Прогулка по территории завода имени Лихачева в Москве (44 фото). На месте завода зил
ЗИЛ – новый московский район на месте промзоны: gre4ark
Городская земля – ограниченный ресурс, поэтому его нужно использовать максимальной эффективно. Если этого не делать, то получается среднестатистический российский город с застроенными полями вокруг старых районов – итогом такой политики становятся транспортные и социальные проблемы. Города банально замыкаются в пробках от личных машин, ведь других вариантов выехать из таких новых районов часто нет.
Чтобы создать условия для жизни и развития города без вреда для общества принято использовать точечную застройку и активизировать пустое пространство внутри сформировавшихся границ. С точечной застройкой у нас практически всегда проблемы – побеждает алчность и некомпетентность, о людях думают в последнюю очередь. Это не проблема точечной застройки, это именно проблема системы принятия решений. Хотя термин уже успел стать ругательным.
Уплотнение часто неизбежная тенденция, но нужно понимать рамки и искать компромиссы – высотка на месте двора или деревянного дома испортит среду и значительно увеличит нагрузку на инфраструктуру, а жильё средней этажности на месте пустыря или «выбитого зуба» в квартале одной высоты с соседними домами скорее улучшит дружелюбность города.
Между тем, есть ещё один задел для роста города с минимальным вредом для окружающих – промзоны. Огромные корпуса заводов часто разрезают город и становятся зоной отчуждения, а сами производства вредят экологии. Единственным верным решением в таких ситуациях может быть перенос корпусов за территорию города и реновация территории. Про один из таких случаев я уже писал на примере Красноярска, сейчас же давайте посмотрим на бывшую территорию ЗИЛа – в 2013 году было принято решение сделать «город в городе», первые кварталы которого уже готовятся к сдаче.Новые кварталыТерритория застройки выделена белым и красным, сейчас работы ведутся в северной части:картинка Стройкомплекса Москвы
Застройка района будет смешанной, поэтому его называют «город в городе» – здесь в пешей доступности будет жильё, офисы, музеи, спортивные и производственные центры. Концепция разделения районов по функциям на только спальные, административные и производственные устарела – районы должны жить и работать весь день, а не вымирать каждое утро или вечер.
Район не только застраивается по модели исторических центров, когда всё в пешей доступности, но и кварталами. Это не дворы-колодцы, а скорее имитация «квадратов» отдельными домами или общими первыми этажами с последующими башнями. Это позволяет разделять пространство на частное и публичное – в одном месте можно спокойно отправить детей погулять или отпраздновать новый год с соседями, а второе используется всеми горожанами – «своё и чужое» разделяется не забором, а самим домом.
Сначала была проработана общая концепция района с рамками дозволенного и границами, а после места были распределены между разными архитектурными бюро. За счёт этого каждый дом получился уникальным, но сами дома формируют единую картину района, а не перетягивают одеяло друг на друга.
В реальности это выглядит так:
Это не 20-тиэтажки, но человеческий размер застройки нарушен. Получились слишком большие дома, которые нависают над человеком. С других улиц, возможно, восприятие будет иным, но здесь находиться некомфортно.
Кварталы имеют привычную форму квадрата, но сама улица немного поворачивает. Это может показаться мелочью, но для комфортного восприятия пространства перспектива должна чем-то кончаться – так устроено наше зрение, поэтому города с кривыми улицами сложнее для ориентирования, но интереснее для изучения.
Квартальная застройка имеет много плюсов, но они работают с домами средней этажности. Здесь же получаются огромные стенки:
Надеюсь, управляющая компания будет следить за чистотой фасадов – нехорошо получится, если и тут люди начнут ставить блоки кондиционеров и менять остекление по своей прихоти.
Подъезды на уровни тротуара и с выходом во двор:
Первые этажи отданы под коммерцию, для этого во всех домах высота потолка первого этажа выше других:
С одной стороны ломают, а с другой – строят:
Дом с апартаментами и офисами над парковкой:
Любители жить на парковке рядом со своей ласточкой наверняка оценят, хотя парковать машину у двери подъезда будет сложнее:
Стройка казармы школы на 2500 учеников...
Сейчас здесь крайне паршиво: везде мусор, пыль и грязь. Такой отвратительной организации работ я давно не встречал. Благо здесь ещё не живут люди, лишь заблудшие урбанисты бегают.
Недели две назад, судя по всему, здесь всё плавало:
Спортивный кластерНе так давно на ЗИЛе открыли ледовые и водные стадионы – пока это основной завершённый этап района.
