17 сентября 2017 Огни Москвы. Огни московские
Московские огни
Хорошо, что наш город так ярко и красиво освещён. Московские огни восхищают гостей города, а для жителей освещение улиц – это удобство и безопасность. А ведь освещать улицы стали не сразу: первые уличные масляные фонари в Москве появились только в 1730 году.
Предлагаем вашему вниманию материалы тематического занятия «Московские огни» об искусственном освещении московских улиц и его истории.
Автор: Васильева Ольга Анатольевна
Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «Московские огни»для обучающихся 8–11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]Презентация [PDF] [PPTX]
Цель: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город и его историю, российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Задачи:
- систематизировать знания об истории города;
- воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры;
- формировать основу общей культуры.
Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.
Задание № 1.
Рассмотрите архивный документ «План Москвы с обозначением проектируемых родов освещения», датируемый 1910 годами.
1. Какие виды освещения улиц города существовали в начале ХХ века?2. Как вы считаете, почему возникла необходимость освещения улиц города?3. Какие части города были освещены наиболее ярко?
Сформулируйте тему занятия и вопросы, которые могут быть рассмотрены.
Задание № 2.
Посмотрите сюжет из документального фильма «Эволюция Москвы» и прочитайте текст.
«По словам Ивана Забелина, настоятельной потребности в освещении у москвичей не было. Жители города ходили по улицам со своими собственными фонарями. Более того, выйти без фонаря за пределы улицы было невозможно – пропускать через уличные рогатки таких странников было запрещено. Прежде всего в целях безопасности. С мая по август, правда, хождение с фонарями было запрещено из-за возможного возникновения пожаров».
1. Подумайте, с какими трудностями сталкивались жители города при отсутствии освещения улиц.2. Согласны ли вы со словами историка Ивана Забелина о том, что у горожан не было потребности в освещении?
Задание № 3.
27 ноября 1730 года, к приезду в Москву императорского двора Анны Иоанновны, появляется Указ Сената. Ознакомьтесь с текстом Указа на слайде.
1. Назовите год появления освещения в Москве.2. Как вы считаете, с чем было связано принятие данного Указа Сената. Укажите возможную причину.
(Императорский двор постоянно располагался в Санкт-Петербурге, где к этому времени улицы освещались. Чтобы императрице в Москве не было темно, Сенат издал Указ об освещении улиц).
Как сообщает Иван Забелин, известный специалист по московской истории, именно по случаю присутствия императорского двора Анны Иоанновны в городе осенью 1730 года были зажжены первые фонари. И уже 27 ноября (по старому стилю) Сенат приказал: «В Москве в Кремле, в Китае, в Белом и в Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам… поставить на столбах фонари стеклянные».
Задание № 4.
По Указу Сената (задание № 3) на столбах фонари стеклянные «чтоб конечно все были поставлены будущего декабря к 25 числу» «в Кремле, в Китае, в Белом и в Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам».
1. Сколько фонарей необходимо было поставить по границе Белого города, если её протяженность (современное бульварное кольцо) составляет 9 км? (Расстояние в 10 сажень равняется 21 метру).
2. Известно, что в 1766 году по всей Москве было установлено 600 фонарей. Был ли выполнен Указ Сената в полной мере?
Задание № 5.
Прочитайте два отрывка из литературных произведений.
1. Отрывок из сборника очерков В. А. Гиляровского «Москва и москвичи», в котором описана жизнь горожан в конце ХIХ – начале ХХ столетия:
«Безветренный снег валил густыми хлопьями, сквозь его живую вуаль изредка виднелись какие-то светлевшие пятна, и, только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это фонарь для освещения улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом».
2. Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»:
«Далее, ради Бога, далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом».
1. Как вы думаете, об одном и том же виде фонарей идет речь в отрывке?2. Как, в соответствии с текстом, можно охарактеризовать состояние освещения улиц города?3. Поразмышляйте и назовите несколько причин, почему освещение улиц масляными фонарями было неудобным.
Задание № 6.
Прочитайте текст о появлении на улицах Москвы газовых светильников:
«Первые проекты улучшения освещения в Москве, в том числе с использованием газа, начали поступать в Московскую городскую Думу ещё в 1849 году. Но либо предложения эти были невыгодны городу, либо сами предприятия к моменту принятия решения распадались. В итоге 29 января 1865 года контракт на распространение газового освещения в Москве был подписан. Уже полтора года спустя появились варианты с расширением географии распространения газового освещения – в Рогожскую, Лефортовскую и Басманную части. В 1867 году улицы Москвы освещали 3083 газовых фонаря, а общее число светильников было доведено до 9213».
1. Подумайте, в чем преимущество газовых фонарей по сравнению с масляными.2. Попробуйте определить причину, по которой газовое освещение не получило широкого распространения.3. На картине В. Е. Маковского «На бульваре», слева от гармониста изображен фонарь. Предположите, какой (масляный или газовый) фонарь изобразил художник. Что могло бы стать подсказкой для ответа на этот вопрос? (Если бы художник изобразил фонарщика, то мы точно знали бы, что он масляный, так как масляный фонарь заправляется, а к газовому фонарю подводился газ).
Многие москвичи отнеслись к газовым фонарям скептически просто потому, что не понимали, как может гореть воздух без фитиля. Поначалу они эксплуатировались только в пределах Садового кольца, за исключением Бульварного кольца и Замоскворечья. Остальные части Москвы по-прежнему освещались при помощи керосиновых фонарей.
Задание № 7.
