Инвентаризационная стоимость имущества. Инвентаризационная стоимость имущества


справка, как узнать налог по адресу?

Планируя осуществить покупку или продажу недвижимости, а также оформить приватизацию жилья, владельцу необходимо учесть инвентаризационную стоимость имущества для определения соответствующего налога, который в обязательном порядке должен подлежать определённой оплате.

Благодаря государственным документам стандартизации удалось разработать удобную системную программу, позволяющую в короткие сроки определить стоимость вашей недвижимой собственности. Её услуги рассчитаны на пользование данной системой определёнными государственными органами, которые задействуются при заключении различного рода сделок в отношении любого имущества.

Как можно узнать инвентаризационную стоимость квартиры?

Благодаря наличию установленной нормативной документации возможно определить точную инвентаризационную стоимость имущества.

При расчётах используют основные показатели, которые включают в себя следующие параметры:

  • площадь недвижимости;
  • наличие коммунальных удобств;
  • срок эксплуатации квартиры;
  • оценка качества всех жилых помещений данной собственности.

Если вы поставили перед собой цель узнать точную инвентаризационную стоимость, то в этом случае понадобится полный перечень документов, подтверждающих ваше право обладание данной квартирой и устанавливающих личность владельца, которые необходимо предоставить в органах технической инвентаризации.

Обращаться следует непосредственно в бюро, где осуществляется ряд дальнейших действий:

  1. Оформление заявления, в котором указывается основная цель получения документов, указывающих инвентаризационную цену.
  2. Дальнейшая оплата всех сопутствующих услуг.
  3. Получение оформленного документа в специально назначенный для этого день.

Выполнив все вышеуказанные требования, собственник получает на руки бумагу, в которой отражены все необходимые составляющие документа, позволяющие высчитать итоговую инвентаризационную стоимость.

Также указываются дополнительные данные, которые включают в себя дату проведения оценивания, основные цели выполняемой экспертизы, нормативные акты, применяемые в процессе, и ряд других ознакомительных сведений, помогающих более детально разобраться в полученных результатах.

Когда итоговая цена по каким-то причинам не устраивает клиента, он вправе оспорить полученные результаты ввиду следующих факторов:

  • Если указанные данные неверные либо же произошёл факт сокрытия любых других сведений.
  • Если рыночная стоимость квартиры ниже указанной в инвентаризационных документах цены. С помощью установленных государством норм, итоговая оценка не должна превышать показатели рыночной стоимости жилья.

Завышенные результаты грозят увеличением жилищного налога, что станет не совсем приятной новостью для собственника квартиры. Поэтому он имеет все основания обжаловать полученную стоимость в соответствующих судебных инстанциях. Суд всегда находится на стороне истца, если в предъявленном документе наблюдаются определённые погрешности или расхождения с существующими нормами и правилами оценивания.

 

Выполнение расчёта инвентаризационной стоимости

Основой расчёта инвентаризационных данных является определение восстановительной цены недвижимости. Подобный процесс выполняется благодаря специализированным сборникам, в которых указаны все необходимые коэффициенты, формулы и индексные обозначения, позволяющие осуществить необходимый подсчёт результатов.

Весь перечень таких вспомогательных методических документов находится в техническом бюро, действия которого направлены на корректное оценивание инвентаризационной стоимости.

Для последующей корректировки полученных данных принимается во внимание коэффициент остаточной цены на один метр жилой площади, который расcчитывается с помощью установленных органами местного самоуправления правил. При расчёте из общей суммы вычитают стоимость квартирного износа временного и морального характера.

Этапы расчёта:

  1. С помощью методических сборников высчитывается начальная восстановительная цена жилья. Для этой цели определяется ряд типовых конструкций и выбираются необходимые табличные данные в соответствующих документах.
  2. Выполняется перевод полученных результатов на современный лад благодаря некоторым внесённым поправкам, ориентированным на нынешние реалии.
  3. Определяется размер моральной стоимости и сумма физического объёма. Во внимание берётся цена прошлой инвентаризации, после чего новую инвентаризационную стоимость умножают на полученный процент износа.

