Квартальная застройка: разумный подход к городскому планированию. Квартальная застройка


Как застраивать города?: gre4ark

Застройка города- основополагающий момент городского развития, от того, как будет застроена территория, зависит если и не всё, то очень многое, начиная от транспортных вопросов, заканчивая соседскими отношениями. Писать об этой теме можно в разных ключах, можно рассматривать исключительно с точки зрения домов, или улично-дорожной сети и так далее. Я постараюсь рассказать о своём видении этого вопроса комплексно, в рамках одного поста.Но для начала, предлагаю посмотреть на то, что у нас есть сейчас. Практически в каждом городе есть центр, как правило, исторический, с мало или среднеэтажной компактной застройкой, небольшими улочками, точечной застройкой, в общем, красной линией домов, которые выходят непосредственно на тротуар и так далее.

Ещё у нас есть остальные районы, застроенные либо во времена СССР, либо позже. Опять же, как правило, в этих районах мы не имеем чёткую линию домов вдоль улицы, потому что дома стоят либо в отдалении, либо в случайном (с точки зрения обывателя) порядке, улично-дорожная сеть не развита, много пустого пространства и так далее.

Где находится большинство кафешек и просто точек притяжения? где больше всего гуляет людей? Какое из двух мест вы бы выбрали, чтобы провести свободное время? Больше чем уверен, что всё-таки центр. Почему?

Во-первых, улично-дорожная сеть (УДС). Чем она насыщеннее, тем меньше перепробегов и легче с доступностью объектов. И речь не идёт только об автомобилях, это в целом хорошо для городской мобильности, и в первую очередь для пешеходов, потому что для них расстояние и сама инфраструктура передвижения- больной вопрос.

Вокруг УДС формируется застройка. В исторических районах, это в основном небольшие кварталы, что хорошо, ведь тогда перепробеги и расстояния между объектами минимальны:слева- автомобильноориентированная застройка, справа- пешеходная

В старых районах улицы небольшие, ибо застраивались они либо в доавтомобильную эру, либо на ранних этапах её развития. В итоге эти улицы намного приятнее тех, что были построены позже, но почему? Ответ прост- чем больше дорога, тем больше машин, чем больше машин, тем меньше места для пешеходов. Плюс, из-за широких дорог больше шума, пыли, её сложнее пересечь- всё вместе формируют плохую городскую среду для пешеходов и всех вокруг. Именно поэтому небольшие улицы, на которых можно сесть и поговорить, не отвлекаясь на шум и грязь от машин, или которые можно без труда пересечь там, где тебе удобно- приятнее для людей. В настоящее же время мировая практика такова, что в городской среде не принято строить улицы больше 4 полос (2+2)

старое- приятное

новое- не очень

Для комфортной городской среды, а также с условием того, что улицы- это общественные пространства, нужно, чтобы застройка была не в глубине улицы, а шла вдоль неё, формируя красную линию. Именно поэтому квартальная застройка наиболее подходит для города. Дело в том, что это позволяет чётко разграничивать общественное и частное пространства. Улица- общественное, то, что внутри квартала- это личная территория жильцов. Такое разграничение позволяет уменьшить нигилизм жильцов, которые зачастую считают, что всё, что за порогом их квартиры- не их дело. Такое как раз распространено в наших микрорайонах, когда вроде как двор- твоя территория, но одновременно это и двор для трёх других домов. Если сложно понять чьё это, то и беречь и использовать эффективно вроде как не надо (это хорошо доказывает институциональная экономика).

С другой стороны, когда вдоль улицы идёт линия домов, то легче выстроить активность первых этажей, что является залогом успешного эксплуатирования улицы как общественного пространства. Логика просто, если точка притяжения идёт вдоль тротуара, то куда больше шансов, что в неё кто-нибудь зайдёт (осознано или случайно), а там где люди, там и бизнес.

структура тротуара- общественного пространства

слева как не надо строить, справа- как надо

В случае же микрорайонного типа застройки, дома часто находится либо в удалении от улицы, либо вообще стоят где- то в глубине микрорайона. Поэтому в наших мкр очень мало тех же магазинов и кафе: как правило, открывают либо самое необходимое (аптека, продуктовый), куда люди точно пойдут, либо там, где большой поток людей (например, у метро).

Ну и конечно же, входы в здания должны быть на уровне земли, все эти лестницы и тому подобное- нежелание делать для людей и только.

Помимо прочего, квартальная застройка позволяет строить компактно, с высокой плотностью. Первоначально может показаться, что это неправильно, но это не так. За счёт высокой плотности добивается компактность города, когда до нужной точки не 10 километров, а, условно, 3. За счёт этого улучшается пешая и велосипедная доступность большинства объектов. К примеру, сравните с этой точки зрения старый район Москвы и новый (масштаб одинаковый):старый

новый

Более того, большие пустые пространства (пустыри) негативно воспринимаются человеком. Пустое пространство хочется быстрее покинуть, при этом, люди интуитивно пытаются пройти его поближе к домам или иным объектам.

А теперь подойдём к тому, что строить, то есть функционал, этажность и эстетика зданий.

Во всём нормальном мире давно отошли от концепции исключительного зонирования (спальный район/деловой район), потому что они порождают концентрированную массовую маятниковую миграцию внутри города (утром весь район едет на работу, вечером обратно), что в свою очередь приводит к тому, что днём спальные районы вымирают- все работающие люди выезжают из него, а вечером все сидят по домам и отдыхают. Также, только наоборот, с деловыми районами. Это ещё один момент, почему там сложно развивать бизнес. Плюс, это снижает уровень безопасности из-за малолюдности как днём, так и в вечерне-ночные часы.

