Хрусталев александр анатольевич: Хрусталев Александр | Лица | RuCompromat

Александр Хрусталев – Картина дня – Коммерсантъ










946












5 мин.





























Халиль Аминов: Здравствуйте, меня зовут Халиль Аминов, я журналист газеты «Коммерсантъ», и сегодня «Коммерсантъ» приехал в гости к Александру Хрусталёву, председателю совета директоров «НДВ Групп». Мы поговорим о том, где сейчас находится российский бизнес, и что его ждёт в будущем.

Александр Анатольевич Хрусталёв, владелец и генеральный директор компании «НДВ-Недвижимость», председатель совета директоров «НДВ Групп». Закончил Тверской государственный технический университет и американский институт управления недвижимостью IREM. Начинал карьеру на позиции брокера в агентстве недвижимости, в 1998 году стал учредителем компании, позже названной «НДВ-Недвижимость».

Халиль Аминов: Здравствуйте.

Александр Хрусталев: Здравствуйте, Халиль.

Халиль Аминов: Вы когда-то начинали свой бизнес рынка недвижимости, Вы продолжаете этим заниматься? Или вы как-то трансформировались?

Александр Хрусталев: Да, мы уже 20 лет назад как начали, и, да, мы изменились, но из недвижки никуда не ушли. Мы также диверсифицировались сейчас, например, в направление, связанное с вертолётами, занимаемся строительством гостиниц. Пока ещё ничего не открыли, но строим. Но из недвижимости мы никуда не уходим. Недвижимость имеет понятный потенциал. Почему? Потому что у нас на сегодняшний день в стране люди, которым требуется улучшение жилищных условий – это более 60%, вы понимаете…

Халиль Аминов: … сколько лет нужно строить, чтобы обеспечить…

Александр Хрусталев : ну видимо, пока не обеспечим . Сейчас только 10-15% людей могут себе это позволить, это те, у кого есть деньги – а у остальных этих денежных средств нет. Но ситуация будет регулироваться на уровне экономики. Будет у нас инфляция 4-5%, соответственно, ипотека будет уже 6-7%, тогда как прибавление 1% даёт примерно 5% прироста покупателей. Вот сейчас мы планируем, что в ближайшее время на 1,5-2% будет снижена ипотека, это даст 10-15% покупательского спроса.

«НДВ-Недвижимость» с 2008 года занимает лидирующие позиции на российском рынке недвижимости. Доля компании составляет 20% от общего объёма продаж строящегося жилья в Москве и Московской области. «НДВ-Недвижимость» входит в состав холдинга «НДВ Групп».

Халиль Аминов: Что будет с недвижимостью в московском регионе вот на Ваш взгляд: будет рост, будет стагнация, или мы будем ждать какие-то другие тренды?

Александр Хрусталев: Рост до конца года будет по жилой недвижимости Москвы плюс 10%. Это обусловлено, в первую очередь, всё-таки увеличением себестоимости строительных материалов – что объективно понятно. Надеюсь, государство будет продолжать субсидировать строительную отрасль. Ну и, конечно, еще одна, скорее, основная причина – это то, что сейчас девелоперы продают практически на уровне инвестиционной себестоимости.

Халиль Аминов: Мне бы хотелось задать вопрос, он связан с развитием проекта «Хелипорт», реализацию которого вы начали несколько лет назад. Расскажите, пожалуйста, с чего это всё начиналось, и с какими трудностями Вам приходилось сталкиваться в процессе?

Александр Хрусталев: Ну, с чего начиналось? Начиналось с обыкновенной любви к вертолётам. Научился летать. После этого понял, что вертолёты должны храниться и обслуживаться в нормальном месте, и какая-то должна быть совершенно другая философия ведения бизнеса. Мы видим, как в других странах (в Америке, в Европе), используется воздушный транспорт, вертолеты. Это удобно и просто, это очень популярный транспорт. То есть, у нас много лет это было на уровне любительства, на уровне неких энтузиастов. Вот поэтому принял решение купить сначала площадку небольшую, чтобы просто хранить вертолет, а потом понял, что у меня много друзей, которые тоже увлеклись вертолетами – и им тоже было нужно такое место. В общем-то, как-то так пошло.

