Железнодорожный район (Екатеринбург). Район жд


Железнодорожный район (Новосибирск) - это... Что такое Железнодорожный район (Новосибирск)?

Новосибирск Прежние имена: Первое упоминание: Площадь: Население: Станции метро: Телефонные коды:
Железнодорожный район
Герб

Кагановический район

1936

8,3 км²

61 700 чел.

Площадь Гарина-Михайловского

+7 383

Железнодоро́жный райо́н — один из административных районов города Новосибирска.

Территория — 8,3 км².

Население

Численность постоянного населения — 58,1 тысячи человек. При этом в экономике района занято около 70 тысяч человек.

История образования

Железнодорожный район — старейший в Новосибирске. Первые жилые дома появились в 1893 году в связи со строительством Восточно-Сибирского участка Сибирской железной дороги.

До 1932 года район именовался Вокзальной частью города. В августе 1936 года решением Новосибирского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был образован Кагановический район. Район был переименован в Железнодорожный в 1957 году.

Инфраструктура

Гостиница «Новосибирск»

Железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный

В районе находится немало высших учебных заведений: Консерватория им. М. И. Глинки, Академия водного транспорта и институт искусств, Юридический институт (филиал) Томского государственного университета, театральный институт, Новосибирский гуманитарный институт, средние специальные учебные заведения: кооперативный техникум, финансово-банковский колледж, медицинское училище и единственная за Уралом средняя специальная музыкальная школа-колледж.

Система дошкольного и среднего образования включает в себя 12 муниципальных средних школ (в том числе вспомогательную школу, школу-интернат для глухих), школу Западно-Сибирской железной дороги, 9 муниципальных подростковых клубов, образующих 2 центра, 16 детских дошкольных учреждений[1].

В территориальную систему здравоохранения входят 2 больницы (крупнейшая из них — Дорожная клиническая больница и муниципальная психиатрическая)[1], объединенная муниципальная поликлиника, два отделения дорожной поликлиники, 3 диспансера, консультативно-диагностический центр «Ювентус», клинико-диагностический центр им. А. П. Гумилевского и женская консультация, центр реабилитации детей-инвалидов, областной сурдологический центр, городская лаборатория иммунологии и СПИДа. На базе Дорожной клинической больницы действует нейрохирургический центр.

Учреждения культуры: ДК им. Октябрьской революции, ДК железнодорожников, театр «Красный факел», областной театр кукол, городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева; государственный цирк; киноцентр «Победа»; выставочный зал и филиал краеведческого музея — дом-музей Сибирского подполья, музей истории Железнодорожного района, музей «Сибирская берёста», музей железнодорожного транспорта.

Театр «Красный факел»

Вознесенский кафедральный собор

В районе имеется несколько небольших зелёных зон — скверы при академии водного транспорта по улице Щетинкина, Нарымский сквер с посадками декоративных деревьев и кустарников, обновленный к 70-летию района. Это любимое место семейного отдыха и прогулок горожан. В 2003 году в Нарымском сквере был установлен Памятник жертвам политических репрессий.

Площадь Гарина-Михайловского — «ворота города». Её достопримечательностью является здание вокзала Новосибирск-Главный, построенное в 1939 году. В 2006 году был сдан в эксплуатацию новый пригородный вокзал. На одной из старейших улиц города — улице Челюскинцев (ранее называлась Межениновской) расположен Вознесенский кафедральный собор.

29 декабря 1985 года напротив вокзала Новосибирск-Главный была открыта 24-этажная гостиница «Новосибирск», крупнейшая в городе — она рассчитана на 1000 мест и включает двухэтажный ресторан. А 8 февраля 1991 года на улице Ленина открывается гостиничный комплекс Интуриста «Сибирь», включающий рестораны, кафе, залы для торжеств и другие помещения для обслуживания гостей города. Здание «Сибири» было возведено польской фирмой «Будимекс»[1][2].

Предприятия

На территории района зарегистрировано более 13 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности и более 1300 индивидуальных предпринимателей. Основным объектом, определяющим профиль района, является транспортный комплекс «Западно-Сибирская железная дорога», сложный комплекс с многочисленными структурами — ремонтными службами, вагонным и локомотивным депо, пассажирской и сортировочной станциями, Товарной станцией, Прижелезнодорожным почтамтом.

В районе также расположены такие крупнейшие предприятия, как ОАО «Новосибирскэнерго», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Сибмост», МУП «Горводоканал».

