Ответы на вопросы по результатам семинара для юристов СРО 20-21 сентября 2016 года. Часть 1. Сро застройщик


СРО для заказчика-застройщика

Получение допуска СРО для заказчика-застройщика вызывает большое количество споров и разногласий. Вопрос усложняется грядущими переменами, которые изменят существующую систему саморегулируемых организаций. В связи с этим необходимость вступления в СРО для заказчика-застройщика может рассматриваться в двух плоскостях – нынешнее положение и изменения, которые вступят в силу после 1.07.17.

Ранее существовавшие варианты организации деятельности

Нередко застройщик привлекает генподрядчика и не участвует самостоятельно в проведении строительных работ на объекте. Перечень видов деятельности, для выполнения которой требуется допуск саморегулируемой организации, указан в Приказе №624 Минрегиона. Если выполняемые работы не входят в представленный перечень, они могут проводиться без допуска.

Однако если согласно п. 3 ст. 706 ГрК РФ заказчик-застройщик осуществляет самостоятельный контроль за проведением работ на строительной площадке, их качеством, а также соблюдением сроков он должен состоять в саморегулируемой организации.

Обязанность по проведению строительного контроля невозможно перепоручить генподрядчику. Тем не менее, застройщик может заключать договор со «строительным контроллером», согласно которому поручать ему указанные функции. Эта ситуация позволяет застройщику не вступать в саморегулируемые организации. Во всех остальных случаях допуск СРО обязателен.

Важным аспектом является понимание принципиальной разницы между техзаказчиком и заказчиком-застройщиком. Функции и обязанности каждого из них различны. Застройщиком является владелец земельного участка и финансовых средств.

Определение понятия технического заказчика представлено в ГрК РФ. Это профессиональный исполнитель высокого уровня, на которого возложены полномочия заключать договоры подряда на проведение строительства, капитального ремонта или реконструкции на объекте. Также техзаказчик проводит организацию работы на строительных площадках и осуществляет финансовый контроль от имени застройщика. При этом застройщик имеет право выполнять функции технического заказчика собственными силами, без привлечения сторонних лиц.

По сути, термин «заказчик-застройщик» объединяет в себе функции технического заказчика, застройщика и контролера. В таком случае вступление в СРО для технического заказчика – это необходимая мера для выполнения своих ключевых функций на объекте.

Обязанности и функции заказчика

Благодаря вступлению в СРО функции заказчика расширяются и, кроме распоряжения материальными средствами, он имеет право на выполнение ряда других операций. Среди них:

  • Составление и дальнейшее утверждение проектной документации и смет.
  • Подписание договоров подряда и генподряда.
  • Ведение бухгалтерского учета.
  • Осуществление контроля за ходом проведения изыскательных работ, включая исследования грунта, воды и воздуха.
  • Надзор за выполнением работ на строительной площадке, в том числе технический и авторский надзор.
  • Подготовка документации и проведение работ по сдаче готового объекта в эксплуатацию.

Законодательные изменения

С 1.07.17 г вступает в силу закон №372, согласно которому функции техзаказчика могут выполняться только членами саморегулируемых организаций. При этом они должны соответствовать всем требованиям для членов СРО в отношении штата сотрудников, наличия строительного оборудования и опыта в сфере проводимых работ. Получить допуск СРО технический заказчик может после оплаты вступительных взносов. Финансовые затраты формируются из нескольких составляющих, среди которых выплаты в компенсационный фонд, ежемесячные взносы и страховка.

Вступление в СРО для техзаказчика предоставляет такие преимущества:

  • Взаимодействие с другими участниками объединения, помощь в решении спорных вопросов.
  • Корректировка документов в соответствии с появлением новых технологий.
  • Защита и представление каждого участника на равных основаниях.
  • Внутренние конференции и собрания.

Таким образом, вступлением в действие новой редакции закона устраняется возможность двоякой трактовки законодательных норм и четко регламентируется требование – допуск СРО для технического заказчика.

Однако законом предусмотрены и ситуации, в которых технический заказчик не должен получать доступ СРО при организации работ. Для государственных предприятий или коммерческих организаций с долей государственных предприятий более 50% допуск СРО не требуется, если подрядчиком выступает орган исполнительной власти или государственная корпорация. Также допуск не требуется для юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, на проведение деятельности в установленных сферах.

Таким образом, с 1.07.17 года застройщик может нанять только техзакачика, который оплатил все необходимые компенсационные взносы и вступил в саморегулируемую организацию.

curpp.ru

Должен ли с 01.07.2017 заказчик (застройщик) быть членом саморегулируемой организации и какой именно?