Рассмотрите рекламные плакаты «Общества электрического освещения». Они появились в том же году, когда Московская городская дума заключила контракт с фирмой, которая поставляла электричество горожанам и занималась освещением улиц Москвы.
1. Назовите год появления электрического освещения на улицах Москвы.2. Обратите внимание на адрес конторы и справочного отдела «общества». Ознакомьтесь с материалами, предоставленными музеем истории Мосэнерго. Обоснуйте, в связи с чем было связано расположение электростанции на Москве-реке?3. Сохранило ли здание на Раушской набережной функцию электростанции? (дополнительная информация)
Задание № 8.
Рассмотрите диаграмму.
1. Проанализируйте соотношение разных видов освещения в разное время.2. Обоснуйте причину уменьшения источников уличного света в 1925 году.
Последний керосиновый фонарь в Москве погас только в 1926-м, а газовый – в 1932-м. Все они уступили место электрическому освещению. С тех пор поменялись лишь типы ламп: от ламп накаливания к светодиодным, а также росло их количество. К концу 2015-го их стало около 540 тысяч.
Задание № 9.
В июне 1941 года огни города погасли. Рассмотрите плакаты на слайде.
В связи с каким событием было связано отключение освещения улиц Москвы?
Задание № 10.
Прочитайте текст документа на слайде.
Что требовалось сделать жителям города – работникам фабрик и заводов, водителям – для выполнения правил светомаскировки?
Из дневника жителя Москвы П. Миллера: «Вечером – пылающий закат за большими Триумфальными воротами, чуть полевее. Около 11 часов вечера слонялся, ища трамвая, чтоб выбраться с Пресни. Жуткая тьма».
Задание № 11.
Посмотрите отрывок из фильма, снятый в послевоенное время (в 1954 году), где звучит песня на музыку И. Дунаевского «Огни Москвы».
1. Какие эмоции зрителям передают авторы фильма в этом отрывке?2. Какую функцию, помимо безопасности и удобства передвижения, осуществляет система освещения города?
Задание № 12.
В настоящее время освещение города всё же гаснет, не полностью, но частично. Это происходит один раз в год и продолжается один час.
Укажите, с какой целью частично отключается искусственное освещение?.
С каждым годом по решению Правительства Москвы увеличивается число зданий и объектов, на которых отключают иллюминацию на один час в связи с проведением «Часа Земли».
Задание № 13.
Посмотрите видеоролик о ночном городе.
Подберите максимальное количество прилагательных для описания ночной Москвы.
Дополнительные источники информации:
- Масло, газ и горожане: три века света на московских улицах.- Масляные фонари XVIII–XIX вв.
Показать содержимое по тегу: Московские огни
Хорошо, что наш город так ярко и красиво освещён. Московские огни восхищают гостей города, а для жителей освещение улиц – это удобство и безопасность. А ведь освещать улицы стали не сразу: первые уличные масляные фонари в Москве появились только в 1730 году.
Предлагаем вашему вниманию материалы тематического занятия «Московские огни» об искусственном освещении московских улиц и его истории.
Автор: Васильева Ольга Анатольевна
Рекомендации по работе с материалами для тематического занятия (классного часа) «Московские огни»для обучающихся 8–11-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]Презентация [PDF] [PPTX]
Цель: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свой город и его историю, российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Задачи:
- систематизировать знания об истории города;
- воспитывать бережное отношение к памятникам истории и культуры;
- формировать основу общей культуры.
Методический материал носит рекомендательный характер; педагог по своему усмотрению может вносить коррективы в ход занятия, менять задания, их сложность и количество.
Задание № 1.
Рассмотрите архивный документ «План Москвы с обозначением проектируемых родов освещения», датируемый 1910 годами.
1. Какие виды освещения улиц города существовали в начале ХХ века?2. Как вы считаете, почему возникла необходимость освещения улиц города?3. Какие части города были освещены наиболее ярко?
Сформулируйте тему занятия и вопросы, которые могут быть рассмотрены.
Задание № 2.
Посмотрите сюжет из документального фильма «Эволюция Москвы» и прочитайте текст.
«По словам Ивана Забелина, настоятельной потребности в освещении у москвичей не было. Жители города ходили по улицам со своими собственными фонарями. Более того, выйти без фонаря за пределы улицы было невозможно – пропускать через уличные рогатки таких странников было запрещено. Прежде всего в целях безопасности. С мая по август, правда, хождение с фонарями было запрещено из-за возможного возникновения пожаров».
1. Подумайте, с какими трудностями сталкивались жители города при отсутствии освещения улиц.2. Согласны ли вы со словами историка Ивана Забелина о том, что у горожан не было потребности в освещении?
Задание № 3.
27 ноября 1730 года, к приезду в Москву императорского двора Анны Иоанновны, появляется Указ Сената. Ознакомьтесь с текстом Указа на слайде.
1. Назовите год появления освещения в Москве.2. Как вы считаете, с чем было связано принятие данного Указа Сената. Укажите возможную причину.
(Императорский двор постоянно располагался в Санкт-Петербурге, где к этому времени улицы освещались. Чтобы императрице в Москве не было темно, Сенат издал Указ об освещении улиц).
Как сообщает Иван Забелин, известный специалист по московской истории, именно по случаю присутствия императорского двора Анны Иоанновны в городе осенью 1730 года были зажжены первые фонари. И уже 27 ноября (по старому стилю) Сенат приказал: «В Москве в Кремле, в Китае, в Белом и в Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам… поставить на столбах фонари стеклянные».
