Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы. Развитие москвы


О стратегических целях развития Москвы

К.ф.н., доц., лауреат премии архитектора А. Гутнова 2010 г.

Лауфер К.М.

Государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы»

Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова, кафедра экономики и менеджмента

Сегодня Москва переживает невиданный ранее по масштабам процесс реорганизации и увеличения занимаемой городом площади. Процесс присоединения к Москве территорий в полтора раза превышающих территорию, занимаемую в настоящее время, придаёт этому, прежде ограничивающему ресурсу развития, качество самого доступного, но и самого проблемного. Совершенно ясно, что требуются кардинально новые подходы к управления развитием таких территорий как единым организмом, прежде всего с точки зрения целей развития и задач, которые необходимо решить для достижения этих целей.

При освоении новых территорий и разгрузке нынешних территорий города в перспективе до 2025 года планируется довести численность жителей города, в пределах существующих сегодня административных границ, до 8,6 млн. человек, обеспечив рабочими местами в экономике 5,1 млн. человек1.

При этом необходимо решить следующие социально-экономические и архитектурно-планировочные задачи:

1. Сохранение и восстановление исторического ядра (в пределах Садового кольца) и центральной зоны Москвы в пределах исторического Камер-Коллежского вала (бывшей таможенной границы Москвы). Это зона наиболее плотной застройки, где практически исчерпан территориальный ресурс. При этом сегодня 2300 тыс. рабочих мест Москвы (35% от общего количества) находится в Центральном административном округе при постоянном населении в 700 тыс. чел. Нагрузка на транспортную систему центра близка к критической.

Вывод бизнес-структур и федеральных органов управления из исторического центра на новые территории, непосредственно примыкающие к МКАДу, строительство там современных, специально спроектированных для выполнения функций управления, административно-деловых комплексов зданий и создание территориальных кластеров с включением в них жилых функциональных зон для проживания около 200 тысяч чиновников может решить эту проблему. В центре вместо органов управления и бизнес-центров должны будут располагаться гостиницы, рестораны, небольшие магазины, конференц-залы, развиваться транспортная инфраструктура (прежде всего – общественный транспорт) для привлечения туристов и место проведения масштабных деловых, научных и политических конференций, саммитов и т.п.

2. Реорганизация и трансформация срединной зоны Москвы, примыкающей к Московской кольцевой железной дороге, насыщенной производственными функциями и, в первую очередь, реконструкция самого кольца железной дороги, превращение его в современную комфортную транспортную пассажирскую систему, главный элемент организации общественной среды в срединной зоне города.

3. Застройка периферийной зоны, насыщение её местами приложения труда, объектами социальной инфраструктуры и организации взаимодействия с прилегающими муниципальными районами Московской области, в первую очередь – развитие систем транспортной и инженерной инфраструктуры.

4. Функциональное зонирование, градостроительное планирование и развитие присоединяемых территорий в целях решения накопившихся проблем проблем Москвы.

Стратегия намеченных грандиозных преобразований должна исходить из точно определённых целей развития и функций столичного города России, какими они видятся в перспективе в определённых границах и пространственных координатах. «Стратегическое планирование являет собой упорядоченное усилие по принятию фундаментальных решений и действий, которые форматируют и предопределяют – что данная организация или иная крупная целостность, делает и почему она это делает»2. Такое планирование определяет ресурсы, методы и пути достижения основополагающих целей развития города как целостного образования с учетом ограничений, проблем и возможностей этого развития. Основополагающие цели обуславливаются документами более высокого порядка, чем документы территориального планирования – принятый Законом города Москвы № 17 от 05.05.2010 года Генеральный план города Москвы3 или Схема территориального планирования4 (для прилегающих к Москве районов Московской области).

Для решения указанных задач объявлен конкурс на разработку проекта Концепции развития Московской агломерации. Актуальность его обусловлена следующими основными обстоятельствами:

1) отсутствием единого взаимоувязанного проекта развития территорий города Москвы и Московской области;

2) расширением территории города Москвы в юго-западном направлении за счёт присоединения части территории Московской области;

3) выносом государственных органов и созданием инфраструктуры международного финансового центра на территориях, предлагаемых к включению в состав города Москвы;

4) необходимостью повышения конкурентных качеств Москвы как глобального мирового города и повышением качества городской среды и условий проживания в городе Москве.

Решение указанных задач становится ещё более насущным в связи с начатыми сейчас работами по модернизации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года5 – так называемой Программы 2020.

Указанные выше документы социально-экономического развития дают возможность решать задачи развития Москвы не только на местном, региональном, уровне, а и с точки зрения задач более высокого, федерального, уровня. Ясно, что Генеральный план города Москвы, будет также переработан в свете новых реалий и задач.

Генеральный план, который разрабатывался в ныне существующих административных границах Москвы, основными социально-экономическими задачами развития Москвы определяет следующие:

• повышение качества жизни и воспроизводства населения города

Москвы;

• устойчивое и сбалансированное развитие отраслей экономики

города Москвы и рост валового регионального продукта;

• повышение эффективности использования накопленного

потенциала и ресурсов города.

Таким образом, Генеральный план Москвы декларирует приоритет интересов жителей Москвы в качестве главной цели развития и основы своих разработок. В то же время, задачи развития страны, поставленные в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года, требуют от города основных усилий в другом направлении. Рост благосостояния и повышение комфорта проживания горожан отнюдь не выступают здесь первоочередной задачей и реализуются по возможности, как производные при решении другой, главной, задачи, жизненно важной для всей России.

Главная задача Москвы, вытекающая из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, – превращение её в глобальный город. Это означает, что Москва должна стать специфическим центром, одним из региональных узлов мировой финансовой, деловой, научной, образовательной и культурной активности транснациональной экономической и культурной элиты, центром мирового международного сотрудничества. Ни один другой город страны (в том числе и Санкт-Петербург) по демографическим, геополитическим и финансово-экономическим параметрам претендовать на роль мирового города просто не может.

Сегодня при территории в 0,01% от территории России и 7,4% населения страны Москва даёт до 25% объёма ВВП, 12% объёма промышленного производства, аккумулирует на своей территории 11% объёма инвестиций, концентрирует до 83% банковских активов страны. За пять лет с 2004 по 2008 годы доля Москвы в ВВП страны выросла на 4,2 пр. пункта.

Прогноз развития России на 2020 год даёт вариант роста населения Московского региона до 20-22 млн. чел. при сокращении общей численности населения страны до 137 млн. чел. Такая перспектива ещё более увеличивает роль Москвы в социально-экономической жизни России.

Москва как лидер в области финансовой, инновационной, деловой активности в стране полностью интегрирована в экономику и региона, и страны в целом. «Однако экономическая мощь и устойчивость развития государства сегодня зависит не столько от валовых объёмов добычи и экспорта природных запасов углеводородов, сколько от контроля над центрами, управляющими потоками информации и финансовых ресурсов на глобальном рынке»6.

Такими центрами являются глобальные города мирового и регионального уровня. Три глобальных мировых города, составляющих основу мирового финансово-экономического каркаса – Лондон, Нью-Йорк и Токио, поддерживают глобальные города регионального уровня – Шанхай, Гонконг, Сингапур, Мумбай, Франкфурт и др.