Лицу, осуществляющему хозяйственную деятельность в части функций, попадающих под критерии пунктов 16 и 22 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ («застройщику» и «техническому заказчику») в обязательном порядке необходимо быть членом саморегулируемой организации соответствующего профиля. А теперь подробнее!

Во-первых, расширены полномочия застройщика, а именно к ранее имеющейся формулировке пункта 16 статьи 1 ГрК РФ добавлено, что застройщик вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику.

Во-вторых, введено уточнено само понятие «технического заказчика» (пункт 22 статьи 1 ГрК РФ): теперь в роли такового может выступать только ЮРИДИЧЕСКОЕ лицо (ранее, до 01.07.2017, такое право имело и физическое лицо), и самое, главное: функции технического заказчика (это, собственно говоря, как минимум все как перечисленные в данном пункте ГрК РФ функции названного лица, так и скрытые под общей формулировкой «иные, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности) могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 ГрК РФ (т.е. перечислены случаи, при которых членство в СРО не требуется вообще).

      Кроме того, с 01.07.2017 претерпели изменения и части 3, 3.1 статьи 52 ГрК РФ:

Новая редакция части 3 статьи 52 ГрК РФ говорит, о том, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.

При этом, частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ прямо предусмотрено, что застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

 

Вместе с тем, понятие «ЗАКАЗЧИКА» как таковое, не претерпело никаких изменений: упоминания о нём полностью отсутствуют в градостроительном законодательстве и оно, как и ранее содержится в гражданском законодательстве Российской Федерации, а именно (для нашего случая) в главе 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 740 пункт 1).

 

Таким образом, резюмируя изложенное, можно сделать вывод о том, что лицу, осуществляющему хозяйственную деятельность в части функций, попадающих под критерии пунктов 16 и 22 статьи 1 ГрК РФ («застройщику» и «техническому заказчику») в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ НЕОБХОДИМО БЫТЬ ЧЛЕНОМ САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПРОФИЛЯ.

sodstr.ru

нужен ли допуск саморегулируемой организации

Современное законодательство не только усложняет жизнь многим застройщикам, но и заставляет нести расходы на сотрудников, которые будут отслеживать постоянные изменения в нормативных документах. Так, допуск СРО застройщику стало одним из самых популярных поисковых запросов после принятия соответствующих изменений. Прошло немного времени, подзаконные акты приняты, и мы можем рассказать подробнее, как работать застройщикам с нововведениями.

Определимся с пониманием зоны ответственности. Нам нужен п.3 ст. 706 ГК РФ – там четко разграничены термины в этой сфере. Суть – генеральный подрядчик является юридическим лицом, которое носит прямую, а не субсидиарную ответственность в строительной сфере. Договор, который регулирует организацию девелоперских работ, является основным определением ответственности заказчика.

Перед объяснением сути допуска СРО застройщику также необходимо ознакомиться с перечнем работ, для которых необходим специальный лицензированный сертификат – его застройщик или генеральный подрядчик должен проверить у привлекаемых к работе субподрядчиков. Подробнее в приказе №624 от 2009 года.

Что такое допуск СРО?

Закон №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» — это основной документ, который должны изучить юристы девелопера для работы на рынке в соответствиями с требованиями нормативных актов об обязательстве получить членство в СРО.

СРО – это саморегулируемая организация, которая несет ответственность за действие своих членов. Обратно же, заниматься некоторыми видами работ без членства в таких организациях запрещено.

Допуск СРО – это документ, который позволяет проводить строительные работы. Он должен соответствовать стандартам и ГОСТам как федерального уровня, так и регионального. Иначе допуск СРО может называться свидетельством саморегулируемой организации о допуске к работам или же лицензированным документом СРО о разрешении на работу. До 2010 года такой документ носил название «государственная лицензия».

Как происходит на практике получение свидетельства о допуске саморегулируемой организации? Будь то строительный или проектировочный допуск, он выдается после изучения как документов, так и репутации организации. Специальный комитет проводит встречу, на котором все члены СРО выносят свои вердикты. Поэтому вступив с СРО, вы также будете принимать участие в таких юридических процессах.

Должен ли застройщик иметь допуск СРО? В определенных случаях да. В чем плюсы этого допуска?