Задание № 4.
По Указу Сената (задание № 3) на столбах фонари стеклянные «чтоб конечно все были поставлены будущего декабря к 25 числу» «в Кремле, в Китае, в Белом и в Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам».
1. Сколько фонарей необходимо было поставить по границе Белого города, если её протяженность (современное бульварное кольцо) составляет 9 км? (Расстояние в 10 сажень равняется 21 метру).
2. Известно, что в 1766 году по всей Москве было установлено 600 фонарей. Был ли выполнен Указ Сената в полной мере?
Задание № 5.
Прочитайте два отрывка из литературных произведений.
1. Отрывок из сборника очерков В. А. Гиляровского «Москва и москвичи», в котором описана жизнь горожан в конце ХIХ – начале ХХ столетия:
«Безветренный снег валил густыми хлопьями, сквозь его живую вуаль изредка виднелись какие-то светлевшие пятна, и, только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это фонарь для освещения улиц, но он освещал только собственные стекла, залепленные сырым снегом».
2. Отрывок из повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»:
«Далее, ради Бога, далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом».
1. Как вы думаете, об одном и том же виде фонарей идет речь в отрывке?2. Как, в соответствии с текстом, можно охарактеризовать состояние освещения улиц города?3. Поразмышляйте и назовите несколько причин, почему освещение улиц масляными фонарями было неудобным.
Задание № 6.
Прочитайте текст о появлении на улицах Москвы газовых светильников:
«Первые проекты улучшения освещения в Москве, в том числе с использованием газа, начали поступать в Московскую городскую Думу ещё в 1849 году. Но либо предложения эти были невыгодны городу, либо сами предприятия к моменту принятия решения распадались. В итоге 29 января 1865 года контракт на распространение газового освещения в Москве был подписан. Уже полтора года спустя появились варианты с расширением географии распространения газового освещения – в Рогожскую, Лефортовскую и Басманную части. В 1867 году улицы Москвы освещали 3083 газовых фонаря, а общее число светильников было доведено до 9213».
1. Подумайте, в чем преимущество газовых фонарей по сравнению с масляными.2. Попробуйте определить причину, по которой газовое освещение не получило широкого распространения.3. На картине В. Е. Маковского «На бульваре», слева от гармониста изображен фонарь. Предположите, какой (масляный или газовый) фонарь изобразил художник. Что могло бы стать подсказкой для ответа на этот вопрос? (Если бы художник изобразил фонарщика, то мы точно знали бы, что он масляный, так как масляный фонарь заправляется, а к газовому фонарю подводился газ).
Многие москвичи отнеслись к газовым фонарям скептически просто потому, что не понимали, как может гореть воздух без фитиля. Поначалу они эксплуатировались только в пределах Садового кольца, за исключением Бульварного кольца и Замоскворечья. Остальные части Москвы по-прежнему освещались при помощи керосиновых фонарей.
Задание № 7.
Рассмотрите рекламные плакаты «Общества электрического освещения». Они появились в том же году, когда Московская городская дума заключила контракт с фирмой, которая поставляла электричество горожанам и занималась освещением улиц Москвы.
1. Назовите год появления электрического освещения на улицах Москвы.2. Обратите внимание на адрес конторы и справочного отдела «общества». Ознакомьтесь с материалами, предоставленными музеем истории Мосэнерго. Обоснуйте, в связи с чем было связано расположение электростанции на Москве-реке?3. Сохранило ли здание на Раушской набережной функцию электростанции? (дополнительная информация)
Задание № 8.
Рассмотрите диаграмму.
1. Проанализируйте соотношение разных видов освещения в разное время.2. Обоснуйте причину уменьшения источников уличного света в 1925 году.
Последний керосиновый фонарь в Москве погас только в 1926-м, а газовый – в 1932-м. Все они уступили место электрическому освещению. С тех пор поменялись лишь типы ламп: от ламп накаливания к светодиодным, а также росло их количество. К концу 2015-го их стало около 540 тысяч.
Задание № 9.
В июне 1941 года огни города погасли. Рассмотрите плакаты на слайде.
В связи с каким событием было связано отключение освещения улиц Москвы?
Задание № 10.
Прочитайте текст документа на слайде.
Что требовалось сделать жителям города – работникам фабрик и заводов, водителям – для выполнения правил светомаскировки?
Из дневника жителя Москвы П. Миллера: «Вечером – пылающий закат за большими Триумфальными воротами, чуть полевее. Около 11 часов вечера слонялся, ища трамвая, чтоб выбраться с Пресни. Жуткая тьма».
Задание № 11.
Посмотрите отрывок из фильма, снятый в послевоенное время (в 1954 году), где звучит песня на музыку И. Дунаевского «Огни Москвы».
1. Какие эмоции зрителям передают авторы фильма в этом отрывке?2. Какую функцию, помимо безопасности и удобства передвижения, осуществляет система освещения города?
Задание № 12.
В настоящее время освещение города всё же гаснет, не полностью, но частично. Это происходит один раз в год и продолжается один час.
Укажите, с какой целью частично отключается искусственное освещение?.
С каждым годом по решению Правительства Москвы увеличивается число зданий и объектов, на которых отключают иллюминацию на один час в связи с проведением «Часа Земли».
Задание № 13.
Посмотрите видеоролик о ночном городе.
Подберите максимальное количество прилагательных для описания ночной Москвы.
