёлок на берегу Клязьминского водохранилища, с 2003 года микрорайон города Долгопрудного Московской области (старейшее поселение на его территории[1]). В черте посёлка расположена железнодорожная платформа «Хлебниково» Савёловского направления МЖД.
История[ | код]
Первые документальные упоминания о посёлке (деревне) относятся к XV веку. Тогда Хлебниково принадлежало боярину Я. К. Козодавлеву, чуть позднее И. Н. Траханиотову.
В 1702 году по указу Петра I через Хлебниково была проложена почтовая дорога Москва — Олонец (Дмитровский тракт), в деревне поставлен 1-ый Ям для смены лошадей в почтовых тройках.
В середине XVIII века в Хлебниково имелось 48 дворов, в которых проживало 160 крестьян[2].
В начале XIX века Хлебниково значилось крупной владельческой деревней, расположенной в 24 верстах от Бутырской заставы на Дмитровском тракте. В 84-х её дворах проживало уже 736 человек. При деревне работала почтовая станция.
Удобное географическое положение деревни, вблизи Москвы, на большом торговом тракте, способствовало её активному экономическому развитию и уплотнению застройки. В 90-е годы XIX века Дмитровский тракт стал шоссейной дорогой[3][неавторитетный источник?], где на всём его протяжении установили новые заставы, для сбора пошлины за проезд по Дмитровке. Одна из них находилась в Хлебниково.
В 1897-1898 годах параллельно Дмитровскому тракту, была проложена Московско-Савёловская железная дорога, на ней была открыта станция Хлебниково (19 вёрст от Москвы). В связи с этим к началу XX столетия Хлебниково превратилось в центр живописной дачной местности — любимое место отдыха москвичей.
До строительства канала имени Москвы посёлок Хлебниково размещался по правую сторону железной дороги. В советские времена здесь находились все основные административные, лечебные, образовательные и культурные учреждения. В 1930-31 годах в посёлке начала работать семилетняя школа, разместившаяся в двух зданиях, одно из которых каменное.
Во время строительства канала многие постройки были снесены и затоплены (в том числе и здания семилетней школы), жители затопленной части перенесли свои дома в новый посёлок — Шереметьевский. Часть жителей поселилась по другую сторону железной дороги, создав, таким образом, новую часть посёлка Хлебниково.
Как административная единица посёлок прекратил своё существование в 2003 году, войдя в состав города Долгопрудного.
Современность[ |
ru-wiki.ru
Хлебниково (Московская область) Вики
У этого термина существуют и другие значения, см. Хлебниково.История[ | код]
Первые документальные упоминания о посёлке (деревне) относятся к XV веку. Тогда Хлебниково принадлежало боярину Я. К. Козодавлеву, чуть позднее И. Н. Траханиотову.
В 1702 году по указу Петра I через Хлебниково была проложена почтовая дорога Москва — Олонец (Дмитровский тракт), в деревне поставлен 1-ый Ям для смены лошадей в почтовых тройках.
В середине XVIII века в Хлебниково имелось 48 дворов, в которых проживало 160 крестьян[2].
В начале XIX века Хлебниково значилось крупной владельческой деревней, расположенной в 24 верстах от Бутырской заставы на Дмитровском тракте. В 84-х её дворах проживало уже 736 человек. При деревне работала почтовая станция.
Удобное географическое положение деревни, вблизи Москвы, на большом торговом тракте, способствовало её активному экономическому развитию и уплотнению застройки. В 90-е годы XIX века Дмитровский тракт стал шоссейной дорогой[3][неавторитетный источник?], где на всём его протяжении установили новые заставы, для сбора пошлины за проезд по Дмитровке. Одна из них находилась в Хлебниково.
В 1897-1898 годах параллельно Дмитровскому тракту, была проложена Московско-Савёловская железная дорога, на ней была открыта станция Хлебниково (19 вёрст от Москвы). В связи с этим к началу XX столетия Хлебниково превратилось в центр живописной дачной местности — любимое место отдыха москвичей.
До строительства канала имени Москвы посёлок Хлебниково размещался по правую сторону железной дороги. В советские времена здесь находились все основные административные, лечебные, образовательные и культурные учреждения. В 1930-31 годах в посёлке начала работать семилетняя школа, разместившаяся в двух зданиях, одно из которых каменное.