Через весь район проходит Западно-Сибирская железная дорога с её многочисленными структурами — ремонтными службами, вагонным и локомотивным депо, станцией Новосибирск-Главный, Товарной станцией, Прижелезнодорожным почтамтом. Кроме этого, ряд хорошо известных не только в Сибири, но и во всей России проектных и проектно-изыскательских институтов: «Новосибгражданпроект», «Гипротранспуть», «Инженерная геодезия», «Сибжелдорпроект» и ряд других.

Железнодорожный район — «торговый центр» Новосибирска, здесь расположено около 300 магазинов, в том числе 240 промышленных, из них такие крупнейшие, как «ЦУМ-Новосибирск», супермаркеты «Монро», «Россита», «Галерея Максима», имеется около 150 предприятий общественного питания, наиболее известные из них — «Скоморохи», «Агат», «Империя».

Транспорт

На территории района расположена станция метро «Площадь Гарина-Михайловского».

Примечания

Литература

Новосибирск. Железнодорожный район. Автор-составитель А. Ю. Ложкин — Новосибирск: «Культурное наследие», 2006—200 с., 270 илл.

Ссылки

dic.academic.ru

Железнодорожный район (Екатеринбург) — WiKi

Планировка центральной части нынешнего Железнодорожного района Екатеринбурга была определена «генеральным планом» города, составленным еще в 1845 году. Его реализация в основном была завершена к 1910 году. А начиналась она с той поры, как на реке Мельковке появилась и заработала золотопромывочная фабрика.

Дальнейшим своим развитием район обязан строительству железнодорожной линии «Екатеринбург — Нижний Тагил — Кушва — Чусовская — Пермь». Екатеринбург, оказавшись конечным пунктом железной дороги в юго-восточном направлении, стал связующим звеном зауральских районов и Сибири с Уралом и Европейской Россией. Железная дорога закрепила и расширила его роль как сборного и распределительного пункта сельскохозяйственной и горнозаводской продукции. Здесь были построены вокзал в русском историческом стиле (воинский вокзал) и паровозное депо.

Главной улицей района является улица Свердлова, застроенная в 1953—1960, внесенная в число объектов культурного наследия Железнодорожного района.

Территория Железнодорожного района составляет 126,3 км² с населением 137,4[2] тыс. человек. В состав района входят 4 отдалённых посёлка: Северка, Шувакиш, Семь Ключей, Палкино, имеющие каждый свою историю. Палкино, например, по возрасту гораздо старше не только района, но и города: как Палкино известен со второй половины XVI века, и значительно старше — как место заселения племён гамаюнской культуры.

В районе активно ведется жилищное строительство. В 2008 году было сдано в эксплуатацию свыше 111 тыс. м² жилья, в том числе 9,5 тыс. м² — индивидуальное[3]. Бо́льшая часть нового жилья расположена в микрорайоне Сортировки. В последние годы в районе сносятся ветхие и аварийные строения.

В Железнодорожном районе зарегистрировано более 13 тысяч субъектов предпринимательской деятельности. Базовые отрасли — производство пищевых продуктов, машин и оборудования, резиновых и пластмассовых изделий. Производственный сектор представлен 36-ю крупными и средними предприятиями. старейших из них — ФГУП «Уралтрансмаш», «Свердловская железная дорога», ОАО «Екатеринбургский мельзавод».

В районе представлены все существующие виды городского общественного транспорта — трамвай, автобус, троллейбус, метро, такси, городской электропоезд. В районе расположены железнодорожный вокзал, Северный автовокзал.

В Железнодорожном районе расположены 21 учреждение общего образования, 25 дошкольных учреждений и 7 учреждений дополнительного образования, один межшкольный учебный комбинат и районный информационно-методический центр.

В 35 учреждениях культуры Железнодорожного района работают 53 творческих коллектива, объединений по интересам, в которых занимаются более 12 тыс. человек. 10 коллективов имеют звание народных и 3 образцовых детских. В районе функционируют 6 детских школ искусств, где обучаются более 1200 учащихся.

В районе работают 7 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимаются более 4 тыс. детей и подростков, культивируется 22 вида спорта; 10 физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства, где занимаются более 2 тыс. детей и подростков, культивируется 13 видов спорта.

На последних областных выборах, прошедших 8 октября 2006 года, в списки для голосования Железнодорожной избирательной комиссии г. Екатеринбурга были внесены 113165 избирателей. В выборах участвовало 24576 человек, что составило 21,72 % от общего числа избирателей.