Массовые спортивные объекты в районе – головная боль для планировщика. Нужно просчитать пути с расчётом на толпы людей несколько раз в месяц и отвести их от жилых домов, но при этом не забыть про ежедневное использование территории. Здесь все спортивно-массовые точки притяжения выведены на окраину района, что хорошо, но территория вокруг стадионов – большой пустырь. Это опять же нарушает принцип человеческого размера среды. Надеюсь, что в будущем здесь хотя бы ярмарки будут устраивать для жителей.
Организация движения вокруг при этом страдает:
Ещё здесь умудрились на самом видном месте построить уродливую подстанцию. Неужели у энергетиков нет денег на архитектора и всё нужно либо красить белым, либо отделывать сайдингом?
История местаСохранение преемственности – не только дань уважения предкам и своей истории, но ещё и создание индивидуальности месту. Поэтому по всему миру при застройке портов оставляют краны на набережных, а дома на месте депо опоясаны рельсами – детали, которые формируют среду и уникальность очень важны. На ЗИЛе часть производственных домов сохранят и переделают под современные офисы:
Оставят проходные и, например, здание управления:
Ленина я бы убрал по идеологическим причинам, хотя сейчас он смотрится интересно:
Что-то уже успели переделать в рамках спортивного кластера:
ПаркПотихоньку заканчивают строить парк:
Озеленение в стадии посадки, но деревья уже взрослые:
Парящего моста нет, зато делают эстакаду для пешеходов с торговлей под ней:
Выглядит интересно, нужно будет приехать перед открытием и погулять:
Новые улицыНа ЗИЛе уже есть улицы в честь известных архитекторов: Гинзбурга, Щусева, Мельникова и других. Ими пока пользуются лишь строители за забором, зато есть открытый Проектируемый проезд #4965:
Эта улица должна соединять северную и южную части ЗИЛа эстакадой через пути МЦК:
Её открыли совсем недавно, но уже можно составить список ошибок и брака на отдельный альбом. Проблема лишь в том, что практически все ошибки запланированы проектом.
Как это часто бывает, вместо улицы сделали дорогу. У многих градостроителей нет понимания разницы между куском асфальта для машин и местом для жизни людей, поэтому улицы мерят не в комфорте и продуманности, а в кубометрах бетона. Улицу ещё не успели сдать, а её уже нужно закрывать и переделывать.
Дизайн опять получился похож на взлётную полосу – здесь будут гонять на машинах, а это шум, пыль и опасность для жителей. Несмотря на колоссальный опыт Москвы по проектированию улиц в рамках программы «Моя улица», всё было сделано по стандартам 1970-ых годов.
Велоинфраструктура, удобные тротуары, безопасные переходы или хоть какой-нибудь элемент правильной улицы? Пффф, не смешите – машинки должны ехать, а на остальное насрать!
Каждая новая дорога в России – доказательство, что проектировщики, гаишники, госэкспертиза и составители стандартов живут в параллельной вселенной. Ответьте лишь на один вопрос – как здесь пройдёт мама с коляской?
Конечно же сюда втиснули подземный переход. Сложно построить современный район для удобной жизни, когда ориентируешься на практику прошлого века – подземные переходы нужны только на загородных трассах и под жд-путями, а не на улицах!почему подземные переходы – зло
Лифты, которые скорее всего не будут работать. На это просто нет денег и специалистов, поэтому после двух-трёх месяцев они встают на пожизненный ремонт. Ещё форма павильона будет способствовать превращению лифта в общественный туалет. Но кого волнует удобство людей и эффективность траты бюджета?
Но это ещё что! На эстакаде просто забыли предусмотреть тротуары – есть лишь технический проход, который заканчивается забором с каждой стороны. Вы ещё удивляетесь, почему наши города неудобные и враждебные для людей? По мнению крепких хозяйственников с многолетним опытом работы, тут всё ок.
Эстакада пока не открыта и здесь спокойно ходят немногочисленные люди. Скоро им придётся делать огромный крюк для перехода путей МЦК.
РезюмируяЗИЛ – хороший пример продуманного планирования и отвратительной реализации. Смешанная застройка, кварталы, сохранение деталей промышленного прошлого, разные архитекторы – тут всё сделали правильно и это нонсенс для России. Проблема лишь в том, что в битве опыта и реальности победила реальность – сначала этажность решили чуть нарастить, потом кому-то показался необходимым подземный переход у остановки и школы, затем забыли про пешеходов и так далее. На выходе получаем отдельные неплохие дома и город, который не будет нормально функционировать из-за встроенных ошибок и разногласий со средой.
Ну и вишенка на торте – отрезанность ЗИЛа. С одной стороны его отделяет река, с другой – Третье кольцо. Когда-нибудь тут построят мосты (не забудьте про тротуары!), но пока это правда «город в городе» – он отрезан от остальной Москвы природными и рукотворными реками. Иными словами, принцип компактности и включённости новых районов в существующий город нарушен. Исправление ошибок обойдётся дорого.