Превращение Москвы в глобальный город регионального уровня – это условие выживания нашей страны, сохранения её целостности и статуса одной из ведущих держав мира. На основе Москвы как глобального города и развитой сети городов всероссийского значения должен быть сформирован новый опорный каркас пространственной организации страны, соответствующий вызовам современного мира и обеспечивающий достижения заявленных Правительством Российской Федерации целей долгосрочного развития. Узлами опорного каркаса страны должны стать крупные городские агломерации – инновационные и управленческие центры, концентрирующие в себе экономическую активность в стране и выступающие источником изменений. Концепция совместного развития Москвы с присоединёнными территориями и Московской областью без сомнения, должна отвечать на поставленные задачи. Московский регион должен быть лидером в создании национальной инновационной системы.

Без присоединяемых территорий при условии дефицита территориальных ресурсов, транспортного коллапса и напряжённости экологической ситуации, строительство предусмотренных Генеральным планом объёмов общественно-деловых зданий и правительственных комплексов и развитие территорий общественных пространств не позволят Москве достигнуть параметров глобального города.

Создание благоприятных условий проживания и деятельности на территории города позволит привлечь международные финансово-экономические структуры, инвесторов и потоки туристов со всего мира. Разгрузка центральной исторической части Москвы от деловых и правительственных структур должна превратить её в культурно-туристический центр, как в большинстве исторических городов мира.

Принятая Правительством РФ Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации7 означает, по сути, что принимается программа превращения Москвы в мировой финансовый центр. Другого претендента на это просто нет.

В постановлении Правительства Москвы от 19 мая 2009 г. № 445-ПП «О концепции развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг»8 говорится о необходимости «формирования и рационального размещения в городе Москве финансовых кластеров как центров предоставления соответствующих услуг, включая услуги юридического сопровождения сделок». Для осуществления этого проекта необходимо создание соответствующих мировым стандартам условий для размещения и функционирования представительств и штаб-квартир ведущих финансовых компаний мира. При этом необходимо соблюсти условия технологической оснащённости ведения бизнеса, комфортности проживания, транспортной доступности и связи с международными транспортными терминалами.

До сегодняшнего дня Москва по дороговизне жизни для иностранцев, стоимости аренды помещений, по транспортным и криминальным (в том числе, связанным с коррупцией) проблемам, отсутствие эффективной (прозрачной и гибкой) системы регулирования финансового и фондового рынков была на последних местах в международных рейтингах. Это не делало Москву привлекательной для транснациональных корпораций Сегодня всего от четырёх до десяти штаб-квартир корпораций, имеющих хоть какое-то влияние в мире (причём все – только российские), находятся в Москве – Газпром, Лукойл, Роснефть, Вымпелком, ВТБ и ещё несколько. Проблемы территориального размещения штаб-квартиры и обслуживающих ее структур – нехватка и дороговизна земли и офисных площадей в Москве, проблемы транспорта и парковок – привели к тому, что приняты решения о перебазировании штаб квартир ВТБ и Газпрома в Санкт-Петербург. Штаб-квартира телекоммуникационного гиганта страны Ростелекома находится в Санкт-Петербурге, другой крупнейший поставщик услуг связи Центртелеком свою штаб-квартиру перенёс в Подмосковье.

Развитие Москвы как международного финансового центра предполагает увеличение оборота международной фондовой биржи к 2025 году в 6 раз до 12 трлн. долл. Крупный биржевой центр, замыкающий сеть круглосуточной мировой биржевой торговли: Лондон – Нью-Йорк – Чикаго – Тихоокеанская биржа (Лос-Анджелес и Сан-Франциско) – Токио – Шанхай – Гонконг – Сингапур – Мумбай (Бомбейская фондовая биржа), мог бы стать определяющим фактором развития мирового финансового центра в Москве. Из крупных городов близок к меридиану (часовому поясу) Москвы Тегеран, который явно не подходит на роль мирового биржевого центра. Молодые фондовые биржи Персидского залива (Дубай, Бахрейн, Оман) и их могут выступить серьёзным конкурентом Москвы, её фондовых бирж ММВБ и РТС и планируемой к созданию нефтяной биржи. По крайней мере, фондовые биржи в том регионе активно функционируют и их развитие – вопрос ближайшего времени. В Дубае уже торгуют фьючерсами на нефть Brent без поставки. А законодательство, налогообложение, инфраструктура, имидж стран Персидского залива – то, что Москве ещё только предстоит создать – уже соответствуют понятию мирового финансового центра. Однако географическая близость Москвы к крупнейшим финансовым центрам Европы – Лондону, Франкфурту, Швейцарии, и соответствие европейской цивилизационной парадигме является несомненным преимуществом Москвы, что даёт шанс для реализации проекта создания мирового финансового центра.

Сохранение Москвой столичных функций и наиболее развитая сеть коммуникаций в России – являются главными факторами, определяющими Москву как место концентрации банковских активов и капитала. Для развития Москвы как финансового центра необходимо расширение спектра предложений банковских и биржевых услуг и быстрота коммуникаций денежных потоков и других коммуникационных услуг. В этом смысле в перспективе не ожидается увеличения числа банков на территории города, а их укрупнение.

Потенциал формирующегося нового делового центра столицы «Москва-Сити» может быть использован для формирования международного финансового центра столицы. Строительство ММДЦ «Москва-Сити» ведётся на Краснопресненской набережной, на территории общей площадью около 100 га. «Москва-Сити» станет одним из крупнейших деловых центров в мире.

Строительство высотного делового центра Москва-Сити как центра сосредоточения представительств международных корпораций, в том числе финансовых, сталкивается в первую очередь с транспортными и экологическими проблемами размещения значительного числа служащих и клиентов этих компаний. Выходом может служить формирование второго международного финансового кластера на Рублёво-Успенском шоссе (присоединяемой к Москве части территории Московской области) – территории плотной смешанной застройки, где будут сконцентрированы основные повседневные функции сотрудников международных финансовых, банковских, биржевых и страховых корпораций: проживание, активный отдых и осуществление профессиональной трудовой деятельности. Соединение московского Сити как части международного финансового центра с новой территорией линиями скоростного внеуличного транспорта, автобаном с выделенными полосами для движения скоростного общественного транспорта позволит решить транспортную проблему. Доступность центра Москвы в этом случае должна быть не более 30 мин.

В итоге должна сложиться сбалансированная система двух территорий, обладающих четко выраженной профессиональной ориентацией. Это позволит устранить те проблемы с транспортом, экологией, жильём и дороговизной жизни, которые делали для западных финансистов и инвесторов непривлекательным размещение представительств и, тем более, головных офисов международных компаний в Москве.

Формирование делового центра штаб-квартир ведущих корпораций и финансовых компаний мира как одной из характеристик глобального города требует от Москвы пересмотра политики строительства роскошных пятизвёздочных отелей и ресторанов, рассчитанных на богатых туристов. Мировые корпорации умеют считать деньги, а длительное проживание огромного количества персонала в городе, который стабильно занимает первые места в рейтинге самых дорогих городов мира как раз в нише бизнеса, не представляется для них привлекательным. Нужна программа строительства недорогих комфортабельных трёх-четырёхзвёздочных отелей и доходных домов, в которых бы иностранные специалисты могли арендовать квартиры по своему вкусу.