«Хелипорты России» — проект по созданию крупнейшей в России сети вертолётных комплексов, — кроме Москвы и Московской области, охватывает также семь областных и краевых центров страны, от Брянска до Новосибирска. На данный момент вертолётные комплексы проекта обслуживают порядка 250 воздушных судов, из них около 20 – собственных вертолётов компании. Спектр услуг «Хелипортов» — от продажи вертолётов до авиационного туризма и обучения.

Халиль Аминов: Насколько этот проект позволяет решить, скажем, транспортные проблемы, которые, так или иначе, существуют в каждом регионе вашего присутствия?

Александр Хрусталев: Ну, вертолёт, конечно, никогда наверно не сможет, соревноваться с автомобилями или железнодорожным транспортом, или с самолётами, но то, что он может быть реальной альтернативной, может быть необходим и полезен, это точно. Например, есть санитарная авиация, которая у нас пока не развита (оперативная доставка больных в медицинские центры). Для примера, Польша (мы понимаем размер примерно Польши на карте) закупила 400 вертолётов Bell 407 только для санавиации. У нас во всей нашей стране их меньше десяти. Вот такое соотношение.

Наши пилоты вошли в отряд «Кобра» — это специализированная пожарно-спасательная группа. Например, лечу я на вертолёте, вижу пожар, нажимая на кнопку, фотографирую, у меня сразу информация с координатами попадает в центр, где происходит пожар. Вертолётов у нас только вот в эти выходные летает более ста. Вы понимаете, какой объём территории мы охватываем. И это только в этом направлении. Какие ещё проблемы решает вертолет? Решает проблему доставки пассажиров в аэропорты, выполняется задачи бизнеса. Это так называемые «деловые перевозки». Но говорить о том, что вертолётное сообщение что-то изменило кардинально, пока, наверное, здесь ещё рано (пока!). Но в других регионах, более отдаленных, вертолет очень важен. Я летал недавно на Камчатку — там, действительно, большие вертолёты, МИ-8, порядка, наверное, 20-25 штук, — и очередь стоит постоянно. Это также распространено и во всём мире: среди известных дальних регионов — Канада, Аляска… В целом, чтобы поставить работу на серьёзный уровень, необходимо получить статус коммерческого эксплуатанта, то есть лицензию на коммерческие перевозки* (во время подготовки материала такой сертификат был получен «Хелипорт М») Это будет новая веха, и в наше постсоветское время будет работать созданная авиакомпания, а не перешедшая «кому-то и как-то там»…

Халиль Аминов: То есть это будет новая авиакомпания, созданная с нуля?

Александр Хрусталев: Новая авиакомпания, созданная с нуля, это вообще отдельное направление, потому что секторов- направлений в наших «Хелипортах» достаточно большое количество. Это продажа вертолётов, обслуживание вертолётов, детайлинг так называемый, тюнинг вертолётов, их доработка. Мы ещё занимаемся и разработкой собственных вертолётов – это, знаете, год-полтора, двигаемся-двигаемся, потом останавливаемся, потом возвращаемся обратно, но мы придумываем что-то нечто.

Халиль Аминов: Насколько бизнес готов трансформироваться? Есть ли у нас кризис идей?

Александр Хрусталев: Вы знаете, у нас нет кризиса идей, у нас есть кризис в стране условий для бизнеса. Сейчас у бизнеса, мне кажется (вот я бизнесом занимаюсь уже 20 лет) последние два-три года я не видел такого беспрецедентного давления на бизнес. Я не говорю, что идут какие-то прямые угрозы для бизнеса. Я могу сказать, что идет беспрецедентная проверочная деятельность всего бизнеса. Налоговая, следственные органы, запросы, федеральные какие-то там, каких только обществ нету, понимаете: запросы-ответы-запросы-ответы? Либо мы будем в тупике, и я считаю, что мы подошли к нему, либо мы должны кардинально развернуться, защищать бизнес, создавать министерство по развитию бизнеса, чтобы это министерство не возглавил чей-то сын, чей-то друг, а просто этот министерство должен возглавить человек, который реально будет заниматься развитием бизнеса. У нас очень умное население, у нас очень умный бизнес, у нас большая территория, мы потенциально готовы вообще изменить мир.

Халиль Аминов: Спасибо большое, это был последний вопрос. Мы были в гостях у Александра Хрусталева, председателя совета директоров НДВ Групп.

Александр Хрусталев: Спасибо.