Официальная стоимость квартиры высчитывается с помощью вычитания из общей полученной цены коэффициент износа.

Сейчас, для того чтобы сделать необходимые инвентаризационные подсчёты, необязательно выходить из дома. Достаточно воспользоваться онлайн-услугами Росреестра, и на основании предоставленных данных кадастрового паспорта вам определят стоимостное значение объекта.

Когда применяются данные об инвентаризационной цене квартиры?

Подобные расчёты становятся необходимыми критериями для удачного совершения следующих операций:

  1. В случае оформления дарительной на физическое лицо или в процессе оформления всех сопутствующих документов для получения жилья в свою собственность.
  2. При погашении различных налоговых платежей при покупке или продаже квадратных метров.
  3. Для осуществления обмена на законных основаниях частной или муниципальной недвижимости.
  4. В процессе оформления необходимой документации с целью приватизировать имеющуюся собственность.
  5. Для совершения систематической уплаты налога на квартиру.

 

Действия физического лица при обращении в БТИ

Для того чтобы выполнить все необходимые расчёты, определяющие инвентаризационную стоимость квадратных метров, собственник должен обратиться в технические органы и воспользоваться предоставляемым перечнем их услуг.

Для этого вам необходимо посетить инвентаризационное бюро, находящееся по месту вашей прописки, и подать соответствующее заявление, заполненное с помощью заранее составленного образца. При себе владелец должен иметь документы, удостоверяющие личность и подтверждающие его владение конкретной жилплощадью.

Процесс выдачи последующей справки является платным, поэтому только после оплаты указанной денежной суммы вам назначат конкретную дату, когда будет возможно получить документ с итоговыми результатами оценивания. Полученная инвентаризационная стоимость будет выражена в цифровом значении и официально подтверждена соответствующими государственными органами.

В самой бумаге указываются дата проведения оценивания, основные цели данного процесса, а также все нормативные документы, применяемые для подсчёта конечной суммы инвентаризации.

Документы, которые должен предоставить владелец в БТИ включают в себя следующее:

  • оформленное заявление с просьбой о проведении инвентаризации имущества;
  • социальный договор или любой другой документ, подтверждающий, что недвижимость является собственностью заявителя;
  • паспорт, удостоверяющий личность владельца.

Порядок подачи пересмотра инвентаризационной стоимости

Решение подобных конфликтов и оспариваний в настоящий период не является частой процедурой, поэтому рассуждение о наиболее подходящих вариантах успешного выяснения таких разногласий не может аргументироваться на основании какой-то определённой статистики уже разрешённых процессов.

И всё же, принимая во внимание возможные недоразумения, был разработан специальный порядок подачи документов, на основании которых возможно пересмотреть дело заново, с учётом новых всплывших обстоятельств.

Пошаговая инструкция состоит из следующих этапов:

  1. Необходимо посетить отделение арбитражного суда, где заполняется соответствующее заявление, в котором указываются все контакты учреждения, проводившего оценивание, и ряд основных причин, требующих пересмотра данного процесса.
  2. К основному заявлению необходимо приложить доказательства того, что результаты проводимого оценивания являются неверными или подтверждения их фальсифицирования.

Для того чтобы суд принял ваше заявление, целесообразно воспользоваться некоторыми дополнительными советами:

  • Будет нелишним обратиться к квалифицированному специалисту, который смог бы выполнить предварительный анализ возможного судебного вердикта.
  • Лучше всего воспользоваться услугами независимого учреждения, которое с помощью наличия специальных нормативных документов наглядным образом покажет, как точно высчитать инвентаризационную цену квадратных метров и оформить правильно полученные результаты. Конечную оценку независимого эксперта можно будет использовать в предоставляемых суду доказательствах.
  • Опираясь на российское законодательство, следует учитывать тот факт, что цифра, полученная в ходе проведения инвентаризационных подсчётов, должна каждый год пересчитываться, опираясь на текущий уровень инфляции. Также, необходимо знать о том, что кадастровый паспорт, выданный до 2012 года, полостью утратил свою актуальность, а все имеющиеся в нем данные будут признаны недействительными. Поэтому в этом случае необходимо заново осуществить оформление документа.