Поделиться записью:
А ещё можно подписаться в...
gre4ark.livejournal.com
Как будет выглядеть территория ЗИЛа после реконструкции :: Коммерческая недвижимость :: РБК Недвижимость
Крупная столичная промзона будет разделена на девять частей.
Фото: Фото презентации проекта
Столичные власти разработали проект реорганизации территории бывшей промзоны ЗИЛ. Предполагается, что она будет поделена на девять многофункциональных зон. Здесь будет построено около 900 тыс. кв. м жилья, несколько школ, детских садов и поликлиник. Заводские помещения будут приспособлены под торгово-деловые центры, сообщает пресс-служба Комплекса градостроительной политики Москвы. (СМ. ВИДЕО ВНИЗУ)
Проект планировки
Всего в рамках проекта, который утвержден столичными властями, планируется построить 4,5 млн кв. м недвижимости. Площадь наземных проектов составит 3,8 млн кв. м. Благодаря реорганизации промзоны около 30 тыс. москвичей смогут получить жилье. Этот проект также даст городу 45 тыс. рабочих мест. Автомобильное производство здесь сохранится, но не в таких масштабах, как раньше.
Фото: Большая часть территории завода сейчас никак не используется.
Общая площадь территории ЗИЛа сейчас составляет 275 га, но большая ее часть сейчас никак не используется. Здесь разрушаются цеха и образуются тонны мусора. Выбитые стекла, затопленные тоннели внутреннего сообщения, остатки поломанной мебели - в таком плачевном состоянии сейчас находится промзона. И все это в непосредственной близости от центра города. Неиспользуемые территории не только не приносят дохода, но и требуют серьезной финансовой подпитки для поддержания экологической безопасности, отмечают столичные чиновники.
Как будет выглядеть промзоны ЗИЛ после реконструкции
Особое значение московские власти уделили транспортной доступности и дорожному обеспечению нового района.
Здесь будет открыта новая станция метро "Технопарк", а на Малом кольце железной дороги появится транспортно-пересадочный узел.На территории промзоны также появится первый ледовый дворец площадью 372, 4 тыс. кв. м, включающий в себя арену на 18 тыс. зрителей, а также гостиницу, детскую спортивную школу и музей хоккейной славы. Здесь также появятся офисы и гостиницы. В промзоне ЗИЛ также предполагается построить ледовый дворец с двумя аренами, который сможет вместить 17 тыс. болельщиков, а также первый в России Музей хоккейной славы.
Здесь построят 4,5 млн кв.м недвижимости.
На территории ЗИЛа разместятся элементы планировочной структуры, состоящие из девяти многофункциональных и производственных зон.
Вдоль Симоновской набережной на месте сносимых производственных корпусов предлагается размещение жилой застройки общей площадью 583 тыс. кв. м. Также предполагается застройка апартаментами общей площадью 365 тыс. кв. м. Будут также построены подземные гараж-стоянки на 11,4 тыс. машино-мест. В рамках проекта также будут построены две школы на 825 и 1100 мест. А на базе медицинского центра ЗИЛа будет организована городская поликлиника.Территорию промзоны столичные власти решили озеленить, в частности, набережную Москвы-реки, а также создать парк активного отдыха в зоне транспортно-пересадочного узла.
Во второй зоне будет построен общественно-деловой комплекс "Планета ЗИЛ" общей площадью 342,9 тыс. кв. м, а также комплекс административно-деловых объектов общей площадью 75,3 тыс. кв. м. Кроме того, создаются объекты природного комплекса: парк на берегу Москвы-реки и парк вдоль железной дороги.
В третьей зоне будут построены два многофункциональных комплекса с апартаментами площадью 45 тыс. кв. м и многофункциональный комплекс с гостиницей. Здесь столичные власти хотят разместить яхт-клуб 13,5 тыс. кв. м. Вдоль старого русла Москвы-реки разместится парк-набережная.
В четвертой и пятой зоне будут размещены административно-деловые и научно-исследовательские объекты площадью 670 тыс. кв. м. Шестая и седьмая - это особо охраняемые зоны. Восьмая и девятая зоны будут промышленными. В восьмой зоне планируется развитие АМО "ЗИЛ", где на территории 9,6 га будут производиться автокомпоненты и 2 тыс. автомобилей. Здесь также разместится сборочное производство "Мосавтозил" площадью 55 га. В девятой зоне будет построен новый энергоэффективный центр ГТЭС “Нагатино”, который обеспечит возможность после вывода в 2016г. ТЭЦ-9 реконструировать ТЭЦ "ЗИЛ". В рамках проекта также планируется реконструкция уличной сети и пешеходных объектов, а также организация пешеходных территорий.
realty.rbc.ru
Прогулка по территории завода имени Лихачева в Москве
Автор: 08 ноября 2016 09:10Заводу ЗИЛ постепенно настаёт конец, что не мешает любителям тлена бродить по нему и исследовать уголки этой огромной свалки в поисках оставшихся интересных ракурсов. Одна половина завода снесена полностью, а другая стремительно догоняет первую по части сноса.