Во время строительства канала многие постройки были снесены и затоплены (в том числе и здания семилетней школы), жители затопленной части перенесли свои дома в новый посёлок — Шереметьевский. Часть жителей поселилась по другую сторону железной дороги, создав, таким образом, новую часть посёлка Хлебниково.
Как административная единица посёлок прекратил своё существование в 2003 году, войдя в состав города Долгопрудного.
Современность[ | код]
Хлебниковский автомобильный мост на почтовой маркеВ настоящее время Хлебниково является микрорайоном в составе города Долгопрудного.
Вдоль берегов Клязьминского водохранилища, расположилась зона отдыха «Хлебниково», где благоприятно сочетаются лесные массивы и песчаные пляжи, площадки для отдыха и занятия спортом. Летом и по выходным в Хлебниково приезжают на отдых тысячи москвичей.
Немаловажную роль в этом играет удобное транспортное сообщение с Москвой. Добраться сюда можно как на автомобиле, электричке, так и на речном транспорте с Северного речного вокзала.
Через акваторию Хлебниково проложены два крупнейших моста Подмосковья, это Хлебниковский железнодорожный и автомобильный мосты.
Хлебниково известно как место ремонта и зимней стоянки пассажирского флота Московского речного пароходства. Здесь располагаются крупнейший Машиностроительно-судоремонтный завод, кирпичный завод, фабрика театральных принадлежностей.
В посёлке дислоцирован Хлебниковский окружной военный госпиталь, где в годы Великой Отечественной войны лечились и проходили реабилитацию воины Красной армии.
Известные люди, связанные с Хлебниково[ | код]
Примечания[ | код]
Ссылки[ | код]
ru.wikibedia.ru
Хлебниково: от первого упоминания до начала XX века
Начиная с XII века Москву и Дмитров связывал Дмитровский тракт. Эта дорога брала свое начало от Воскресенских ворот Московского Кремля и шла по нынешней Большой и Малой Дмитровке, Долгоруковской и Новослободской улицам мимо Бутырской заставы и далее по нынешнему Дмитровскому шоссе через Дмитров к Калязину.
Село Собакино, в которое входили деревни Хлебниково и Капустино, располагалось вдоль Большой Дмитровской дороги по обеим сторонам. Река Клязьма протекала через Хлебниково и пересекала Дмитровский тракт практически под прямым углом. Через реку был проложен мост. Вокруг деревни лежали пахотные земли, пересеченные оврагами и ручьями, стекавшими в Клязьму. Один из таких ручьев пересекал деревенскую улицу, два других - огибали ее.В 1623 г. земли принадлежали князю Юрию Яншеевичу Сулешову, затем Хлебниково на Клязьме и Капустино на реке Созонье были переданы его внуку Ивану Мурзину, сыну Юсупова. Впоследствии хозяином стал князь Яков Кудепетович Черкасский, представитель русско-кабардинского рода. В 1646 году после возведения деревянной церкви во имя Николая Чудотворца село Собакино стало называться Никольское-Собакино. В 1667 году хозяином становится сын Якова Черкасского, князь Михаил.
В 1702 году Петр I велел было через Хлебниково от Москвы до Олонца проложить почтовую дорогу и поставить здесь 1-й Ям для смены лошадей в почтовых тройках.
После же смерти Михаила, Никольское в 1713 году по наследству досталось его сыну, князю Алексею Михайловичу Черкасскому.
В 1743 (1757?) году Хлебниково и ряд окрестных селений (Капустино, Шолохово, Новосильцево, Троицкое) перешли во владение графа Петра Борисовича Шереметева (1713-1788) в качестве приданного за Варвару Александровну Черскасскую. Во владении Шереметьевых они пробыли до 1917 года.
В 1767 году Хлебниково и Капустино были приписаны к селу Никольскому и состояли в Московском уезде Манатине-Быкове и Коровине стане, а в 80-е годы ХVIII века по новому административному делению вошли в Воскресенский уезд.