Дополнительные источники информации:
- Масло, газ и горожане: три века света на московских улицах.- Масляные фонари XVIII–XIX вв.
mosmetod.ru
Огни Москвы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Музей "Огни Москвы". Первый зал музея - история от лучины до керосинового фонаря Музей "Огни Москвы". Второй зал музея - история электрического освещения Музей "Огни Москвы". Четвертый зал музея, в котором находится Светотехническая лаборатория и Экспозиция исторических и необычных электрических лампочек. Музей "Огни Москвы". Часть витрины на стене холла первого этажа (при входе). Музей "Огни Москвы". Начало экспозиции второго зала - электрический фонарь и афишная тумба. Музей "Огни Москвы". В экспозиции "Исторические и необычные электрические лампочки" представлена "вечная лампочка" точно такая же какая работает с 1901 года по сей день и выставлена в пожарном депо г. Ливермор (Штат Калифорния США)«Огни Москвы» — московский музей, посвящённый истории осветительных приборов. Музей был открыт в 1980 году в Армянском переулке в здании палат Протопоповых (Милославских) XVII века.
Экспозиция
В собрании музея хранятся архивные и печатные материалы по светотехнике, истории освещения и электрочасофикации, фотографии и чертежи разного рода осветительных приборов, изобразительные материалы по истории Москвы.
Сотрудниками музея создан интерактивный фонд, состоящий из предметов быта, которые детям позволяется трогать руками.
Экскурсии, интерактивные занятия и праздничные программы в музее
Экскурсии
- Экскурсия по экспозиции музея «Огни Москвы» — знакомство с историей уличного освещения Москвы и развитием науки и техники. Продолжительность: 1 час.
- Экскурсия по экспозиции музея «Огни Москвы» на английском языке.
- Экскурсия по тематическим выставкам музея «Огни Москвы» — знакомство с отдельными темами, например История керосинового освещения, Иллюминация на праздники и коронации царей в Москве, «Исторические и необычные лампочки». 30-35 минут.
- Пешеходная экскурсия по вечерним переулкам с ручными фонариками. Для взрослых и детей от 10 лет. Продолжительность: 1 — 1,5 часа.
- Пешеходные экскурсии «Армянский переулок», «Москва 1812 года». Для взрослых и детей от 10 лет. Продолжительность: 1 час.
- Пешеходная экскурсия «От Фонаря». Для взрослых и детей от 14 лет. Экскурсия включает рассказ не только о фонарях, но и о районе, где они находятся.
Интерактивные занятия в музее
- «В гостях у старого уличного фонаря» Для школьников 1 — 4 классов. Знакомство с предметами старинного быта и участие детей в создании музейной экспозиции.
- Экскурсия по экспозиции музея «Огни Москвы» + Интерактивное занятие «В гостях у старого уличного фонаря». Для школьников 1—4 классов.
- «Что такое свет?». Для школьников 3 — 6 классов. Изучение природы света с использованием различных опытов.
- «Добывание огня». История добывания и сохранения огня в древности.
- Праздничная программа «Историческая дискотека». Для школьников 1 — 6 классов. Путешествие в прошлое: добывание огня, бал при свечах, хоровод и вальс под патефон.
- Праздничная программа «Новогоднее путешествие». Для детей от 7 до 12 лет.
- Праздничная программа «Новогодние традиции разных стран».
- Праздничная программа «Китайский Новый год». Для детей от 6 до 9 лет.
- Праздничная программа «Масленица». Для школьников 1 — 5 классов.
- Мастер-класс по росписи свечей.
День рождения в музее
- «Как на ваши именины». Для детей от 7 лет. Программа включает экскурсию по экспозиции (20 мин.), роспись свечей, письмо гусиными перьями, интерактивную программу «Историческая дискотека».
- «Огоньки для ёжика». Праздничная программа для детей от 3 до 6 лет.
- «Возрождение». Для детей от 10 до 12 лет.
Выездные занятия в школах
- «Путешествие в прошлое лампочки». Для школьников 1 — 4 классов.
- «Светлое воскресенье». Для школьников 1 — 4 классов.
- «Женитьба свечки». Для школьников 1 — 4 классов.
Автобусные экскурсии
- Вечерняя автобусная экскурсия «Огни Москвы». Продолжительность: 2,5 часа.
- Вечерняя автобусная экскурсия «Огни Москвы» с посещением музея «Огни Москвы». Продолжительность: 5 часов.
Общегородские мероприятия: Ночь музеев, Библионочь и другие
Музей участвует в общегородских открытых мероприятиях, таких как: Библионочь, Ночь музеев, СтартАп и других. В эти дни вход в музей бесплатный, в самом музее проводятся групповые экскурсии, во дворе соревнования по дворовым играм, мастер-классы, викторины, проходят выступления артистов и поэтов.
-
Ночь музеев. Выступление молодого поэта во дворе музея перед ожидающими экскурсии.
-
Ночь музеев. Соревнования по дворовым играм. Инструктаж новичка. Смотрите как горят глаза!
-
Ночь музеев. Игра в Резиночку - вспомнить детство золотое хочется всем!
-
Ночь музеев. Ведущая мастер-класса Классиков Валя Карташёва пробует силы в игре в Резиночку.
-
Ночь музеев. Главный специалист по игре - директор музея Наталья Потапова.
-
Ночь музеев. Соревнование в игре в Классики. Они уже летят к финишу!
-
Ночь музеев. Родительский конкурс - научить ребенка и заработать для него приз.
-
Ночь музеев. Передвижная экспозиция работ Студии "Абрис" Елены и Ольги Пискуновых.
-
Ночь музеев. Репортаж школьного телевидения WIF-TV.