  • Отсутствует требование заверять документы в нотариальной организации, а значит, меньше бумажной волокиты и расходов на услуги.
  • Достаточно быстрая процедура оформления членства – в отличии от ситуации с государственной лицензией, получение которой могло растянуться на полгода и больше
  • Обязательное соответствие стандартам качества как итогов работы, так и профессиональной этики и взаимодействия с бизнес-сообществом. Это повышает требования к застройщику, но и делает рынок цивилизованным. К чему как раз и стремятся добросовестные организации.

Нужен ли заказчику допуск СРО?

Вернемся к уже озвученным законодательным документам. Есть ФЗ-315, в котором прописаны все правила СРО. Есть ФЗ-214, в котором есть все для деятельности в области строительства многоквартирных домов. И есть 624-й приказ, в котором прописан перечень работ, для которых заказчику требуется допуск СРО.

Если говорить о строительстве, то нужно знать о трех вариантах, по которым придется получать допуск саморегулируемой организации:

  • Строительство в общем, или так называемые общестроительные работы.
  • Работы, которые по различным категориям называют опасными. В случае сомнений, можно посоветоваться с трудовой инспекцией.
  • Если заказчик планирует выступать в роли генподрядчика – нужен допуск на этот вид деятельности.

Когда допуск СРО для заказчика является обязательным?

Есть несколько ситуаций, когда заказчику стройки стоит озаботиться поиском СРО и вступлением в ее ряды. Изучив регламенты, можно выделить общие рекомендации:

Контроль за строительством Если заказчик планирует самостоятельно проводить контроль работы генподрядчика и субподрядчиков, и не тратиться на привлечение сторонних организаций, то придется получить нужное свидетельство. Если заказчик будет привлекать контролеров, то нужно убедиться, что у них есть соответствующий допуск.
Генеральный подряд В любом случае, если заказчик выполняет функции генподрядчика, то допуск СРО нужен для подтверждения квалификации в выборе субподрядчиков. И здесь неважно – строительные работы, инженерные, капитальные или иные. Если допуска не будет – придется платить штраф.
Появление опасности при выполнении работ для третьего лица Фактически – необязательно, но в случае нанесения повреждений третьему лицу, заказчик без допуска СРО будет отвечать, в том числе и финансово, перед пострадавшим самостоятельно. Если же допуск СРО у заказчика будет – то ответственность будет субсидиарной, и появится помощь других членов СРО. В том числе будет задействован механизм компенсационного фонда, который прописан в требованиях закона к СРО.

Но обязательно посоветуйтесь с юристами в сфере строительства, прежде чем начинать заниматься деятельностью – вполне возможно, что все-таки один из видов ее попадает в перечень необходимых допусков, и не получив нужную сертификацию, вы можете получить неприятности. Вплоть до прекращения работ.

Что делать, если у заказчика нет допуска

Ситуация, когда у заказчика нет допуска саморегулируемой организации фактически может быть законной. Но тогда необходимо нанять генподрядчика, который этот допуск имеется. Главное, что нужно знать – допуск СРО необходим тому лицу, которое фактически выполняет функции менеджера на строительном объекте.

К сожалению, ситуация, когда у технического менеджера нет допуска СРО, вполне реальная. Договор подписать получится, это законно. Но тогда придется нанимать организацию, которая будет выполнять контрольные и надзорные функции – и вот у нее уже должен быть допуск.

Стоимость свидетельства на допуск СРО

Денежные средства, которые придется отдать за получение лицензированного свидетельства от саморегулируемой организации, будут разниться от одного некоммерческого партнерства к другому. Также на цену влияет еще несколько факторов:

  • разовый взнос за вступление – зависит от масштабности организации, в которую вы вступаете;
  • ежемесячный членский платеж – обычно устанавливается минимальный;
  • формирование компенсационного фонда на погашение финансовых претензий к членам СРО в ряде случаев по их деятельности, часто новым членам позволяют войти на условиях «каникул» по оплате;
  • страхование гражданской ответственности – зависит от ставок выбранной организации и правил по выбору страховой компании;
  • другие лицензии и разрешения – сумма зависит от вида документов.

Сроки получения свидетельства на допуск СРО

Срок, за который вы сможете получить свидетельство на определенный вид работ в СРО, зависит как от пункта из перечня деятельности, так и от самой некоммерческой организации. В основном сроки составляют – 3-7 недель. Это приятнее, чем ранее – срок получения госрегистрации мог достигать и года.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

viplawyer.ru

Мнение эксперта: Обязан ли застройщик состоять в трёх СРО?

Мнение эксперта: Обязан ли застройщик состоять в трёх СРО?