Село Никольское, а свою очередь, было приписано к селу Троицкому-Шереметьево. Деревня Хлебниково была соединена с Никольским, а также близлежащими Спасским-Павельцевым, Жаворонковым, и через реку Клязьма с селом Троицким проселочными дорогами. К востоку от Хлебниково находился Покровский погост.
В середине XVIII века в Хлебниково имелось 48 дворов. В них проживало 160 крестьян. В то деревня Хлебниково насчитывала 56 дворов. До закрытия Никольского храма Николая Угодника хлебниковские крестьяне составляли основную массу его прихожан, так как в селе Никольском крестьянских дворов не существовало.
22 ноября 1777 года, при Петре Борисовиче Шереметеве, церковь Николая Чудотворца в Никольском-Собакине была упразднена по причине ветхости и неимения "довольного числа церковной утвари".
То же самое произошло и с деревянной церковью во имя иконы Покрова Пресвятой Богородицы, расположенной на Покровском погосте, который находился восточнее деревни Хлебниково, через речку Еремку, впадающую в Клязьму. Покровская церковь после упразднения превратилась в кладбищенскую часовню и до наших дней не сохранилась.
Прихожане стали посещать церковь Живоначальной Троицы в селе Троицком-Шереметьево. Каменная двухэтажная церковь была построена в 1704 году при князе М.Я. Черкасском, которому эта местность досталась в приданное за дочь Марфу от князя Я.Н. Одоевского, а впоследствии ставшая владением их внучки, в замужестве Шереметьевой.
Верхняя ее часть, посвященная Святой Троицы с приделами Преподобного Сергия (южный) и Покрова Пресвятой Богородицы (северный), не отапливалась. Третий, нижний придел св. Афанасия и Кирилла был теплым и принадлежал самому графу Петру Борисовичу Шереметьеву.
Первый исследователь Москвы и Московской провинции Г.Ф. Миллер, предпринявший в мае 1779 года поездку в Дмитров, пишет: "Клязьма - та самая река, через которую переезжают по Троицкой дороге , - течет в двух верстах от Виноградовой и в 20 верстах от Москвы поперек дороги... В сем месте есть через Клязьму мост. Волость обер-камергера графа Шереметева простирающаяся вдоль дороги на 4 версты в ширину и на 16 вер(ст) в длину, начинается с деревни Хлебниковой, которая на берегу реки Клязьма. В ней стоит 48 крестьянских дворов... Здесь переменили опять лошадей, что удержало меня вдругорядь часа с три, а между тем наступила ночь. Продолжал я путь мой чтоб следующего утра прибыть в Дмитров. Сухарева - дер(евня), 10 верст от Хлебниковой, исстари патриаршеская, ныне економическая деревня из 30 дворов..."
«Месяцеслов», изданный в Санкт-Петербурге в 1845 году пишет о прогонных деньгах, платимых по подорожным, на версту и лошадь: «В Российской Империи по три копейки серебром с версты. Между:…Москвою и станциями…Хлебниковой 24 версты».
Удобное географическое местоположение деревни Хлебниково вблизи Москвы на большом торговом тракте способствовало ее активному экономическому развитию и дальнейшему уплотнению застройки.
В начале XIX века Хлебниково значилось крупной владельческой деревней, расположенной в 24 верстах от Бутырской заставы на Дмитровском тракте. В 84-х ее дворах проживало уже 736 человек. При деревне работала почтовая станция. Планировка Хлебниково в 50-60-е годы XIX столетия сохраняла исторически сложившийся характер линейной двухсторонней застройки Дмитровского тракта. Параллельно руслу реки Клязьма появились новые строения, которые также представляли собой несколько линий домов к востоку и западу от тракта, с беспорядочно разбросанными между ними отдельными дворами. Плотность застройки постепенно увеличивалась. При этом более развитой оказалась западная часть деревни с густой сетью проселочных дорог по сравнению с восточной частью, лежащей на заболоченном берегу реки Клязьмы, русло которой круто петляло в этом месте.
После отмены крепостного права помещик граф Дмитрий Николаевич Шереметев, гофмейстер Императорского двора, предоставил своим временно-обязанным крестьянам Московского уезда Троицкой волости Хлебниковского сельского общества «деревню Хлебниково приобрести в собственность с усадебной их оседлостью поземельный надел».