Именно поэтому застройка должна быть смешанной, когда идёт, условно, жилой дом или квартал, а за ним офисный квартал, или торговый дом и типа того. В этом случае получится ослабить маятниковую миграцию, или, как минимум, "размазать" её по городу, чтобы она была более-менее равномерной, также районы не будут вымирать. Помимо этого, это шаговая доступность объектов, что не провоцирует пользоваться постоянно машиной (зачем? тут пешком 5 минут/ на велосипеде 2 минуты до нужного магазина/работы).

Второй важный момент в зданиях- этажность. По идеи, чем выше цена земли, тем выше дома- так застройщики реагируют на спрос, но это не значит, что город не должен контролировать эту сферу. Общепринято застраивать территорию среднеэтажными домами (примерно до 6-7 этажей). Ян Гейл аргументирует это тем, что при такой застройке возможен визуальный контакт человека в здании с улицей и наоборот, то есть здания не превращаются в обезличенные железобетонные коробки. Я же не столь категоричен, и считаю, что максимальная этажность- 8 этажей. Дело в том, что чем выше дом, тем больше нагрузка на инфраструктуру города, кроме этого, в больших домах-муравейниках пропадают добрососедские отношения, ведь запомнить всех становится элементарно трудно. Многоэтажные же российские джунгли ещё аукнутся нашим городам.

Но и в малоэтажное строительство тоже не следует уходить. Во-первых, расширение города негативно сказывается на транспорте, ведь если город компактный, ты легко и быстро можешь добраться пешком/на велосипеде, но если ехать километров 20-30, то ты скорее выберешь машину. Поэтому город должен быть плотным, а не расплывчатым. Во-вторых, с нашим климатом города не потянут прокладку центральных коммуникаций к каждому дому, да и на дорогах можно будет разорится. В-третьих, такая плотность делает вопрос организации общественного транспорта крайнесложным и дорогим, что опять же приводит человека к необходимости покупки автомобиля.

такого счастья нам не надо

Вообще, навязывание спроса на малоэтажное жильё- хороший маркетинговый ход, как и вся "американская мечта".

С эстетической точкой зрения всё сложнее, каждому нравится своё, но могу сказать точно, что нельзя строить привычные нам панельки. Это страх, ужас, тлен.

Дело в том, что панельное домостроение позволяет строить быстро и дёшево- это же конструктор лего, только кубики побольше. Весь мир этот страх не строит уже давно, мир отошёл от понятия типовых домов в пользу типовых конструкций, из которых, в свою очередь, можно также быстро и недорого построить дом, но дома будут разными и с точки зрения формы, и с точки зрения функционала. Например вот:Тюмень

Тюмень

Тюмень

Македония

Словения

Голландия

Ну и так далее, иными словами, можно и коммиблоки, но нужно идти в ногу со временем, а не строить говно из прошлого века.

Таким образом, можно сказать, что город должен застраиваться квартально (считай плотно), смешанно, среднеэтажно и с хорошей сетью улиц.

Однако, не стоит возводить это в максимум. Главный принцип всего и вся в городе- человек. Поэтому, застройка должна быть такой, чтобы человек мог найти то, что нравится именно ему, перечисленные же выше пункты должны относится к массовой застройке, но такого, что с завтрашнего дня мы не строит дома выше 5 этажей и точка быть не должно.

Советую также подписаться:

Подборка постов про застройку города

gre4ark.livejournal.com

Чем отличается квартал от микрорайона?

Для начала определимся, что такое "микрорайон" и что такое "квартал". Микрорайон - комплекс из нескольких жилых и одного/нескольких бытовых зданий (учебные, медицинские заведения), уходящий в глубь от улицы. Квартальная же застройка предполагает формирование среды вдоль улицы, а не в ее глубине. Как правило, состоит из одного или нескольких жилых зданий.

Вместе с тем стоит выделить следующее: В российской практике строительства преобладает формат микрорайона, представляющий из себя несколько однотипных жилых домов, которые создают подобие просторной коробки, внутри располагается здание социальной сферы (поликлиника, школа, детский сад), одна или несколько стандартизированных детских площадок и множество парковочных мест. Как правило, микрорайоны плохо приспособлены для пешеходов. Формат квартала предполагает здания малой и средней этажности, иногда переменной, с небольшими и уютными дворами, с неким архитектурным и дизайнерским разнообразием и с ограничением количества машиномест, вплоть до реализации концепции "двор без машин" и более комфортными условиями для пешеходов. Плюс к тому же, квартальная застройка хорошо соотносится с теорией смешанной застройки, когда развлекательные, социальные, промышленные, торговые и жилые объекты располагаются в пешей доступности друг от друга. Зачастую, бизнес и организации социальной сферы открывается на первых этажах жилых зданий квартальной застройки - это позволяет строить компактно, но не в ущерб качеству. Пустыри, образовывающиеся при микрорайонной застройке, давят на человека, и последний стремится скорее уйти из данной зоны. Также стал популярен принцип строительства жилья и инфраструктуры для различных групп населения, чтобы уменьшалось социальное напряжение. Из вышеперечисленного можно резюмировать вот что:1. Квартальный тип застройки не приносит людям психологического дискомфорта. Благодаря активным фасадам, среде, которая протекает вдоль улицы, отсутствию огромных пустырей и соразмерности человека и зданий формируется комфортное окружение.2. Так как кварталы строятся с применением теории смешанной застройки, все необходимые человеку заведения и учреждения находятся в пешей доступности друг от друга, что уменьшает маятниковую миграцию внутри города, снижает нагрузку на автодороги и общественный транспорт, развивает пешеходную и велосипедную инфраструктуру в конкретном районе. Из-за этого появляется общественный запрос на подобное развитие по всему городу.3. Кварталы безопаснее из-за того, что применяется ограничение автомобильного движения и создаются условия для постоянной активности людей на данной территории. 4. При строительстве в квартальном формате стараются избежать унификации зданий и общественных зон, что делает сформировавшуюся среду более или менее уникальной. 5. Повышается уровень жизни в данной зоне. Можно заметить, что стандартные микрорайоны рано или поздно превращаются в некое гетто, с кварталами такое вряд ли случится. Нужно очень сильно постараться, чтобы их испортить. Все это и множество других, более частных и конкретных, факторов позволяет организовать комфортное пребывание для людей на улице и  городе вообще, что благотворно влияет на формирование личности каждого отдельно взятого человека и его развитие.