-
Огни Москвы 10 часов вечера - зажжение керосинового фонаря во дворе музея.
Ссылки
wikipedia.green
Огни Москвы
Автор: Денис Ромодин, научный сотрудник Музея современной истории России
От факелов XVII века до светодиодов наших дней
Современная вечерняя Москва – одна из самых освещенных столиц мира. Проходя по ночным улицам города под множеством ярких фонарей, мимо зданий с неоновой рекламой и затейливой подсветкой, с трудом представляешь, что до первой трети XVIII в. в Москве не существовало централизованного освещения проезжих частей – и с наступлением сумерек улицы города пустели и становились весьма небезопасными. Припозднившийся прохожий легко мог стать жертвой «лихих людей» или же просто покалечиться из-за того, что мостовые представляли собой достаточно плачевное зрелище.
В Средние века улицы ночной столицы освещали лишь в дни каких-либо знаменательных событий. Так, осенью 1602 г., во время приезда датского принца Иоанна, за которого царь Борис Годунов собирался выдать свою дочь Ксению, на улицах и площадях Москвы были устроены специальные высокие жаровни, в которых жгли костры. А в 1699 г. Пётр I издал указ, обязывающий москвичей в темное время суток передвигаться по улицам с зажженными факелами. И лишь в 1730 г. по указу Анны Иоанновны в Москве появляется первое централизованное освещение: фонари, установленные на кронштейны, которые, в свою очередь, крепились на деревянных столбах, окрашенных белой и «дикой» (серо-голубой) масляной краской. Внутри фонарного короба находилась жестяная лампа с конопляным маслом. Они освещали очень малую территорию: такой фонарь освещал как 1–2 свечи. На ночь для одного такого светильника полагалось 24 золотника конопляного масла (1 золотник = 4,266 грамма), а хватало его всего на несколько часов (как правило, фонари гасли задолго до полуночи). Дело в том, что фонарщики нередко использовали масло для своих нужд: например, добавляли в кашу. Поэтому, чтобы отвадить фонарщиков употреблять казенное масло в пищу, в начале XIX в. в него начнут подливать скипидар.
Для обслуживания светильников каждый фонарщик снабжался непременным атрибутом – деревянной лестницей с железными гвоздями на концах. В среднем фонарщику за вечер приходилось зажигать до 150 фонарей, расположенных на протяжении нескольких километров.
Уже в первой трети XIX в. московские улицы начинают освещать так называемые варшавские фонари, в которых заливалось лампадное масло, но из-за высокой цены на него число таких фонарей не превысило 160. А в 1851 г. на Тверской улице вместо масляных фонарей появляются 100 спиртовых фонарей. Контроль над имуществом и расходованием жидкости осуществлял отставной унтер-офицер. В его распоряжении находились десять фонарных служителей, каждый из которых обязан был следить за горением фонарей в ночное время суток и тушить их в положенные часы.
Осветительный сезон в Москве длился восемь месяцев (с 1 сентября по 1 мая), причем зажигали фонари только восемнадцать ночей в месяц: в лунные ночи их использовать не полагалось. Зато во время больших празднеств вдобавок к масляным и спиртовым фонарям появлялись многочисленные иллюминации из «шкаликов» – стаканчиков с залитым салом, которые крепились на деревянных каркасах, установленных на фасадах зданий.
В 1863 г. Московская городская дума «объявляет тендер» на устройство городского освещения керосиновыми фонарями, и подряд получает французский подданный Ф. Боаталь. Незадолго до этого, в 1861 г., петербургское отделение немецкой фирмы «Сименс и Гальске» обращается к московскому генерал-губернатору с предложением об устройстве газового освещения на улицах Москвы. С тем же предложением обратилось еще несколько фирм в 1865 г. Московская городская дума заключает с голландским предпринимателем А. Букье и британским инженером Н. Гольдсмитом контракт на строительство газового завода и освещение Москвы газом сроком на 30 лет. Через три года близ Курско-Нижегородского вокзала (ныне Курский) были построены первые корпуса завода.
К концу XIX в. газовое освещение города модернизировалось, и на московских улицах появились фонари с газо-калильной сеткой, которая при накаливании испускала яркий свет. Устанавливались такие светильники на металлических столбах-колоннах, внутри которых помещался газовый стояк, соединенный с магистральной сетью газового завода. Однако такие конструкции эксплуатировались лишь в пределах Садового кольца (за исключением Замоскворечья и Бульварного кольца), остальные части города по-прежнему освещались при помощи керосиновых фонарей.
Первые уличные электрические фонари появляются в Москве в 1880 г.: на Петровских линиях, у ресторана «Яр», на территории фабрики купцов Алексеевых и в саду «Эрмитаж». А в 1883 г. – и на площадках вокруг храма Христа Спасителя. Дальнейшее развитие городского электрического освещения требовало бо́льших мощностей.
В 1886 г. Московская городская дума подписывает договор с Обществом городского освещения, а уже через год по проекту архитектора В. Д. Шера в Георгиевском переулке возводится первая электростанция (ныне Московский государственный выставочный зал «Новый Манеж»). Согласно этому договору, обществу разрешалось в течение 49 лет прокладывать электропроводку по улицам и площадям города.
С появлением нескольких видов освещения в городе начинается жесткая конкурентная борьба, вследствие которой газовая компания Букье и Гольдсмита несет огромные убытки и по истечении срока концессии, в 1905 г., газовый завод переходит в собственность городских властей, причем в довольно запущенном виде.