В 1875 году в Хлебниково была открыта первая школа, которую построили крестьяне. Ее посещали местные дети и дети села Троицкого и деревни Капустино.
В 90-е годы XIX века административно Хлебниково находилось во 2-м стане Троицкой волости Московского уезда, куда входили и соседние села Павельцево, Котово, Виноградово и деревни Клязьма, Капустино и др. Население Хлебниково составляло 744 человека. Здесь размещалась квартира урядника. На территории деревни находилось шерстопрядильное и ткацкое заведение Торгового дома М. М. Синицына с 87 рабочими, чуть позже открылся кирпичный завод Гаша.
На углу Московской и Советской улиц сохранился кирпичный ныне двухэтажный дом богатых селян Грибовых, построенный в XIX в. Как рассказывают старожилы, в этом доме была чайная, магазин, что обслуживал жителей Хлебниково.
Известно, что отдельные семьи занимались кустарным производством жостовского подноса. Расписные подносы составляли неотъемлемую часть старого русского быта. Их можно было встретить в трактире или чайной, они украшали праздничный стол, сопровождали степенное чаепитие в крестьянском или купеческом доме, семье городского ремесленника или чиновника.
Примерно в это же время Дмитровский тракт шоссировали, на всем его протяжении установили новые заставы, где собирали пошлину за проезд по Дмитровке. Одна из них расположилась в Хлебниково. В Москву везли строительные материалы, топливо, изделия кустарного производства, пищевые продукты. Из столицы брали в основном бакалейные и галантерейные товары.
В 1897-98 годах началось строительство Савеловской железной дороги. Она проходила западнее Дмитровского тракта и деревни Хлебниково через лесной массив.
26 января 1901 года министр путей сообщения князь М.И. Хилков докладывал императору Николаю II об открытии «правильного движения от станции Бескудниково до Савелово». Станция Хлебниково располагалась на 19 версте от Москвы.
В календаре за 1905 год (издательство В. Гатцука, г.Москва) Хлебниково стоит в числе, станций открытых в 1901 году по Савеловской железной дороге.
Савеловская железная дорога долгое время была одноколейной, однако при увеличении количества поездов в Бескудниково, Хлебниково, Лобне и других узловых станциях были построены разъездные пути. Поезд останавливался, ждал встречного, затем отправлялся в дальнейший путь.
Местоположение старой платформы Хлебниково отличалось от современного. Она находилась на Островке, на территории нынешнего судоремонтного завода (ХМСЗ). Недалеко от станции располагались почта и медпункт. По воспоминаниям Шохиной Л.А., которая жила в Долгопрудном с начала 30-х гг. XX века, и возила свою дочь, родившуюся в1933 году, в детскую консультацию в Хлебниково: «Канала тогда еще не было, и поселок Хлебниково располагался по правую сторону ж.д. полотна. На этом месте сейчас проходит канал. Лекарства также заказывали и покупали в Хлебниковской аптеке».
Возле современной станции Хлебниково до сих пор сохранилась невысокая насыпь одноколейной дороги (к востоку от новой высокой насыпи), остатки опор старого железнодорожного моста через небольшую речушку, протекающую под насыпью параллельно каналу. По воспоминаниям старожилов Долгопрудного, сама старая станция Хлебниково располагалась на том самом месте, где сейчас течет канал.
Хлебниково в XX веке. Читать дальше...
sirin-from-shrm.livejournal.com
Хлебниково (посёлок) Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Хлебниково.Хле́бниково — дачный посёлок на берегу Клязьминского водохранилища, с 2003 года микрорайон города Долгопрудного Московской области (старейшее поселение на его территории[1]). В черте посёлка расположена железнодорожная платформа «Хлебниково» Савёловского направления МЖД.
История
Первые документальные упоминания о посёлке (деревне) относятся к XV веку. Тогда Хлебниково принадлежало боярину Я. К. Козодавлеву, чуть позднее И. Н. Траханиотову.
В 1702 году по указу Петра I через Хлебниково была проложена почтовая дорога Москва — Олонец (Дмитровский тракт), в деревне поставлен 1-ый Ям для смены лошадей в почтовых тройках.
В середине XVIII века в Хлебниково имелось 48 дворов, в которых проживало 160 крестьян[2].