Повышение роли Москвы как международного полифункционального центра ставит важнейшую задачу размещения и создания условий для развития иностранных официальных представительств (посольств, консульств), а также офисов иностранных компаний и жилых кварталов для компактного проживания иностранцев. Успешность решения этой задачи в существенной мере определяет престиж не только столицы, но и всей России. Следует предусмотреть резервирование будущей части территории города (на присоединяемых территориях в непосредственной близости от существующих административных границ города) для их размещения.

Превращение Москвы в мировой город более важно для страны в целом и, в конечном счёте, также и для москвичей, чем сиюминутное повышение благосостояния и комфорта проживания горожан. В действующем Генеральном плане города Москвы нет даже подходов к достижению указанной цели. Однако именно она должна, на наш взгляд, определять направление его актуализации в свете новых задач социально-экономического и территориального развития города.

Примечания:

1. В статье использованы данные и материалы ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», в разработке которых автор принимал непосредственное участие

2. Дж. Брайсон и Р. Эйнсветлер «Стратегическое планирование» (Страсбург, 2002) – цит. по статье В.Л. Глазычева и П.Г. Щедровицкого, 2005 г., «Россия. Пространственное развитие» – http://stra.teg.ru/library/32/1

3. Закон года Москвы от 05 мая 2010 г. № 17 «О Генеральном плане Москвы». Приложение «Генеральный план города Москвы», 1-3 кн. Спецвыпуск «Вестника мэра и Правительства Москвы» от 03 июня 2010 г.

4. Схема территориального планирования Московской области – основные положения градостроительного развития (утверждена постановлением Правительством Московской области11 июля 2007 г. № 517/23)

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. –

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/strategicplanning

6. Из доклада В.Л. Глазычева «Россия: принципы пространственного развития». Приложение. «Концепция пространственного развития в РФ» –

http://www.glazychev.ru/projects/2004_ProstRazv/2004_DocladProstRazv_prilozhenie.html

7. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2043-р; Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (проект). Одобрена на заседании Правительства Российской Федерации 05 февраля 2009 г. –

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/finances/creation/conceptmfc;

План мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации. Утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. № 911-р –

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/finances/creation/plan911r

8. Постановление Правительства Москвы от 19 мая 2009 г. № 445-ПП «О Концепции развития города Москвы как национального и международного центра финансовых услуг»

be5.biz

История вопроса — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

 

В советское и постсоветское время было разработано несколько генпланов. Все они были продуктом своего времени и несли черты идеологизированной доктрины развития нашей страны определенного периода.

В 1923 году был издан проект «Большой Москвы» - фактически первый советский план реконструкции Москвы, выполненный под руководством выдающихся архитекторов И.В. Жолтовского и А.В. Щусева. Проект не был официально утвержденным документом, но на его основе началась большая работа по реконструкции и новой застройке города.

 

 

Генеральный план 1935 года - самый радикальный по размаху строительных работ, подходу к вопросам развития города, глубине их проработки, не имевший тогда аналогов в мировой градостроительной науке и практике. Безжалостно сносили памятники архитектуры, пробивали новые магистрали, взрывали храмы: город пытались сделать воплощением социалистической мечты и имперского величия. В это время были реконструированы и застроены центральные площади и улицы, в мае 1935 года вступила в строй первая линия метрополитена, в 1937 г. - канал им. Москвы, коренным образом улучшивший систему водоснабжения города и сделавший Москву крупным речным портом. Было построено пять мостов на Москва-реке, возведен целый ряд уникальных объектов. Реализации этого Генплана помешала Великая Отечественная война.

В 1951 г. был создан Институт Генерального плана г. Москвы (с 1966 г. - НИиПИ Генплана), который разработал десятилетний план реконструкции столицы. Это позволило на качественно новом уровне организовывать и вести строительство в городе. Впервые в Москве возвели семь высотных зданий, уникальных по тем временам по своему характеру и качеству строительства. Их создание явилось знаменательной вехой в развитии отечественной архитектуры, важным градостроительным этапом формирования центра Москвы, положившим начало новым архитектурным ансамблям и активизации силуэта столицы.

 

 

На основании этого плана в 1960 году были приняты новые границы города: к Москве были присоединены новые территории - Измайлово, Перово-Кусково, Новинки-Нагатино, Текстильщики, Люблино, Коломенское-Ленино, Верхние и Нижние Котлы, Черемушки, Матвеевское-Тропарево, Ленинские горы, Фили-Мазилово, Кунцево, Хорошево-Мневники, Тушино, Медведково и др.

В это же время в Москве были разработаны типовые проекты для массового жилищного и культурно-бытового строительства, создана индустриальная база, укрупнены строительные организации.

 

 

В 1971 г. был разработан новый Генеральный план с расчетным сроком до 1995 года. Город имел границы в пределах МКАД и часть внешних территорий (Зеленоград, Солнцево и т.д.). Москва получила за счет ближнего Подмосковья лесопарковый защитный пояс - так называемые «легкие» города. Основная принятая в то время этажность - 9 - 16 этажей. Помимо МКАД и Садового кольца, были запроектированы два новых кольца и четыре скоростные хордовые трассы. Была усовершенствована инженерно-транспортная структура города.

90-е годы с их принципиальными политико-экономическими изменениями дали новый толчок в реализации градостроительной политики Москвы, создали новые условия для дальнейшего развития и совершенствования столичного города, с учетом требований своего времени. Правительством Москвы в 1999 году утвержден Генплан развития Москвы до 2020 года.

Работы по актуализации Генерального плана были начаты в 2005 году и завершились утверждением обновленного Генерального плана развития города Москвы 2010 года. Этот Генплан имеет уникальную особенность: впервые в практике отечественного градостроительства материалы проекта Генерального плана были вынесены на общественное обсуждение, в котором приняли активное участие сами москвичи. Жители внесли более 70 тысяч различных поправок, из которых более одной трети были включены в окончательную редакцию документа.

 

 

 

stroi.mos.ru

Виртуальная выставка проектов — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Презентация девяти концепций развития Московской агломерации

 

Ниже представлены концепции развития Московской агломерации, разработанные участниками конкурса - российскими и зарубежными командами.

 

 

Посмотреть презентацию

 

Поиск путей и ресурсов развития столицы внутри нее самой, включая размещение правительственного центра в «старой» Москве и использование потенциала Москвы-реки, - основная идея проекта.

Ресурсами внутри «старой» Москвы команда назвала использование возможностей Москвы-реки и «забытых» промышленных территорий. По замыслу «Остоженки», Москва-река должна стать доступной «везде и для всех» и выступать в качестве связующего градостроительного звена. Именно на ее берегах предложено разместить федеральный и парламентский центры. Площадкой для последнего названо Зарядье (на месте бывшей гостиницы «Россия»). Кроме того, в этом историческом месте разработчики видят просторную эспланаду, понижающуюся к Москве-реке.

Площади промзон вдоль реки (так называемый постиндустриальный пояс), подэстакадного пространства и других не используемых сейчас территорий столицы авторы проекта оценили примерно в 21 тыс. га и предложили активно осваивать.