1027739140890,телефон, юридический адрес, схема проезда, контакты

Копировать все реквизиты

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЭЛКОТЕХ»



История изменений

Присутствие в реестрах













Доля на рынке свыше 35%*****
Стратегическое предприятие*****
Существенное влияние на отрасль*****
ЮЛ является правопреемником стратегического предприятия*****
Cистемообразующее предприятие*****
Правопреемник cистемообразующего предприятия*****
Позиция акционера определяется Правительством РФ*****
Деятельность отнесена к категории высокого риска*****
Российские компании-экспортеры*****
Мораторий на возбуждение дел о банкротстве*****
Ограничительные меры*****
Субъекты микрофинансирования*****

Учредители (участники) ООО «ЭЛКОТЕХ»

Похожие компании

ООО «ЭКСПОЛЮКС»


115477, город Москва, ул. Деловая, д. 11 корп. . 1, кабинет 208

ИНН: 5018080863

ОГРН: 1025002033913

ООО «ПИКОСЕЛЛ»


121108, г.Москва, вн.тер.г. Муниципальный Округ Фили-Давыдково, ул Ивана Франко, д. 4, к. 3, ком. 9,10

ИНН: 5041014361

ОГРН: 1025005243031

ООО «ФИРМА ДИАМОНД»


127106, город Москва, пр-д Нововладыкинский, д. 8 стр. 4, оф. 200 этаж 2

ИНН: 7718032178

ОГРН: 1027700039289

ООО «КОНЦЕРН НОМИНАЛ»


125476, город Москва, ул. Василия Петушкова, д. 3 стр. 1, этаж 3 пом 64

ИНН: 7705441166

ОГРН: 1027700393060

ООО «ЭКЛЕКТИК АУДИО»


123098, город Москва, ул. Маршала Василевского, д. 5 корп. . 1, кв. 56

ИНН: 7714254941

ОГРН: 1027700571348

ООО «СЕРВИС КОМПЬЮТЕРОВ»


125047, город Москва, пер. Оружейный, д. 13 стр. 3, этаж 1,пом.II,ком.3,оф.7

ИНН: 7710439250

ОГРН: 1027710011779

ООО «РАДИАН»


107023, город Москва, пер. Мажоров, д. 14 стр. 21, этаж 1 комната 199

ИНН: 7719256540

ОГРН: 1027719008976

ООО «РТД-УНИВЕРСАЛ ЭЛЕКТРОНИКС»


109428, город Москва, пр-кт Рязанский, д. 22 корп. . 2, э 5п XI ком 2 рм 6

ИНН: 7721243676

ОГРН: 1027721000933

ООО «СК — СИСТЕМЫ»


115162, город Москва, улица Мытная, д. 23 корп. 1, этаж 1 пом X ком 6

ИНН: 7725208168

ОГРН: 1027725009751

1 Источник данных: ЕГРЮЛ

2 Единый федеральный реестр сведений о банкротстве

Вопросы и ответы с российским магнатом, ставшим королем вертолетов

Год назад рынок частных вертолетов в России практически не существовал.

Были компании, летающие на двух или трех вертолетах, часто старых, но немногие богатые люди покупали собственные летающие ветряные мельницы. Миллионеры, щеголяющие богатством, покупали яхты.

Сегодня рынок существует, и у него есть свой король, Александр Хрусталев, известный московский магнат, занимающийся недвижимостью, который теперь утверждает, что продает в России три из каждых четырех вертолетов Robinson, самых популярных малых коптеров в мире.

43-летний Хрусталев управляет своей бизнес-империей NDV Group, в которой работает более 1600 человек, из своего офиса с видом на Трубную площадь в центре Москвы. Он отслеживает свои строительные площадки, офисы и вертолеты, используя около 200 веб-камер, и во время разговора он просматривает ряды изображений с камер на своем планшете и проверяет живые кадры, проецируемые на огромный экран, висящий на стене его офиса.

«Когда я начинал свою бизнес-карьеру, я все делал сам и каждую ночь шатался от усталости», — говорит Хрусталев, живой человек с короткой стрижкой и довольно разговорным русским языком. «Затем я создал свою команду, научился делегировать полномочия и теперь отсюда все контролирую».

Тем не менее, стремление к микроуправлению, похоже, глубоко укоренилось в магнате по недвижимости, который начал свою деловую карьеру, управляя продуктовыми киосками в Тверской области в начале 1990-х годов. Рассказывая о своем любимом проекте Heliport Moscow, многофункциональном центре для хранения и обслуживания вертолетов площадью три гектара с тренажерным залом для пилотов, он проверяет, что происходит в паре десятков точек на сайте, через веб-камеры и текстовые быстрые заказы. менеджерам сайта.