В начале XIX века Хлебниково значилось крупной владельческой деревней, расположенной в 24 верстах от Бутырской заставы на Дмитровском тракте. В 84-х её дворах проживало уже 736 человек. При деревне работала почтовая станция.
Удобное географическое положение деревни, вблизи Москвы, на большом торговом тракте, способствовало её активному экономическому развитию и уплотнению застройки. В 90-е годы XIX века Дмитровский тракт стал шоссейной дорогой[3][неавторитетный источник?], где на всём его протяжении установили новые заставы, для сбора пошлины за проезд по Дмитровке. Одна из них находилась в Хлебниково.
В 1897-1898 годах параллельно Дмитровскому тракту, была проложена Московско-Савёловская железная дорога, на ней была открыта станция Хлебниково (19 вёрст от Москвы). В связи с этим к началу XX столетия Хлебниково превратилось в центр живописной дачной местности — любимое место отдыха москвичей.
До строительства канала имени Москвы посёлок Хлебниково размещался по правую сторону железной дороги. В советские времена здесь находились все основные административные, лечебные, образовательные и культурные учреждения. В 1930-31 годах в посёлке начала работать семилетняя школа, разместившаяся в двух зданиях, одно из которых каменное.
Во время строительства канала многие постройки были снесены и затоплены (в том числе и здания семилетней школы), жители затопленной части перенесли свои дома в новый посёлок — Шереметьевский. Часть жителей поселилась по другую сторону железной дороги, создав, таким образом, новую часть посёлка Хлебниково.
Как административная единица посёлок прекратил своё существование в 2003 году, войдя в состав города Долгопрудного.
Современность
Хлебниковский автомобильный мост на почтовой маркеВ настоящее время Хлебниково является микрорайоном в составе города Долгопрудного.
Вдоль берегов Клязьминского водохранилища, расположилась зона отдыха «Хлебниково», где благоприятно сочетаются лесные массивы и песчаные пляжи, площадки для отдыха и занятия спортом. Летом и по выходным в Хлебниково приезжают на отдых тысячи москвичей.
Немаловажную роль в этом играет удобное транспортное сообщение с Москвой. Добраться сюда можно как на автомобиле, электричке, так и на речном транспорте с Северного речного вокзала.
Через акваторию Хлебниково проложены два крупнейших моста Подмосковья, это Хлебниковский железнодорожный и автомобильный мосты.
Хлебниково известно как место ремонта и зимней стоянки пассажирского флота Московского речного пароходства. Здесь располагаются крупнейший Машиностроительно-судоремонтный завод, кирпичный завод, фабрика театральных принадлежностей.
В посёлке дислоцирован Хлебниковский окружной военный госпиталь, где в годы Великой Отечественной войны лечились и проходили реабилитацию воины Красной армии.
Известные люди, связанные с Хлебниково
Примечания
Ссылки
wikiredia.ru
Хлебниково (микрорайон Долгопрудного) - это... Что такое Хлебниково (микрорайон Долгопрудного)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Хлебниково.Хле́бниково — дачный посёлок на берегу Клязьминского водохранилища, с 2003 года микрорайон города Долгопрудного Московской области (старейшее поселение на его территории[1]). В черте посёлка расположена железнодорожная платформа «Хлебниково» Савёловского направления МЖД.
История
Первые документальные упоминания о посёлке (деревне) относятся к XV веку. Тогда Хлебниково принадлежало боярину Я. К. Козодавлеву, чуть позднее И. Н. Траханиотову.
В 1702 году по указу Петра I через Хлебниково была проложена почтовая дорога Москва — Олонец (Дмитровский тракт), в деревне поставлен 1-ый Ям для смены лошадей в почтовых тройках.
В середине XVIII века в Хлебниково имелось 48 дворов, в которых проживало 160 крестьян.
В начале XIX века Хлебниково значилось крупной владельческой деревней, расположенной в 24 верстах от Бутырской заставы на Дмитровском тракте. В 84-х её дворах проживало уже 736 человек. При деревне работала почтовая станция.