«Новую Москву» команда «Остоженка» назвала «территориальным ресурсом», который целесообразно использовать для отдыха, лечения и сельского хозяйства. В частности, одно из предложений - организация на присоединенных территориях бальнеологического курорта (напомним, о существовании подземного минерального «Московского моря» команда заявила в июле). Что касается Коммунарки, где большинство команд видят федеральный центр, члены «Остоженки» предложили разместить здесь Музей жертв политических репрессий.

 

 

Посмотреть презентацию

 

Согласно концепции команды, Москвы должна предусматривать вывод старой низкопроизводительной промышленности из центральной части города и развитие на ее месте «чистой» промышленности, креативных индустрий и культурного предпринимательства.

В качестве примера «экономической рекультивации» земель «индустриального пояса» Москвы команда Чернихова предлагает разместить парламентский и правительственный центры с использованием государственно-частного партнерства на землях промзон АМО ЗиЛ и «Большого Сити».

«Новая Москва», по мнению российских урбанистов, станет полигоном для отработки механизмов государственно-частного партнерства по созданию семи кластеров, обеспечивающих жителям полноценный набор городских функций (жилую, административно-деловую, торгово-развлекательную, спортивно-рекреационную). Такими новыми градостроительными центрами в «новой Москве» могут быть правительственный кластер, аэросити на базе аэропорта Внуково, IT-кластер в городе Троицк, технопарк в районе аэропорта Остафьево, а также медицинский, спортивный и военно-образовательный кластеры.

Транспортные проблемы «Большой Москвы» архитекторы предложили решить с помощью создания шести мощных транспортно-пересадочных узлов в точках пересечения железнодорожных веток с Малым кольцом МЖД и Третьим пересадочным контуром метро в зонах, прилегающих к хордовым магистралям, которые уже проектируются. Эти ТПУ могут стать центрами новых деловых районов, проектируемых в пределах промзон.

Основой транспортной стратегии мастерской Чернихова стало развитие легкорельсового транспорта (ЛРТ), который свяжет «новую» и «старую» Москву. Урбанисты в своем проекте неизменно отдают приоритет общественному транспорту, а для удобства автомобилистов запланировали замкнутую сеть городских хайвеев из четырех хордовых магистралей, которые не будут пересекать улицы города в одном уровне.

 

 

 

 

Отечественные урбанисты предложили решать проблемы развития Москвы не только в рамках Московской агломерации, но и всего Центрального федерального округа.

Речь идет о создании новых центров развития, «контрмагнитов» в ряде таких городов: это Калуга, Тула, Владимир, Рязань, Тверь и Ярославль. В результате жители этих населенных пунктов получат места приложения рабочей силы и комфортные условия проживания - а значит, будут ликвидированы причины трудовой миграции в Москву.

По мнению членов команды, активное развитие территории вокруг аэропортов Домодедово, Внуково и Шереметьево должно снять напряжение с центра столицы, образовав основную перспективную линию - «коридор роста» (или «арку возможностей»).

Федеральный центр командой предложено расположить в районе Коммунарки, на юго-западной оконечности центрального проспекта, протяженность которого составит около 4 км (как у Елисейских полей и других известных проспектов Европы). Для нового города специалисты сформулировали два основных принципа: максимум зелени и инкорпорирование, т.е. встраивание существующей застройки в будущие кварталы.

Главные тезисы для «старой» Москвы - децентрализация, создание транспортно-логистической сети, использование инфраструктуры освобождающихся промзон и создание новых субцентров внутри МКАД. По мнению интернациональной команды, центром города должна стать Москва-река, которая будет выполнять не только транспортную функцию, но и многие другие: социальную, культурную, досуговую и т.д.

 

 

Посмотреть презентацию

 

Одна из главных идей проекта французской команды - создание нового качества городской среды, «радость жизни», как они сами ее характеризуют.

По предложению команды, в «Большой Москве» нужно создать удобную и мощную транспортную сетку, которая свяжет основные центры активности в столичном регионе и ликвидирует разобщенность территории «новой» и «старой» Москвы. Предполагается также соединить четыре аэропорта (Внуково, Шереметьево, Остафьево, Домодедово) кольцевой дорогой протяженностью 110 километров, по которой будет перемещаться скоростной поезд.

На присоединенных территориях планируется сформировать целый комплекс новых градостроительных центров вдоль Калужского шоссе. Одним из первых таких центров может стать Коммунарка, где предлагается разместить федеральный или любой крупный деловой комплекс, включая жилую застройку и социальную инфраструктуру. Следующим центром станет Десна, затем Троицк - Красная Пахра (здесь возможно создать научно-исследовательские центры), потом Чириково, где, по проекту команды, нужен крупный транспортный центр логистики, и, наконец, Рыжово, в котором можно расположить своеобразный город-курорт.

На территории «новой Москвы» жилая застройка будет максимально близко расположена к природным территориям, предполагается, что расстояние от собственного дома до «зеленой зоны» будет не больше километра. Слоган «Лес в городе/город в лесу» стал еще одним лейтмотивом проекта французской команды. Урбанисты также настаивают на развитии территорий, прилегающих к Москве-реке. Дороги здесь предлагается заключить в подземные тоннели, а на поверхности построить парки, которые будут спускаться к воде.

В центральной части Москвы предлагается увеличить связанность основных центров активности с помощью создания ветки скоростного метро, так называемой «Новой московской линии», которая соединит три вокзала - Кремль - Зарядье - район метро «Киевская» - район метро «Университет» - район метро «Калужская» - Ворота «новой Москвы» (район пересечения МКАД с Калужским шоссе).

 

Посмотреть презентацию

 

Урбанисты из Франции в качестве одной из главных идей концепции назвали «московскую параллель»: команда предложила создать линейный город в зоне расширения столицы.

Центрами развития должны стать аэрополисы, возникающие вокруг аэропортов Шереметьево, Внуково и Домодедово. Проектом предложено соединить их скоростным транспортом.

Кроме того, в транспортную систему должны быть вписаны линии скоростного трамвая и соединение линий аэроэкспрессов в центре Москвы. В самой столице проектом предполагается активное освоение «индустриального пояса» (территорий промышленных зон), развитие железной дороги и интеграция различных видов транспорта.

Федеральный центр предложено разместить в Коммунарке, а на юге Троицка - университетский кампус. Еще одно предложение - создание на присоединенных территориях Москолливуда - тематического парка развлечений. По расчетам команды, в настоящее время обеспеченность жильем в Москве составляет около 18 кв. м на человека. Этот показатель в перспективе должен достигнуть 27 кв. м. Для этого, по расчетам команды L`AUC, необходимо построить порядка 50 млн кв. м жилья.

 

Посмотреть презентацию

 

Урбанисты из Нидерландов предлагают распределить федеральные органы власти по нескольким городам-спутникам Москвы.

В частности, в Остафьево, где находится испытательный транспортный полигон, предложено расположить «транспортный блок» (Минтранс и Федеральное агентство железнодорожного транспорта), в наукограде Троицке - ведомства, связанные с энергетикой, в Чкаловском, где можно организовать транспортный хаб, - Минпромторг, в Зеленограде - Министерство образования и науки, в Рублево-Архангельском - Минфин, Росстат и Росфинмониторинг и т.д.