С 1 июля вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, которыми изменяется правовое регулирование деятельности технического заказчика. Согласно разъяснениям Минстроя, данные нововведения касаются и застройщиков, которые самостоятельно (без технического заказчика) нанимают изыскателей, проектировщиков и подрядчиков.

До обозначенной даты организациям, выполняющим функцию технического заказчика, требовалось членство только в строительной СРО с получением свидетельства о допуске к видам работ по строительному контролю, напоминает информационная служба ЕРЗ. С 1 июля, согласно пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса, технический заказчик должен быть членом изыскательской СРО, если он от имени застройщика взаимодействует с изыскательской организацией, а также членом проектной СРО, если он взаимодействует с проектной организацией, и строительной СРО, если взаимодействует с подрядчиком.

В Минстрое России считают, что «при осуществлении застройщиком функций технического заказчика самостоятельно застройщику требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида». Т.е., по мнению министерских чиновников, застройщик в данном случае должен состоять сразу в трёх СРО – изыскательской, проектной и строительной.

С такой трактовкой закона не согласен директор Института развития строительной отрасли, а по совместительству — руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА) Кирилл Холопик.

«Судебная практика показывает, что в части возникновения тех или иных обязанностей у предпринимателей суд, как правило, руководствуется буквальным толкованием закона. Примененный в разъяснении Минстроя России метод толкования по совокупности норм в данном случае неприменим, — цитирует Холопика ЕРЗ. — Закон содержит требование, что технический заказчик должен быть членом СРО. Норма о том, что застройщик «вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику», не говорит о том, что в случае не передачи таких функций техническому заказчику, застройщик сам становится техническим заказчиком во взаимодействии с контрагентами.

Здесь хорошо подходит аналогия с адвокатами. Чтобы осуществлять защиту в суде гражданин может нанять профессионального адвоката, но может и сам действовать без представителя. Если гражданин осуществляет в суде свою защиту сам, то это ведь не означает, что ему требуется вступать в адвокатскую палату.  Думаю, что Минюст России никогда не даст разъяснение, из которого по совокупности норм будет сделан вывод о необходимости членства в адвокатской палате всех, кто защищает себя самостоятельно».

Темы: застройщики, СРО, технический заказчик

sroportal.ru

Допуск СРО для заказчика-застройщика и технического заказчика в строительстве

Градостроительные нормы постоянно меняются, что порождает ряд сложностей в их применении. Дискуссионными остаются вопросы, должны ли технический заказчик и застройщик иметь допуск СРО, и в каких случаях он не требуется. Практика показывает, что нередко его отсутствие влечет за собой штрафные санкции по ст. 9.5.1 КоАП.

 

Нужно ли вступать в СРО техническому заказчику

Это юридическая организация, взаимодействующая с генеральным подрядчиком от имени застройщика. Несмотря на то, что тех. заказчик не осуществляет непосредственно строительные работы, в закон внесены прямые указания, обязывающие быть членом саморегулируемой организации.

 

Нужен ли допуск СРО заказчику строительства (заказчику-застройщику)

В практической деятельности возникает, как минимум, несколько ситуаций, когда организатору строительства требуется разрешение на проведение определенных видов работ.

 

  1. Согласно ГрК (ст.48) проектная документация (ПД) может разрабатываться самостоятельно застройщиком, либо с привлечением третьей стороны по договору с ним или с техническим заказчиком. До 1 июля 2017 года, организация, выполняющая подготовку ПД, должна была иметь допуск в отношении работ, предусмотренных Приказом № 624. После этой даты разрабатывать ПД имеют право только застройщики, являющиеся членами СРО в сфере архитектурно-строительного проектирования, и в отношении любых объектов.
  2. Все виды работ, внесенные в список влияющих на безопасность ОКС, можно выполнять исключительно при наличии допуска. Фактически их производит генеральный подрядчик, и, исходя из буквального толкования закона, именно он должен отвечать за его нарушение по ст. 9.5.1 КоАП. Однако если заказчик строительства самостоятельно заключает договоры со строительными подрядчиками, он должен иметь разрешение на осуществление функций генподрядчика.
  3. Функция строительного контроля вменена субъекту, осуществляющему строительство. На основании договора, эта обязанность может передаваться третьим лицам. Распространено мнение, что застройщик не обязан вступать в СРО, поскольку п.32 Перечня № 624 включает указание только на привлекаемые им для этой цели организации. В ГрК отсутствуют уточнения по этому вопросу.