Учитывая все вышеизложенные факторы и нюансы, процесс инвентаризации собственности не вызовет у вас трудно разрешимых сложностей, которые могут препятствовать удачному завершению процесса.

Дмитрий Баландин

Специалист по недвижимости. Автор публикаций по вопросам ипотеки, материнского капитала, покупки и продажи квартир. Консультирует по юридическим вопросам, связанным с ТСЖ и ЖКХ

property911.ru

Отличия кадастровой стоимости квартиры от инвентаризационной

Москва +7 (499) 455-12-41 Санкт-Петербург +7 (812) 426-14-65 Регионы (бесплатно) +7 (800) 500-27-29 доб. 529 Задайте вопрос юристу

toggle menu

pravonedv.ru

О применении инвентаризационной стоимости | Услуги по оформлению наследства

В последнее время всё чаще стал получать комментарии (вопросы), по какой стоимости (инвентаризационной или кадастровой) рассчитывается пошлина нотариусами?Попробую ответить на интересующий всех вопрос.

С «01» января 2014 года нотариусы перестали принимать у наследников справки из БТИ об инвентаризационной стоимости имущества. Это связано с тем, Минфин РФ выпустил письмо за №03-05-06-03/57471 от 26.12.2013 года, где указало, что при исчислении нотариусами в 2014 г. государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследование объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества не применяется. В связи с этим нотариусы начали исчислять нотариальный тариф по кадастровой стоимости наследуемого имущества.Однако, как нам известно, письма Минфина России НЕ содержат в себе правовых норм и НЕ являются нормативно-правовыми актами. Подобные письма носят (имеют) только информационно-разъяснительный (рекомендательный) характер.

Право выбора, какую именно (кадастровую или инвентаризационную) стоимость имущества предоставлять наследнику нотариусу закреплено в Налоговом кодексе РФ (абз. 2 пп. 5 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ) и данная норма права ещё не отменена.

Что следует делать наследникам, которые не хотят платить нотариальный тариф по кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Ниже приведена судебная практика, где наследник отказался предоставлять нотариусу кадастровую стоимость имущества, а предоставил для исчисления пошлины именно инвентаризационную. Нотариус в свою очередь отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство.

Обращаю внимание, что Российская Федерация не является страной прецедентного права, а посему приведенный ниже судебный акт носит исключительно информационный характер.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия рассмотрела в открытом судебном заседании 23 января 2014 г. в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе заявительницы Бекейкиной О.Н. на решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2013 г. (дело № 33-52/2014)

Заслушав доклад судьи Середы Л.И., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Бекейкина О.Н. обратилась в суд с заявлением к частному нотариусу Зозиной Г.Н. о признании незаконным постановления об отказе в совершении нотариального действия и об обязательстве выдать свидетельство о праве на наследство.

В обоснование заявленных требований указано, чтофевраля 2013 г. умерла бабушка заявительницы Д.М.Ф., которая завещала ейдолей в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по. Для получения свидетельства о праве на наследство Бекейкиной О.Н. представлен пакет документов, в том числе справка БТИ об инвентаризационной стоимости указанной квартиры. Однако нотариус принимать справку БТИ отказалась, выдала постановление от 22 августа 2013 г. об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство по причине предоставления в качестве документа оценки наследуемого имущества справки БТИ об инвентаризационной оценке квартиры.

Заявительница считала данное постановление нотариуса Зозиной Г.Н. незаконным, указав, что БТИ правомочно в выдаче справки об инвентаризационной стоимости.Бекейкина О.Н. просила признать постановление нотариуса Зозиной Г.Н. об отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство от 22 августа 2013 г. регистрационный незаконным, обязать нотариуса Зозину Г.Н. выдать ей свидетельство о праве на наследство после смерти Д.М.Ф. долей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по.

Решением Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2013 г. в удовлетворении заявления Бекейкиной О.Н. отказано, постановлено признать оспариваемое постановление нотариуса законным.