Источник:
Зайти на территорию теперь можно даже через проходную
Источник:
Источник:
Источник:
На заброшенных автозаправках больше не заправится никто
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
А некоторые из уцелевших цехов готовы встретить вас лишь десятками рабочих, режущих металл, а также провалами в крышах и конструкциях
Источник:
Источник:
Источник:
От других и вовсе сохранились лишь фасады с разбитыми стеклами
Источник:
Источник:
Источник:
Но местами еще что-то живо - склады, арендаторы, живое производство штампованных деталей для современных иномарок...
Источник:
Источник:
Но скоро завод останется лишь в памяти тысяч бывших рабочих и сотен лазателей
Источник:
Отдельные пятна территории похожи натурально на свалки - вот, к примеру, гора ларьков сети Аллокард
Источник:
Источник:
Источник:
На фоне этой горы разместилась свалка автомобилей
Источник:
Это очень небольшая, но весьма любопытная свалка с разной специфической техникой. Здесь можно увидеть машины, использовавшиеся для самых разных нужд, причём не только ЗИЛы
fishki.net
На месте завода ЗИЛ возведут жилые кварталы и огромный Ледовый дворец
Когда-то завод ЗИЛ был промышленным гигантом. По огромной территории от корпуса к корпусу ездили рейсовые автобусы. Сейчас цеха разбиты и разграблены: фоторепортажами из гигантских помещений, по которым гуляет ветер, заполнены многие блоги. И вот огромное, в 470 гектаров, пространство решено реконструировать. Проект называется «Полуостров ЗИЛ».
Минимальный объем запланированных инвестиций в проект - 4,9 миллиарда долларов. Есть в этой цифре и доля города - 1,5 миллиарда. Бюджетные средства потребуются на организацию на полуострове транспортной и социальной инфраструктуры, коммуникации. По реальным оценкам, предварительная смета будет увеличена в три раза и составит 15 миллиардов.
Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов о проекте реконструкции полуострова ЗИЛ
- Этим проектом я начал заниматься с первых дней на своей должности - в экстремальном режиме, каждый день, - рассказал на презентации главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Реконструируют район так, чтобы ночью, когда разъезжаются офисные клерки, он не вымирал. Пример такого урбанистического мертвеца есть по соседству - это Nagatino I-Land. Шикарный квартал офисов уже открыт, но фирмы сюда переезжать не торопятся: очень неудобно добираться. Проспект Андропова - единственная магистраль, связывающая технопарк с другими районами, - стоит в вечных пробках из-за ремонта моста.
С «Полуостровом ЗИЛ» подобных ошибок обещают не допустить: его застроят комбинированно, совместив офисы и жилые кварталы. Дома будут, по московским меркам, довольно невысокими: 8 - 9 этажей. По периметру жилых кварталов предполагается несколько высотных доминант - там построят 22-этажные башни. Один микрорайон планируют застроить пятнадцатиэтажными зданиями.
Обеспечат и транспортную доступность, в первую очередь пустят движение по набережной (см. схему). На части территории останется производство, а 80 гектаров из 470 отдадут под парки и скверы.
- Даниловский район, где расположен ЗИЛ, разделен рекой, - рассказывает Юрий Григорян, руководитель мастерской «Проект Меганом», где разрабатывали проект реконструкции. - Управа - по одну сторону реки, ЗИЛ - по другую. А моста нет! После реконструкции мост будет.
Офисы и квартиры ЗИЛа уже называют вторым «Москва-Сити», с оговоркой, что площадь завода в десять раз больше. Но поскольку здесь будут и офисы, и жилье, район после реконструкции станет больше похож не на Сити, а на Новый Арбат.
Территорию ждет и экологическая реконструкция: отсюда вывезут грунт, за десятилетия индустриализации отравленный тяжелыми металлами.
- Проблема настолько серьезная, что встает вопрос и о судьбе памятников конструктивизма, находящихся на территории ЗИЛа, - признался Юрий Григорян. - Скорее всего, их придется перестроить под стоянки, ведь длительное пребывание в зараженных стенах может быть опасным для здоровья.
КОНКРЕТНО
Когда все это построят?
2013 г. - начало реконструкции.
2015 г. - планируется полное погашение долгов ООО «МосАвтоЗиЛ», тогда приступят к реконструкции производственных площадей.
2016 г. - в Ледовом дворце пройдут матчи чемпионата мира по хоккею.
2024 г. - застроят первые 344 гектара.