thequestion.ru

Квартальная застройка

Квартальная застройка с 2014 года привлекает потребителя своей рациональностью. И не только по причине роста российских городов, но еще и потому что серые унылые кварталы спальных скворечников, предложенных нам в качестве альтернативы «хрущевок» и «ленинградок» навивают откровенную тоску. Грустно смотреть не только на квадратные метры, доставшиеся кому-то для жилья, но и на прилегающие необустроенные территории, усугубляющие ситуацию. Квартальная застройка предлагает концепцию, чем-то напоминающую микрорайонную застройку, в более ярких тонах и с лучшим распределением денег и времени потребителя. К примеру, квартальная застройка эргономична и рациональна по своей инфраструктуре. По этой причине она пользуется популярностью у семейных людей, старающихся избежать социальных, транспортных, общественных и личных проблем. Согласно многим новым проектам квартального типа застройки, каждый отдельный квартал оснащается детским школьным или дошкольным учреждением. А это значит, у новоселов не возникнет проблем с местами в детский сад и дорогой в школу. Помимо этого, квартальная застройка привлекает другими разнообразнейшими предприятиями из сферы обслуживания и первичных услуг, круглосуточно оказываемых населению.

Заметьте, мы много и часто говорим о комплексном строительстве, благодаря которому осваиваются новые территории и достраиваются (перестраиваются) промышленные зоны. Причем говорим не просто так, бросая рекламный вызов потенциальному заказчику, а предлагаем выгодные варианты строительства, обнародуя  свои лучшие проекты.

  • В этой публикации речь пойдет не столько о нас, сколько о вас, желающих удобно жить и комфортно трудиться. А потому, давайте вместе посмотрим внимательно на простую схему  квартальной застройки и решим над чем еще нужно работать архитекторам, проектировщикам и строителям.  То есть нам.

Мы не случайно начали описание застройки по квартальному типу со сравнения с микрорайонной застройкой. Ведь надо как-то обосновать резкое снижение темпов строительства микрорайонов нашего города.  Квартальная застройка по европейскому типу осуществляется в огромных размерах, без какого-либо первичного внимания на окружающую инфраструктуру. И этому есть объяснение: квартальная застройка группирует введенные в эксплуатацию здания по специальной схеме. Коммерческие предприятия отделяются от  жилых домов, позволяя жителям ориентироваться в нововозведенном комплексе. Внутренняя социальная инфраструктура формируется по принципу доступности каждому жителю. Перечень инфраструктуры составляет с учетом разновозрастных потребностей  обычных людей, которым нужны:

  • больницы и аптечные пункты;
  • учебные организации, школы, детсады, вузы;
  • бизнес-центры и досуговые комплексы;
  • парки, скверы, пляжи, площадки для спорта и отдыха;
  • автомобильные стоянки и парковочные места;

А также многое другое, что повышает показатель комфорта и удобства нашей с вами жизни.

Квартальная застройка − это частный сектор, поэтому жители комплекса отдалены от городского шума и суеты. Люди готовы платить хорошие деньги за самодостаточную среду обитания, которая между тем находится в неразрывной связи с городским пространством. Квартальная застройка является идей европейских архитекторов и проектировщиков, подробно проанализировавших разнообразнейшие удобства и времяпровождение современного человека. Однако Россия давно обращает на себя внимание эксклюзивностью новостроек, оттого квартальная застройка по европейским аналогам имеет больше недостатков, чем проекты, созданные российскими специалистами.

  • Одним из самых главных нарушений комфорта отечественного потребителя считается отсутствие пустующего пространства между зданиями, возведенными по типу квартальной застройки. Русский человек еще не привык к  европейскому нагромождению объектов строительства, которые пугают своей близостью и неудобствами, с этим связанными.  И хотя по существу, квартальная застройка имеет больше плюсов, чем минусов, нельзя не обратить внимание на этот факт.

Современные блага цивилизации все чаще приживаются в Красноярске. Особенно это радует владельцев автомобилей, которым квартальная застройка предлагает многовариантность  автомобильных стоянок и парковок:

  • наземные,
  • подземные,
  • гаражные,
  • многоуровневые,
  • гостевые и т.д.

В большинстве ситуаций, квартальная застройка представлена разными архитектурными и конструктивными решениями, с учетом того что каждое здание имеет свое неповторимое «лицо», называемое фасадом. Удачным примером жилой квартальной застройки в Красноярске считается Торговый квартал «На Свободном», ТРЦ «Планета» построенные для удовлетворения коммерческих, общественных и личных интересов граждан нашего города сформировали комфортную обстановку, а потому мы тоже обращаем на них ваше внимание. Тем более что возведены они были по металлостроительным технологиям, довольно популярным в наше время.  Конечно, квартальная застройка Красноярска максимально приближена к европейским планировочным решениям, но в ней также соблюдены российские нормы качества, принципы благоустройства внутредворовых и общественных пространств. В следующих публикациях мы расскажем про стилевое и дизайнерское оформление застроек разного типа.