Удобное географическое положение деревни, вблизи Москвы, на большом торговом тракте, способствовало её активному экономическому развитию и уплотнению застройки. В 90-е годы ХIХ века Дмитровский тракт стал шоссейной дорогой[2][неавторитетный источник?], где на всём его протяжении установили новые заставы, для сбора пошлины за проезд по Дмитровке. Одна из них находилась в Хлебниково.
В 1897-1898 годах параллельно Дмитровскому тракту, была проложена Московско-Савёловская железная дорога, на ней была открыта станция Хлебниково (19 вёрст от Москвы). В связи с этим к началу ХХ столетия Хлебниково превратилось в центр живописной дачной местности — любимое место отдыха москвичей.
До строительства канала имени Москвы посёлок Хлебниково размещался по правую сторону железной дороги. В советские времена здесь находились все основные административные, лечебные, образовательные и культурные учреждения. В 1930-31 годах в посёлке начала работать семилетняя школа, разместившаяся в двух зданиях, одно из которых каменное.
Во время строительства канала многие постройки были снесены и затоплены (в том числе и здания семилетней школы), жители затопленной части перенесли свои дома в новый посёлок — Шереметьевский. Часть жителей поселилась по другую сторону железной дороги, создав, таким образом, новую часть посёлка Хлебниково.
Как административная единица посёлок прекратил своё существование в 2003 году, войдя в состав города Долгопрудного.
Современность
Хлебниковский автомобильный мост на почтовой маркеВ настоящее время Хлебниково является микрорайоном в составе города Долгопрудного.
Вдоль берегов Клязьминского водохранилища, расположилась зона отдыха «Хлебниково», где благоприятно сочетаются лесные массивы и песчаные пляжи, площадки для отдыха и занятия спортом. Летом и по выходным в Хлебниково приезжают на отдых тысячи москвичей.
Немаловажную роль в этом играет удобное транспортное сообщение с Москвой. Добраться сюда можно как на автомобиле, электричке, так и на речном транспорте с северного речного вокзала.
Через акваторию Хлебниково проложены два крупнейших моста подмосковья, это Хлебниковский железнодорожный и автомобильный мосты.
Хлебниково известно как место ремонта и зимней стоянки пассажирского флота Московского речного пароходства. Здесь располагаются крупнейший Машиностроительно-судоремонтный завод, кирпичный завод, фабрика театральных принадлежностей.
В посёлке дислоцирован Хлебниковский окружной военный госпиталь, где в годы Великой Отечественной войны лечились и проходили реабилитацию войны Красной армии.
Известные люди, связанные с Хлебниково
- Гастелло, Николай Францевич — знаменитый лётчик, Герой Советского Союза, проживал в посёлке с 1930 по 1932 год;
- Киселёв, Степан Васильевич — военный врач, Герой Советского Союза, бывший заместитель начальника Хлебниковского окружного военного госпиталя, полковник медицинской службы, проживал в посёлке с 1961 по 1995 год;
- Кретов, Николай Фёдорович — прославленный танкист, Герой Советского Союза, 22 августа 1942 года был ранен в сражении под Козельском и в тяжёлом состоянии доставлен в Хлебниковский военный госпиталь. В течение двух недель врачи боролись за его жизнь, но тщетно. 7 сентября 1942 года Н. Ф. Кретов умер и был похоронен на противоположном берегу водохранилища, в Котово (Мысово).
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Микрорайон Хлебниково - Долгопрудный | квартал/микрорайон
Микрорайон Хлебниково в составе города Долгопрудного Московской области.Самым первым упоминанием из всех сел и деревень, образовавших город Долгопрудный, если судить по документу 1498 года, была деревня Хлебниково. Деревня Хлебниково была расположена по обеим сторонам Большой Дмитровской дороги, идущей от Москвы к северу, и вдоль реки Клязьма. В Хлебниково дорога уклонялась на запад, после чего за деревней вновь уходила в северо-восточном направлении. Вокруг деревни лежали пахотные земли, пересеченные оврагами и ручьями, стекавшими в Клязьму. Один из таких ручьев пересекал деревенскую улицу, два других - огибали ее. Документальные упоминания о Хлебниково относятся к XV веку, когда оно принадлежало Я.К. Козодавлю. В 1498 г. он променял его Великому князю, от которого эта земля перешла к Траханиотову. В 1623 г. эти земли уже принадлежали князю Ю.Я.Сулешову, затем князю И.М. Юсупову. Впоследствии хозяевами стали князья Черкасские, представители русско-кабардинского рода.