В апелляционной жалобе Бекейкина О.Н. считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указав, что постановление нотариуса является незаконным, поскольку в соответствии с действующим законодательством правом выбора вида стоимости наследуемого имущества для исчисления государственной пошлины принадлежит Бекейкиной О.Н.; в оспариваемых постановлении нотариуса и решении суда имеет место подмена понятия «инвентаризационная стоимость» понятием «кадастровая стоимость».

В возражениях на апелляционную жалобу нотариус Зозина Г.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу заявительницы Бекейкиной О.Н. – без удовлетворения.

В заседании судебной коллегии представитель заявительницы — адвокат Екония Л.Ю. доводы апелляционной жалобы поддержала.Заявительница Бекейкина О.Н., ее представитель Бекейкин И.П., заинтересованное лицо – нотариус Зозина Г.Н., ее представитель адвокат Селяева Е.Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления адресатам по почте судебных извещений с уведомлением о вручении, смс — сообщений (л.д. 137, 140, 141, 143, 145), о причинах неявки указанные лица суд не известили, отложить разбирательство дела суд не просили.

При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 ГПК РФ, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе заявительницы, судебная коллегия приходит к следующему.Поскольку заявления о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении рассматриваются судом по правилам, предусмотренным статьями 310 — 312 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которыми не установлены какие-либо исключения из общих правил, Бекейкина О.Н., обращаясь в суд с заявлением на отказ нотариуса в совершении нотариального действия, должна в соответствии со статьей 56 ГПК РФ, доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

В соответствии со статьей 48 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если:• совершение такого действия противоречит закону;• действие подлежит совершению другим нотариусом;• с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий;• сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении;• сделка не соответствует требованиям закона;• документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.

Из материалов дела следует, что нотариусом Атяшевского нотариального округа Республика Мордовия Зозиной Г.Н. вынесено постановление от 22 августа 2013 г. регистрационный номероб отказе в совершении нотариального действия в выдаче Бекейкиной О.Н. свидетельства о праве на наследство по завещанию после смертифевраля 2013 г. ееД.М.Ф. на квартиру, находящуюся по, по инвентаризационной оценке, на основании справкиФГУП «Ростехинвентаризация» — Федеральное БТИ от 24 апреля 2013 г., представленной Бекейкиной О.Н. нотариусу с соответствующим пакетом документов в установленный законом срок.

Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела и сомнений в достоверности не вызывают.Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании указанного выше постановления нотариуса незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что ФГУП «Ростехинвентаризация» — Федеральное БТИ не уполномочено выдавать справки об инвентаризационной оценке недвижимого имущества.Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Так, в данном случае предоставление Бекейкиной О.Н. нотариусу Зозиной Г.Н. справки об инвентаризационной оценке недвижимого имущества – квартиры обусловлено исчислением государственной пошлины (нотариального тарифа) за совершение нотариусом нотариальных действий, поскольку в соответствии со статьей 22 Основ законодательства РФ о нотариате за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, в том числе и нотариус, занимающийся частной практикой, должностные лица, указанные в части 4 статьи 1 настоящих Основ, взимают нотариальный тариф, соответствующий размеру государственной пошлины по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.Подпунктом 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса РФ при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7 — 10 настоящего пункта.По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 — 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).Согласно пп. 8 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству РФ об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, судебная коллегия считает правомерным довод апелляционной жалобы заявительницы Бекейкиной О.Н. о наличии у нее права выбора вида стоимости наследуемого имущества для исчисления госпошлины, которым она воспользовалась, выбрав инвентаризационную стоимость, предоставив соответствующую справку из органа, уполномоченного на выдачу справок об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества.Судебная коллегия находит противоречащим действующему законодательству вывод суда первой инстанции о том, что ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» не является уполномоченным органом по вопросу определения инвентаризационной стоимости квартиры.

Так, наследуемое Бекейкиной О.Н. имущество — доля квартиры — относится к жилищному фонду.В соответствии с частью 4 статьи 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.Порядок государственного учета жилищного фонда определен Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 октября 1997 г. №1301 (далее — Положение).