Еще одно предложение - организация безвизовой территории во Внуково, которое могло бы стать «местом встречи дипломатов и иностранцев, которые прилетают в Россию». В целом аэропорты, окружающие Москву, следует сделать «центрами трудоустройства и логистики» и соединить их скоростным транспортом, полагают участники О.М.А.

Относительно перспектив развития Московской агломерации команда из Роттердама придерживается мнения о создании «пятицентрового города» с созданием на периферии четырех «магнетических центров» с большим числом рабочих мест, что поможет погасить маятниковую миграцию.

 

Посмотреть презентацию

 

Испанцы представили концепцию компактного линейного города с тремя кластерами: полифункциональным в районе Новомосковского округа, инновационным у Троицка и правительственным в Коммунарке.

Все три «магнита развития» предполагается объединить протяженным криволинейным парком, идущим вплоть до национального парка «Лосиный остров». В плане, отмечают урбанисты, это дает картину «города-лобстера».

Территорию около МКАД предложено оставить максимально зеленой. В «старой» Москве команда предлагает провести реновацию промзон, ресурс которых оценен в 14 тыс. га, и повысить «капиллярность» транспорта, увеличив протяженность улично-дорожной сети.

В качестве основы транспортной системы «Большой Москвы» назван BRT (BusRapidTransport) - сеть скоростных автобусов, двигающихся по выделенным линиям. По расчетам испанских специалистов, на средства, которые необходимы для строительства 7 км метрополитена, можно построить 426 км BRT.

 

Посмотреть презентацию

 

Итальянская мастерская предложила взять за основу будущего развития «Большой Москвы» экологию, устойчивую централизацию и мощную транспортную систему.

Предложение команды заключается в создании на юго-западе столицы нового планировочного района, насыщенного центральными функциями, в том числе федерального значения. «Скелет» территории образуется системой речных долин, в сторону которых высотность застройки должна понижаться.

В качестве основного конструктивного элемента специалисты из Италии предложили квадрат, за которым за время конкурса закрепилось название «квадрат Secchi-Vigano». Организовать пространство внутри него предложено в виде сетки, которая, по мнению миланских урбанистов, является гибким инструментом, а значит, позволяет и сохранять организованную структуру, и учитывать типологию местности.

Пространственный центр квадрата формирует Теплостанская возвышенность с сохраняемыми природными ландшафтами и формируемыми парками. То есть центр новых территорий остается незастроенным. Именно парки, которые создают дополнительные социальные ценности, итальянцы назвали главным преимуществом Москвы.

Для улучшения транспортного сообщения предложено развивать систему высокоскоростных поездов, а на существующих шоссе внедрить автобусные экспрессы. Дублирующие пути общественного транспорта должны быть устранены, а системы различных видов транспорта - максимально взаимоувязаны.

 

 

Посмотреть презентацию

 

Создать компактный новый город в Коммунарке, используя радиальную схему транспорта и систему каналов, предложила американская команда.

Концепция предусматривает объединение в одном городе нескольких центров, каждый из которых связан с соседними пешеходными дорогами. В первую очередь речь идет о правительственном центре: башни правительственных зданий должны стать доминантой и самого центра, и всего города, структуру которого должны образовывать блоки 8-10-этажных зданий. Кроме того, здесь запланированы большие общественные пространства (по аналогии с Бульварным кольцом «старой» Москвы) и крупная подземная железнодорожная станция, соединенная с линиями метро.

Еще один центр будущего города - университетский. Значительная его часть отведена под территорию для пеших прогулок. В целом каркасом нового города предложено сделать сеть природных каналов и озер, которые предполагается очистить, расширить и соединить, создав при необходимости новые. Калужское шоссе, которое пройдет по городу, предложено превратить в просторный бульвар, а остальные дороги сделать мультимодальными, с широкими тротуарами и велодорожками.

Что касается «старой» Москвы, предложения команды касались развития промышленных зон, территорий, прилегающих к железнодорожным путям, и т.д. Кроме того, отдельное внимание уделено регенерации территорий вдоль Москвы-реки и обустройству дворов в зонах жилой застройки.

Также команда предложила проложить транспортный коридор от Павелецкого вокзала до площади трех вокзалов с созданием крупной станции на месте бывшей гостиницы «Россия» (тут, согласно проекту, предполагается соединение линий метро, в том числе «легкого», и железной дороги). В окончательном варианте концепции центральную станцию американская команда перенесла из Зарядья под Старую площадь.

 

 

stroi.mos.ru

Планы развития Москвы — Старый Русский Топ

Одно из первых упоминаний о создании планов развития территории Москвы относится к XVIII веку. Хотя в 1712 году столица России была перенесена в Санкт-Петербург, Москва своего значения не утратила. Поэтому при Анне Иоанновне, в 1731 году, был опубликован указ «О сделании плана города Москвы». В нем говорилось, что «понеже Москве, яко резиденции нашей аккуратного плана поныне не имеется, и домы строятся непорядочно; того ради указали мы: всей Москве большим и малым улицам сделать аккуратно план. А покаместь оной сделан будет, до тех мест вновь никакого деревянного строения никому не делать, а у кого зачато, тем о достройке онаго требовать указа от правительствующего нашего Сената».

В создании плана участвовало 8 геодезистов — выпускников Навигацкой школы, основанной по Указу Петра I от 14 января 1701 года. Эта школа сначала располагалась в Замоскворечье, в мастерских Полотняного двора при Кадашевской слободе. А с июня 1701 года она переехала в помещение Сухаревой башни. На изданной карте сохранились имена геодезистов: Сава Кашинцов, Максим Енкуватов, Алексей Карцов, Александр Коптев, Степан Чичагов, Василий Шишков, Яков Красильников, Сергей Щелков. Геодезистам приходилось измерять улицы, дворы. А владельцы домов этому всячески препятствовали. В 1733 году Иван Мордвинов обратился в Правительствующий Сенат со следующим рапортом:«Повелено мне нижайшему сочинить всея Москвы аккуратный план, который и сочиняется, и для оного сочинения надлежит быть во всяком дворе и мерить всякое строение, а ныне многие обыватели чинятся противны геодезистов, во дворы свои мерить строение не пущают и в деле чинят немалую остановку. Того ради Правительствующий Сенат покорно прошу, чтоб повелено было в полицмейстерскую канцелярию послать указ обывателям объявить с подпискою, дабы о том были известны и в деле остановки не чинили».

«План императорского столичного города Москвы, сочиненный под смотрением архитектора Ивана Мичурина в 1739 году» готовился в течение 8 лет и ограничивал город Камер-коллежским валом. Вскоре после издания плана — в 1742 году — был издан указ «О строении в Москве домов по плану и о наблюдении, чтобы улицы были шириной восемь сажен (16,8м), а переулки четыре сажени (8,4м)». Полицмейстерская канцелярия должна была следить, чтобы улицы на всем протяжении были равной ширины. В случае нового строительства канцелярия должна была утверждать планировку усадеб и размещение на них различных построек. При этом канцелярия приписывала располагать все строения по красной линии улицы и вписывать их в окружающее пространство. А «обыватели» все так же пытались строить по старинке — дома с крыльями, флигелями и парадным двором полукольцом.

Через 36 лет Екатерина II утвердила «Прожектированный городу Москве план» — первый регулярный проект застройки столицы. Комиссия для устройства Петербурга и Москвы была создана еще в 1762 году. Она должна была разработать план Москвы, «которая по древности строения своего поныне в надлежащий порядок не пришла». И в 1775 году Екатерина словами «быть по сему» утвердила план города.

