ТЭЦ-ЗИЛ: какая судьба ждет монстра великой индустриальной эпохи. Тэц зил


ТЭЦ ЗИЛ - Москва

Площадь участка 12,4 Га Установленная мощность 100 МВт, 625 гКал/час.

В ближайшее время планируется вывод ТЭЦ ЗИЛ из эксплуатации в рамках ликвидации неэффективной теплогенерации.

Принадлежащая АМО ЗИЛ электростанция (ТЭЦ ЗИЛ) сооружалась для обеспечения завода электроэнергией, теплом, горячей водой и технологическим паром. Первая очередь ТЭЦ ЗИЛ была введена в эксплуатацию в 1937 году, вторая – в период с 1971 по 1983 годы. Установленная электрическая мощность ТЭЦ ЗИЛ составляет 125 МВт, тепловая – 567 Гкал/ч. На сегодняшний день оборудование электростанции физически изношено и морально устарело, в связи с чем было принято решение о выводе ТЭЦ ЗИЛ из эксплуатации.

ТЭЦ имеет богатую историю:Яков Джугашвили – сын И.В. Сталина от первого брака работал в одной из организаций на строительстве ТЭЦ. С 14 ноября 1936 года Яков был зачислен на ТЭЦ-ЗИЛ инженером машин электрического цеха.

Во время войны для обеспечения работ на новых производственных площадках необходимо было эвакуировать часть энергетического оборудования ТЭЦ-ЗИЛ. Для ведения противовоздушной разведки на зданиях завода расположили посты воздушного наблюдения, в том числе и на главном здании ТЭЦ.

125-метровая труба служила ориентиром для фашистских лётчиков, которым была поставлена задача уничтожить все стратегические объекты в Москве. 2 августа 1941 года было принято решение уменьшить высоту дымовой трубы до 40 метров направленным взрывом.

В 1946 году начались работы по восстановлению трубы, которые длились 5 месяцев. Одновременно началась реконструкция системы золоулавливания и гидрозолоудаления. На правом берегу реки Москвы был отведён участок для устройства золоотвала. Иван Алексеевич Лихачёв, лично проверяя ход работ, увидел на участке урожай капусты. Он запретил производить работы по устройству ограждающих дамб до снятия урожая. Разрешил занять только небольшой участок для устройства стапельной дорожки.

В 1953 году советское правительство приняло решение об оказании помощи Китайской Народной Республике в строительстве первого автомобильного завода. В 1955–1956 гг. на ТЭЦ-ЗИЛ проходил производственную практику в электрическом цехе инженер энергетик из КНР, Цзян Цзэминь (будущий председатель КНР). В 1956 году для автозавода в КНР был построен лонжеронный пресс №1. Его сборка и испытание проводились в машинном зале ТЭЦ-ЗИЛ.

В 1970 году в связи с проведением реконструкции завода, принято решение об увеличении мощности ТЭЦ. Началось строительство нового энергоблока, дымовой трубы и сооружение ХВО-2.

В конце 2016 года архитектурное бюро «Проект Меганом» предложило создать в здании старой ТЭЦ арт-центр.«У этого строения особая атмосфера, стиль и мысль, оно буквально предназначено для организации арт-пространства. Более того, демонтировать две трубы высотой по 200 метров - непростая инженерная задача, да и не дешевая. Их проще сохранить и пускать через них цветной дым, создавая необходимый образ всему арт-центру», - подчеркнул архитектор Ю. Григорян.

moek.ru/ru/press-center/news-releases/1708-moek-obespec...

wikimapia.org

ТЭЦ-ЗИЛ

Теплоэлектроцентраль Завода имени Лихачева функционирует с 1936 года и обеспечивала энергией старейшую автомобилестроительную компанию - Завод имени Лихачева (АМО "ЗиЛ") площадью 275 га. Архитектурный проект комплекса зданий ТЭЦ-ЗИЛ разрабатывался в проектной мастерской архитекторов братьев Весниных и является достойным примером промышленной архитектуры в стиле конструктивизма.