 

Судебная практика свидетельствует о том, что на организацию, самостоятельно осуществляющую строительный контроль без разрешительного документа налагаются штрафные санкции. Существует несколько определений ВАС по этому вопросу, где позиция определена следующим образом. Отсутствие в п.32 указания на застройщика не лишает его права проводить строительный контроль, а, следовательно, не освобождает от необходимости вступления в СРО.

 

Поправки, вступившие в действие с 2017 года, существенно изменили круг компаний, имеющих право осуществлять работы в сфере капитального строительства и границы их ответственности. Как, застройщики, осуществляющие отдельные виды работ самостоятельно, и проводящие строительные контроль, так и техзаказчики, обязаны выполнять нормы Градостроительного кодекса.

 

 

Что делать, если нет допуска

Оставьте заявку или закажите обратный звонок, и мы в ближайшее время с вами свяжемся!

 

Мы консультируем, подбираем саморегулируемую организацию и оформляем необходимые документы. Минимальный срок получения допуска для заказчика-застройщика и технического заказчика составляет всего 1 день!

 

xn--n1adc.xn--80adxhks

Допуск СРО для заказчика застройщика в строительстве

Когда допуск СРО для заказчика является обязательным?

Нужен ли допуск СРО для заказчика – застройщика, и какие законодательные акты на это указывают? Такой вопрос сегодня все чаще задают предприниматели, осуществляющие деятельность в строительной отрасли, и это не удивительно. За внесением изменений и корректировок законодательства многие просто не успевают следить, да и понимание самих законодательных актов требует определенной подкованности в юриспруденции. В итоге возникает огромное количество споров относительно того, необходим ли допуск СРО для заказчика, если он привлекает генподрядчика.

В соответствии с ГрК РФ, ст.706 п.3 генеральный подрядчик несет полную ответственность перед заказчиком за ненадлежащее исполнение или за неисполнение договорных обязательств субподрядчиком. Осуществление деятельности в отрасли строительства по договору генподряда под собой подразумевает договор на организацию работ по строительству, а также по реконструкции и капремонту привлекаемым заказчиком или застройщиком. Если генподрядчик привлекает к выполнению отдельных видов работ субподрядчика, то у него обязательно должен быть допуск на генподряд на эти работы с учетом того, что они указаны в Перечне работ (Приказ №624 от 30.12.2009).

Так нужен ли заказчику допуск СРО на выполнение указанных в Перечне работ?

Заказчик-застройщик обязан осуществлять контроль и надзор как за ходом выполняемых работ, их качеством, так и за соблюдением сроков, использованием высококачественных строительных материалов, не вмешиваясь при этом в непосредственную деятельность подрядчика. Если заказчик строительства, не являющийся членом СРО в строительстве, заключил договор генподряда с генеральным подрядчиком, имеющим допуск на генподряд, он вправе доверить ему выполнение работ, однако, перепоручить генподрядчику функции строительного контроля заказчик (застройщик) не может.

Существует два варианта решения проблемы: либо оформляется допуск СРО для заказчика строительства, либо последний заключает договор на осуществление строительного надзора и контроля с третьим лицом, которое имеет допуск саморегулируемого некоммерческого партнерства на соответствующие виды работ. Данный вывод позволяет сделать детальное рассмотрение ГрК РФ и ГК РФ в части взаимоотношений заказчика – застройщика и генподрядчика в системе саморегулирования. Таким образом, допуск СРО для заказчика – это необходимый документ для законного ведения бизнеса в отрасли строительства.

Еще один немаловажный момент: если с компанией был заключен договор на проектирование, в котором одновременно оговорено проведение работ по инженерным изысканиям, подрядчик имеет допуск СРО на генеральное проектирование. Требуется ли допуск СРО для заказчика на проведение инженерных изысканий с привлечением сторонней организации с допуском, если заказчиком выступает подрядчик-проектировщик без допуска на изыскания? В соответствии с действующим в нашей стране законодательством, а именно ГрК РФ и приказом №624, для привлечения сторонней фирмы к выполнению работ по инженерным изысканиям допуск СРО для заказчика (проектировщика) является обязательным, при этом он должен позволять проектировщику (заказчику) заниматься организацией работ по проведению изысканий.

Стоимость свидетельства на допуск СРО

Заказчик привлекает генерального подрядчика, который участвует в строительстве единолично либо привлекает субподрядчиков. В любом случае, генеральный подрядчик должен иметь допуск профильной СРО на генподряд согласно ГрК и ГК РФ. Порядок вступления в саморегулируемое некоммерческое партнерство не отличается от процесса вступления в строительную СРО. Однако общая стоимость свидетельства на допуск СРО на генподряд будет пропорциональна сумме контракта, на которую генподрядчик планирует выполнять работы.