Результаты голосования по выборам в Областную Думу по Железнодорожному району

  • Единая Россия — 8190 человек — 33,35 %
  • РПЖ — 4955 — 20,18 %
  • Российская партия пенсионеров — 3734 — 15,20 %
  • КПРФ — 1815 — 7,39 %
  • ЛДПР — 1218 — 4,96 %
  • Яблоко — 1061 — 4,32 %
  • Родина — 706 — 2,87 %
  • Свободная Россия — 669 — 2,72 %
  • Патриоты России — 361 — 1,47 %
  • Народная воля — 93 — 0,38 %
  • Против всех списков кандидатов — 1415 — 5,76 %

ru-wiki.org

Железнодорожный район (Улан-Удэ) — WiKi

География

  Улан-Удэ, восход, вид с горы между улицами Гастелло и Хоринской. Февраль 2014 г.

Расположен в северо-восточной части Улан-Удэ, поднимаясь от правобережья рек Селенга и Уда на юго-западные отроги хребта Улан-Бургасы. В центре города по полотну Транссибирской магистрали граничит с Советским районом, на юго-востоке река Уда является естественной границей с Октябрьским районом, на востоке район примыкает к Заиграевскому району РБ. С Иволгинским районом республики Железнодорожный район граничит на севере, на северо-западе — с посёлком Стеклозавод Советского района. В состав Железнодорожного района входит посёлок Мостовой, находящийся на правом берегу Селенги у ж/д мостов Транссибирской магистрали близ границы с Прибайкальским районом.

Основные улицы: проспект 50-летия Октября, Гагарина, Комсомольская, Октябрьская, Революции 1905 года, Лимонова, Ботаническая, проспект Автомобилистов.

История

  Проспект 50-летия Октября   Железнодорожный район с высоты птичьего полёта

В конце XIX века Верхнеудинск начал развиваться в направлении Нагорной площади.

8 сентября 1895 года в городе началось строительство железной дороги. Участок Транссибирской магистрали Мысовая — Верхнеудинск был построен в 1899 году и 15 августа того же года на станцию Верхнеудинск прибыл первый поезд. Вдоль линии железной дороги появились: вокзал, товарный двор станции, депо, мастерские, склады и магазины военного интендантства, нефтяные склады Нобеля, дома железнодорожников и рабочих депо.

После Первой мировой и гражданской войн из-за значительного роста населения Верхнеудинск стихийно развивался вдоль линии железной дороги. Застройка полосы отчуждения железной дороги началась ещё во время строительства дороги[2]. Новый район официального названия не имел. В 1920-е годы в газетах назывался посёлком железнодорожников или Залинией, а его жители — залинейцами.

4 февраля 1926 года Верхнеудинский городской совет постановил назвать площадь между улицами Амурская, Владивостокская и Международная Площадью 1905 года в память о событиях Первой русской революции в Верхнеудинске[3]. В настоящее время на этом месте устроен сквер на улице Сенчихина (бывшая Амурская) с реконструированным памятником пяти казнённым железнодорожникам.

В 1932 году началось строительство паровозоремонтного завода и социалистического города. В 1937 году началось строительство авиаремонтного завода и посёлка Загорск.

25 марта 1938 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление создать в Улан-Удэ три района: Железнодорожный, Городской и Пригородный[4].

3 февраля 1945 года образован Заводской район за счёт разукрупнения Городского и Железнодорожного районов[5]. 30 августа 1948 года Заводской район ликвидирован с включением в состав Железнодорожного района[5].

3 декабря 2009 года к Железнодорожному району присоединён населённый пункт Иволгинского района посёлок станции Мостовой[5].

Микрорайоны и территориально-общественные самоуправления (ТОС)

Микрорайоны, с входящими в их состав ТОСами:

  • 502 км;
  • Аршан — ТОС «3-я Кедровая», ТОС «Аршан», ТОС «Железнодорожник»; ТОС "Прогресс"
  • Верхняя Берёзовка — ТОС «Кумыска»;
  • Восточный;
  • Гавань;
  • Загорск — ТОС «Надежда», ТОС «Северо-Восточный»; ТОС "Як-17"; ТОС "Благодать"; ТОС "Благодать-2"
  • Зеленхоз — ТОС «Зеленхоз»;
  • Зелёный — ТОС «Первоцветный»; ТОС "Зеленый двор"; ТОС "Зеленый уголок"; ТОС "Зеленый дом"
  • Кирзавод — ТОС «Читинский»;
  • Лысая Гора — ТОС «Лысая Гора»;
  • Матросова — ТОС «Матросова»;
  • Мостовой;
  • Орешкова — ТОС «Дацанский», ТОС «Локомотив»; ТОС "На Норильской"
  • Площадка — ТОС «Площадка»;
  • Солнечный — ТОС «Солнечный»;
  • Шишковка — ТОС «Адис», ТОС «Сарана»; ТОС "Сенчихина".