По этому плану «полагается быть городу согласно с древним основанием: Кремлю, Китаю и Белому; дома строить каменные, а к знанию границ и ко украшению города обсадить деревьями… в земляном городе полагаются предместья, дома строить деревянные… Оные предместья ограничит земляной вал». Центр Москвы по плану 1775 году подвергался сильному переустройству. На месте Кремля предполагалось построить громадный дворец по проекту Баженова. Работами по реализации плана руководил его ученик — Казаков.

план Водооводного канала Прожектированный городу Москве план 1775

По этому плану Москва получила Водоотводный канал, Кремлевскую и Москворецкую набережные, деревянные Никольский и Краснохолмский мосты. А после опустошительного пожара 1812 года — Театральную и Манежную площади, Александровский сад, проезды вдоль стен Китай-города.

Этот же план лег в основу послепожарного плана Москвы 1817 года, который изменил город радикально. Неглинная была заключена в трубу на участке от Трубной площади до места впадения в Москву-реку, в центре города появился градообразующий ансамбль зданий, таких как Манеж и Большой театр. Тогда же Бове предлагал достроить здания внутри Камер-коллежского вала до 6 этажей и спрямить улицы. И хотя это предложение было принято, проект так и остался «лежать на полке».

Одновременно Александр I поручил составление плана послепожарной Москвы реконструктору Царского Села В.И. Гесте, который Москву не знал, но план подготовил. По его предложению город превращался во французский парк с центральной площадью-клумбой — Кремлем и отходящими от него улицами-лучиками. План предполагал снос множества зданий, о которых Гесте говорил, что «все строения, которые означены в сломку, состоял из одноэтажных домов, весьма не важных». Так, например, он предлагал снести стены Китай-города и проложить на его месте Бульвары. Генерал-губернатор Ф.В. Ростопчин подготовил возражения. Негативную рецензию получил план и от «Комиссии для строений Москвы»: «Прожектированный план хотя заслуживает полное одобрение касательно прожектов теоретических, но произвести оные в исполнение почти невозможно, ибо многие годы и великие суммы не могут обещать того события, чтобы Москву выстроить по оному плану, поелику художник, полагая прожекты, не наблюдал местного положения».Генеральные планы развития Москвы в XX веке.

Следующий генеральный план Москва получила лишь в советское время. В 1920-е годы специальная комиссия под руководством Ивана Жолтовского и Алексея Щусева разработала план «Новая Москва». В его основу была положена традиционная для города радиально-кольцевая планировка и принцип сохранения большинства старинных сооружений. Но при этом Кремль предполагалось использовать как музей, общественный центр столицы перенести в Петровский парк, силуэту города придать конусообразный вид, а центральную часть Москвы застроить небоскребами.

Проект был признан ненадлежащим, и в 1931 году начался международный конкур на создание нового проекта. На конкурс были представлены даже фантастические проекты. Например, французский архитектор Ле Корбюзье высказал идею оставить только Кремль и Китай-город, так как, по его словам, «нет возможности мечтать о сочетании города прошлого с настоящим или с будущим; а в СССР больше, чем где-либо … в Москве, кроме нескольких драгоценных памятников былой архитектуры, еще нет твердых основ; она вся нагромождена в беспорядке и без определенной цели … в Москве все нужно переделать, предварительно все разрушив».

Эрнст Май, главный архитектор Франкфурта-на-Майне, предлагал особенно не церемониться и расселить весь город. По его плану, старая столица сохраняла в себе лишь функции административно-делового центра. А в 10 километрах от центра Москвы должны были возникнуть города-спутники с малоэтажными домами.

Приверженец рационализма Николай Ладовский решил, что кольца в дальнейшем просто не смогут вынести растущей нагрузки, и предложил их просто разомкнуть. После этого столица должна была принять форму параболы (план так и назвали «Парабола Ладовского») или кометы с историческим ядром, а в будущем слиться с Ленинградом.

Но в итоге был выбран проект Владимира Семенова и Сергея Чернышева. В утвержденном Генплане 1935 года было зафиксировано ограничение численности жителей города в 5 миллионов человек, а территория расширялась в два раза — до 600 квадратных километров. Проектировщики закрепили основное направление расширения застройки — на юго-запад, восток, запад и северо-запад. В Генплан также была включена идея обводнения Москвы — план по созданию водных судоходных магистралей. Предполагалось сделать Москву похожей на Венецию. План был реализован только частично, но многие районы города претерпели существенную перестройку.

В это время москвичи посылали яростные проклятия в адрес разрушителей исторической Москвы во главе с Л.М. Кагановичем. Сам Каганович старую Москву нещадно критиковал, мол, улочки прокладывал не пьяный строитель, а пьяный сапожник.

В 50-х годах Москва уже «поглотила» бывшие деревни и усадьбы и вышла за пределы Окружной железной дороги. Это свидетельствовало о необходимости нового плана, который и был утвержден в 1971 году. Город делился на восемь зон, а старая радиально-кольцевая планировка улиц была дополнена скоростными дорогами. Кроме того, в Москве запрещалось дальнейшее строительство заводов и фабрик, намечалось продление существующих линий метро.

схема транспорта 1971 Схема Генплана 1971 схема застройки 1971

Концепция «солнца со множеством лучей», заложенная в плане 1935 года, заменялась «семиконечной звездой» (историческое ядро и семь новых центров). Одной из основных предпосылок при разработке Генплана 1971 года было признание нецелесообразности дальнейшего территориального роста города и значительного роста населения. Окружающий столицу лесопарковый пояс должен был служить природным рубежом для разрастания застроенного массива и слияния с населенными пунктами Московской области. Но рост города оказался более интенсивным, чем это было предусмотрено. Уже в первой половине 70-х годов началось развитие жилых районов в Чертанове, Бирюлеве, Орехово-Борисове, Теплом Стане, Тропареве, Коньково-Деревлеве, Тушине, Гольянове, Вешняки-Владычине, Ивановском, а к концу 70-х — началу 80-х годов московские районы «шагнули» за пределы МКАД: Митино и Куркино — на северо-западе столицы, Солнцево — на юго-западе, Бутово — на юге, Новокосино — на востоке.

План 1971 года, как и его предшественники, был реализован лишь частично, а многие транспортные магистрали так и остались на бумаге.

А первый постсоветский генплан Москвы разрабатывался с начала 1990-х годов и был принят в 1999 году (в 2005 году Генплан был закреплен законодательно). И за последние 15 лет центр Москвы и многие районы приняли новый облик в результате повсеместной реконструкции, а фактически сноса части исторических зданий и других объектов. Сами власти Москвы называли эту версию проекта планировки территории столицы «Генпланом возможностей».

В 2007 году главный архитектор города Александр Кузьмин заявил журналистам, что Москва собирается уйти от «возможностей» и прийти к «Генплану необходимости». Генплан города до 2025 года разрабатывался более 3 лет, многократно отправлялся властями на доработку. Проект Генерального плана развития Москвы до 2025 года в третьем и окончательном чтении был принят Мосгордумой 5 мая 2010 года.

Новая Москва.