ТЭЦ-ЗИЛ имеет богатую историю:

  • Яков Джугашвили - сын И.В. Сталина от первого брака работал в одной из организаций на строительстве ТЭЦ. С 14 ноября 1936 года Яков был зачислен на ТЭЦ-ЗИЛ инженером машин электрического цеха.
  • Во время войны для обеспечения работ на новых производственных площадках необходимо было эвакуировать часть энергетического оборудования ТЭЦ-ЗИЛ. Для ведения противовоздушной разведки на зданиях завода расположили посты воздушного наблюдения, в том числе и на главном здании ТЭЦ.
  • 125 метровая труба служила ориентиром для фашистских летчиков, которым была поставлена задача уничтожить все стратегические объекты в Москве. 2 августа 1941 года было принято решение уменьшить высоту дымовой трубы до 40 метров направленным взрывом.
  • В 1946 году начались работы по восстановлению трубы, которые длились 5 месяцев. Одновременно началась реконструкция системы золоулавливания и гидрозолоудаления. На правом берегу реки Москвы был отведен участок для устройства золоотвала. Иван Алексеевич Лихачев, лично проверяя ход работ, увидел на участке урожай капусты. Он запретил производить работы по устройству ограждающих дамб до снятия урожая. Разрешил занять только небольшой участок для устройства стапельной дорожки.
  • В 1953 году советское правительство приняло решение об оказании помощи Китайской Народной Республике в строительстве первого автомобильного завода. В 1955-1956 году на ТЭЦ-ЗИЛ проходил производственную практику в электрическом цехе инженер энергетик из КНР, Цзян Цзэминь (будущий председатель КНР). В 1956 году для автозавода в КНР был построен лонжеронный пресс №1. Его сборка и испытание проводились в машинном зале ТЭЦ-ЗИЛ.
  • В 1970 году в связи с проведением реконструкции завода, принято решение об увеличении мощности ТЭЦ. Началось строительство нового энергоблока, дымовой трубы и сооружение ХВО-2.
На сегодняшний день, московскими властями совместно с энергетическими компаниями было принято решение вывести ТЭЦ-ЗИЛ из эксплуатации из-за износа оборудования. При этом стоит задача сохранить часть зданий как наследие конструктивизма.

um.mos.ru

какая судьба ждет монстра великой индустриальной эпохи » Вcероссийский отраслевой интернет-журнал «Строительство.RU»

Судьбу грандиозного индустриального монстра эпохи великих проектов — ТЭЦ-ЗИЛ — обсудили участники дискуссии, развернувшейся на Энергетическом форуме-2016 (ENES), который открылся 23 ноября в московском Гостином дворе.

 

Работы в районе столичной промзоны ЗИЛ идут полным ходом. Три крупнейших застройщика: ЛСР, АФК-Система и Группа компаний ТЭН, — возводят здесь жилье, объемы которого, даже по самым скромным оценкам, превысят самые крупные проекты последних лет.

Не совсем ясной остается пока судьба ТЭЦ-ЗИЛ, которая в советское время снабжала автомобильный гигант теплом. Что будет с, увы, кардинально устаревшим «монстром» — на сегодня вопрос открытый. ТЭЦ занимает целых 12 га территории, хозяина у нее пока нет. Не назначена даже и дата тендера.

Между тем уже известно, что ТЭЦ-ЗИЛ будет выводиться из промзоны, а ее мощности переключат на другие, более современные и модернизированные теплоэлектростанции, среди которых называют ТЭЦ-8 и ТЭЦ-9.

 

Что предлагают теплоэнергетики

На ТЭЦ-ЗИЛ установлено оборудование 1936 года выпуска, модернизации оно не проходило. Однако станция в текущем режиме продолжает снабжать подключенных к ней потребителей.

— Сложность здесь в том, что полностью перекрывать теплоснабжение нельзя, — поясняет директор КП «Московская энергетическая дирекция» Денис Стоякин. — ТЭЦ продолжает давать тепло прилегающим жилым и общественным зданиям. Среди них, например, недавно построенный крупный ледовый дворец, где проходят соревнования международного уровня.