"Месяцеслов", изданный в Санкт-Петербурге в 1845 году пишет о прогонных деньгах, платимых по подорожным, на версту и лошадь: "В Российской Империи по три копейки серебром с версты. Между: ...Москвою и станциями... Хлебниковой 24 версты". В начале XIX века Хлебниково значилось крупной владельческой деревней, расположенной в 24 верстах от Бутырской заставы на Дмитровском тракте. В 84-х ее дворах проживало уже 736 человек. При деревне работала почтовая станция. Планировка Хлебниково в 50-60-е годы XIX столетия сохраняла исторически сложившийся характер линейной двухсторонней застройки Дмитровского тракта. Параллельно руслу реки Клязьма появившиеся новые строения также представляли собой несколько линий домов к востоку и западу от тракта, с беспорядочно разбросанными между ними отдельными дворами. Плотность застройки постепенно увеличивалась. При этом более развитой оказалась западная часть деревни, с густой сетью проселочных дорог, по сравнению с восточной частью, лежащей на заболоченном берегу реки Клязьмы, русло которой круто петляло в этом месте. После отмены крепостного права помещик граф Дмитрий Николаевич Шереметев, гофмейстер Императорского двора, предоставил своим временно-обязанным крестьянам Московского уезда Троицкой волости Хлебниковского сельского общества "деревню Хлебниково приобрести в собственность с усадебной их оседлостью поземельный надел".
В 90-е годы XIX века административно Хлебниково находилось во 2-м стане Троицкой волости Московского уезда, куда входили и соседние села Павельцево, Котово, Виноградово и деревни Клязьма, Капустино и др. Население Хлебниково составляло 744 человека. Здесь размещалась квартира урядника. На территории деревни находилось шерстопрядильное и ткацкое заведение Торгового дома М.М. Синицына, чуть позже открылся кирпичный завод Гаша. Удобное географическое месторасположение деревни Хлебниково вблизи Москвы, на большом торговом тракте, способствовало ее активному экономическому развитию и дальнейшему уплотнению застройки.
Примерно в это же время Дмитровский тракт шоссировали, на всем его протяжении установили новые заставы, где собирали пошлину за проезд по Дмитровке. Одна из них расположилась в Хлебниково. В Москву везли строительные материалы, топливо, изделия кустарного производства, пищевые продукты. Из столицы брали в основном бакалейные и галантерейные товары.
В 1897-98 годах началось строительство Савеловской железной дороги. Она проходила западнее Дмитровского тракта и деревни Хлебниково.
26 января 1901 года министр путей сообщения князь М.И. Хилков докладывал императору Николаю II об открытии "правильного движения от станции Бескудниково до Савелово". В 1902 году вступил в строй Савеловский вокзал. Он практически замкнул череду столичных пассажирских станций, больше в Москве вокзалов не строили.
И хотя перед Октябрьской революцией Хлебниково оставалось еще довольно большим населенным пунктом (здесь работала шерстопрядильная фабрика с 87 работниками, существовал напилочный завод А. Г. Прейса с 48 рабочими, имелись трехклассное земское училище и больница при кирпичном заводе Гаша), с постройкой же железной дороги экономическое значение Дмитровского тракта и лежащей на нем деревни Хлебниково, удаленной от станции, значительно снизилось.
Самая старинная улица в Хлебниково, на которой сохранился дом постройки XIX века - Московская. Она шла от поворота с Дмитровской дороги (до сих пор в 60-70 сантиметрах под водой сохранился ее "фундамент", что у шоссейного старого моста) параллельно реке Клязьма, на запад (через Водники) и поворачивала у оврага в районе села Павельцево на Дмитров.
На углу Московской и Советской улиц сохранился кирпичный двухэтажный дом богатых селян Грибовых. Как рассказывают старожилы, в этом доме была чайная, магазин, который обслуживал жителей Хлебниково.
Источник - mosoblpress.ru/dolgieprudu/show.shtml?d_id=447
wikimapia.org