В силу пункта 2 Положения квартиры независимо от формы собственности подлежат государственному учету в соответствии с данным Положением.Согласно абзацу третьему пункта 3 Положения технический учет жилищного фонда излагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.Пунктом 7 Положения предусмотрено, что организации технической инвентаризации осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения.Вышеуказанное Положение не признано утратившим силу и не противоречит действующему законодательству, в том числе Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости».Абзацем вторым и десятым пункта 2.2 Устава ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» предусмотрено, что оно осуществляет деятельность по технической инвентаризации и учету объектов капитального строительства, а также определение стоимости и осуществление переоценки объектов недвижимости.ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» находится в ведомственном подчинении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (пункт 1 Распоряжения Правительства РФ от 31 марта 2009 г. №409-р), а, следовательно, относится к числу организаций по учету объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 8 п. 1 ст. 333.25 Налогового кодекса РФ, правомочных выдавать документы об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества.

Вывод суда первой инстанции о том, что полномочия БТИ по определению стоимости имущества прекращены с 1 января 2013 г. и переданы ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», является необоснованным, не подтверждается какими-либо доказательствами.В соответствии с приказом Росреестра от 26 декабря 2011 г. №П/531 ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено с 1 марта 2012 г. полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик.

Ни законом, ни каким-либо нормативно-правовым актом Росреестр и ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» полномочиями по определению инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не наделены.

Указание суда первой инстанции на Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», регулирующий государственный кадастровый учет объектов недвижимости, несостоятельно, поскольку в нем указывается о кадастровой деятельности, в том числе и кадастровой оценке объектов недвижимости, которая не включает в себя определение инвентаризационной стоимости объектов капитального строительства.Кроме того, постановление Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства» было отменено постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 546 и утратило свою силу с 9 июля 2013 г.

Поскольку на момент рассмотрения спора какие-либо изменения в Налоговый кодекс РФ в части исключения инвентаризационной стоимости недвижимого имущества для исчисления государственной пошлины и нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство не вносились, законных оснований требовать от заявителя предоставления исключительно справки о кадастровой стоимости имущества не имеется.В силу пункта 1 статьи 34.2 Налогового кодекса РФ Министерство финансов России дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.В рассматриваемом случае основания для отказа в совершении нотариального действия отсутствовали, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом вторым статьи 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

определила:

решение Атяшевского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2013 г. отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявления Бекейкиной О. Н. к частному нотариусу Зозиной Галине Николаевне Атяшевского нотариального округа о признании незаконным постановления об отказе в совершении нотариального действия и об обязательстве выдать свидетельство о праве на наследство от 22 августа 2013 г. регистрационный.

Признать постановление нотариуса Зозиной Галины Николаевны Атяшевского нотариального округа от 22 августа 2013 г. регистрационныйоб отказе в выдаче свидетельства о праве на наследство незаконным.

Обязать частного нотариуса Зозину Г.Н. Атяшевского нотариального округа выдать Бекейкиной О. Н. свидетельство о праве на наследство по завещанию на имущество ееД.М.Ф., умершейфевраля 2013 г., надолей в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по.

Судья-председательствующий И.В. АдушкинаСудьи Л.И. Середа, Л.И. Скипальская

rosnasledstvo.ru

Инвентаризационная стоимость имущества

Согласно Закону РФ N 2003-1 налоговой базой была инвентаризационная стоимость имущества, определенная бюро технической инвентаризации и представленная в налоговые органы до 1 марта 2013 г., с учетом коэффициента-дефлятора. Фактически применить коэффициент-дефлятор на основании старого закона власти не успели.

Дело в том, что согласно ст. 11 НК РФ коэффициент-дефлятор - коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год для учета изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году.

Упоминание об этом коэффициенте в Законе РФ N 2003-1 появилось только с 1 января 2014 г.

Поскольку коэффициент-дефлятор на следующий год устанавливается в предшествующем году, правовые основания для установления коэффициента-дефлятора на 2014 год в 2013 году отсутствовали.