В 1912 г. столичные власти создают специальный Отдел освещения, который разрабатывает масштабный план по переустройству городского освещения. Однако полной реализации этого плана помешали Первая мировая война и революционные события 1917 г.
В конце 1920-х гг. городское освещение пришло в полный упадок: практически все фонари пострадали в дни октябрьских событий, керосин же растащили жители. В 1918 г. освещение улиц осуществлялось до 23 часов и только в зимнее время. И только с 1920 г., после принятия советским правительством плана электрификации России (план ГОЭЛРО), в Москве начинается восстановление разрушенного хозяйства освещения города. К 1931 г. в Москве ликвидируются все керосинокалильные фонари, а к 1932 г. – и все газовые.
Во второй половине 1930-х гг. на центральные улицы города на смену дореволюционным металлическим фонарным столбам Екатерининского завода и завода Смита приходят новые чугунные литые колонны, украшенные декоративными деталями, изготовленные на Мышегском заводе в Алексине (их все еще можно увидеть на 2-й Прядильной улице). В 1937 г. вдоль улицы Горького (с 1990 г. историческое название Тверская) на таких колоннах установили фонари с ртутными лампами, которые были гораздо мощнее традиционных ламп накаливания. А первой улицей, освещенной ртутными лампами стал Охотный Ряд. В это же время в городе появилась праздничная иллюминация и подсветка зданий. Для решения этой задачи в марте 1930 г. в Москве при тресте наружного освещения «Мосгорсвет» была создана Фабрика свето-художественных работ.
С 22 июня 1941 г. в Москве вводится военное положение, а с 30 июня – режим полного затемнения города. Таким образом, в вечернее и ночное время суток фонари не должны были нарушать темноту московских улиц. Главная проблема уличных фонарей, представлявших собой вазонообразные или шарообразные светильники, заключалась в том, что они очень хорошо были видны сверху и давали большой радиус света. Пришлось устанавливать специальное маскировочное освещение, которое использовалось в городе вплоть до 1944 г.
После окончания Великой Отечественной войны начинается восстановление городского хозяйства и подготовка к празднованию 800-летия со дня его основания. Мосгорисполком принимает решение о создании новых видов осветительных конструкций, при этом особое внимание уделяется их внешнему виду. Основные направление архитектуры конца 1940-х – первой половины 1950-х гг. способствует созданию художественных фонарных опор. Именно в эти годы на территории ВСХВ (Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Ныне ВДНХ – Выставка достижений народного хозяйства) появились оригинальные фонари-колосья, а городские площади были украшены опорами с ажурными кронштейнами (сохранились до нашего времени на Театральной, Пушкинской и Кудринской площадях). Они и сейчас выделяются своими роскошными гроздьями светильников, напоминающими струи фонтанов. К сожалению, большинство из таких затейливых кронштейнов середины XX в. были заменены в последующие десятилетия на довольно утилитарные и безликие.
Безусловно, что главным направлением деятельности властей в этой области была модернизация всей системы освещения. Поэтому уже в начале 1950-х гг. московские улицы оснащаются газоразрядными ртутными лампами, а на многих магистралях появляются весьма оригинальные фонари с люминесцентными лампами.
В 1950 г. выходит приказ Министерства торговли СССР № 830 «О состоянии торговой рекламы и мероприятиях по ее улучшению», а спустя 6 лет – циркулярное письмо того же министерства «О развитии и улучшении газосветной торговой рекламы». В результате на рубеже 1950–1960-х гг. город озаряется газосветной рекламой, агитационными и торговыми вывесками. Для треста «Газосвет» начинают работать известные художники-графики, которые придумывают затейливые шрифты и символику. В качестве опытной площадки выбирают улицу Горького и Ленинский проспект с новыми домами и современными магазинами.
С 1978 г. улицы города начинают освещаться новыми импортными светильниками с натриевыми лампами высокого давления. Такое освещение гораздо эффективнее. Однако в эти годы новые фонари (за редким исключением) не отличаются декоративным разнообразием и являются лишь функциональной частью городских магистралей.
В 1990-е гг. ситуация меняется. В 1994 г. на Манежной площади появляются декоративные светильники, которые, наряду с другими малыми архитектурными формами, становятся символами нового московского стиля. А на Тверской улице в 1996 г. устанавливаются стильные декоративные фонари. В этот же период в городе проходит мощная реконструкция городского освещения: начинает освещаться Московская кольцевая автодорога, а многие известные московские здания приобретают свое постоянное вечернее архитектурно-художественное освещение. Причем город становится светлее не только за счет более яркого уличного освещения, но и благодаря городской рекламе, которая буквально наводнила московские улицы.
Ситуация резко изменилась в 2013 г. в связи с решением о начале реконструкции московских улиц. Стартовой площадкой стало пространство Крымской набережной. К этому времени на российский рынок приходят светодиоды – маленькие, компактные и не требующие больших коробов. Именно они делают революцию в начале 2010-х гг. – не только в интерьерном, но в наружном освещении. Осенью 2013 г. на Крымской набережной зажигается новый свет – на новых, специально разработанных дизайнерских опорах. Вскоре и на других улицах появляется светодиодное освещение, которое вдобавок является более экономичным. В рамках городских программ начиная с 2015 г. московские улицы и переулки стали погружаться в капитальный ремонт, после которого на обновленных тротуарах наконец-то появились декоративные фонарные опоры. Некоторые из них были изготовлены по образцам сохранившихся старых опор первой половины XX в., благодаря помощи сотрудников музея «Огни Москвы», Музея Москвы и Музея современной истории России. На обновленной Тверской улице в 2016–2017 гг. появились реплики декоративных опор рубежа 1940–1950-х гг., а район Большой Никитской украсился опорами, стилизованными под фонари 1910-х гг. Не были забыты и окраины Москвы, где в парковых зонах появились новые изящные и современные опоры с фонарями, которые уже стали не только нужным функциональным элементом, но и украшением города.