В этой ситуации переход должен быть мягким и безболезненным для пользователей. Энергетики заявляют, что уже выстроена схема, по которой мощности будут поэтапно переключаться на новое модернизированное оборудование.

Многих волнует и вопрос, а справятся ли планируемые преемники — ТЭЦ-8 и ТЭЦ-9 — с колоссальными нагрузками, которые теперь лягут на их плечи? 

— Обрушения системы не будет, — пообещал «Строительству.RU» главный инженер ПАО «Мосэнерго» Сергей Ленев. — Запаса мощности как по электрической, так и по тепловой части хватит, чтобы полностью обеспечить энергоснабжение зоны ЗИЛа.

По его словам, на станциях-дублерах специально «под проект» установлены современные блоки, более дешевые, экологичные и экономичные, позволяющие получать дешевую тепловую энергию.

 

Что предлагают архитекторы

Конкурс на концепцию развития промзоны ЗИЛ выиграло архбюро «Проект Меганом». Именно оно занимается сейчас проектом реконструкции ЗИЛовской промзоны. У этого бюро свое видение будущего мини-города в целом и ТЭЦ-ЗИЛ в частности. «Меганом» ратует за сохранение памятника великой индустриальной эпохи.

— Надеемся, что сноса такого знакового объекта, как ТЭЦ-ЗИЛ, не будет, — говорит представитель проектной части архбюро «Меганом» Даниил Никишин. — Сносить такую громадину — это огромные затраты. Не говоря уже о том, что это будет невосполнимой потерей в моральном плане — ведь часть зданий ТЭЦ спроектирована видными архитекторами эпохи конструктивизма — братьями Весниными.

Архитекторы предлагают сделать ТЭЦ-ЗИЛ новым местом притяжения, «городским магнитом».

— Здесь необходимо сохранить память места, память о великой индустриальной эпохе, — считает Даниил Никишин.

Эксперт отметил и второй важный момент. Когда создается новое общественное пространство, территория вокруг капитализируется, повышается ценность застраиваемых рядом площадей. Очень кстати оказалось, что объект находится рядом с центральным кольцом ЗИЛ, возле будущего скоростного шоссе, что создает достаточно простой доступ к этой территории.

Ну и, наконец, культурный контекст. Когда все мощности будут окончательно выведены, на территории пустующей станции, вероятнее всего, будет создан культурно-образовательный кластер. Есть шанс, что здесь появится Музей технологий. Возможно, удастся сохранить часть старого оборудования, запустить некий интерактивный проект.

Очень яркий визуальный знак — трубы. По сути, на ЗИЛе сейчас три доминанты: три здания высотой до 150 м. А трубы ТЭЦ-ЗИЛ имеют высоту 186 м — поэтому они видны с доброй половины территории ЗИЛа.

— Здесь можно запустить игровой интерактивный проект: поставить парогенераторы, подсветку и использовать их в качестве полноценного художественного объекта, проекционного экрана и т.д., — предлагает архитектор.

Кстати, примеров джентрификации — то есть необычного использования промышленных объектов, причем с минимальными вложениями, — в мире уже немало. Достаточно вспомнить самый известный пример — электростанцию в Лондоне, переоборудованную в Музей современного искусства. Когда-то деградирующая территория сейчас активно развивается за счет появления интересного в архитектурном и функциональном плане объекта.

Замедляет работу архитекторов лишь то, что у площадки, на которой находится ТЭЦ-ЗИЛ, пока нет хозяина. В конечном итоге именно он будет решать окончательную судьбу территории и находящегося на ней интереснейшего индустриального объекта. Надеемся, в пользу самого объекта.

Елена МАЦЕЙКО

Фото: архбюро «Меганом», stroi.mos.ru, tgc-2.ru

 

rcmm.ru

Трубы ТЭЦ «ЗИЛа» будут выпускать цветной дым — Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Арт-центр планируется создать в здании старой ТЭЦ, расположенной рядом с бывшим заводом им. Лихачева (ЗИЛ), сообщил руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом» Юрий Григорян.