Население

Численность населения1959[6]1970[7]1979[8]1980[5]1981[5]1982[5]1983[5]1984[5]1985[5]1986[5]1987[5]1988[5]1989[9]1990[5]1991[5]1992[5]1993[5]1994[5]1995[5]1996[5]1997[5]1998[5]1999[5]2000[5]2001[5]2002[10]2003[5]2004[5]2005[5]2006[5]2007[5]2008[5]2009[11]2010[12]2011[13]2012[14]2013[15]2014[13]2015[16]2016[17]2017[1]
77 867↗117 705↗125 649↗127 600↗129 300↗130 400↗132 000
↗135 600↗137 200↗139 000↗143 100↗143 900↘137 692↗139 500
↗140 800↗141 600↘140 800↘140 700↘140 500↘139 800↘139 600
↘139 000↘138 900↘138 600↘138 100↘135 936↗136 800↗136 900
→136 900↗137 000↗137 900↗139 000↘136 692↗143 486↗143 627
↗143 783↗144 954↗146 228↘145 928↘145 069↘143 715
 

Исторические названия улиц

С запада на восток

Старое название Современное название
Вокзальная Улица Революции 1905 года (с 12 декабря 1955 года[18])
? Путейская
Транспортная Клыпина (20 марта 1985 года)[19]
Графская Пролетарская (с 13 июня 1924 года)[20], Цивилёва (с 1957 года)
Мариинская Международная (с 13 июня 1924 года), Гагарина (с 24 апреля 1961 года[21])
3-го Интернационала Пушкина
Садовая (с 16 января 1928 года)[22] Чертенкова (с 1965 года)
? Жуковского

С севера на юг

? Коллективная
Гордеевская (с 4 февраля 1926 года) Новогордеевская
Амурская Сенчихина (с 14 апреля 1971 года[23])
Благовещенская Шульца (с 4 февраля 1926 года)
Андреевская Гольдсобеля (с 4 февраля 1926 года)
- Осипенко, Юного Коммунара (с 6 февраля 1957 года[24])
Омулёвская Бестужева (с 4 февраля 1926 года)[3]
Шиловская Милютина (с 4 февраля 1926 года)
Андринцевская Каховская (с 4 февраля 1926 года), Добролюбова (с 11 марта 1938 года[25])
? Пржевальского
Сперанского Намсараева (с 21 мая 1969 года[26])
Бекетова Пестеля (с 4 февраля 1926 года)
Волынская Рылеева (с 4 февраля 1926 года)
Сергиевская Мухинская (с 13 июня 1924 года), Проспект имени 50-летия Октября
Солдатская Красноармейская (с 13 июня 1924 года)
Московская Московская
Петроградская Пионерская
Нобелевская, Нефтяная (с 13 июня 1924 года) Хахалова (с 6 января 1971 года[27])
Трактовая Трактовая

Экономика

На территории района зарегистрировано 2548 предприятий различных форм собственности, среди них такие крупные предприятия как ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», Улан-Удэнское отделение ВСЖД — филиал ОАО «РЖД», Улан-Удэнский ЛВРЗ — филиал ОАО «РЖД», ОАО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение», ЗАО «Улан-Удэстальмост», ОАО «Байкалфарм» и другие. В 2006 году доля предприятий Железнодорожного района в выпуске товаров и услуг составила 49 %. Сегодня в районе выпускают вертолеты, стальные мостовые конструкции, приборы систем навигации и теплоконтроля, ремонтируют локомотивы и пассажирские вагоны.

В сфере торговли действует 565 предприятий, в сфере общественного питания — 97, из них введены в эксплуатацию в 2006 году 21 торговая точка (магазин-склад «Абсолют» по ул. Туполева, 7б, ТЦ «Эльдорадо» на Стрелке, Социальный магазин «Абсолют» и др.) и 12 пунктов общественного питания (рестораны «Ковбой», «Лесная поляна», кафе «Оазис»), что позволило дополнительно создать 253 рабочих места.