Как быть с допуском на геодезию?

Геодезия — неотъемлемая часть строительства. С помощью геодезических данных ведется контроль за соблюдением геометрии объектов недвижимости, а сами проекты возводятся с миллиметровой точностью. Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям геодезия также требует наличие свидетельства на допуск СРО. Возникает вопрос: в какую именно саморегулируемую организацию нужно вступить, чтобы получить разрешение на проведение геодезических работ, учитывая во внимание тот факт, что геодезическая лицензия упразднена?

Кандидату требуется вступить в СРО инженерных изысканий, при этом в штате соискателя должны работать специалисты в сфере геодезии с дипломом о высшем образовании. Стаж работы данных специалистов в профильной отрасли должен составлять не менее 5 лет. Количество сотрудников, подходящих под эти параметры, рассчитывается исходя из числа выбранных видов работ. Для выполнения геодезических работ с привлечением субподрядчика генеральный подрядчик должен иметь допуск на генподряд, а субподрядчик — допуск на геодезию.

Сроки получения свидетельства на допуск СРО

Процедура получения свидетельства на допуск СРО для заказчика и генподрядчика не отличается от установленной для предпринимателей, вступающих в саморегулируемые организации в строительстве, и по срокам составляет от трех до семи недель.

Остались вопросы? Позвоните нам! Специалисты предоставят вам экспертную поддержку и проконсультируют по всем интересующим вас вопросам. При необходимости рассчитают вам стоимость допуска на генподряд или геодезию в он-лайн режиме.

sro-status.ru

Ответы на вопросы по результатам семинара для юристов СРО 20-21 сентября 2016 года. Часть 1

Вправе ли член СРО до формирования компенсационного фонда ОДО участвовать в государственных и муниципальных закупках в сфере строительства, а также в закупках отдельных видов юридических лиц?

В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ, Кодекс) в редакции, действующей до 01.07.2017, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. 

В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.

Таким образом, до 01.07.2017 члены саморегулируемых организаций принимают участие в государственных и муниципальных закупках, а также в закупках отдельных видов юридических лиц в сфере строительства на основании свидетельства о допуске вне зависимости от формирования компенсационного фонда ОДО.

С 01.07.2017 вступают в силу новые редакции статей 52 и 55.8 ГрК РФ.

В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ в редакции, действующей с 01.07.2017, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее – договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,

В соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК РФ с 01.07.2017 член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 ГрК РФ;

2) совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключенных с использованием конкурентных способов заключения договоров, не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 ГрК РФ. 

Таким образом, с 01.07.2017 для участия в закупке на право заключения договора строительного подряда в соответствии с законодательством о контрактной системе, а также в закупках отдельных видов юридических лиц член саморегулируемой организации должен подтвердить внесение взноса в сформированный саморегулируемой организацией компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Как решить следующую правовую коллизию: до 01.07.2017 нет оснований принимать внутренний документ о реестре членов СРО, а с 01.07.2017 такой документ уже должен быть у СРО в качестве внутреннего документа?

Частью 15 статьи 3.3 Федерального закона Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) предусмотрено, что некоммерческие организации, имеющие статус саморегулируемых организаций, соответствующие требованиям, установленным частями 1-4 статьи 55.4 Кодекса, обязаны привести внутренние документы саморегулируемой организации в соответствие с ГрК РФ не позднее 01.07.2017. Норма части 1 статьи 55.5 Кодекса в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 372-ФЗ), устанавливающая обязанность некоммерческой организации до внесения сведений о ней в государственный реестр саморегулируемых организаций разработать и утвердить комплект внутренних документов саморегулируемой организации, в том числе внутренний документ о реестре членов СРО, вступает в силу с 01.07.2017. Таким образом, к 01.07.2017 СРО обязана привести свои внутренние документы в соответствие с нормами Кодекса в редакции в редакции Федерального закона № 372-ФЗ, но с отлагательным сроком вступления их в силу, а именно с 01.07.2017.

Вправе ли застройщик осуществлять функции технического заказчика самостоятельно или в обязательном порядке должен уполномочить другое юридическое лицо на осуществление функций технического заказчика с заключением соответствующего договора?