The Moscow Times встретилась с Хрусталевым в начале этого месяца, чтобы поговорить о его восхождении к почти монопольному статусу в российском частном вертолетном бизнесе и о его планах превратить эту отрасль в инструмент для превращения труднодоступных природных богатств России в прибыльные туристические направления.

Это интервью было отредактировано для увеличения длины и ясности.

В: Как вы пришли к идее заняться вертолетным бизнесом?

О: Сначала это была прихоть. Я купил вертолет, выучился на пилота и построил под Москвой вертолетную площадку на Новорижском шоссе. Оказалось, что я выбрал правильное место, потому что там начали садиться другие вертолеты. Знаете, большую букву Н на ней хорошо видно сверху. Поэтому я решил развить это.

Мы начали менее года назад. Сейчас это самая большая вертолетная площадка в России, и она растет с каждым днем, так как мы строим новые посадочные площадки, сервисные базы, ангары и учебный центр. Мы также планируем построить там гостиницу и яхт-клуб. У нас есть еще одна вертолетная площадка в Московской области, вертолетная площадка Истра, и я планирую построить еще одну в Ульяновске [город на Волге, 900 километров восточнее Москвы — МТ].

Сегодня я считаю, что захватил 75 процентов рынка новых вертолетов Robinson R44, продаваемых в России, — около 18 процентов мирового рынка. Думаю, до конца года мы продадим от 70 до 80 вертолетов по цене от 650 000 до 700 000 евро. Мы также продаем более крупные и современные вертолеты компаний Robinson, Bell, Eurocopter и AgustaWestland, стоимость самых дорогих из которых достигает 11 миллионов долларов.

До моего выхода на рынок была только одна компания, которая смогла продать 14 вертолетов в России. За первые три месяца я продал 14 вертолетов.

Я вижу, как одна возможность приводит к другим. Например, мы открыли центр подготовки пилотов. Сейчас там курсы посещают 150 человек. Я знаю, что среди них не менее 50 потенциальных покупателей вертолетов от меня. И эти вертолеты будут ремонтироваться и храниться на моих объектах.

Я думаю, что в Московской области 350 частных вертолетов, что составляет около 60 процентов от общего числа в России. Из этих 350 150 хранятся и обслуживаются в моих ангарах, а еще 100 обслуживаются и ремонтируются только на нашей вертолетной площадке. В Московской области, по-моему, 90 процентов рынка технического обслуживания и ремонта.

Всего я выделил 19 источников дохода на моей вертолетной площадке — от продаж до ремонта, кафе, обучения, хранения и так далее.

В: Насколько прибыльным является этот бизнес? Кто ваши клиенты?

О: Я начал этот проект на свои деньги. Я вложил 2 миллиарда рублей (44 миллиона долларов) от НДВ Групп, и теперь деньги, поступающие от этого бизнеса, реинвестируются в его рост. Мне не нужно ничего добавлять из своего кармана.

Я не боюсь разворачивающегося кризиса в нашей экономике. Это не обрушит этот рынок, потому что рынка не было. Я сейчас его создаю. Да, была дюжина компаний, которые считали, что могут вести бизнес со своими двумя или тремя старыми вертолетами. Я вошел в этот бассейн, как кит. У меня лучшие люди, я плачу им достойную зарплату — в среднем 100 000 рублей (2200 долларов) в месяц — и это работает.

Что касается клиентов, то я не сижу сложа руки и не жду, когда они придут. Если кто-то закажет такси на вертолете и приедет на вертолетную площадку, то увидит, что из моих 22 вертолетов в наличии только два. Остальные в воздухе, работают.

Я не буду ждать, пока кто-нибудь позвонит и попросит взять вертолет. Я сам найду клиентов. Например, я звоню в компании, которые следят за электросетями, и предлагаю им свои услуги. Они используют вертолеты, каждый из которых несет трех пилотов и сжигает 800 литров топлива за час полета. Этот час стоит им 200 000 рублей (4400 долларов). Когда мы говорим о сотнях километров, это довольно дорого. Предлагаю им один Robinson R44 с одним пилотом, сжигающий 50 литров в час, со своим спецоборудованием для мониторинга сетей, выходит в разы дешевле. Мы сейчас работаем над такими проектами.