Это означает, что налог за 2013 (2014) год физические лица уплатили (уплатят) в 2014 (2015) году без коэффициента-дефлятора (см. письма ФНС России от 12.02.2014 N БС-4-11/2252, Минэкономразвития России от 13.01.2014 N 120-СБ/Д13и).

Однако новое законодательство нацелено на полный пересмотр правил формирования налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. В частности, с 1 января 2020 г. планируется окончательный переход на определение налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ "О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц").

Такой порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом РФ в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

В любом случае до 1 января 2020 г. законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) обязательно установит единую дату начала применения на территории этого региона порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (п. 1 ст. 402 НК РФ).

Независимо от реформирования регионального законодательства с 2015 года налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость в отношении следующих объектов, принадлежащих физическим лицам (п. 3 ст. 402 НК РФ):

- административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, и включенных в перечень, ежегодно утверждаемый властями субъекта РФ в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ;

- объектов налогообложения, образованных в течение налогового периода из вышеуказанных объектов в результате раздела или иного соответствующего законодательству РФ действия с ними.

В остальных случаях до принятия субъектом РФ решения о переходе на уплату физическими лицами налога от кадастровой стоимости налоговая база будет определяться исходя из их инвентаризационной стоимости, исчисленной с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 г. (ст. 404 НК РФ).

С переходом на кадастровую стоимость налоговая база будет определяться в отношении каждого объекта налогообложения по правилам ст. 403 НК РФ.

Для налогообложения будет применяться стоимость объекта, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Причем кадастровая стоимость - величина не вечная. Она регулярно пересматривается - раз в два - пять лет (ст. 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ).

Узнать кадастровую стоимость своего имущества налогоплательщик может на сайте Росреестра в Интернете. Если она представляется налогоплательщику завышенной, физическое лицо может оспорить ее в суде (подробнее см. § 5 гл. 1).

В отношении объекта налогообложения, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого объекта на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости объекта имущества в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, кроме случаев:

- изменения кадастровой стоимости объекта имущества вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости. Такое изменение учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка;

- изменения кадастровой стоимости объекта имущества по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда. Такие изменения учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно п. п. 3 - 6 ст. 403 НК РФ налоговая база определяется следующим образом (см. табл. N 2).

Климова М.А., независимый налоговый консультант, кандидат экономических наук.

определение налоговый база, налоговый база определяться, течение налоговый период, государственный кадастр недвижимость, изменение кадастровый стоимость, налог имущество физический, учитываться определение налоговый, кадастровый стоимость объект, стоимость объект имущество, налогообложение образовать течение,кадастровый стоимость объект имущество, изменение кадастровый стоимость объект, учитываться определение налоговый база, налоговый база налог имущество, образовать течение налоговый период, федеральный значение москва санкт, кадастровый стоимость налоговый база, стоимость налоговый база определяться, порядок определение налоговый база, налогообложение образовать течение налоговый,

Количество показов: 4216

arbir.ru

Инвентаризационная стоимость | Областное БТИ Иркутской области (государственное предприятие)

При проведении технической инвентаризации исчисляется два вида инвентаризационной стоимости: восстановительная стоимость и действительная стоимость.

В СССР Исследовательскими и Строительными институтами были разработаны сборники Укрупненных Показателей Восстановительной Стоимости (УПВС) зданий и сооружений для переоценки основных фондов. Сборники составлены на основании тщательного и скрупулезного анализа (с учётом климатических зон) стоимости строительных материалов, трудозатрат на строительство тех или иных объектов на территории в общем то не маленькой на то период страны. Последнее изменения в сборник внесены в 1971 году. На основании вышеуказанных сборников определяется Восстановительная стоимость. Восстановительная стоимость это стоимость строительства нового Объекта Капитального Строительства (ОКС) соответствующего по всем техническим характеристикам объекту в отношении которого проводится техническая инвентаризация. Восстановительная стоимость учитывала на тот момент: количественный и качественный состав строительных материалов; трудозатраты на строительство; прокладку коммуникаций и т.п. В настоящее время определение восстановительной стоимости производится по тем же сборникам с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенными Госстроем СССР. Затем осуществляется перевод в цены года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов РФ.