В нашей компании создаются проекты из легких металлических конструкций (ЛМК), реализуемые для заказчика, которому будет приятно жить и работать в быстровозводимом здании, построенном в кратчайшие сроки. По всем вопросам приобретения задний и сооружений из ЛМК, проектирования и строительству обращайтесь по телефону 209-09-40! Будем рады видеть в числе наших новых клиентов! 

stroy-trading.ru

Москва «квартальная» равно Москва комфортная — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Москва - один из крупнейших мегаполисов мира, жить в котором непростая задача. Постепенно у горожан формируется осознание того, что город не просто место, в котором человек существует, а место, где человек осмысленно живет. Закладывать высокое качество жизни в городской среде необходимо еще на стадии проектирования застройки, градостроители могут значительно повлиять на это, формируя доступные общественные пространства, регулируя высотность застройки, обустраивая пешеходные зоны, разрабатывая индивидуальные проекты для фасадов зданий, строящихся в одном районе.

Еще один существенный фактор, который может сделать жизнь в мегаполисе более комфортной для горожанина с точки зрения градостроительства, - квартальная жилая застройка. Базовые принципы проектирования жилых районов по квартальному принципу и преимущества такой застройки перед микрорайонной архитекторы и проектировщики обсудили на семинаре, состоявшемся 28 августа в Москомархитектуре.

Жизнь в столице не должна зависеть от района, в котором ты живешь

Примеры застройки города микрорайонами и кварталами.

Планирование городской застройки должно учитывать цикл жизни человека, заявил на семинаре главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Сегодня жизнь в столице во много зависит от того, в каком районе ты живешь. Москва имеет перенасыщенный функциями центр, огромные некомфортные «спальные» районы, протяженные промзоны (часто заброшенные) - это нерационально».

«Москва исторически застраивалась как обычный европейский город. Улица вплоть до XX века носила не только транзитную функцию, но и была значимым местом человека, территория города использовалась рационально, ориентировалась на пешеходов», - рассказал Сергей Кузнецов.

В середине XX века перед российской столицей стояли другие задачи - обеспечить население жильем, при этом принцип разделения на дворы и квартальная застройка сохранялись. Постепенно наметилась тенденция отказа от архитектурных излишеств и принципов гуманного планирования, в результате - одинаковые фасады домов, гигантские неблагоустроенные пространства в жилой застройке.

«Но надо отметить, что проблемы связаны не со временем, а с подходом», - подчеркнул Сергей Кузнецов.

В настоящее время в городе мало примеров новой квартальной застройки, но они есть. В качестве примера главный архитектор привел реконструкцию промзоны «Коровино», где планируется построить муниципальные жилые дома. «Мы при разработке этого проекта предусмотрели индивидуальные фасады для каждого дома, запроектировали две улицы, широкие тротуары, большие дворы и открытые для посетителей коммерческие первые этажи», - говорит он.

Микрорайонный взгляд на жизнь

Преимущества квартальной застройки перед микрорайонами, которыми застроено большинство спальных районных Москвы, привел на семинаре главный архитектор НИиПИ Генплана Андрей Гнездилов.

Транспортная сетка в микрорайоне и квартале

Микрорайоны обычно занимают более обширную территорию, нежели кварталы, и ограничены по периметру магистральными дорогами, кварталы ограничены местными улицами и собственно фасадами домов.

В микрорайонах здания имеют гипертрофированный масштаб, дома рассредоточены по огромным территориям без понятной и ясной логики, при этом отсутствует придомовая территория, большая часть земли в микрорайоне воспринимается жителями как «чужая», общегородская, а не личная, рассказал Андрей Гнездилов.

Для квартальной застройки, которую имеет множество исторических городов России (Тверь, Смоленск, Самара, исторический центр Москвы), характерны ясные очертания, жесткая сетка улиц, замкнутые дворовые территории.

«На первый взгляд кажется, что в квартале более скучная среда обитания. Но внутриквартальную территорию люди воспринимают не как бесхозную, а как свою личную, а значит более комфортную. Квартальная застройка - это как способ организации жизни», - говорит Андрей Гнездилов.

Что касается транспортной составляющей, в микрорайоне дорожная сетка редкая, древовидной структуры, состоящая из местных проездов. Квартальная сетка более регулярная, жесткая, даже при том, что сам масштаб квартала как единицы застройки может быть произвольным - от 1 га до 16 га. «Улица - это не дорога, улица - место, где пешеход может взаимодействовать с застройкой, то есть войти в первые общественные этажи зданий», - объяснил главный архитектор НИиПИ Генплана.

По его словам, российским проектировщикам стоит вернуться к квартальной планировке как к более выигрышной. Он рассказал об эксперименте, который проводила группа студентов МАРХИ: существующие микрорайоны в Вешняках и Новогиреево перепроектировали по типу квартальной застройки. В итоге было зафиксировано увеличение всех основных показателей застройки (количество населения, площадь придомовых территорий, площадь озеленения, площадь жилого фонда).

Пример перепроектирования микрорайона в кварталы

Нормы и правила квартальной застройки

На сегодняшний день проектирование кварталов в Москве - новый поворот в организации застройки города. Чтобы массово применять его на практике, необходим инструментарий, который позволит каждому проектировщику создавать качественную городскую среду. Таким инструментарием могут стать нормы и правила градостроительного проектирования, которые в настоящее время разрабатываются заново с учетом присоединения новых территорий. О работе над документом рассказал на семинаре гендиректор НП «Гильдия архитекторов и проектировщиков» Сергей Мельниченко.

«Перед нами стоит сложная задача попытаться преобразовать в нормативы и написать правила под них, то есть чтобы квартальная застройка стала нормой жизни, а не просто разговором на семинаре», - сказал Сергей Мельниченко.

Новые нормативы и правила - законопроект, который пока занимает 14 страниц, по словам разработчика. Этот документ должен создать условия для градостроительной застройки по новым стандартам проектирования.