Образование

Здравоохранение

В территориальную систему здравоохранения входят 13 лечебно-профилактических учреждений, в том числе отделенческая больница станции Улан-Удэ, городская больница № 4, поликлиники № 4 и № 6, Центр восточной медицины, геронтологический и кардиологический центры.

Культура

На территории района расположено 14 учреждений культуры. Среди них МГЛ им. Д. Аюшеева, 4 школы искусств, 6 библиотек муниципальной централизованной библиотечной системы, 4 культурно-досуговых учреждения, из них 2 — муниципальные.

Этнографический музей народов Забайкалья на Верхней Берёзовке.

Религия

Буддийские храмы и монастыри
  • Дацан Хамбын Хурэ. Верхняя Берёзовка.
  • Дацан Римпоче-Багша. Лысая гора.
Православные храмы
  • Свято-Никольский храм (Железнодорожная церковь). Ул. Революции 1905 года.
  • Свято-Ильинский храм. Загорск.

Связь

В Железнодорожном районе работают все операторы «большой тройки»:

Оператор стационарной связи:

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (31 июля 2017). Проверено 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
  2. ↑ Домостроительство на Забайкальской дороге // Вестник Забайкальской железной дороги №14, 7 апреля 1912 года, стр. 1-2
  3. ↑ 1 2 Постановление № 1 Верхнеудинского Городского Совета Рабочих и Красноармейских депутатов 4 февраля 1926 года
  4. ↑ Бурят-Монгольская Правда // №73, март 1938 года
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Численность населения Республики Бурятия в разрезе районов (погрешность 50 человек). Проверено 25 февраля 2015. Архивировано 25 февраля 2015 года.
  6. ↑ Всесоюзная перепись населения 1959 года. Численность городского населения РСФСР, её территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  7. ↑ Всесоюзная перепись населения 1970 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  8. ↑ Всесоюзная перепись населения 1979 года Численность городского населения РСФСР, ее территориальных единиц, городских поселений и городских районов по полу. (рус.). Демоскоп Weekly. Проверено 25 сентября 2013. Архивировано 28 апреля 2013 года.
  9. ↑ Всесоюзная перепись населения 1989 года. Численность городского населения. Архивировано 22 августа 2011 года.
  10. ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года
  11. ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года. Проверено 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
  12. ↑ Итоги Всероссийская перепись населения 2010 года. 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов – районных центров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи человек и более. Проверено 14 ноября 2013. Архивировано 14 ноября 2013 года.
  13. ↑ 1 2 Бурятия. Население на 1 января 2011-2014 годов. Проверено 18 июня 2014. Архивировано 18 июня 2014 года.
  14. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
  15. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
  16. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года. Проверено 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
  17. ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
  18. ↑ Решение исполкома Улан-Удэнского горсовета депутатов трудящихся №23 от 12 декабря 1955 года
  19. ↑ Постановление № 65 исполкома Улан-Удэнского городского Совета народных депутатов от 20 мая 1985 года
  20. ↑ Постановление Верхнеудинского горсиполкома Совета рабочих и Красноармейскийх депутатов № 39 от 13.06.1924// Бурят-Монгольская правда № 142 27 июня 1924
  21. ↑ Решение исполкома горсовета депутатов трудящихся и бюро ГК КПСС №70 от 24 апреля 1961 года
  22. ↑ Постановление Верхнеудинского горсовета №86 от 16 января 1928 года
  23. ↑ Протокол исполкома Железнодорожного района народных депутатов трудящихся №6 от 14 апреля 1971 года
  24. ↑ Протокол заседания исполкома Железнодорожного райсовета №2 от 6 февраля 1957 года
  25. ↑ Постановление Президиума Улан-Удэнского горсовета РК и КД №12 от 11 марта 1938 года
  26. ↑ Протокол исполкома Улан-Удэнского Совета депутатов трудящихся №9 от 21 мая 1969 года
  27. ↑ Протокол исполкома Улан-Удэнского горсовета №1 от 6 января 1971 года

Ссылки

ru-wiki.org

Железнодорожный район Новосибирска - это... Что такое Железнодорожный район Новосибирска?

Новосибирск Прежние имена: Первое упоминание: Площадь: Население: Станции метро: Телефонные коды:
Железнодорожный район
Герб

Кагановический район

1936

8,3 км²

61,7 тыс. чел.

Площадь Гарина-Михайловского

+7 383

Железнодоро́жный райо́н — один из административных районов города Новосибирска.