В сельском хозяйстве мы можем помочь бороться с короедом и другими вредителями сельскохозяйственных культур с воздуха.

Аэрофотосъемка также представляет собой огромный рынок. Спрос на него колоссальный. Недавно я разговаривал с одним губернатором региона, который предложил мне 10 миллионов рублей (220 000 долларов США) за то, чтобы я сфотографировал его регион с воздуха. Я готов выделить один вертолет со всем необходимым оборудованием на один месяц, чтобы заработать эти 10 миллионов. Это всего лишь несколько примеров.

Кроме того, я недавно был в Майами и видел маленькие самолеты с рекламными баннерами. Когда я вернулся в Москву, мои вертолеты в течение недели делали то же самое для компании Leroy Merlin, которая открывала один из своих гипермаркетов в Подмосковье. Я нашел эту работу.

Мои вертолеты также могут поднимать баннеры типа «С днем ​​рождения, любовь моя» по заказу частных клиентов над их домами в Подмосковье. Эта услуга стоит 35 000 рублей (750 долларов США) в час.

Мы также предоставляем социальные услуги. Вместе с Лизой Алерт [общественная организация по поиску пропавших без вести — МТ] мы ищем пропавших детей в Московской области. Мы помогаем найти заблудившихся в лесу грибников и охотников. В этом году мы нашли около 30 пропавших без вести. Один вертолет может служить 1 800 человекам на земле при поисковых операциях.

Недавно мы также участвовали в задержании печально известной банды GTA [которая грабила и убивала подмосковных автомобилистов — МТ]. Во время ночных поисков на моих вертолетах, оснащенных специальными тепловизорами, летали специально обученные люди, которые искали бандитов.

В: Повлияли ли на ваш вертолетный бизнес взаимные санкции и общее охлаждение отношений с Западом?

Ответ: Западные санкции направлены против государственных компаний. Нас не трогают. Я разговариваю со своими зарубежными партнерами, все они хотят сохранить свое присутствие на российском рынке. И слава Богу, что наше собственное правительство не противостоит западным санкциям, запрещая нам покупать иностранные вертолеты. Если это произойдет, наш сектор будет убит.

У нас очень хорошие рабочие отношения с нашими западными партнерами. Мои летные инструкторы проходят обучение в Канаде, Франции и США. Пятеро моих инженеров сейчас проходят обучение в лабораториях двигателей Робинсона.

У меня более 40 инженеров, и стоимость обучения одного инженера ремонту только одного типа двигателя составляет от 27 000 до 35 000 долларов.

В: Как правительство реагирует на ваши усилия по созданию новой отрасли?

О: В нашей отрасли существует государственное регулирование, которое иногда просто глупо и коррупционно. Она была написана, когда не было рынка, и кто, как не я, должен помочь правительству создать новые, лучшие правила?

Простой пример из жизни: Вы живете на Дальнем Востоке и покупаете себе коптер. Каждые два года следует продлевать его сертификат летной годности. Для этого нужно приехать с документами в Москву, подать их конкретным чиновникам через единое окно, которое обслуживает всю Россию, а затем ждать шесть недель, пока справку переоформят. Сколько это будет стоить, если никто из этих чиновников никогда не видел настоящего вертолета?

В течение этих шести недель вы не можете летать.

Являюсь членом правительственной комиссии по развитию авиации общего пользования. Несколько недель назад я говорил об этой проблеме на заседании комиссии. Сошлись на том, что за техническое состояние и сохранность вертолетов должны отвечать не чиновники, а инженеры, обслуживающие вертолеты, как у нас с автомобилями.

В декабре эта инициатива будет обсуждаться на заседании правительства и в случае ее поддержки будет принято постановление правительства об изменении правил сертификации вертолетов.

Таких ошибок в системе полно. Раньше об этом никто не заботился. В нашей стране можно ругать систему или плакать над ней, но это ничего не изменит. Вам нужно проникнуть внутрь и начать реформировать его оттуда.

Если нам удастся выстроить правильные отношения между бизнесом и властью, наша сфера окажет огромное положительное влияние на многие другие отрасли, от производства спецтоплива для коптеров до строительства.

Сегодня на моих вертодромах в Москве и Истре работает 250 человек. Вот на моем столе лежит план развития сети вертолетных площадок в Московской области, которая за пять лет создаст 6500 новых рабочих мест.