2030 г. - застроят остальную территорию.
Макет реконструированного полустрова: из белой пластмассы изготовлены макеты новых зданий, из дерева - макеты существующей застройкиФото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН
www.kp.ru
История завода ЗИЛ: picturehistory
Завод имени Лихачёва — это один из старейших производителей автомобилей в СССР и России. Несколько моделей грузовиков этого завода (в частности ЗИС-5 и ЗИЛ-130). Но ассортимент этого завода не ограничивался автомобилями. В разные годы он выпускал автобусы, холодильники и велосипеды. Во время Великой Отечественной войны завод выпускал бронированные автомобили. А когда наступила эра космонавтики, то ЗИЛ выпустил установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов. К сожалению, сегодня завода уже нет.
Центральная проходная завода ЗИЛ.
Завод основан в 1916 году в рамках правительственной программы создания в России автомобильной промышленности. В рамках этой программы предполагалось построить в России шесть новых автомобильных заводов. За постройку одного из них брался торговый дом «Кузнецов, Рябушинские». В соответствии с договором, планировалось развернуть на заводе производство лицензионного 1,5-тонного грузовика FIAT 15. Ter образца 1915 года.
Из-за революций 1917 года, инфляции, высоких процентных ставок по кредитам, и наконец, из-за коллапса транспортной системы страны, строительство ни одного из перечисленных заводов завершено не было. На конец 1917 года готовность завода составляла, по разным оценкам, от 2/3 до 3/4. На заводе имелось около 500 новейших американских станков.
Понимая, что к указанному в договоре сроку (15 марта 1917 года) изготовить первые 150 машин не удастся, руководство завода приняло решение закупить в Италии комплекты деталей и начать «отвёрточную» сборку. В декабре 1916 года первые комплекты были отправлены из Италии в Москву. Всего завод успел собрать 1319 грузовиков FIAT 15 Ter, из которых 432 единиц в 1917 году, 779 единиц — в 1918 году и 108 единиц — в 1919 году. Когда комплекты деталей закончились — недостроенный завод превратился в крупные ремонтные мастерские.
Строительство инструментального корпуса московского автозавода.
15 августа 1918 года ВСНХ на основании декрета Совета Народных комиссаров от 28 июня 1918 года объявил всё имущество завода АМО собственностью республики. Предлогом для национализации послужил срыв Рябушинскими условий контракта с Военным ведомством. Завод, хотя и медленно, но достраивался. Помимо сборки грузовиков FIAT 15 Ter из оставшихся комплектов, выполнялись заказы на запчасти для железнодорожных вагонов, изготавливались вулканизаторы и керосиновые лампы. Затем в октябре 1918 года завод занялся капитальным ремонтом поступавших с фронта грузовиков
Строительство кузнечного цеха.
После окончания гражданской войны страна получила возможность бросить больше сил и средств на создание новой техники. На 1922/23 год Совет Труда и Обороны (СТО) ассигновал средства на опытное автостроение на заводе АМО. В качестве исходной модели послужил всё тот же FIAT 15 Ter, который хорошо себя зарекомендовал в условиях фронтовой службы[2]. В июне 1923 года Госплан СССР утвердил производственное задание заводу на 1923—1927 годы. Однако только в марте 1924 года на завод поступило конкретное правительственное задание на изготовление первых советских грузовиков.
Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был собран в ночь на 1 ноября 1924 года. 7 ноября колонна из уже десяти автомобилей прошла в параде по Красной площади.
Рабочие завода «АМО» приветствуют первый советский автомобиль, выезжающий с завода. 1924 год.
АМО-1
В 1925 году завод АМО переименован в 1-й Государственный автомобильный завод. В 1927 году директором был назначен И. А. Лихачёв. Производство постепенно возрастало и к 1931 году было сделано 6971 экземпляров АМО-Ф-15, из которых 2590 единиц было произведено в 1929/30 хозяйственном году. Совершенствовалась и конструкция АМО-Ф-15, который пережил за свой относительно недолгий производственный цикл на АМО две модернизации.
Автомобили АМО-Ф-15 (1926 г.)
В 1930 году для выпуска на АМО была закуплена лицензия на американский грузовик «Аутокар-5С» (Autocar-5S). Собранный из американских комплектов грузовик назывался АМО-2. После локализации в 1931 году и запуска конвейера (первого в СССР) он был переименован в АМО-3, а мощность его мотора была увеличена по сравнению с ранним образцом с 54 до 72 л. с.
В 1933 году грузовик АМО-3 был переименован в ЗИС-5. В 1934 году, после завершения реконструкции предприятия, ЗИС-5 пошёл в массовую серию. Завод выпускал до 60 автомобилей в сутки! На базе ЗИС-5 были созданы 25 моделей и модификаций, из которых 19 пошли в серию.