Территория — 8,3 км².

Население

Численность постоянного населения — 58,1 тысячи человек. При этом в экономике района занято около 70 тысяч человек.

История образования

Железнодорожный район — старейший в Новосибирске. Первые жилые дома появились в 1893 году в связи со строительством Восточно-Сибирского участка Сибирской железной дороги.

До 1932 года район именовался Вокзальной частью города. В августе 1936 года решением Новосибирского городского совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов был образован Кагановический район. Район был переименован в Железнодорожный в 1957 году.

Инфраструктура

Здание театра «Красный факел»

Вознесенский кафедральный собор

В районе находится немало высших учебных заведений: Консерватория им. М. И. Глинки, Академия водного транспорта и институт искусств, Юридический институт (филиал) Томского государственного университета, театральный институт, Новосибирский гуманитарный институт, средние специальные учебные заведения: кооперативный техникум, финансово-банковский колледж, медицинское училище и единственная за Уралом средняя специальная музыкальная школа-колледж.

Система дошкольного и среднего образования включает в себя 12 муниципальных средних школ (в том числе вспомогательную школу, школу-интернат для глухих), школу Западно-Сибирской железной дороги, 9 муниципальных подростковых клубов, образующих 2 центра, 16 детских дошкольных учреждений[1].

В территориальную систему здравоохранения входят 2 больницы (крупнейшая из них — Дорожная клиническая больница и муниципальная психиатрическая)[1], объединенная муниципальная поликлиника, два отделения дорожной поликлиники, 3 диспансера, консультативно-диагностический центр «Ювентус», клинико-диагностический центр им. А. П. Гумилевского и женская консультация, центр реабилитации детей-инвалидов, областной сурдологический центр, городская лаборатория иммунологии и СПИДа. На базе Дорожной клинической больницы действует нейрохирургический центр.

Учреждения культуры: ДК им. Октябрьской революции, ДК железнодорожников, театр «Красный факел», областной театр кукол, городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева; государственный цирк; киноцентр «Победа»; выставочный зал и филиал краеведческого музея — дом-музей Сибирского подполья, музей истории Железнодорожного района, музей «Сибирская берёста», музей железнодорожного транспорта.

В районе имеется несколько небольших зелёных зон — скверы при академии водного транспорта по улице Щетинкина, Нарымский сквер с посадками декоративных деревьев и кустарников, обновленный к 70-летию района. Это любимое место семейного отдыха и прогулок горожан. В 2003 году в Нарымском сквере был установлен Памятник жертвам политических репрессий.

Площадь Гарина-Михайловского — «ворота города». Её достопримечательностью является здание вокзала Новосибирск-Главный, построенное в 1939 году. В 2006 году был сдан в эксплуатацию новый пригородный вокзал. Напротив расположена крупнейшая гостиница города «Новосибирск»[1], а на ул. Ленина — гостиничный комплекс «Сибирь» с ресторанами, кафе, залами для торжеств и другими помещениями для обслуживания гостей города. На одной из старейших улиц города — улице Челюскинцев (ранее называлась Межениновской) расположен Вознесенский кафедральный собор.

Предприятия

Железнодорожный вокзал Новосибирск-Главный

На территории района зарегистрировано более 13 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности и более 1300 индивидуальных предпринимателей. Основным объектом, определяющим профиль района, является транспортный комплекс «Западно-Сибирская железная дорога», сложный комплекс с многочисленными структурами — ремонтными службами, вагонным и локомотивным депо, пассажирской и сортировочной станциями, Товарной станцией, Прижелезнодорожным почтамтом.

В районе также расположены такие крупнейшие предприятия, как ОАО «Новосибирскэнерго», ОАО «Сибирьтелеком», ОАО «Сибмост», МУП «Горводоканал».

Через весь район проходит Западно-Сибирская железная дорога с её многочисленными структурами — ремонтными службами, вагонным и локомотивным депо, станцией Новосибирск-Главный, Товарной станцией, Прижелезнодорожным почтамтом. Кроме этого, ряд хорошо известных не только в Сибири, но и во всей России проектных и проектно-изыскательских институтов: «Новосибгражданпроект», «Гипротранспуть», «Инженерная геодезия», «Сибжелдорпроект» и ряд других.

Железнодорожный район — «торговый центр» Новосибирска, здесь расположено около 300 магазинов, в том числе 240 промышленных, из них такие крупнейшие, как «ЦУМ-Новосибирск», супермаркеты «Монро», «Россита», «Галерея Максима», имеется около 150 предприятий общественного питания, наиболее известные из них — «Скоморохи», «Агат», «Империя».