В соответствии с редакцией нормы пункта 22 статьи 1 ГрК РФ, вступающей в силу с 01.07.2017, технический заказчик представляет собой юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности. Основываясь на приведенном выше определении, можно сделать вывод, что технический заказчик и застройщик – это разные субъекты строительной деятельности, которые не могут совпадать в одном лице. Вместе с тем пунктом 16 статьи 1 ГрК РФ в редакции, вступающей в силу с 01.07.2017, содержащим определение понятия «застройщик», предусмотрено, что застройщик вправе передать свои функции. предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику. Таким образом, исходя из приведенной нормы, Кодекс не обязывает застройщика в обязательном порядке заключать договоры на осуществление функций технического заказчика, поскольку передача таких функций является правом, а не обязанностью застройщика. 

Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 22 статьи 1 ГрК РФ, вступающей в силу также с 01.07.2017, функции технического заказчика могут выполняться только членом саморегулируемой организации, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Вправе ли сегодня лицо, осуществляющее строительство, привлекать на основании договора физическое или юридическое лицо на осуществление функций по организации строительства, а также функций строительного контроля?

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 указанной статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц. Пунктом 5 статьи 8 Федерального закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что до приведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждённого приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее - Перечень), в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации застройщик, являющийся лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, должен иметь свидетельство о допуске к предусмотренным Перечнем работам по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства привлекаемыми застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (группа видов работ № 33 раздела III Перечня). В силу положений части 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. В случае если лицо, осуществляющее строительство, привлекает для выполнения строительного контроля юридическое лицо или индивидуального предпринимателя привлекаемое лицо должно иметь свидетельство о допуске к соответствующим видам работ группа № 32 раздела III Перечня. 

Кроме того, обращаем внимание, что Федеральным законом № 372-ФЗ, вступающим в силу с 1 июля 2017 года, за исключением отдельных положений, внесены изменения в положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующие вопросы осуществления строительного контроля и организации строительства.

Имеет ли право СРО создать компенсационный фонд договорных обязательств в случае, если соответствующих заявлений поступило меньше 30?

В соответствии с частью 2 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации или по договорам строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 Кодекса. 

При этом часть 4 статьи 55.4 Кодекса определяет обязанность саморегулируемой организации сформировать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если не менее чем тридцать членов подали в саморегулируемую организацию заявления о намерении принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров. Градостроительный кодекс Российской Федерации не предусматривает право формирования компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в случае, если менее чем тридцать членов саморегулируемой организации подали вышеуказанные заявления. При этом необходимо отметить, что саморегулируемая организация вправе принять решение об аккумулировании денежных средств для каких-либо целей, однако указанные денежные средства не будут являться компенсационным фондом, правовые последствия, связанные с формированием компенсационных фондов, в данном случае не возникнут.

Могут ли быть учтены в счет взноса в компенсационные фонды СРО денежные средства, подлежащие перечислению в порядке перехода члена из одной СРО в другую, но не перечисленные СРО, из которой осуществляется переход?

Согласно части 3 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 указанной статьи.

Если в течение семи рабочих дней средства компенсационного фонда саморегулируемой организации по заявлению лица, переходящего в другую саморегулируемую организацию, не перечислены, указанное лицо вправе уплатить взнос в компенсационный фонд самостоятельно в размере, установленном действующими внутренними документами саморегулируемой организации, в которую переходит данное лицо. При этом такое лицо вправе также требовать перечисления средств компенсационного фонда в судебном порядке.

 

Договоры банковского счета для размещения средств компенсационных фондов, заключенные до 01.11.2016 г., предусматривали взимание платы за расчетное обслуживание. На какой из формируемых фондов (ВВ или ОДО) должна лечь эта плата?

Стоимость ведения специального счета, в том числе тарифы по его обслуживанию определяются договором специального счета, заключенным с кредитной организацией. 

В соответствии с частями 4 и 5 статьи 55.16 ГрК не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда возмещения вреда, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом о введении в действие Кодекса, и следующих случаев:

1) возврат ошибочно перечисленных средств;

2) размещение и (или) инвестирование средств компенсационного фонда возмещения вреда в целях их сохранения и увеличения их размера; 

3) осуществление выплат из средств компенсационного фонда возмещения вреда в результате наступления солидарной ответственности, предусмотренной частью 1 указанной статьи (выплаты в целях возмещения вреда и судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60 Кодекса;

4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда возмещения вреда в кредитных организациях, и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда в иные финансовые активы;

5) перечисление средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных Кодексом и Федеральным законом о введении в действие Кодекса.