Цех автозавода им. Сталина
ЗИС-6
Завод вошел в историю благодаря выпуску представительских автомобилей для первых лиц государства. В ноябре 1936 года предприятие выпустило первый отечественный лимузин ЗИС-101. Он был создан на базе американского Buick.
Первый отечественный лимузин ЗИС-101 (1937 г.)
Конвейер легковых автомобилей ЗИС-110 на Московском автомобильном заводе.
Сталинский ЗИС-101.
В 1927 г. к руководству предприятием пришел Иван Лихачев. Он закончил сельскую школу, был слесарем на Путиловском заводе, матрос с Балтийского флота (то есть один из той тучи «матросни», что сегодня рисуется силой, разметавшей страну, на самом деле был частью промышленного созидания – как так?), с его именем связано интенсивное развитие будущего ЗиЛа.
Иван Алексеевич Лихачёв
В 1928-1929 гг. шла партийная борьба, определялся курс на будущее, насколько мы помним из истории, в правительстве были идеи «построить социализм в одной отдельно взятой стране» и закончить уже с «революцией мировой» – с этой точкой зрения выступал Сталин. Через какое-то время он начал реализовывать программу на сворачивание НЭПа и заявил о необходимости форсированной индустриализации. Сталин объявил 1929 г. годом «великого перелома». Итог двух сталинских пятилеток — СССР стал крупной промышленной державой, а некогда маленький и плохо оснащенный завод превратился в автогиганта, флагмана сталинской индустриализации. Так была создана автопромышленность.
На снимке — Сталин и Лихачёв.
Автомобильный завод им. Лихачева, 1937 год.
Грузовик ЗИС-15. 1940 год.
У проходной завода ЗИС.
ЗИС-5 во время Великой Отечественной войны.
Бронированный грузовик ЗИС-5, вооруженный 20-мм авиационной пушкой ШВАК. Ближние подступы к Ленинграду, 5 октября 1941 г.
ЗИЛ на фронте, в 1944 году.
С 1944 года ЗИС-5 начал делать расположенный в Миассе завод «УралЗИС».
Третья реконструкция завода началась в 1946 году. Целью реконструкции была разработка выпуска новой послевоенной продукции. Ими стали грузовые автомобили ЗИС-150 (1947г.) и грузовые автомобили повышенной проходимости ЗИС-151 (1948г.).
ЗИС-150
1-й государственный автомобильный завод имени И. В. Сталина (ЗиС)
В 50-е годы ЗИС наращивает производственные мощности — начинает выпускать холодильники, велосипеды, а также специальную автотехнику — бронетранспортеры (ЗИС-152) и автомобили-амфибии (ЗИС-485). На заводе создается специальное конструкторское бюро для разработки особой техники, предназначенной для мобильных ракетных систем.
ЗИС-152
Испытание автомобиля на водонепроницаемость в сборочном цехе №6 1-го Государственного автомобильного
завода им. И.В. Сталина.
11 июля 1952 года.
В 1951 году завод наладил выпуск холодильников, которые отличались превосходным качеством и были очень прочными и долговечными.
Стахановка, слесарь-испытатель цеха по производству домашних холодльников А.В. Землянская
производит осмотр и испытание новой партии готовых холодильников «ЗиС».
Июль 1952 года.
Цех сборки велосипедов на 1-м Государственном автомобильном заводе им. И.В. Сталина.
4 июля 1953 года.
Автобус ЗИЛ-158 (1957 г.)
С 1947 по 1957 год завод ЗИЛ выпустил более 770 тысяч автомобилей ЗИС-150 (его разработка начиналась ещё до войны) и его модификаций, при этом разработка новой модели откладывалась из-за государственных планов, предусматривавших превалирование выпуска количества грузовиков для народного хозяйства, над качеством выпускаемой продукции. После многократных внесений изменений в конструкцию ЗИС-150 и его морального устаревания встал вопрос о том, что его потенциал для модернизации полностью исчерпан и нужно начать выпуск новых грузовиков.
ЗИС-151
В 1956 году, после смерти Лихачева, завод переименовывают в его честь и последующие модели получают название ЗИЛ.
С 1957 года завод перешёл на выпуск ЗИЛ-164 (глубокая модернизация ЗИС-150).
Главный конвейер завода ЗИЛ. 70-е.
Рабочие ЗИЛ приветствуют визит руководителя Югославии Иосипа Броз Тито в Москву, в 1956 году.
Склад готовой продукции (1959 г.)