«Это старое здание, которое сегодня не может обеспечивать нужды нового района ЗИЛа. Безусловно, этому строению необходимо придумать новое назначение, и арт-центр был бы подходящей функцией для него», - рассказал Ю. Григорян «Интерфакс-Недвижимость».

Он отметил, что хотя здание и не обладает статусом памятника, у него есть все признаки конструктивистского строения и его надо сохранить.

«У этого строения особая атмосфера, стиль и мысль, оно буквально предназначено для организации арт-пространства. Более того, демонтировать две трубы высотой по 200 метров - непростая инженерная задача, да и не дешевая. Их проще сохранить и пускать через них цветной дым, создавая необходимый образ всему арт-центру», - подчеркнул архитектор.

Напомним, в ходе реорганизации территории ЗИЛа планируется вывести из эксплуатации расположенную здесь ТЭЦ.

Ранее заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин заявил о формировании нового общественного и культурного пространства на территории бывшей промзоны «ЗИЛ».

«Застройка территории бывшего завода им. Лихачева будет комплексной. Она предполагает возведение не только жилья, но и социальных объектов и новых мест приложения труда», - сказал М. Хуснуллин.

По его словам, в промзоне «ЗИЛ» построят около 6,2 млн кв. м недвижимости, из них около 3,5 млн «квадратов» жилья. Проект по обновлению этой территории планируется завершить в течение 10 лет.

Информационная служба портала Стройкомплекса

stroi.mos.ru

ЗИЛ - новая глава в истории легенды. Взгляд архитектора.

10 июля в лектории, установленном в парке им. Горького Комплексом городского хозяйства в рамках Московского урбанистического форума , прошла дискуссия на тему «ТЭЦ-ЗИЛ – новая глава в истории легенды». Участниками мероприятия стали Даниил Никишин и Михаил Бейлин, партнеры архитектурной группы «Горожане/CITIZENSTUDIO», а также представитель объединения «АрхНадзор» Евгения Грачева. Они обсудили судьбу антикварной ТЭЦ-ЗИЛ индустриальной эпохи великих проектов.

В скором будущем мощности одной из старейших ТЭЦ нашей страны: «сердце» первого государственного автомобильного завода ЗИЛ будут окончательно выведены. Есть множество идей по созданию на территории станции культурно-образовательного кластера. Возможно, ТЭЦ-ЗИЛ станет современным Музеем энергетики, где удастся сохранить часть старого оборудования и запустить интерактивный проект с их использованием. А дымовые трубы ТЭЦ-ЗИЛ, символизирующие городские маятники и возвышающиеся на высоту 186 и 125 метров, смогут стать инновационной обзорной площадкой.

—Примеров джентрификации , т. е. необычного использования промышленных объектов, в мире достаточно много,— рассказал Даниил Никишин.­— Среди них такие известные проекты, как Shanghai power station of art в Шанхае, бывшая фабрика Toffee в Великобритании, Riga museum of contemporary art в Риге, а также бывшая электростанция Canadenca в Барселоне. Существуют разные подходы к редевелопменту подобных территорий. Среди которых, сохранение объектов как самостоятельного городского элемента. Также возможно включение объекта в новый контекст территории, но в любом случае существуют множество проблем адаптации подобных объектов.

— Один из вариантов редевелопмента дымовых труб на территории ТЭЦ-ЗИЛ – это позиционирование объекта, как самостоятельного городского элемента - лэндмарк. В рамках нашего проекта «Periscope ЗИЛ »Предлагается преобразовать трубы в городской аттракцион «Колесо обозрения» с вертикальным движением,— говорит Михаил Бейлин. — Этот иновационный подход сделает ТЭЦ-ЗИЛ новым местом притяжения горожан и гостей столицы, которые смогут в полной мере насладиться достопримечательностями города с высоты многоэтажного здания.