Действительная стоимость (она же инвентаризационная стоимость для целей налогообложения) исчисляется путём уменьшения восстановительной стоимости на величину физического износа ОКС на момент оценки.

Следует упомянуть несколько нюансов:

1 – Согласно законодательства, в случае направления в налоговые органы инвентаризационной стоимости индивидуального жилого дома Органы Технической Инвентаризации (ОТИ/БТИ) обязаны передавать сведения о стоимости только жилого дома, без учёта суммы стоимостей все надворных построек.

2 – По сложившейся практике (правда не во всех ОТИ) определение инвентаризационной стоимости квартир в МногоКвартирном Доме (МКД) проводится путём определения действительной стоимости квадратного метра в МКД с последующим умножением этой стоимости на площадь квартиры. То есть инвентаризационная стоимость квартир, как правило не учитывает материалы и качество отделки в каждой квартире. Что собственно и невозможно сделать объективно.

obl-bti.ru

Определяем инвентаризационную стоимость имущества

Определяем инвентаризационную стоимость имущества

Согласно пункта 1 статьи 1 Закона РФ от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налогоплательщиками налога на имущество физических лиц являются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. К объектам налогообложения по налогу на имущество физических лиц относятся жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и другие строения, помещения и сооружения.Ставки налога на имущество физических лиц утверждены решениями представительных органов муниципальных образований и применяются к инвентаризационной стоимости имущества. Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется организациями технической инвентаризации по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.По разъяснениям, полученным Управлением Федеральной налоговой службы по Свердловской области от "Областного государственного Центра технической инвентаризации и регистрации недвижимости", определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим пересчетом в уровень цен 1991 года, а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утвержденным органами исполнительной власти субъектов в составе Российской Федерации.Для расчета указанных коэффициентов на федеральном уровне рекомендовано использовать соотношения показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии. С учетом указанных положений правительством Свердловской области ежегодно утверждаются коэффициенты пересчета инвентаризационной стоимости, применяемые для целей налогообложения на территории Свердловской области в соответствующем году. При этом размер указанных коэффициентов устанавливается с учетом соответствующего экономического обоснования с анализом фактической способности налогоплательщиков к уплате налога. В частности, корректировка инвентаризационной стоимости при применении коэффициентов в 2009 году в Свердловской области составила по сравнению с предыдущим годом не более 20%. Поэтому, несмотря на применение коэффициентов пересчета, инвентаризационная стоимость строений и сооружений для целей налогообложения все равно, как правило, ниже рыночной стоимости соответствующих объектов налогообложения.Оценка строений, помещений и сооружений должна осуществляться по состоянию на 1 января каждого года на основе данных первичной и текущей инвентаризации, проводимой в заявительном порядке в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации. По результатам технической инвентаризации должен уточняться состав, техническое состояние (физический износ) строений. Нормативно закрепленная для собственников периодичность технической инвентаризации ранее составляла не реже одного раза в пять лет. Несмотря на вышеизложенное, многие собственники объектов налогообложения в течение длительного времени не подавали заявок на проведение технической инвентаризации, поэтому физический износ таких объектов не уточнялся, что отражается в конечном итоге на величине инвентаризационной стоимости, в том числе при ее пересчете в уровень цен года оценки.Поэтому с целью уточнения инвентаризационной стоимости в отношении определенных объектов налогообложения (учета физического износа строений на момент оценки) граждане могут обратиться в соответствующую организацию технической инвентаризации по месту нахождения объекта недвижимости с заявкой на проведение технической инвентаризации. Данная процедура позволит уточнить технические и качественные характеристики объекта технического учета, в том числе инвентаризационную стоимость для целей налогообложения.При подаче соответствующей заявки гражданину необходимо подтвердить право собственности на объект учета и оплатить стоимость работ. Размер оплаты зависит от объема подлежащих выполнению работ, в том числе от количества произошедших изменений, размера объекта, его состава и местоположения.

Управление ФНС России по Свердловской области

taxpravo.ru