«Мы не можем говорить, что у нас получится с первого захода идеальный документ и с завтрашнего дня все станет по-другому. Но попытку сделать надо обязательно, нужно переосмыслять методологический инструментарий, и работа такая ведется», - рассказал Сергей Мельниченко.

Он отметил, что разработчики анализируют огромное количество исторического опыта и традиций градостроительства в Москве. В документе предстоит отразить градостроительные особенности и различия территории «старой» и «новой Москвы», а также определить основные проблемы нормативно-технического обеспечения градостроительного проектирования, связанные с присоединением к столице новых территорий.

Кварталы в городе - путь к комфорту

Закрывая семинар, главный архитектор Сергей Кузнецов отметил: «Мы не предлагаем сейчас разлиновать всю Москву на кварталы, мы возрождаем традиции российского градостроительства. Архитекторы и проектировщики должны создавать качественную городскую среду, создавать то, что им самим будет нравиться. На удовлетворение от жизни в городе влияют простые вещи, наша задача - их создать».

Алена Черяпкина, собственный корреспондент

stroi.mos.ru

Мыслить кварталами

Это не новое явление – такой тип освоения городских территорий широко использовался в дореволюционной России. Тем не менее потребовалось более века, чтобы вернуться к идее квартальной застройки, как наиболее благоприятной для человека.  

РАЙОНЫ, КВАРТАЛЫ, ЖИЛЫЕ МАССИВЫ

Квартальной застройке в современной России предшествовала микрорайонная, однако она не отвечает требованиям рациональности и эргономичности, которые выдвигает современный темп и организация жизни в крупных городах. Микрорайонная застройка была характерна в эпоху СССР, когда сделать жизнь человека внутри определенной территории уютной и комфортной никто не планировал – хватило бы жилья на всех. Еще Эльдар Рязанов в своем гениальном фильме иронизировал над таким типом застройки, когда устами своего героя говорил: «До какой нелепости доходили наши предки – они мучились над каждым архитектурным проектом. А теперь во всех городах возводят типовой кинотеатр «Ракета», где можно посмотреть типовой художественный фильм… Одинаковые лестничные клетки окрашены в типовой приятный цвет, квартиры обставлены типовой мебелью, а в безликие двери врезаны типовые замки». В этом контексте точечная (или уплотнительная) застройка выглядит еще менее выгодно. Она возникла в более позднее время как способ освоить небольшие пустующие территории внутри вполне сформированного района. Однако многие архитекторы высказывают мысль, что такая застройка только уродует города, поскольку возникает, как правило, на месте парков, скверов и зеленых зон. Жители старых районов, в которых было принято решение провести уплотнительную застройку, также не в восторге от новых соседей. Прежде всего, их раздражает шум, который сопровождает любую стройку, а в конечном итоге и сами новоделы, окна которых часто находятся, фигурально выражаясь, на расстоянии вытянутой руки.

Квартальная застройка разделяет пространство на частный и общественный сектор: бытовые и иные учреждения (магазины, парковки, поликлиники, детские сады) вынесены в общественный сектор, в то время как внутренние дворики остаются целиком для жильцов

Так или иначе, но квартальная застройка, которая призвана решать все насущные проблемы граждан внутри определеннойтерритории, признана сегодня оптимальной. Она разбивает город на более мелкие единицы, при этом каждая единица должна быть снабжена основными элементами социальной инфраструктуры, что позволит избежать проблем с детскими садами, магазинами, химчистками, салонами красоты и прочим.

Такое решение архитектуры и дизайна должно порадовать как жильцов, так и гостей того или иного квартала или города. Европейская практика показывает, что квартальная застройка успешно справляется с устранением недочетов микрорайонной застройки, а значит, вероятно, в скором времени облик многих российских городов изменится к лучшему.

Квартальная застройка разделяет пространство на частный и общественный сектор: бытовые и иные учреждения (магазины, парковки, поликлиники, детские сады) вынесены в общественный сектор, в то время как внутренние дворики остаются целиком для жильцов. Это позволит решить проблему пустующих улиц, нерационально расходуемых площадей (загруженность отдельных районов и пустынность других). С точки зрения эстетического восприятия, квартальная застройка позволяет избавиться от монотонности обычных типовых застроек и одновременно придать каждому кварталу гармоничный цельный стиль.

Так, в Тюмени многие строительные компании пошли по пути квартальной застройки с тем, чтобы придать территориям более рациональный и осмысленный архитектурный вид, удобный, прежде всего, жителям этих районов. Чтобы двор воспринимался как частное пространство, его нужно замкнуть не забором общественного здания, а другими домами, считают современные проектировщики и претворяют свои идеи в жизнь, в том числе и в областном центре.

Архитекторы отмечают, что квартал при этом имеет непрерывную и проницаемую сеть с высокой плотностью улиц, тогда как в микрорайонах наблюдается редкая сетка с большими расстояниями. Например, в Барселоне – городе с ярко выраженной квартальной застройкой – плотность улиц составляет 16 км улиц на 1 км2, а в среднестатистическом спальном районе Москвы этот показатель равен 6–8 км улиц на 1 км2. Понятно, что проницаемость и связанность среды в Барселоне гораздо выше, чем в Москве.      

НЕ ФУТБОЛОМ ЕДИНЫМ

Говоря о Барселоне, кто-то сразу вспомнит одноименный футбольный клуб, который наряду с мадридским «Реалом» является одним из лучших в Испании и в мире. Любители живописи, безусловно, отметят, что в Барселоне жили и работали такие известные художники, как Пабло Пикассо, Жоан Миро, Сальвадор Дали. Известные на весь мир тенор Хосе Каррерас и сопрано Монсеррат Кабалье также находят вдохновение для творчества во втором по величине городе Испании. Однако независимо от ассоциаций большинство согласится, что Барселона – один из самых красивых, уютных и удобных для жизни городов мира. Гуляя по ее улицам, сложно поверить, что каких-то два века назад Барселона была заурядным морским портом, коих в Европе насчитывалось бесчисленное множество.