Осталось только пригласить москвичей и гостей столицы полюбоваться вечерней Москвой. Пройдитесь по улицам города, и вы получите истинное удовольствие от его оригинального и яркого освещения!
lhistory.ru
мягкий вкус и радужное настроение
Казалась бы, наша страна не так уж давно влилась в список государств, активно использующих искусство барменов. Но при этом в международные анналы уже вошло достаточно много чисто русских коктейлей. Причем они признаны даже международными барменскими организациями. Среди них – коктейль «Московские огни», особенно полюбившийся дамам и сторонникам мягких напитков.
Околококтейльная легенда
Ни один составной алкогольный напиток не обходится без связанного с ним мифа. Имеет свою историю и коктейль «Московские огни». Согласно легенде, связан он с выставкой «Огни Москвы», открывшей экспозицию к 250-й годовщине уличного освещения столицы в олимпийский 1980 год. Четыре года спустя выставка переросла с одноименный музей, так и обосновавшийся в старинном особняке Армянского переулка. А еще немного погодя был создан коктейль «Московские огни» - теоретически, чтобы просмотр музейных экспонатов проходил живее.
Правда, остается неясным, где же в советские времена люди брали компоненты для не такого уж простого коктейля. Тем не менее версия происхождения прижилась и пользуется популярностью.
Коктейль «Московские огни»: состав, рецептура, подача
Напиток прославился в барах своей легкостью и нежностью. Втайне его даже называют алкогольным лимонадом. Но не стоит обольщаться: определенное коварство ему присуще. Пьется легко, а пьянит незаметно.
Чтобы приготовить коктейль «Московские огни», бокал типа «хайбол» наполняется льдом. Уже в этот охладитель наливаются ликеры – дынный и ананасовый. Каждого берется по 25 мл. Смесь доливается соками, ананасовым и апельсиновым. Объем каждого – 100 мл. Рекомендуется размешать напиток ложкой, но это не обязательно: компоненты хорошо смешиваются и самостоятельно. Традиционное украшение – кружок лайма и рядом с ним апельсиновый ломтик. Пьется медленно, с удовольствием, можно через соломинку, можно без нее.
Термины не путать!
Для тех, кто еще не очень опытен в барменской терминологии, считаем нужным сделать предупреждение: коктейль «Московские огни» и коктейль «Огни Москвы» - отнюдь не одно и то же. Второй представляет собой слоистый напиток, нижним уровнем которого является коньяк, а верхним – шампанское. Только очень тренированный специалист по приему алкогольных напитков сможет после бокала с таким коктейлем уйти из бара на своих ногах. Так что, угощая свою девушку, не перепутайте названия! Да и свои силы лучше не переоценивать, чтобы не испортить вечер.
fb.ru
Огни Москвы — Википедия РУ
«Огни Москвы» — московский музей, посвящённый истории осветительных приборов. Музей был открыт в 1980 году в Армянском переулке в здании палат Протопоповых (Милославских) XVII века.
Музей "Огни Москвы". Первый зал музея - история от лучины до керосинового фонаря Музей "Огни Москвы". Второй зал музея - история электрического освещения Музей "Огни Москвы". Четвертый зал музея, в котором находится Светотехническая лаборатория и Экспозиция исторических и необычных электрических лампочек. Музей "Огни Москвы". Часть витрины на стене холла первого этажа (при входе). Музей "Огни Москвы". Начало экспозиции второго зала - электрический фонарь и афишная тумба. Музей "Огни Москвы". В экспозиции "Исторические и необычные электрические лампочки" представлена "вечная лампочка" точно такая же какая работает с 1901 года по сей день и выставлена в пожарном депо г. Ливермор (Штат Калифорния США)Экспозиция
В собрании музея хранятся архивные и печатные материалы по светотехнике, истории освещения и электрочасофикации, фотографии и чертежи разного рода осветительных приборов, изобразительные материалы по истории Москвы.
Сотрудниками музея создан интерактивный фонд, состоящий из предметов быта, которые детям позволяется трогать руками.
Экскурсии, интерактивные занятия и праздничные программы в музее
Экскурсии
- Экскурсия по экспозиции музея «Огни Москвы» — знакомство с историей уличного освещения Москвы и развитием науки и техники. Продолжительность: 1 час.
- Экскурсия по экспозиции музея «Огни Москвы» на английском языке.
- Экскурсия по тематическим выставкам музея «Огни Москвы» — знакомство с отдельными темами, например История керосинового освещения, Иллюминация на праздники и коронации царей в Москве, «Исторические и необычные лампочки». 30-35 минут.
- Пешеходная экскурсия по вечерним переулкам с ручными фонариками. Для взрослых и детей от 10 лет. Продолжительность: 1 — 1,5 часа.
- Пешеходные экскурсии «Армянский переулок», «Москва 1812 года». Для взрослых и детей от 10 лет. Продолжительность: 1 час.
- Пешеходная экскурсия «От Фонаря». Для взрослых и детей от 14 лет. Экскурсия включает рассказ не только о фонарях, но и о районе, где они находятся.