В: Итак, вы стали крупным игроком в этой отрасли. Что дальше?

О: Вертодромы должны стать первым шагом к гораздо более амбициозной программе развития внутреннего туризма, которую должно поддержать государство.

В России нереальная красота природы – озеро Байкал, Алтайские горы, карельские леса. У нас более 150 национальных парков, и мы не видим большинство из них. Мы должны открыть их людям.

Чтобы добраться до этих мест и обеспечить комфорт приезжим, нам нужно построить там туристические поселки и решить транспортную проблему. Я не говорю, что вертолеты будут решающим фактором в этой инфраструктуре, но они будут пионерами в транспорте, используя небольшие аэродромы в этих девственных местах.

Вместе с одним отделом Министерства природных ресурсов мы работаем над программой развития национальных парков. Тогда надо начать летать и смотреть, где можно построить так называемые этнические деревни, скажем, в Сибири или Якутии, чтобы привлечь туристов. За рубежом это целые процветающие отрасли. Мы продаем нефть и газ за границу, но не заботимся о маркетинге и развитии красоты страны.

Вертолеты существуют для полетов. Лететь на дачу — это хорошо, но лететь, чтобы открыть для себя великие места, которыми так богата Россия, — совсем другое удовольствие.

Связаться с автором по адресу [email protected]

«Хрусталев, моя тачка!», реж. Алексей Герман (Россия, 1998) и «Телец», реж. Александр Сокуров (Россия, 2000)

Последние российские фильмы на историческую тематику в первую очередь касаются конца света. Например, в книге Глеба Панфилова « Романовы: венценосная семья » (2000) рассматриваются последние годы существования российской царской семьи, кульминацией которых стала резня в 1918 году, и предполагается, что на самом деле ответственными за их гибель были не большевики (просто тупые орудия истории), но королевские генералы разочаровались в царе из-за его растущего нежелания вести войну, в которой невозможно победить. Герман и Сокуров тоже обращаются к прошлому, но без повестки дня панфиловцев (реабилитация царской семьи как мучеников за Святую Русь). Скорее, это кинематографические экскурсы в историю России с использованием всего арсенала модернистских приемов: гротеска и абсурда, и прежде всего иронии.

Хрусталев, моя тачка! Действие действительно происходит в последние дни правления Сталина, когда тиран лежит при смерти. Фильм следует немецкой традиции, очевидной с Мой друг Иван Лапшин (1984), представлять повествование ретроспективно, так, как в настоящем рассказывает кто-то, кто в то время был мальчиком.

Сталинская ночь реализована буквально, так как большая часть фильма снята в темноте либо на улице, либо в полутемных квартирах, а использование черно-белой фотографии подчеркивает вездесущую мрачность и уныние. Существует небольшая разница между заключенными приюта и теми, кто там работает, метафора, которую можно распространить на все общество.

Это кошмарное видение правления силой, где все отношения основаны на силе и ее безжалостном применении, а насилие как словесное, так и фактическое является повседневным фактом жизни.

Человеческое тело здесь подвергается всякого рода унижениям, и все это часть «эстетики отталкивающего», которая стала доминирующей чертой русской культуры за десятилетие, прошедшее после распада Советского Союза.

Даже зритель в конце концов подвергается оскорблениям, поскольку в финальных титрах мы слышим бестелесный мужской голос, который ругается, а затем плюет — по-видимому, в саму аудиторию.

Для сравнения, Taurus Сокурова сдержан. Ленин умирает после перенесенного инсульта, который теперь вызывает смех и насмешки со стороны его сопровождающих.

Это образ одной из важнейших фигур истории двадцатого века, вынужденного стать свидетелем собственной физической и психической деградации, лишенного всякого достоинства и уж тем более героического статуса, присвоенного ему в льстивых фильмах Михаила Ромма конца 1930-х гг. и последующие советские пропагандистские изображения.

Сталин появляется в знак товарищеской привязанности, а на самом деле видит его уже покойником и смотрит в постленинское будущее. Он едва может скрыть свое презрение к хрупкой фигуре перед ним.

В финальных сценах фильма Ленин не может ни говорить, ни двигаться, но на грани смерти довольствуется пением птиц в естественной среде своего сада. Этот человек, рожденный под знаком Быка, может быть ответственен за большую часть страданий России ХХ века, но зритель не испытывает к нему ничего, кроме жалости и даже сочувствия, как к больному и беспомощному инвалиду.