Барселона обязана своей судьбой одному человеку, его имя – Ильдефонс Серда. Именно благодаря его проекту по расширению Барселоны о столице Каталонии узнал весь мир. Современная структура города оформилась согласно «Плану Серда» – новаторскому проекту, призванному привести город в соответствие с его настоящими и будущими потребностями, и возникновению нового района квартальной застройки – Эшампле, соединившего старый город с небольшими соседними поселениями. Ильдефонс Серда по образованию был не архитектором, а инженером, его очень сильно интересовали новые технологии. Так, например, он дружил с изобретателем подводной лодки, а в одном из своих трактатов написал, что будущее – за подземными железными дорогами, то есть фактически предсказал появление метро еще в середине XIX века. Он считал, что через несколько лет между городами можно будет путешествовать на транспортных средствах, управляемых с помощью двигателя. К слову, первый в мире автомобиль был построен Карлом Бенцем спустя всего 30 лет – в 1885 году.

Проект преобразования и расширения Барселоны предполагал, что все объекты и коммуникации общественного пользования в городе должны быть равномерно распределены для удобства жителей, а сам город должен состоять из кварталов, расчерченных ортогональной сеткой улиц.

Серда внедрил планировочную концепцию Via – Intervias, в соответствии с которой возникла сложная решетчатая структура с восьмиугольными (за счет срезания углов прямоугольника) кварталами, 113 метров по длине, и восьмиугольными мини-площадями на каждом перекрестке.

Квартальная застройка призвана решать все насущные проблемы граждан внутри определенной территории. Она разбивает город на более мелкие единицы, при этом каждая единица должна быть снабжена основными элементами социальной инфраструктуры, что позволит избежать проблем с детскими садами, магазинами, химчистками, салонами красоты и прочим

Поезда, а позже трамваи должны были двигаться вдоль улиц, и «стесанные» углы обеспечивали бы более легкое движение на углах. Предполагалось, что кварталы вместят промышленные, торговые предприятия и прочие виды общественных зданий. Наиболее примечательным новым элементом было внедрение железной дороги в городскую ткань – процесс, который Серда назвал «укрощением и одомашниванием железной дороги».

Серда считал, что человеческий масштаб и человеческие ценности при проектировании города приоритетнее, чем форма и геометрия пространства.

Идеи расположения коммуникаций в городе и вообще вся система организации кварталов и улиц ни у кого не встретили возражений. Специалисты спорили лишь о том, каким образом надлежит осваивать внутреннее пространство в квартале, отведенное для небольших парков, или какая этажность зданий наиболее предпочтительна, но в целом сама идея квартальной застройки была встречена на ура. Благодаря именно такой сетке и протяженности улиц Барселона стала первым городом в мире, в котором построили метро без сноса старых зданий.

Казалось бы, очень простой опыт – разбить пустое пространство на квадратики – оказался одним из самых удачных урбанистических экспериментов, тем более задуманных в середине XIX века. Но какие это были квадратики! Квадратики, высчитанные до метра, рассчитанные на плотность населения, на высоту района, соотношение с дворами и так далее.

Сочетание инженерного мышления с настроем либерально-философского толка и прекрасным пониманием архитектуры города дало совершенно фантастический результат в виде Барселоны, которая является одним из самых красивых и самых комфортных городов мира.      

ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Переход от микрорайонной застройки к квартальной считается сегодня новой эрой городской архитектуры, хотя, как уже упоминалось, такая форма была широко распространена в дореволюционной России. Отныне, когда вопрос обеспечения граждан жильем стоит не так остро, градостроители решили вновь повернуться лицом к человеку. «В жилых кварталах общественная функция должна предусматривать организацию досуга и решение бытовых нужд в своем районе. Следует учитывать также разнообразие фасадов внутри квартала, как способ ухода от монотонности восприятия жилого массива путем разнообразия фасадных решений и разной высотности секций», – значится в официальных градостроительных документах.

При этом принцип квартальной застройки не навязывает строго прямоугольных форм, а напротив, рекомендует учитывать формы выделенного участка, его рельефа.

В пользу квартальной застройки говорит и то, что в микрорайонах здания имеют гипертрофированный масштаб, дома рассредоточены по огромным территориям без понятной и ясной логики, при этом отсутствует придомовая территория, большая часть земли в микрорайоне воспринимается жителями как «чужая», общегородская, а не личная.

Для квартальной застройки, которая преобладает во множестве исторических городов России (Тверь, Смоленск, Самара, исторический центр Москвы), характерны ясные очертания, жесткая сетка улиц, замкнутые дворовые территории. Популярным решением организации придомового пространства стало устройство прорезиненных велосипедных и беговых дорожек, стилистически завершенных детских площадок и так далее. Таким образом, внутриквартальную территорию люди воспринимают не как бесхозную, а как свою личную, а значит, более комфортную.

Что касается транспортной составляющей, в микрорайоне дорожная сетка редкая, древовидной структуры, состоящая из местных проездов. Квартальная сетка более регулярная, жесткая, даже при том, что сам масштаб квартала как единицы застройки может быть произвольным – от 1 до 16 гектаров.

Для квартальной застройки, которая преобладает во множестве исторических городов России (Тверь, Смоленск, Самара, исторический центр Москвы), характерны ясные очертания, жесткая сетка улиц, замкнутые дворовые территории. Таким образом, внутриквартальную территорию люди воспринимают не как бесхозную, а как свою личную, а значит, более комфортную

Если говорить о Москве, то сегодня жизнь в столице во многом зависит от района проживания. Город имеет перенасыщенный функциями центр, огромные некомфортные «спальные» районы, протяженные промзоны (часто заброшенные), и архитекторы считают это нерациональным. Планирование городской застройки должно учитывать цикл жизни человека, – такая мысль все чаще звучит на тематических форумах застройщиков.