План расширения Москвы В 2011 году (после почти 10-летних споров) также был принят проект расширения Москвы — Новая Москва. Этот амбициозный план позволил увеличить размер города в 2,4 раза за счет присоединения южных и юго-западных территорий Подмосковья. Выбор этого направления роста был неслучайным: на всей этой огромной площади проживало менее 250 000 человек! Сначала планировалось расширить границы Москвы «главным образом за счет территории, ограниченной Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги». Затем в план были добавлены дополнительные территории: участок под Звенигородом для администрации Президента, территории Рублево-Архангельского под международный финансовый центр и инновационный центр «Сколково».

Новые границы установлены с 1 июля 2012, и Москва получила границу с Калужской областью. А в обществе нововведения были раскритикованы: проект называли «выгодным только для бизнеса», а Москву — «Шанхаем развивающейся страны».

Причудливая вязь переулков — характерная черта Москвы. Это особенность старинных городов, таких, например, как Таллинн, Тбилиси. В городах, построенных не так давно, мы не найдем этого лабиринта (вспомним хотя бы Петербург или Одессу). акая планировка возникала из-за хаотичности застройки и обилия мелких участков, к которым протаптывались, прокладывались узенькие дорожки — «проулки». А со временем они превращались в переулки. Но такая запутанная система и кривизна улиц была необходима и для защиты от врагов и пожаров.

Планы развития Москвы в 20 в.

 

topru.org

Конкурсные проекты развития Большой Москвы — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

 

Причины, послужившие основными факторами разработки концепции:

  • отсутствие единого взаимоувязанного проекта развития территорий Москвы и Московской области;
  • расширение территории Москвы в юго-западном направлении за счет присоединения части территорий Подмосковья;
  • создание инфраструктуры международного финансового центра на присоединенных территориях;
  • необходимость повышения конкурентных качеств Москвы как глобального мирового города и повышения качества городской среды и условий проживания в российской столице.

Международный конкурс на разработку концепции развития Московской агломерации стартовал в середине января 2012 года. На участие было подано 67 заявок, из которых экспертная группа выбрала десять проектных команд. Впоследствии число участников сократилось до девяти - одна из команд выбыла из конкурса. В течение девяти месяцев три российские и шесть иностранных команд, с которыми были заключены контракты, работали над концепцией.

 

Предложение по организации Московской агломерации от группы Grumbach-Wilmotte - Париж (Франция)

 

В конце лета 2012 года по итогам конкурса в парке Горького для горожан открылась выставка проектов. Итоги конкурса на разработку концепции Московской агломерации международное жюри подвело 5 сентября 2012 года. Согласно решению жюри победителем сразу в двух номинациях - «Развитие Московской агломерации» и «Развитие «Большой Москвы» - стала франко-российская команда Grumbach-Wilmotte, а лучшим проектом по формированию административно-делового центра на присоединенных территориях названа идея урбанистов из США - команды Urban design associates.

Остальные проектные бюро, среди которых - команды из Италии, Нидерландов, Испании, Франции, а также три российские архитектурные мастерские, признаны финалистами конкурса.

Основой нового градостроительного развития, которую предложила большая часть конкурсантов, должно стать формирование полицентричной структуры города. По мнению урбанистов, исправить центростремительное развитие Москвы смогут новые центры притяжения. Неизменный акцент всех разработанных проектов - приоритет общественного транспорта в траспортной системе мегаполиса. Команды обратили внимание властей российской столицы на существующий ресурс градостроительного развития внутри МКАД - неработающие промзоны, а также на необходимость координированных действий в развитии Москвы и Московской области как неотрывно связанных между собой субъектов федерации.

 

Предложение по организации Московской агломерации от группы URBAN DESIGN ASSOCIATES - Питтсбург (США)

 

Градостроительные принципы, по которым предлагается развивать присоединенные территории, сформулированы именно по результатам международного конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации. Среди выделенных принципов, помимо упомянутого полицентризма, - формирование благоприятных условий с обеспечением экологической безопасности населения, сохранение культурно-исторического наследия и уникального природного ландшафта, создание экологического каркаса и организация рекреационных зон и парков, развитие всех видов современной социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, сбалансированный подход к использованию территорий для строительства жилья и организации новых рабочих мест.

Концепция развития Москвы от группы Studio Associato Secchi-Viganò - Милан (Италия)

 

    По условиям конкурса, состав каждой команды должен быть международным.

Если базовая проектная группа иностранная, то она обязательно должна включать в свой состав российских специалистов, и, наоборот, российские команды должны привлекать иностранных специалистов.

Таким образом, интернациональная команда могла успешно ориентироваться в российском градостроительном контексте и использовать международный опыт стратегического планирования.

В процессе работы девяти проектных команд важно было не просто получить одно на всех правильное решение, но и изучить все возможные конкурентные решения, а также, что не менее важно, понять, какие организационные и правовые действия необходимы, чтобы перспективные замыслы по развитию Москвы и агломерации стали реальностью.

Узнать подробнее о проектах развития Московской агломерации и посмотреть презентации проектов вы можете здесь.

 

Развитие идей и результатов международного конкурса

С учетом представленных участниками международного конкурса материалов разработано техническое задание, на основе которого откорректируют Генеральный план Москвы.

Как отмечали многие урбанисты, участвовавшие в конкурсе, Генеральный план города должен отражать перспективное развитие экономики в мегаполисе. Поэтому власти столицы приняли решение при актуализации Генерального плана Москвы использовать международный опыт мастер-планирования и дополнить стандартное техническое задание разделами обосновывающих материалов, которые включают несколько вариантов стратегических решений по развитию столицы и ближайшего к Москве пояса агломерации. Этот документ - комплексная, экономически обоснованная стратегия пространственного развития города в контексте агломерации. Он четко сопрягает векторы этого развития с градостроительными решениями и транспортной инфраструктурой. Стратегический мастер-план может реагировать на изменения и предусматривать различные сценарии развития города, тем самым позволяя адаптировать городские программы и проводить эффективную бюджетную политику.

Не останавливать инвестиционно-строительный процесс на присоединенных территориях до полной корректировки Генплана позволят территориальные схемы Троицкого и Новомосковского округов. Эти документы определили основные транспортные и инженерные коридоры, также территория в них четко зонирована по возможному размещению объектов.

Смотреть девять концепций развития Московской агломерации

 

 

stroi.mos.ru

Современная Москва XXI века

Москва в самом начале 2010 годов выглядела далеко не тем идеальным городом, который желали бы видеть жители большой столицы. Обилие коммерческих палаток возле станций метро, нагромождения рекламных конструкций, портящие исторический облик города, обилие автомобильных пробок из-за чего наземный общественный транспорт не был в мог быть в приоритете, нехватка стояночных мест и парковок, слабая благоустроенность жилых дворов и другие проблемы.

Все это вело к резким критикам московского правительства со стороны горожан, а также недоверие к тогдашнему мэру Москвы, который и был отправлен в отставку из-за той же утраты доверия президентом России Дмитрием Медведевым. На место бывшего градоначальника в 2010 году был назначен исполняющим обязанности Сергей Семёнович Собянин, который вскоре занял пост Мэра столичного города и с решительным энтузиазмом принялся выполнять свои обязанности, а также обещания перед президентом и москвичами.