Интерактивные занятия в музее
- «В гостях у старого уличного фонаря» Для школьников 1 — 4 классов. Знакомство с предметами старинного быта и участие детей в создании музейной экспозиции.
- Экскурсия по экспозиции музея «Огни Москвы» + Интерактивное занятие «В гостях у старого уличного фонаря». Для школьников 1—4 классов.
- «Что такое свет?». Для школьников 3 — 6 классов. Изучение природы света с использованием различных опытов.
- «Добывание огня». История добывания и сохранения огня в древности.
- Праздничная программа «Историческая дискотека». Для школьников 1 — 6 классов. Путешествие в прошлое: добывание огня, бал при свечах, хоровод и вальс под патефон.
- Праздничная программа «Новогоднее путешествие». Для детей от 7 до 12 лет.
- Праздничная программа «Новогодние традиции разных стран».
- Праздничная программа «Китайский Новый год». Для детей от 6 до 9 лет.
- Праздничная программа «Масленица». Для школьников 1 — 5 классов.
- Мастер-класс по росписи свечей.
День рождения в музее
- «Как на ваши именины». Для детей от 7 лет. Программа включает экскурсию по экспозиции (20 мин.), роспись свечей, письмо гусиными перьями, интерактивную программу «Историческая дискотека».
- «Огоньки для ёжика». Праздничная программа для детей от 3 до 6 лет.
- «Возрождение». Для детей от 10 до 12 лет.
Выездные занятия в школах
- «Путешествие в прошлое лампочки». Для школьников 1 — 4 классов.
- «Светлое воскресенье». Для школьников 1 — 4 классов.
- «Женитьба свечки». Для школьников 1 — 4 классов.
Автобусные экскурсии
- Вечерняя автобусная экскурсия «Огни Москвы». Продолжительность: 2,5 часа.
- Вечерняя автобусная экскурсия «Огни Москвы» с посещением музея «Огни Москвы». Продолжительность: 5 часов.
Общегородские мероприятия: Ночь музеев, Библионочь и другие
Музей участвует в общегородских открытых мероприятиях, таких как: Библионочь, Ночь музеев, СтартАп и других. В эти дни вход в музей бесплатный, в самом музее проводятся групповые экскурсии, во дворе соревнования по дворовым играм, мастер-классы, викторины, проходят выступления артистов и поэтов.
-
Ночь музеев. Выступление молодого поэта во дворе музея перед ожидающими экскурсии.
-
Ночь музеев. Соревнования по дворовым играм. Инструктаж новичка. Смотрите как горят глаза!
-
Ночь музеев. Игра в Резиночку - вспомнить детство золотое хочется всем!
-
Ночь музеев. Ведущая мастер-класса Классиков Валя Карташёва пробует силы в игре в Резиночку.
-
Ночь музеев. Главный специалист по игре - директор музея Наталья Потапова.
-
Ночь музеев. Соревнование в игре в Классики. Они уже летят к финишу!
-
Ночь музеев. Родительский конкурс - научить ребенка и заработать для него приз.
-
Ночь музеев. Передвижная экспозиция работ Студии "Абрис" Елены и Ольги Пискуновых.
-
Ночь музеев. Репортаж школьного телевидения WIF-TV.
-
Огни Москвы 10 часов вечера - зажжение керосинового фонаря во дворе музея.
http-wikipediya.ru
Музей «Огни Москвы» в Москве
Это одно из самых неординарных мест столицы, посвященное весьма прозаическому явлению — городскому освещению. Месторасположение музея (в Замоскворечье) предопределило его направленность. Он хранит в своих фондах все, что так или иначе затрагивает тему истории осветительных уличных или бытовых приборов.
Музей «Огни Москвы» открылся в 1980 г. на базе выставки, посвященной 250-летию со дня появления уличного освещения в столице. Для ее проведения городом были выделены боярские палаты XVII века — бывшая резиденция Милославских (И.И. Протопопова). Мероприятие прошло с огромным успехом, потому было принято решение оставить выставочные образцы в качестве постоянной экспозиции нового музея.
На свидание с историей города настраиваешься перед порогом музея. В сквере Армянского переулка, около входа, горят старинные фонари — масляные, электрические, керосиновые — они задают тон предстоящей встрече.
Музей «Огни Москвы» — необычное место, посвященное истории фонарного дела в столице. Узнайте, как освещали город несколько веков назад, посмотрите на настоящие лучины, сравните их неверный свет с лучом ручного или уличного фонаря. Также в экспозиции представлены самые разные лампы, электрические часы, есть даже современный пульт управления освещением в столице.
Самые любопытные посетители — дети. Для того, чтобы они чувствовали себя вольно, организаторами создан особый фонд бытовых предметов, которые разрешено трогать руками. В этом музее особое отношение к ребятам. Его социально ориентированный проект «СВЕТлое детство», разработанный для детей с особыми потребностями, в 2008 г. был признан победителем V конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» и получил грант на развитие. Сотрудниками музея были созданы методики для работы экскурсоводов с ребятами, нуждающимися в коррекционной поддержке. Это инновационный проект, который не имел аналогов в нашей стране.
Для ребят проводятся детские праздники, мастер классы, тематические мероприятия и интерактивные программы. В музее можно отмечать дни рождения или узнавать историю родного города, устраивать праздничную программу или учиться добывать огонь.
Именно здесь вы сможете ощутить себя фонарщиком — настоящим борцом с ночной тьмой. А еще научитесь рисовать люминисцентными красками и познаете все тонкости фонарного искусства.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
kudago.com