Так или иначе, но принцип квартальной застройки, о котором активно заговорили архитекторы в последние годы, представляется наиболее разумным путем освоения территорий из всех ныне существующих. Очевидно, история сделала шаг назад, ничего не потеряв при этом, и человек со своими потребностями вновь оказался в центре интересов государства.

 

*источник: журнал tmn №25 (август–сентябрь 2015)

Текст: Светлана Сафронова

1tmn.ru

Квартальная застройка: разумный подход к городскому планированию

Загородная недвижимостьСтроительство, архитектура, дизайн27/04/2016

О том, как в последнее время изменилась парадигма в области территориального планирования и как квартальная  застройка формирует комфортную для проживания среду, рассказывает Раиса Манаширова, коммерческий директор SDI Group, девелопер проекта ЖК «Аккорд. Smart-квартал».

─ Что принципиально изменилось в подходе планирования территорий? Расскажите, пожалуйста, предысторию, с чего начались эти изменения?

─  Впервые о необходимости полной смены градостроительной концепции Московского региона на официальном уровне главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов заговорил еще в 2013 году. Именно тогда понятие «квартальная застройка» стало своеобразным брендом – использовали это словосочетание все без исключения, а вот реально понимали, что в него вкладывается, единицы. Лишь спустя несколько лет мы можем утверждать, что понятие квартала, на самом деле знакомое жителям российских городов еще с XIX века, приобретает какое-то устоявшееся значение.

В последнее время городские власти стараются полностью отказаться от микрорайонной застройки. Причина в том, что при строительстве микрорайона потребности жильцов в инфраструктуре вроде бы учитывались – любой житель московского и подмосковного спального района знаком с концепцией «два детских сада и школа» на двор, с казалось бы равномерно распределенными по районам поликлиниками, магазинами, сервисными предприятиями. Однако несмотря на такой гуманный на первый взгляд подход в городскому планированию, мы уже на протяжении нескольких десятилетий сталкиваемся с его «прелестями» – это, собственно, и есть те самые мертвые, не приспособленные ни для жилья, ни для досуга спальные районы, где улицы выступают лишь безжизненными автомобильными трассами, а дворы фактически не нужны ни жителям, ни гостям района. И если более современные микрорайоны еще кажутся сейчас разумно спланированными или более «приветливыми», то уже через 10-15 лет мы рискуем получить в застраиваемом сейчас Подмосковье новую череду нерентабельных и некомфортных «спальников».

Другим проблемным подходом была точечная застройка, при которой новое жилье возводится на свободном участке вовсе без учета потребностей будущих жильцов в cложившейся социальной и коммерческой инфраструктуре. Однако это крайний вариант, который допустим в исключительных случаях. Можно с уверенностью говорить, что эпоха, когда застройщики пользовались любой возможностью уместить очередной дом на любом мало-мальски свободном клочке земли, уходит в прошлое. На смену этой хаотичной и в каком-то смысле насильственной стратегии развития городской среды приходит цивилизованный принцип комплексного освоения территории (КОТ) с квартальным планированием.

─  Что представляет собой современный жилой квартал и как он отражает концепцию КОТ?

─ Квартальный принцип планирования предусматривает не просто обеспечение базовых потребностей жителей, но прежде всего разумное встраивание нового жилья в существующую застройку – создание новой, комфортной и открытой городской среды. В квартале улица вновь становится не проездной магистралью, а полезным общественным пространством; двор – не дополнительной парковкой, а прогулочной зоной; инфраструктура не отдает слепую дань строительным нормам, а удовлетворяет реальным потребностям жильцов и других посетителей района. И в классическом, и в современном квартале помимо жилых и социальных объектов остается пространство для комфортной жизни, «воздух», именно поэтому для квартала характерна мало- и среднеэтажная застройка. Так на протяжении последних веков застраивались европейские города, и именно так выглядел российский город до начала советской эпохи интенсивной урбанизации.

В связи с этим и девелоперы, и градостроители считают переход к квартальной застройке действенным методом решения проблем, который не только подарит комфорт будущим жильцам, но и вернет городское пространство всем его обитателям. Однако создание полноценного квартала – это поистине ювелирная работа, требующая учета множества внутренних и внешних факторов.

─ Каковы же эти факторы? Опишите наиболее важные принципы, которые должны учитываться при создании комфортабельных жилых кварталов?

─  В первую очередь, девелопер должен задуматься о грамотном организационно-планировочном решении всей площади застройки, то есть должен быть применен комплексный подход к планированию территории.

Инфраструктура квартала должна быть отделена от жилого массива, при этом оставаясь доступной не только для всех будущих жителей строящихся домов, но и для населения соседних районов. Поэтому крайне важно не просто учесть потребности горожан в социальной инфраструктуре, но и продумать ее расположение таким образом, чтобы сохранить приватность жилых пространств без ущерба для качества застройки. Квартал – это не замкнутое пространство, а полноценная часть городской территории, поэтому необходимо сохранять доступ к его объектам, например, поликлиникам или спортивным сооружениям, для всех жителей окружающих районов, не ущемляя при этом право жильцов на спокойствие и приватность. Поэтому при планировании квартала необходимо продумать своеобразные маршруты для потенциальных посетителей комплекса, озаботиться многоуровневой системой безопасности, которая защитит жителей от непрошеных гостей, не изолируя при этом квартал от окружающей его среды.

─ Каким образом решается вопрос с расположением инфраструктурных объектов при комплексном освоении территории?