В 1963 году начался выпуск полностью нового грузовика — ЗИЛ-130. Грузовик получил новый двигатель мощностью 150л.с., гидроусилитель руля, синхронизированную 5-тиступенчатую коробку передач, трёхместную кабину с омывателем панорамного ветрового стекла. Интересным был дизайн грузовика, разработанный промышленными дизайнерами ЗИЛ. Грузовик отличался хорошей надёжностью. Для выпуска новой линейки на базе ЗИЛ-130 завод поменял многое оборудование.
ЗИЛ-130
Завод имени Лихачёва. Сортировка свежевыпущенных грузовиков. 1976 год.
В 1975 г. на заводе началось производство нового поколения 3-х осных автомобилей ЗИЛ-133Г1 (6×4) г/п 8 т. В 1977 г. к ним добавился 10-тонный грузовик ЗИЛ-133Г2. Модели были оборудованы стандартным двигателем V8 150 л.с, 5-ступенчатой коробкой передач, гипоидной главной передачей и балансирной подвеской задних колес на полуэллиптических рессорах.
ЗИЛ-133г1
С 1979 г. взамен ЗИЛ-133Г2 стали выпускать ЗИЛ-133ГЯ с дизельными двигателями КамАЗ-740 Камского автозавода (210 л.с), 10-ступенчатая коробка передач, усиленные передние рессоры.
ЗИЛ-133гя
ЗИЛ ПЭУ-1М 1972–79 гг., поисково-эвакуационные установки (ПЭУ-1) для поиска и эвакуации спускаемых космических объектов и космонавтов.
ПЭУ-1М
В 1974 г. на московском конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130.
Миллионный автомобиль «ЗИЛ-130».
Летчик-космонавт СССР Алексей Леонов (слева) и посол Кубы в СССР Агирре Дель Кристо (в центре) в одном из цехов автозавода ЗИЛ. 1980 год.
Начало 80-х. Отгрузка грузовиков ЗИЛ 130.
После выпуска ЗИЛ-133 завод вернулся к разработке ЗИЛ-169. Проект шёл тяжело, так как завод осваивал впервые для себя новый дизельный двигатель собственной разработки. При испытаниях грузовика переделывалась трансмиссия, находились серьёзные недочеты, в результате чего ЗИЛ-169 дошёл до конвейера только к 1985 году, получив индекс ЗИЛ-4331.
Конвейер ЗИЛ. 1983 год.
1984 Проходная завода Зил.
С началом 90-х годов и распадом СССР, завод потерял многолетние внутрисоюзные связи. В условиях перестройки ЗИЛ нес большие потери важных рынков, перестали поступать военные заказы. Еще больше усугубило ситуацию общее падение спроса на грузовую автотехнику, и конкуренция запада. Завод встал на грань банкротства.
В результате активных поисков путей выхода из кризиса и модернизации производственной программы в 1992 году был разработан новый 3-х тонный малотоннажный автомобиль полукапотной компоновки ЗИЛ-5301, впоследствии названный мэром г.Москвы Лужковым «Бычок». В 94 году завод начал мелкосерийный выпуск «Бычка».
С 2004 по 2011 год объемы производства резко снизились. Завод снова претерпевал большой кризис. Все попытки вывести завод из кризиса были неудачны. Переговоры с инвесторами также не увенчались успехом.
К концу 2012 года объёмы производства автомобилей и запасных частей были снижены, а в 2013 Общество полностью прекратило выпуск автомобильной техники и автозапчастей.
Администрация Москвы отказалась от производства грузовиков. В 2014 году легендарный Завод ЗИЛ был ликвидирован.
См.также:
Музей ЗИЛа
ЗИС-151 - "король бездорожья".
История ЗИС-101: украли или не украли?
Утраченная "Юность" ЗиЛа...