— Надеемся, что сноса такого знакового объекта, как ТЭЦ-ЗИЛ, не будет, — говорит представитель объединения "АрхНадзор" Евгения Грачева — Это будет невосполнимой потерей для города — ведь часть зданий ТЭЦ-ЗИЛ спроектирована в мастерской братьев Весниных по канонам конструктивизма, и является неотъемлемой частью эпохи индустриализации. 

kpmed.mos.ru

Одна из старейших ТЭЦ-ЗИЛ закончила 80-й отопительный сезон

Старая котельная. Фото из архива АМО ЗИЛ.

19 мая завершила свою работу одна из старейших теплоэлектроцентралей нашей страны: «сердце» первого государственного автомобильного завода ЗИЛ. ТЭЦ-ЗИЛ была пущена в эксплуатацию в сентябре 1937 года. Проектирование станции началось в 1933 году, когда Правительством было принято решение о реконструкции завода. Подобных заводов в Европе в то время не было. Для обеспечения завода необходимым количеством энергоносителей надо было построить собственную мощную теплоэлектроцентраль, оснащенную современным энергетическим оборудованием для производства электроэнергии и тепла. Строительство ТЭЦ стало одним из самых сложных и ответственных объектов реконструкции.

За работу взялись одновременно несколько ведущих проектных организаций страны. Площадка для строительства ТЭЦ была выбрана на берегу Москвы-реки, что исключало необходимость строить дорогостоящие градирни.

В 1937 приняты на баланс ТЭЦ-ЗИС следующие объекты: главное здание ТЭЦ, дымовая труба 125 метров, здание распредустройства, главный щит управления, здание химводоочистки, здание береговых сооружений, комплекс зданий углепередачи, тоннели по ТЭЦ, открытый склад топлива.

Ручная бурильная установка.

Когда стало ясно, что ТЭЦ-ЗИЛ уже не в состоянии обеспечить надежное и бесперебойное теплоснабжение потребителей, в связи с масштабной застройкой «Полуострова ЗИЛ», было принято решение перевести нагрузки на ближайшие теплоэлектроцентрали. Установленная электрическая и тепловая мощность ТЭЦ-8 и ТЭЦ-9 в общей сложности в несколько раз превышает показатели ТЭЦ-ЗИЛ.

В результате повысится надежность и эффективность энергоснабжения потребителей и улучшиться экологическая обстановка в районе. В отличие от старой ТЭЦ-ЗИЛ, на ТЭЦ-9 и ТЭЦ-8 проведены работы по модернизации и техническому перевооружению станций.

Проект дополненной реальности: «Реорганизация ТЭЦ-ЗИЛ»

kpmed.mos.ru

ТЭЦ-ЗИЛ: какая судьба ждет монстра великой индустриальной эпохи

Кто будет отапливать и освещать новую застройку промзоны ЗИЛ

Судьбу грандиозного индустриального монстра эпохи великих проектов  — ТЭЦ-ЗИЛ — обсудили участники дискуссии, которая развернулась Энергетическом форуме-2016 (ENES), который 23 ноября открылся в московском Гостином дворе.

 

Работы в районе столичной промзоны ЗИЛ идут полным ходом. Три крупнейших застройщика: ЛСР, АФК-Система и Группа компаний ТЭН, — возводят здесь жилье, объемы которого, даже по самым скромным оценкам, превысят самые крупные проекты последних лет.

Не совсем ясной остается пока судьба ТЭЦ-ЗИЛ, которая в советское время снабжала автомобильный гигант теплом. Что будет с, увы, кардинально устаревшим «монстром» — на сегодня вопрос открытый. ТЭЦ занимает целых 12 га территории, хозяина у нее пока нет. Не назначена даже и дата тендера.

Между тем уже известно, что ТЭЦ-ЗИЛ будет выводиться из промзоны, а ее мощности переключат на другие, более современные и модернизированные теплоэлектростанции, среди которых называют ТЭЦ-8 и ТЭЦ-9.

 

Что предлагают теплоэнергетики

На ТЭЦ-ЗИЛ установлено оборудование 1936 года выпуска, модернизации оно не проходило. Однако станция в текущем режиме продолжает снабжать подключенных к ней потребителей.