─ Стандартом считается вынос коммерческих  социальных объектов за пределы дворовых пространств, на периметр застройки, где сохраняется комфортный доступ к услугам для всех жителей. Уже на этапе строительства девелопер должен учесть, что заселение комплекса будет проходить очередями, и хаотичный ввод социальных и коммерческих объектов может негативно сказаться на комфорте жильцов, поэтому большую часть инфраструктуры, в том числе и дорожно-транспортную сетку будущего квартала, важно спланировать и завершить еще до ввода первой очереди, чтобы шумные работы не мешали потом жителям, а вся необходимая инфраструктура была в рабочем состоянии уже с первых дней жизни квартала. Поэтапный ввод в эксплуатацию социальных объектов должен быть согласован с реальными потребностями возрастающего количества жильцов.

─ До сих пор мы говорили о подходе к планированию больших территорий, но сейчас давайте сменим масштаб. Влияют ли глобальные изменения, происходящие на уровне концепции застройки, на подходы к конструированию самих жилых домов?

Современный квартал – это не только грамотная организация пространства застройки, это и детальная проработка архитектурного облика и квартирографии проекта, планировочных решений каждой квартиры, а также современных методов эксплуатации недвижимости. Так, внешний вид здания сейчас имеет очень большое значение для потенциальных жителей – люди, уставшие от однообразия безликих панельных домов, все больше обращают внимание на архитектуру зданий. Меняется подход к планировочным решениям квартир – они становятся больше и функциональнее, позволяя учесть нужды любого покупателя – и молодого холостяка, и многодетной семьи. С точки зрения эксплуатации разумным и необходимым на современном этапе развития квартальной застройки представляется установка системы «умный дом», или хотя бы ее элементов. Это позволяет не только создать дополнительный комфорт, снизить расходы на коммунальные платежи и повысить уровень безопасности каждого жителя, но и грамотно организовать эксплуатацию квартала в целом.

─ Прошло всего три года с того момента, как власти и девелоперы заговорили о необходимости перехода к квартальному типу застройки. Есть ли уже реализованные примеры?

─ В Подмосковье уже реализованы несколько грамотных проектов, которые  пользуются устойчивым спросом со стороны покупателей. Разумный подход к городскому планированию, строительству, эксплуатации – именно это и характеризует современный европейский и, в перспективе, российский квартал. Будем надеяться, что все больше девелоперов будут следовать именно этим тенденциям, а не гнаться за «пустой» быстрой наживой, как это было еще 10 лет назад.

 

www.mesto.ru

Шесть принципов квартальной застройки - Материал / Место.ру

Новостройки25/08/2015

Последние годы власти Москвы сходятся во мнении: нужно отказываться от возведения микрорайонов и возрождать традиции квартальной застройки. При этом, согласно исследованию компании «Метриум Групп», подобных проектов, тем более в массовом сегменте, в столице сегодня не так уж много.

Квартальная застройка в столицу была преобладающей вплоть до начала эпохи массового возведения домов. Многие «сталинки» образовывали кварталы с уютными внутренними дворами, и во многом благодаря этому сегодня они в цене.

Активно за возрождение квартальной застройки выступает главный столичный архитектор Сергей Кузнецов, считающий, что «планирование должно отвечать таким принципам, когда человек, независимо от места проживания в городе, существует в нормальной, благоустроенной и развитой городской среде».

Эксперты называют шесть главных условий для этого

1.    Развитая уличная сеть

Как правило, современные микрорайоны опоясывает автомагистраль, движение также осуществляется по внутридворовым проездам. И такая организация движения не только небезопасна, но также способствует снижению скорости движения и созданию пробок. Квартальная же застройка предполагает сеть перпендикулярных друг другу улиц, а такой принцип, характерный кстати, для многих европейских и американских городов, сокращает количество пробок в разы.

2.    Дворы без машин

Если все автопотоки остаются за пределами жилых зон, то дворы становятся безопаснее и комфортнее, доступ в них возможен только для спецтранспорта. Как отмечают специалисты «Метриум Групп», несмотря на то, что многие застройщики декларируют именно такой принцип, на деле он мало где соблюдается.

3.    Отделение частной жизни от общественной

При квартальной застройке внутренний двор образуется стоящими по периметру жилыми корпусами, а это, безусловно, комфортнее с психологической точки зрение, чем огораживание придомовой территории заборами. Таким образом, внутренний двор становится безопасной частной территорией, а снаружи квартала обустраиваются общественные зоны. Например, первые этажи занимают магазины, службы быта, коммерческие офисы.

«Здесь круглосуточно кипит жизнь, ночью светятся витрины и горят фонари, люди сидят в кафе и на отрытых террасах. Все это сегодня можно увидеть в любом европейском городе», - поясняет генеральный директор компании «Метриум Групп» Мария Литинецкая.

4.    Пешеходные зоны

Дворы, в отличие от огороженных заборами в микрорайонах, при квартальной застройке становятся общественными пространствами: парками, бульварами, прогулочными набережными – настоящими, а не номинальными пешеходными зонами.

5.    Архитектурное разнообразие

Настоящий город не может быть построен в единой стилистике. При этом в рамках микрорайона дом, отличающийся от других по стилю, воспринимается как инородный элемент, портящий собой весь вид. Квартальная застройка решает эту проблему: у каждого квартала стилистика своя, а вот совокупность разнообразных с архитектурной точки зрения кварталов создает ощущение живого города.

6.    Инфраструктура в шаговой доступности

Этот принцип является основным при возведении микрорайонов, однако объекты инфраструктуры возможно органично вписать и в квартальную застройку. Для этого школа, детский сад, поликлиника или торговый центр образуют самостоятельные кварталы, но вписаны в концепцию города, что до них можно дойти пешком за несколько минут.

www.mesto.ru