Транспорт

На территории района расположена станция метро «Площадь Гарина-Михайловского».

Примечания

Литература

Новосибирск. Железнодорожный район. Автор-составитель А. Ю. Ложкин — Новосибирск: «Культурное наследие», 2006—200 с., 270 илл.

Ссылки

dik.academic.ru

Железнодорожный район (Екатеринбург) — Википедия РУ

Планировка центральной части нынешнего Железнодорожного района Екатеринбурга была определена «генеральным планом» города, составленным еще в 1845 году. Его реализация в основном была завершена к 1910 году. А начиналась она с той поры, как на реке Мельковке появилась и заработала золотопромывочная фабрика.

Дальнейшим своим развитием район обязан строительству железнодорожной линии «Екатеринбург — Нижний Тагил — Кушва — Чусовская — Пермь». Екатеринбург, оказавшись конечным пунктом железной дороги в юго-восточном направлении, стал связующим звеном зауральских районов и Сибири с Уралом и Европейской Россией. Железная дорога закрепила и расширила его роль как сборного и распределительного пункта сельскохозяйственной и горнозаводской продукции. Здесь были построены вокзал в русском историческом стиле (воинский вокзал) и паровозное депо.

Главной улицей района является улица Свердлова, застроенная в 1953—1960, внесенная в число объектов культурного наследия Железнодорожного района.

Территория Железнодорожного района составляет 126,3 км² с населением 137,4[2] тыс. человек. В состав района входят 4 отдалённых посёлка: Северка, Шувакиш, Семь Ключей, Палкино, имеющие каждый свою историю. Палкино, например, по возрасту гораздо старше не только района, но и города: как Палкино известен со второй половины XVI века, и значительно старше — как место заселения племён гамаюнской культуры.

В районе активно ведется жилищное строительство. В 2008 году было сдано в эксплуатацию свыше 111 тыс. м² жилья, в том числе 9,5 тыс. м² — индивидуальное[3]. Бо́льшая часть нового жилья расположена в микрорайоне Сортировки. В последние годы в районе сносятся ветхие и аварийные строения.

В Железнодорожном районе зарегистрировано более 13 тысяч субъектов предпринимательской деятельности. Базовые отрасли — производство пищевых продуктов, машин и оборудования, резиновых и пластмассовых изделий. Производственный сектор представлен 36-ю крупными и средними предприятиями. старейших из них — ФГУП «Уралтрансмаш», «Свердловская железная дорога», ОАО «Екатеринбургский мельзавод».

В районе представлены все существующие виды городского общественного транспорта — трамвай, автобус, троллейбус, метро, такси, городской электропоезд. В районе расположены железнодорожный вокзал, Северный автовокзал.

В Железнодорожном районе расположены 21 учреждение общего образования, 25 дошкольных учреждений и 7 учреждений дополнительного образования, один межшкольный учебный комбинат и районный информационно-методический центр.

В 35 учреждениях культуры Железнодорожного района работают 53 творческих коллектива, объединений по интересам, в которых занимаются более 12 тыс. человек. 10 коллективов имеют звание народных и 3 образцовых детских. В районе функционируют 6 детских школ искусств, где обучаются более 1200 учащихся.

В районе работают 7 детско-юношеских спортивных школ, в которых занимаются более 4 тыс. детей и подростков, культивируется 22 вида спорта; 10 физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства, где занимаются более 2 тыс. детей и подростков, культивируется 13 видов спорта.

На последних областных выборах, прошедших 8 октября 2006 года, в списки для голосования Железнодорожной избирательной комиссии г. Екатеринбурга были внесены 113165 избирателей. В выборах участвовало 24576 человек, что составило 21,72 % от общего числа избирателей.

Результаты голосования по выборам в Областную Думу по Железнодорожному району

  • Единая Россия — 8190 человек — 33,35 %
  • РПЖ — 4955 — 20,18 %
  • Российская партия пенсионеров — 3734 — 15,20 %
  • КПРФ — 1815 — 7,39 %
  • ЛДПР — 1218 — 4,96 %
  • Яблоко — 1061 — 4,32 %
  • Родина — 706 — 2,87 %
  • Свободная Россия — 669 — 2,72 %
  • Патриоты России — 361 — 1,47 %
  • Народная воля — 93 — 0,38 %
  • Против всех списков кандидатов — 1415 — 5,76 %

http-wikipediya.ru

Железнодорожный район (Ростов-на-Дону) — Википедия РУ

  Железнодорожный район   Здание администрации

Поселения, из которых образован район, возникли много раньше. В 1747 году на правом берегу Дона, ниже устья его притока, речки Темерник, была основана казачья станица Гниловская[2].