10 уникальных прототипов ЗИЛ
picturehistory.livejournal.com
Промзона № 27 «ЗИЛ» - Москва
Промышленная зона «ЗиЛ», занимающая большую территорию в непосредственной близости от центра города, а также земли Нагатинской поймы. Безусловно, основным загрязнителем в этой промышленной зоне является АМО «ЗиЛ» (3,28 тыс. т или 66% от объема выбросов), однако, в отличие от рассмотренных выше промзон здесь имеется второй крупный — ТЭЦ N9 (27%). После перестройки процесс адаптации АМО «ЗиЛ» к рыночным условиям был весьма сложным и Правительство Москвы, выкупив контрольный пакет акций, оказало помощь заводу, обеспечило финансирование. Предприятие имеет самые разнообразные производства — литейное, кузнечно-прессовое, термическое, гальваническое, механическое, окрасочное. Выбросы в атмосферу содержат оксиды углерода, азота и серы, пыль, среди токсичных веществ можно назвать серную, азотную, соляную, плавиковую и синильную кислоты, органические растворители. В структуре выбросов завода насчитывается более 50 различных загрязняющих веществ. В последние годы наблюдается снижение выбросов завода, за счет сокращения объемов производства, внедрения прогрессивных технологий в производство, замен коксовых вагранок на газовые, модернизация пыле- и газоулавливающих установок, а также вывод части литейного производства, перебазирование цеха пластмасс, перевод строительного цеха из прилегающей к жилой застройки части промзоны на основную территорию завода, замену четырех энергетических котлов на ТЭЦ ЗиЛ (которая дает сейчас около 20% выбросов предприятия), а также ряд мероприятий, связанных с санитарно-защитной зоной предприятия. В ПЗ «ЗиЛ» расположены такие предприятия как завод «Динамо», производящий главным образом электродвигатели, имеется экспериментальная ТЭЦ ВТИ, нефтебаза (в основном представлена крайне пожароопасными складами горючих веществ, выбросы же незначительны - около 5 т в год), швейная фабрика «Радуга», НПО «Гелиймаш». Но, конечно, 95% промышленно-производственного персонала этой самой крупной по численности занятых московской промзоны (около 25 тыс. чел), приходится на машиностроение. В структуре земель наблюдается довольно значительная доля промышленных территорий (более 70%), которая по большей части приходится на территорию завода АМО «ЗиЛ». Статья о текущей ситуации на предприятии: sovprom.info/avtomobilnaya-promyshlennost/zavod-imeni-l...www.amo-zil.ru
Видео на 11.09.16.www.youtube.com/watch?v=8XR67U6Dt30
wikimapia.org
Заброшки Москвы 1. Остатки завода ЗиЛ.
Фото 1. Давно собирался посетить, пока не снесли окончательно, заброшенные корпуса бывшего "гиганта индустриализации" - завод ЗиЛ.И в конце марта в компании @Nusia21 я посетил это место)Приехав на станцию МЦК "ЗиЛ" и походив вокруг мы поняли, что попасть на территорию можно двумя путями: через ворота с будкой охраны или пройдя метров 300 по жд путям вдоль бетонного забора до первой дыры. Мы выбрали первый)) Сотрудник охраны оказался вменяемым и разговорчивым, предупредив о возможных опасностях нас пустили пофотать на территорию. Хочу заметить, что вся территория окружена 4-х метровым забором и ведутся активные работы по сносу и строительству.Фото 2. Вид с крыши административного корпуса на сборочный цех.
Фото 3. Граффити от авторов - Fuck , Nook, Nats, WCE Crew
Фото 4. Сборочный и административный корпуса. В сборочном недавно был пожар и часть крыши рухнула и теперь очень похоже на "Ченобыль".Мы же пошли в административный корпус завода, там почти все осталось со времен когда еще завод работал.
Фото 5.
Фото 6. Этот тунель раньше соединял две территории завода разделенные железной дорогой. Сейчас заблокирован и затоплен.
Фото 7. Внутри сохранилась мебель. Много валяется различных документов и книг. Попадались пишущие машинки и плакаты времен СССР.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото 11. Оригинальная бутылка спирта "Ройяль". Вообще в административном корпусе мы обнаружили огромное количество пустой тары из под алкоголя 80-90 годов.
Фото 12. За неделю до нашего посещения тут побывали московские художники: Okto, Abatur и Aips. Результатом стали граффити и Арт-комната на 4 этаже. Автор этой работы - Aips (ШЦ)
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16.
Фото 17. Библиотечный экземпляр!
Фото 18. Забытый скетч Okto.
Фото 19. Граффити на мебили и документах. Раньше подобное не видел! Автор - Okto
Фото 20. Nusia21 и Октопусы отOkto.
Фото 21.
Фото 22. Арт инсталяция Автора - Okto
Фото 23. Автор Abatur и "Губы" от Nusia21
Фото 24. Автор - Okto
Фото 25. Автор - ШЦ Aips
Фото 26. Автор - ШЦ Aips
Фото 27. новый экспонат выставки "в чистой комнате" на 4-м этаже административного корпуса ЗиЛа
Фото 28. "Синтезатор тишины". Автор - Okto
Фото 29. "Последний зритель". Автор - ШЦ Aips
Фото 30. В Актовом зале ЗиЛ
Фото 31.
Фото 32. остатки СССР
Фото 33. Автор - ШЦ Aips
Фото 34.
Фото 35. Остатки сборочного цеха
Фото 36.
Фото 37.
Фото 38. Потэгал напоследок знакомых!
Фото 39. Остатки кондитерского производства. Что интересно остатки печенек и булочек не стали есть даже крысы!
Фото 40. Тут раньше была столовая и буфет для сотрудников.
Фото 41.
Фото 42.
Фото 43. Октопус от ОктоАрт
Фото 44. На этом закончу небольшой отчет о поездке.Продолжение о заброшенных зданиях в москве скоро последует.
sonnnic.livejournal.com