Не допускается перечисление кредитной организацией средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, за исключением следующих случаев:

1) возврат ошибочно перечисленных средств;

2) размещение средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в целях их сохранения и увеличения их размера;

3) осуществление выплат из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в результате наступления субсидиарной ответственности, предусмотренной частью 2 указанной статьи (выплаты в целях возмещения реального ущерба, неустойки (штрафа) по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, а также судебные издержки), в случаях, предусмотренных статьей 60.1 Кодекса;

4) уплата налога на прибыль организаций, исчисленного с дохода, полученного от размещения средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в кредитных организациях;

5) перечисление средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации Национальному объединению саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в случаях, установленных Кодексом и Федеральным законом о введении в действие Кодекса.

Таким образом, ГрК РФ не допускает уплату стоимости услуги по ведению специального счета, заключенного с кредитной организацией, из средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Ассоциация ведет активную работу по обсуждению с банками, соответствующими  Постановлению Правительства от 27.09.2016 г. № 970 «О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства», о минимизации или исключении платы за услуги по ведению специального счета (счетов).

Возможно ли размещение средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств в разных кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством РФ?

Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит ограничений, запрещающих размещение средств КФ ВВ и КФ ОДО на специальных банковских счетах, открытых в разных кредитных организациях, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации требованиям. Вместе с тем следует учитывать, что согласно части 8 статьи 55.16-1 Кодекса средства компенсационного фонда возмещения вреда в целях сохранения и увеличения их размера размещаются и (или) инвестируются в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. Срок принятия постановления Правительства Российской Федерации «О порядке и условиях размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства» - 2 квартал 2017 года.

Какова дата исключения членов саморегулируемой организации, не выразивших намерение добровольно прекратить или сохранить членство в саморегулируемой организации?

В соответствии с частью 7 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, не выразившие в установленный частью 5 вышеуказанной статьи срок намерение добровольно прекратить или сохранить членство в некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, исключаются из членов такой некоммерческой организации по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации с 01.07.2017.

Вправе ли член СРО, не выразивший намерение о прекращении или сохранении членства в СРО, обратиться в данное СРО с заявлением о перечислении средств компенсационного фонда после 2021 года?

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, членство которых в саморегулируемой организации прекращено в соответствии с частью 6 или 7 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ и которые не вступили в иную саморегулируемую организацию, вправе в течение года после 01.07.2021 подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими лицами в соответствии с настоящей статьей, о возврате внесенных такими лицами взносов в компенсационный фонд. В этом случае саморегулируемая организация обязана в течение десяти дней со дня поступления в указанную саморегулируемую организацию соответствующего заявления возвратить взносы указанным юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уплаченные ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 60 Кодекса  осуществлялись выплаты из компенсационного фонда такой саморегулируемой организации в результате наступления солидарной ответственности за вред, возникший вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, выполненных такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем. Со дня возврата таким лицам взносов, уплаченных ими в компенсационный фонд саморегулируемой организации, саморегулируемая организация не может быть привлечена к солидарной ответственности, предусмотренной статьей 60 ГрК РФ, в отношении таких лиц.

Вправе ли СРО принять уведомление о прекращении или сохранении членства в СРО после 01.12.2016?

В соответствии с частью 5 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 01.12.2016 обязаны письменно уведомить такую некоммерческую организацию:

1) о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию;

2) о сохранении членства в такой некоммерческой организации с приложением документов, предусмотренных частью 2 статьи 55.6 ГрК РФ.

Таким образом, часть 5 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ в редакции Федерального закона № 372-ФЗ императивно устанавливает срок направления уведомления в саморегулируемую организацию.

Какой документ будет являться подтверждением добровольного прекращения членства в СРО?

При переходе лица из одной СРО в другую в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 372-ФЗ, указанное лицо должно подать уведомление о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации, предусмотренное пунктом 1 части 5 статьи 3.3 Федерального закона №191-ФЗ. Указанное уведомление о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации является документом, удостоверяющим волеизъявление члена СРО, и основанием для прекращения членства в СРО, из которой лицо переходит. Документом, подтверждающим факт прекращения членства лица в СРО может служить выписка из реестра членов этой СРО (либо при недобросовестных действиях СРО – копия уведомления с отметкой о его получении уполномоченным представителем СРО или документ, подтверждающий факт доставки указанного уведомления по адресу СРО, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, ст. 54 Гражданского кодекса РФ).

nostroy.ru