Позже, в 1864 году, когда были открыты железная дорога, железнодорожные мастерские, рабочее население начало самовольно застраивать косогор за рекой Темерник. Так уже на городских землях возникло Затемерницкое поселение (теперь Ленгородок). Впоследствии станица и поселение разрослись и стали основой образованного в 1937 году района. А своим названием район обязан железной дороге и другим объектам Ростовского отделения СКЖД.

Ведущее место в экономике района занимают предприятия Ростовского отделения Северо-Кавказской железной дороги, которые вместе со «старыми» предприятиями района — Электровозоремонтным заводом, ОАО «Моряк», ЗАО «Дон-гипс», РОЗ АЗС, рыболовецким колхозом им. Мирошниченко и другими — являются главными работодателями для жителей района. Отрадно, что сегодня на карте района появились новые, современнейшие предприятия, которые без преувеличения можно назвать предприятиями XXI века. К таким относятся: агроиндустриальная компания «Астон», ОАО «Юг Руси», ООО «Праймери-Дон». Качество их продукции соответствует мировым стандартам. Новые предприятия — это и новые рабочие места, и наполнение бюджета района, что положительно влияет на его социально-экономическое развитие. Сегодня в районе насчитывается 2708 предприятий крупного и малого бизнеса.

  Монумент «Штурм» Кумженского мемориала

На территории района по правому берегу Дона раскинулась Кумженская роща. Это любимое место отдыха горожан. Здесь установлен мемориал воинам, павшим за освобождение города Ростова-на-Дону. В районе находится самый большой в России Ботанический сад, который уже отметил своё 75-летие. Пятидесятилетний юбилей отметил парк им. Собино. На его территории начато строительство нового здания музыкальной школы имени Глинки.

В районе находится памятник культуры — родник Гремучий.

http-wikipediya.ru

Железнодорожный район Воронежа - это... Что такое Железнодорожный район Воронежа?

Железнодорожный район Воронежа

Координаты: 51°42′40″ с. ш. 39°17′25″ в. д. / 51.711111° с. ш. 39.290278° в. д. (G)51.711111, 39.290278

Воронеж Площадь: Население: Телефонные коды:
Железнодорожный район

183,17 км²

131,0 тыс. чел.

+7 4732

Поезд недалеко от улицы Остужева Вид на Железнодорожный район с восьмого этажа одного из домов по улице Димитрова

Железнодорожный район Воронежа — административный район города Воронежа, расположенный на левом берегу Воронежского водохранилища.

География

Железнодорожный район — второй по величине район города. Площадь района на 1 января 1999 года составила 18317 га.

В состав Железнодорожного района входят территориально обособленные микрорайоны Краснолесный, Сомово (включая п. Боровое, п. Полыновка, корд. Стахановский, Кожевенный), Репное 1 (б. пос. Репное) и Репное 2 (б. село Репное).

Одна из главных улиц района, как и в Левобережном районе — Ленинский проспект.

История

Название район получил по располагающемуся здесь вагоноремонтному заводу имени Тельмана. Отрожка так же является крупным железнодорожным узлом. Отсюда идут поезда по трём направлениям: Курск, Москва, Сочи.

В 1957 году решением Воронеж­ского облисполкома № 326 «Об объединении районов г. Воро­нежа и уточнении их границ» Сталинский и Железнодорожный районы объе­динены в один, с присвоением ему названия Левобережный. Позже, в 1963 году, в результате разделения территории Левобережного района, Железнодорожный район был вновь восстановлен.

Предприятия

Растительность

  • Железнодорожный район является районом (вместе с Левобережным и Ленинским), где не хватает растительности с точки зрения экологии [1].
  • В Железнодорожном районе находится парк «Дельфин» [2]

Памятники

  • Воинский мемориал (ул. Молодёжная, Отрожка)[3]
  • Воинский мемориал (п. Сомово) [4]
  • Памятник на братской могиле воинов, умерших от ран (п. Краснолесный) [4]
  • Памятник солдатам и офицерам 125-го полка НКВД, которые защищали железнодорожные мосты [5]

Примечания

dic.academic.ru