— Сложность здесь в том, что полностью перекрывать теплоснабжение нельзя, — поясняет директор КП «Московская энергетическая компания» Денис Стоякин. — ТЭЦ продолжает давать тепло прилегающим жилым и общественным зданиям. Среди них, например, недавно построенный крупный ледовый дворец, где проходят соревнования международного уровня.

В этой ситуации переход должен быть мягким и безболезненным для пользователей. Энергетики заявляют, что уже выстроена схема, по которой мощности будут поэтапно переключаться на новое модернизированное оборудование.

Многих волнует и вопрос, а справятся ли планируемые преемники — ТЭЦ-8 и ТЭЦ-9 — с колоссальными нагрузками, которые теперь лягут на их плечи?

— Обрушения системы не будет, — пообещал «Строительству.RU» главный инженер ПАО «Мосэнерго» Сергей Линев. — Запаса мощности как по электрической, так и по тепловой части хватит, чтобы полностью обеспечить энергоснабжение зоны ЗИЛа.

По его словам, на станциях-дублерах специально «под проект» установлены современные блоки, более дешевые, экологичные и экономичные, позволяющие получать дешевую тепловую энергию.

 

Что предлагают архитекторы

Конкурс на концепцию развития промзоны ЗИЛ выиграло архбюро «Проект Меганом». Именно оно занимается сейчас проектом реконструкции ЗИЛовской промзоны. У этого бюро свое видение будущего мини-города в целом и ТЭЦ-ЗИЛ в частности. «Меганом» ратует за сохранение памятника великой индустриальной эпохи.

— Надеемся, что сноса такого знакового объекта, как ТЭЦ-ЗИЛ, не будет, — говорит представитель проектной части архбюро «Меганом» Даниил Никишин. — Сносить такую громадину — это огромные затраты. Не говоря уже о том, что это будет невосполнимой потерей в моральном плане — ведь часть зданий ТЭЦ спроектирована видными архитекторами эпохи конструктивизма — братьями Весниными.

Архитекторы предлагают сделать ТЭЦ-ЗИЛ новым местом притяжения, «городским магнитом».

— Здесь необходимо сохранить память места, память о великой индустриальной эпохе, — считает Даниил Никишин.

Эксперт отметил и второй важный момент. Когда создается новое общественное пространство, территория вокруг капитализируется, повышается ценность застраиваемых рядом площадей. Очень кстати оказалось, что объект находится рядом с центральным кольцом ЗИЛ, возле будущего скоростного шоссе, что создает достаточно простой доступ к этой территории.

Ну и, наконец, культурный контекст. Когда все мощности будут окончательно выведены, на территории пустующей станции, вероятнее всего, будет создан культурно-образовательный кластер. Есть шанс, что здесь появится Музей технологий. Возможно, удастся сохранить часть старого оборудования, запустить некий интерактивный проект.

Очень яркий визуальный знак — трубы. По сути, на ЗИЛе сейчас три доминанты: три здания высотой до 150 м. А трубы ТЭЦ-ЗИЛ имеют высоту 186 м — поэтому они видны с доброй половины территории ЗИЛа.

— Здесь можно запустить игровой интерактивный проект: поставить парогенераторы, подсветку и использовать их в качестве полноценного художественного объекта, проекционного экрана и т.д., — предлагает архитектор.

Кстати, примеров джентрификации — то есть необычного использования промышленных объектов, причем с минимальными вложениями, — в мире уже немало. Достаточно вспомнить самый известный пример — электростанцию в Лондоне, переоборудованную в Музей современного искусства. Когда-то деградирующая территория сейчас активно развивается за счет появления интересного в архитектурном и функциональном плане объекта.

Замедляет работу архитекторов лишь то, что у площадки, на которой находится ТЭЦ-ЗИЛ, пока нет хозяина. В конечном итоге именно он будет решать окончательную судьбу территории и находящегося на ней интереснейшего индустриального объекта. Надеемся, в пользу самого объекта.

Елена МАЦЕЙКО

Фото: архбюро «Меганом», stroi.mos.ru, tgc-2.ru

http://www.rcmm.ru

 

xn--90a1aec.xn--p1ai