Хронология событий

После прихода в 2010 году к управлению над городским хозяйством нового столичного мэра, город стал нехотя меняться, с трудом подчиняясь новым распоряжениям главы города. Практически сразу начались перестановки в правлении многих административных структурах города. Мэр довольно активно начал реорганизацию уклада столицы, ставшим привычным за долгие последние годы начала 2000-х.

Первое свое обещание, очистить площади и улицы от засилья торговых рядов из палаток, мер начал выполнять уже в самый первый год своей работы. Одна за другой стали исчезать палатки на улицах города, особенно, явно это коснулось несанкционированной торговли возле станций метро и железнодорожных вокзалов. Второе обещание о расчистки исторического облика города от излишних рекламных конструкций было также, хоть и частично, выполнено. Исчезли крупные рекламные плакаты со стен и фасадов зданий. Также начали появляться дополнительные места для парковки автомобилей, начали обустраиваться дворы домов детскими площадками, цветниками и клумбами, а также на всех тротуарах крупных улиц Москвы асфальтовое покрытие было заменено на плитку для улучшения эстетического и экологического состояния города.

 

Архитектура

Архитектурный облик столицы продолжает претерпевать, иной раз, необратимые изменения. С одной стороны уже нет того привычного облика Москвы с его каменными зданиями желтоватого оттенка стен, уютных московских двориков, открытых и широких площадей и улиц. С другой стороны, Москва становится престижным европейским городом с современным укладом жизни, крупным мегаполисом и торгово-деловым центром, куда стекаются многие инвестиции со всех стран мира.

Сейчас современный архитектурный облик столицы весьма разнообразен. Можно встретить и отреставрированные исторические здания в стиле русского классицизма XVIII веков, и могущественные каменные высотки советского периода, и современные инновационные решения в строительстве высокоэтажных жилых и офисных зданий.

К различным приемам и типам в строениях многие эксперты и сами жители Москвы относятся неоднозначно. Так, например, жилой комплекс на Мосфильмовской улице с необычным дизайном вызвал массу споров и недовольствий, хотя есть и те, кому такой инновационный подход в дизайне архитектуры пришелся по душе. К высоченному деловому комплексу из нескольких высотных зданий "Москва-Сити" горожане относятся более спокойно, а многие находят в этом новый современный стиль прогрессирующего в развитии города. Так или иначе, но Москва меняется, и на данный момент единого архитектурного решения не имеет. Возможно, в этом и есть та интересная особенность времени в котором мы сейчас живем.

 

Культура и быт

Город растет с каждым годом и становится все крупнее, раздвигая свои границы уже далеко за пределы прежней Москвы. Подобно и другим крупным столицам мира, в Москву все больше устремляется приезжающих из разных стран людей, желающих работать и жить в столице. Также, как и другие города Европы, Москва становится многонациональным городом, где уживаются народы разных стран, разных религий и разных обычаев. Конечно, это вызывает волнение и недовольство тех горожан, которые считают себя коренными жителями Москвы. Но такова правда современного времени и главная задача нынешнего и будущего правительства - это обеспечить качество миграции, оттеснив ненужный поток нежелательных мигрантов от которых страдает нравственная, социальная и экономическая структура города.

Сама жизнь в столице России стала ярче. Есть много возможностей для обучения, стажировки, трудоустройства, а также повышения квалификации. Конечно, в большинстве случаев образование, курсы и прочее обучение стоит денег и не всегда малых. Москва давно закрепила за собой имидж дорогого для проживания города. Зато столица изобилует возможностями любого вида отдыха, кино, театры, музыка, популярный ныне "шопинг", а также различные московские выставки, показы и мероприятия, проводимые известными компаниями и энтузиастами.

В последние годы в Москву устремились многие деятели шоу-бизнеса со всего мира. Многие музыканты, актеры, организаторы все чаще устраивают концерты, организовывают представления, проводят всемирно известные шоу с участием мировых знаменитостей. Таким образом, Москва становится не только центром торговли, культуры и развития в России, но и привлекательным городом для многих западных инвесторов во всех мировых индустриях архитектуры, дизайна, моды, музыки, искусства и других областей бизнеса.

 

Московский Метрополитен

В московском метро появились кондиционеры в поездах кольцевой линии и нескольких других, выставочные поезда, символизирующие определенные исторические события, а также бесплатный wi-fi интернет.

Московский Метрополитен продолжил прокладку новых линий и строительство новых станций по так хорошо нарастающим темпам с 2000-х годов. Долгожданные станции Люблинско-Дмитровской линии "Достоевская" и "Марьина роща" в 2010 году начали принимать своих пассажиров, а чуть позже в южной части линия продлилась до дальней станции "Зябликово", которая открыла свои двери в 2011 году. Были продлены в 2012 году: калининская линия до станции "Новокосино", замоскворецкая линия до станции "Алма-Атинская" и Арбатско-Покровская до станции "Пятницкое шоссе".

В 2013 году в Московском метро и на надземном общественном транспорте был введен "Единый" проездной билет на все виды транспорта, новая сетка тарифов, а также загадочный билет на "90 минут", дающий право сэкономить на комбинированной поездки метро+наземный транспорт.

 

Фотографии Москвы

Современная Москва выглядит постоянно развивающимся крупным мегаполисом, где сосредоточены, пожалуй, все возможные индустрии современного времени. Улицы города пестрят разноцветной рекламой, отражение которой падает на сохранившиеся отреставрированные исторические памятники и архитектурные строения, ставшими достоянием города. В парках и торговых центрах города можно встретить огромное количество жителей и гостей города самых разных интересов. В столице открыто невероятное количество самых разных торгово-развлекательных центров, что называется "один другого краше", которые по-разному вписываются или не вписываются в городской облик столицы. Москва растет и развивается, об этом говорят постоянно сменяющие друг друга вывески, афиши и различные торговые, деловые строения и бизнес центры города.

 

Карты Москвы

Столичные градоначальники продолжают работать в отредактированном и улучшенном Генпланом развития Москвы, принятым ещё в 2007 году, который подразумевает улучшение социальных и образовательных структур, решения транспортных проблем и реорганизации архитектурных решений при строительстве с целью сохранения исторически сложившегося города, который действует вплоть до 2025 года.

Изменилась за последние годы и карта Москвы. Современная Москва расширила границы с разработанным в 2011 году самым амбициозным планом, присоединив территории земель, городов и районов бывшего Подмосковья. На карте города появляются намеченные и уже построенные участки 4-го транспортного кольца, а также на дорогах и магистралях строятся новые развязки, взамен устаревших существующих. В городе активно решается транспортная проблема при помощи введения платных парковок в центре города, приоритета в движении общественного транспорта по выделенным полосам и улучшении работы всех подземных и наземных линий городского транспорта Москвы.

Уже сейчас активно улучшаются жилищные условия, ремонтируются подъезды и фасады зданий, разбиваются сады, выкладываются плиточные дорожки, благоустраиваются дворовые территории, появляются детские площадки, игровые комплексы, клумбы и газоны. Возможно, следующей решаемой проблемой будет работа над вопросами защиты окружающей среды города и стремление сделать Москву не только крупным мегаполисом, но и зеленым городом, где жить легко, уютно и комфортно.

 

moscowchronology.ru